logo
Книга Интеграция

Тема 4.

ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ И

МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

4.1. Этапы западноевропейской интеграции

В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), а также расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ).

Первый этап (19511957 гг.). 18 апреля 1951 г. в Париже был подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое (точнее, секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность).

У истоков интеграции стояли видные французские политические деятели того времени Робер Шуман и Жан Моннэ. В декларации министра иностранных дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., обратившегося от имени своего правительства к правительству Германии, было предложено положить конец раздробленности Европы, традиционному франко-германскому соперничеству и установить равноправные партнерские отношения между странами в рамках международной кооперации. Начать европейское строительство предлагалось, поставив все производство угля и стали во Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате, однако, Парижский договор о создании ЕОУС объединил 6 стран Европы.

В рамках ЕОУС отменялись импортные и экспортные пошлины, любые количественные ограничения, субвенции и другие дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. В торговле со странами, не входившими в Общий рынок угля и стали, были введены единые пошлины на импорт данных товаров. Наднациональный высший руководящий орган (1а Нuate Аutorite), состоявший из независимых представителей стран сообщества, осуществлял общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации и перестройки этих отраслей экономики. Его решения были обязательны для всех стран-участниц и всех предприятий данного сектора, но деятельность координировалась с другими общими органами и прежде всего с Советом министров, в котором страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм в особенности.

Несмотря на множество противоречий и ограниченную сферу деятельности, ЕОУС, безусловно, явился примером успешных связей. Центр европейской тяжелой промышленности, сконцентрированный в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии, перестал быть постоянным источником войн и конфликтов и превратился в место, где развивался процесс сотрудничества и прогресса. Институциональные инновации, которые принесла деятельность ЕОУС, также явились положительным моментом. Процесс международного сотрудничества в рамках данной организации усилил веру в объединение Европы и открыл путь для целой серии новых инициатив в области европейской интеграции.

Второй этап (конец 50-х  начало 70-х годов) по праву называется «золотым веком» в истории сообщества. В марте 1957 г. те же шесть стран («шестерка»): Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС; его второе официальное название «Общий рынок») и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний был создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность, касаясь совместного развития производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики.

Особо важное значение имел договор о создании Европейского экономического сообщества, его отличает комплексный многосторонний подход к хозяйственному взаимодействию стран-членов, идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка, в рамках которого происходит «свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов». Договор о ЕЭС тщательно проработан, это весьма объемный документ, состоявщий из 275 статей, разделенных на разделы и главы, включавший несколько приложений.

Непосредственными целями ЕЭС («Общего рынка») были определены:

• постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;

• установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

• ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;

• проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;

• унификация налоговых систем;

• установление правил конкуренции в «Общем рынке»;

• сближение законодательств стран-участниц;

• разработка принципов согласования экономической политики и др.

Поскольку Римские договоры, приведшие к созданию новых сообществ, предусматривали формирование общей политики по отдельным направлениям и передачу государствами некоторых суверенных прав общим наднациональным органам в этих вопросах, представители Великобритании, будучи не согласны со столь глубоким типом хозяйственного и политического взаимодействия, еще на стадии подготовки договоров отказались от участия в межправительственных переговорах с «шестеркой». В октябре 1956 г. Лондон заявил о том, что Соединенное Королевство предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960 г. была подписана Стокгольмская декларация, согласно которой «семерка» других европейских стран: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария образовали Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Таким образом, практически параллельно в Западной Европе стали развиваться два типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества стран.

Реализация положений Римского договора на первом этапе шла весьма успешно, согласованно и без особых трудностей. И уже к 1 июля 1968 г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз. Были ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала проводиться активная политика в ЕЭС в области конкуренции. Осуществлялась гармонизация стандартов и технических норм, координация хозяйственного законодательства, в частности акционерного. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС. Крупным завоеванием этого периода стала Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП) на уровне сообщества, становление «аграрной Европы».

Третий этап интеграции в ЕЭС (с начала 70-х до середины 80-х гг.) ознаменовался противоречиями и значительными трудностями в деятельности сообщества. Интеграционной группировке пришлось преодолеть серьезный кризис. Вялые темпы роста производства относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, «торговые войны» между странами-партнерами породили так называемый синдром «европессимизма», «евросклероза». Вместе с тем ЕС и на этом этапе удалось добиться немалого прогресса в интеграции.

В январе 1973 г. происходит первое количественное расширение ЕС в результате присоединения к нему трех государств  Великобритании, Дании и Ирландии.

Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978 г. создается Европейская валютная система (ЕВС), базирующаяся на трех основных элементах: а) на европейской расчетной валютной единице  экю (ЕСUEuropean Currency Unit); б) системе «европейской валютной змеи», т. е., с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125 %), с другой  механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25 %); в) создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20 %) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция, механизм которой впоследствии корректировался, была существенным шагом в продвижении региональной интеграции и ступенькой к нынешнему экономическому и валютному союзу. Она активно внедряется в производственную и научно-техническую сферу.

Продолжается развитие механизмов интеграции. В 1981 г. происходит новое расширение ЕС  в него вступила Греция.

Четвертый этап (с середины 80-х до начала 90-х гг.). Качественно новый этап (а по существу, коренная реформа интеграционной деятельности ЕС) ознаменовался завершением создания единого внутреннего рынка (ЕВР) в рамках ЕС. В 1985 г. Комиссия европейских сообществ распространила документ под названием «Белая книга», в которой указывалось, что, несмотря на отмену таможенных пошлин вскоре после подписания Римского договора, единство Европейского сообщества оставалось неполным и для граждан, и для экономических структур. Продолжали существовать границы между странами-членами и многочисленные торговые ограничения; административные формальности; таможенный надзор; различия технических спецификаций и норм в разных странах; протекционизм в некоторых сферах; ограничения, мешающие предприятиям действовать на уровне ЕС так же, как на национальном уровне, — все это тормозило развитие экономики и обходилось в несколько миллиардов экю в год. Согласно результатам исследования, проведенного по заданию Комиссии ЕС, группой экспертов под руководством Паоло Чеккини, только на пограничные формальности уходило около 9 млрд экю, или 1,8 % суммы всех торговых операций между странами — членами сообщества. В промышленности все эти формальности плюс отсутствие единой системы нормативов и другие торговые ограничения обходились в 40 млрд экю ежегодно. Указанные обстоятельства резко снижали международную конкурентоспособность стран ЕС, осложняли структурную перестройку, не стимулировали должным образом технологических и организационных нововведений.

Главной целью реформирования ЕС было создание единого внутреннего рынка, целостной евроэкономики, что было зафиксировано в Едином европейском акте (ЕЕА), вступившем в силу в 1987 г. ЕЕА должен был представлять собой «пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц», его создание планировалось к 31 декабря 1992 г. Предусматривалось полное устранение физических, технических, налоговых и иных барьеров на пространстве ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 г. Интеграция стала необратимым процессом.

На этом этапе в 1986 г. состоялось третье расширение ЕС, в сообщество вступили Испания и Португалия.

Пятый (современный) этап формирования целостной хозяйственной системы ЕС  переход к формированию Экономического, валютного и политического союза.

В декабре 1991 г. сессия Европейского совета, состоявшаяся в голландском городе Маастрихт, одобрила подготовленный текст договора о Европейском союзе (Маастрихтский договор о Европейском союзе), а 7 февраля 1992 г. там же состоялась официальная церемония его подписания всеми государствами-членами (договор вступил в силу 1 ноября 1993 г., дав сообществу новое название  Европейский союз).

В соответствии с договором учреждается единое европейское гражданство, политический союз (общая внешняя политика и политика в области внутренних дел и правосудия), а также формируется экономический и валютный союз.

Маастрихтский договор расшифровывает и вводит в «коммунитарное (от community) право» понятие Экономического и валютного союза (ЭВС) и указывает конкретные сроки его создания  1 января 1999 г. С этого дня вводится сначала в безналичный оборот новая валюта евро, которая в течение трех с половиной лет будет сосу­ществовать с национальными валютами государств, вошедших в ЭВС, а с 1 июня 2002 г. полностью заменит их. Предполагается в эти сроки осуществить полную экономическую конвергенцию национальных экономик государств-членов и на основе этого переход к единой валютной политике ЕС.

В 1995 г. в Европейский союз вошли Финляндия, Австрия и Швеция, таким образом, сегодня ЕС объединяет 15 государств.

Наряду с углублением интеграции современный этап развития группировки характеризуется грядущим новым существенным расширением его членского состава за счет присоединения ряда стран Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья. С расширением ЕС резко усилятся существующие проблемы и противоречия и неизбежно возникнут новые. Вопрос о соотношении углубления и расширения довольно интенсивно дебатируется.

Наиболее четко разработаны модели «ступенчатой интеграции», или «Европы концентрических кругов». В их основе лежит идея о необходимости продолжать усилия по углублению интеграции, даже если часть членов ЕС на данный момент не в состоянии это сделать. Таким образом, в ЕС образуется «ядро» из наиболее развитых стран; вокруг него «круги», состоящие из стран с последовательно уменьшающейся глубиной интеграции. Привлекательность данной модели заключается в том, что она выглядит правдоподобной и жизненной.

Модель «дифференцированной интеграции» объединяет преимущества вышеназванных моделей. По мнению ряда известных западных исследователей, альтернатива усилению дезинтеграционных процессов в ЕС заключается в сознательной дифференциации скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная интеграция» преследует цель углубления интеграционных процессов, но без общих договорных рамок и временного расписания. Как и модель «концентрических кругов», она исходит из создания «ядра», но не одного, которое охватывает все сферы интеграции, а многих «ядер» с разным составом участников.