2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
Экономическая модель каждой интеграционной группировки это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов, формирующих региональный хозяйственный комплекс, укрепляется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая региональная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее опыта малоэффективно.
Однако проведение сравнительного анализа имеющихся торгово-экономических групп говорит и об определенных общих закономерностях развития региональной интеграции, последовательного прохождения ее через ряд особых этапов, каждому из которых присущи особые характерные черты, разная степень интенсивности интеграции, ее глубина и масштабы.
Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Классической классификацией стала схема Б. Балашши (признанного авторитета в данной области западной экономической науки), которую приняли на вооружение различные международные экономические организации. Б. Балашша предлагает различать сотрудничество и интеграцию. Если процесс сотрудничества предполагает проведение действий, направленных на уменьшение различного рода дискриминации, то процесс интеграции предполагает уничтожение дискриминации. Б. Балашша различает пять основных форм интеграции (типов интеграционных соглашений). Рассмотрим их, учитывая современные модификации данной теории, внесенные конкретным опытом функционирования Европейского союза и других интеграционных групп.
К числу основных типов интеграционных соглашений следует отнести:
зону свободной торговли (free (trade zone);
таможенный союз (customs union);
общий рынок (common market);
экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и валютный союз: economic and monetary union);
полную экономическую и политическую интеграцию.
Рассмотрим каждый из выделенных типов подробнее.
Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.
Основные зоны свободной торговли:
Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН Association of South East Asion Nations) одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган – собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия);
Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;
Европейская ассоциация свободной торговли – в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;
Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;
Центрально-европейское соглашение о свободной торговле – соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;
Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.;
Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;
Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладеш, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.
Следующим этапом интеграционного процесса может стать создание таможенного союза.
Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.
В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
создание общей системы преференций.
Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Примеры таможенных союзов:
Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.;
Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.;
Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;
Организация Восточно-Карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины;
Центральноазиатский союз – объединяет Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Создан в 1994 г.;
Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В 1995 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза. К середине 1996 г. в союз вошли также Казахстан и Киргизия, а в 1998 г. – Таджикистан. В соответствии с совместно принятыми странами СНГ решениями формирование Таможенного союза должно было проводиться в два этапа. На первом этапе должны были быть полностью отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установлены единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе предполагалось осуществить объединение таможенных территорий стран-основателей союза в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы союза. В течение 1995 г. первый этап формирования Таможенного союза был в целом завершен. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось: различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двухсторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий даже во взаимной торговле. В результате, на данный момент Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана существует чисто номинально.
Следующим этапом интеграции может стать создание общего рынка.
Общий рынок (Common market) – тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз.
Свобода межгосударственного перемещения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства (общий рынок) требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Соответствующая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.
Примеры группировок стран, создавших общий рынок:
Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива – странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия;
Андский общий рынок – существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;
Латиноамериканская ассоциация интеграции – создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор;
Карибское сообщество – образовано в 1973 г. следующими странами: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидат и Тобаго. Карибский общий рынок заменил существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.
Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) – объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г. Руководство осуществляется Советом общего рынка (в составе министров иностранных дел); Группой общего рынка исполнительным органом, функционирующим постоянно и имеющим административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео. Кроме того, организованы десять технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривается отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле; свободное движение капиталов и рабочей силы; введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза; координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, в валютно-финансовой сфере; унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон; единый порядок определения происхождения товаров. Договор МЕРКОСУР предписывает взаимную отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли оружием, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального и культурного достояния. На внешних границах блока с 1995 г. стали действовать общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран.
Следующим этапом интеграции экономики может стать создание экономического союза стран.
Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.
Примеры экономических союзов:
Экономический союз — Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург;
Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;
Лагосский план действий – создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары;
Союз реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне
Европейский союз, ЕС (с 1957 г. Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е гг. членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е гг. Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в настоящий момент в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоят 15 государств. Следующий этап расширения Евросоюза предполагается в мае 2004 г. К вступлению в ЕС приглашены Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. Таким образом, Евросоюз будет объединять 25 стран. Система управления ЕС включает ряд институциональных органов. Европейский парламент – общий законодательный и представительный орган ЕС. Совместно с Европейским советом (высший исполнительный орган ЕС) Европейский парламент принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов и др. Европейский совет собирается в составе глав государств и правительств стран-участниц не реже двух раз в год. Здесь принимаются принципиальные решения относительно основных направлений экономической политики государств-членов. Совет ЕС (Совет министров) – орган, принимающий основные решения по вопросам текущей политики. Комиссия европейского сообщества центральная институциональная структура, которой в системе органов ЕС принадлежат и исключительное право законодательной инициативы, и определенные исполнительные полномочия, и функция политического контроля за соблюдением основополагающих договоров прочими участниками процесса принятия решений в Евросоюзе. Суд ЕС следит за соблюдением законодательства ЕС на территории государств-членов, наблюдает за единообразием применения правовых документов, определяет соответствие законодательству правовых актов Комиссии и Совета и вносит решения по вопросам применения законодательных норм ЕС, если такие вопросы передаются на его рассмотрение национальными судами. Его постановления носят окончательный характер и обязательны к исполнению национальными органами власти.
Переход от низших стадий (форм) интеграции к ее более высоким есть этап интеграции. Длительность этапов определяется целым комплексом многообразных факторов и внутриэкономического, и внешнеэкономического, и политического характера.
Концепция Б. Балашши, развитая другими экономистами (Дж. Мидом, Г. Мюрдалем, Р. Липсеем, Дж. Вайнером и др.), явилась, по существу, теоретической базой региональной интеграционной политики в Западной Европе, Европейских сообществах, прошедших путь от простых к сложным формам интеграции. Здесь создан единый внутренний рынок (как более зрелая разновидность общего рынка) и формируется экономический и валютный союз, идет развитие политической интеграции.
Однако практика показала, что реальный процесс интеграции в силу своей внутренней противоречивости диалектичен и компромиссен и не может происходить столь прямолинейно и поступательно, как предполагает рассмотренная логическая схема. Опыт региональной интеграции (в наиболее развитых формах сфокусированный в рамках ЕС) показал колоссальные сложности создания единого экономического пространства и разную степень заинтересованности в глубине взаимодействия сторон, что не укладывается в принятые схемы. Многообразие моделей интеграции в Северной Америке, Латинской Америке, в АТР, Африке, на Ближнем Востоке, отразившее значительную дифференциацию страновых, региональных и субрегиональных экономических систем, механизмов воспроизводства, других ключевых параметров развития, позволяет видеть и частичную модификацию классической схемы в одних случаях и ее существенную трансформацию в других. История показывает, что не существует ни строгих закономерностей, ни автоматизма между фазами региональной интеграции, все зависит от конкретно-исторических условий в МЭО, в отдельных странах, от экономических и политических интересов данных стран.
Так, в отличие от ЕС страны-члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставят задачи перейти затем к таможенному союзу (это вряд ли возможно при столь огромных различиях в экономических потенциалах стран-участниц объединения), но одновременно с первых же шагов вводят определенные элементы общего рынка (либерализация капиталовложений, меры по сближению стандартов, либерализации в сфере услуг, гармонизации политики в отдельных сферах, например, в области охраны окружающей среды, и др.).
В АТЭС поставлена задача формирования (до 2020 г.) зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций. Согласно Осакской программе действий с 1997 г. либерализация распространяется не только на тарифные и нетарифные меры в торговле товарами, на инвестиционные потоки, но и на услуги (телекоммуникацию, энергетику, туризм); стандарты и соответствия; интеллектуальную собственность; политику конкуренции; правительственные закупки; разрешение споров; мобильность бизнесменов; сбор информации и анализ; совместное выполнение решений Уругвайского раунда ГАТТ. Одновременно в рамках АТЭС один из важнейших ключевых элементов это политический диалог.
Одной из нетрадиционных, гибких, схем (моделей) интеграции является и создание так называемых «треугольников интенсивного роста» в АТР интеграции приграничных районов нескольких стран. Сегодня эту форму интеграционного хозяйственного взаимодействия активно изучают эксперты Евросоюза, предлагая несколько проектов «треугольников роста», например, типа: Калининградская область РФ Финляндия Санкт-Петербург и Ленинградская область и др.
Латиноамериканские страны стали создавать предпосылки к новой фазе сотрудничества с азиатскими странами АТЭС: здесь сочетаются координация связей по межрегиональным механизмам с двусторонними каналами сотрудничества. Примером является Чили. Эта страна, будучи ассоциированным членом МЕРКОСУР, а также, подписав соглашение с рядом латиноамериканских стран о зонах свободной торговли, одновременно входит в АТЭС. В последние годы Чили применяет новую стратегию, сочетающую в себе региональный и межрегиональный уровень интеграции: она создает своеобразный «мост» между тихоокеанскими странами Азии и атлантическими государствами Латинской Америки — Бразилией и Аргентиной. Через особую политику либерализации Чили создает «входные» ворота для азиатских товаров на южноамериканские рынки и «выходные ворота» для бразильских и аргентинских товаров на рынки, расположенные по другую сторону Тихого океана.
Как в ЕС, так и в СНГ реализуется модель «разноскоростной» интеграции, предусматривающая в рамках одной РИГ применение разными странами-членами различных форм интеграции. В ЕС практически реализуется концепция «реализация концентрических кругов» (вокруг ядра «зоны евро»/валютного союза). В СНГ получила распространение модель многоуровневой интеграции: Союз России и Белоруссии, формирующих союзное государство; Евразийское экономическое сообщество; Каспийская четверка.
Наконец, развиваются нетрадиционные интеграционные схемы и с точки зрения различных институциональных механизмов в интеграции. Среди них выделяются прежде всего «западный» (основан на жестокой институциональной структуре и обязательности выполнения решений в заданные сроки всеми странами-участницами) и «азиатский», предоставляющий свободу маневра для каждой страны-партнера.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание