logo
Книга Интеграция

9.4. Единое экономическое пространство (еэп)

Название новой организации было введено в политический оборот 23 февраля 2003 г., когда в Москве на встрече президентов четырех стран СНГ  России, Белоруссии, Украины и Казахстана − было объявлено о подготовке к сентябрю 2003 г. «Соглашения о формировании единого экономического пространства, согласованной экономической политики по ряду направлений, гармонизации соответствующего законодательства и создании единой регулирующей межгосударственной независимой комиссии по торговле и тарифам».

19 сентября президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана подписали в Ялте Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). Как говорится в документе, основой функционирования ЕЭП должны быть принципы свободной торговли: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы без оговорок, исключений и особых статусов. Соглашение предусматривает «формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, согласование таможенно-тарифной и макроэкономической политики, а также выравнивание цен на энергоносители в странах-участницах».

Для координации действий в рамках ЕЭП создается наднациональный орган, решения которого обязательны для стран-участниц, а голоса в нем распределяются между странами-участницами пропорционально размерам их ВВП (на ВВП РФ приходится 80 % всего совокупного ВВП «четверки»). Поэтому подписание той части соглашения, которая подразумевает «выработку механизма согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграцию», − важный для России результат. Каждый участник может самостоятельно определять, в каких именно интеграционных проектах он будет участвовать и в какой степени. Киев отстаивал этот принцип, так как намерен пока ограничиться лишь участием в зоне свободной торговли и уравниванием цен на энергоносители, а варианты с Таможенным союзом и тем более с единой валютой Украиной не рассматриваются. Украина также, в отличие от других стран-партнеров, отрицательно относится к идее наднационального регулирования.

В то же время, извлекая урок из неэффективности многолетних попыток Таможенного союза пяти стран СНГ, так и не увенчавшегося успехом, в соглашении о ЕЭП зафиксировано: как только стороны проходят какой-то этап в проведении унификации, они подписывают соответствующий документ и передают национальные полномочия единому наднациональному органу. Так же, как и в Европе, где таможенные пошлины устанавливает не Париж или Берлин, а Брюссель, где действует единый директорат, который разрабатывает регламенты в области таможенных пошлин.

Украине выгодно не столько единое экономическое пространство, сколько создание зоны свободной торговли. В отношении ряда украинских товаров (прежде всего труб, кондитерских изделий, сахара) в России действуют квоты и высокие импортные пошлины, а режим свободной торговли предполагает их отмену. Киев, став членом единого пространства, может добиться поставок энергоносителей по сниженным ценам, и себестоимость украинских товаров станет еще ниже. Это позволит увеличить как экспорт в Россию, так и привлечет инвестиции в Украину для создания производств, ориентированных на российский рынок.

По оценкам некоторых экспертов, после смены руководства Украины и в связи с его активным стремлением вступить в НАТО и ЕС, новый документ может остаться лишь политической декларацией, поскольку ЕЭП без Украины, по-видимому, потеряет смысл, хотя ЕС твердо дал понять, что вступление Украины потребует 15−20 лет (если вообще состоится). Представляется, что экономическое сотрудничество со странами − членами ЕЭП соответствует коренным интересам украинского народа в силу разнообразных тесных экономических связей, в том числе кооперационных связей между сотнями предприятий многих отраслей, включая авиакосмическую промышленность, станкостроение и т. д.