logo
Книга Интеграция

6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество

Соглашение о формировании инвестиционной зоны АСЕАН (ASEAN Investment Агеа − AIA) подписано 7 октября 1998 г. Оно носит связывающий характер, т. е. исходит из необходимости выполнения принятых партнерами обязательств. Согласно ст. 3 целью соглашения является формирование конкурентоспособной инвестиционной зоны с более либеральным и прозрачным режимом для роста внутри- и внерегиональных инвестиций; повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц; прогрессивное снижение или ликвидация инвестиционных барьеров и правил, мешающих капиталопотокам и реализации инвестиционных проектов в рамках АСЕАН.

Соглашение включает пять главных направлений:

1) распространение национального режима на инвесторов из стран − членов АСЕАН к 2010 г. и на инвесторов из третьих государств к 2020 г. с сохранением исключений;

2) открытие всех отраслей экономики для инвесторов из стран-членов к 2010 г. и из государств, не входящих в группировку, к 2020 г. при сохранении исключений. Правда, в 1999 г. под влиянием негативных последствий азиатского финансового кризиса сроки либерализации доступа инвесторов из стран-членов сокращены с 2010 г. до 2003 г. для основной «шестерки», с 2015 г. до 2003 г. для Мьянмы, с 2013 г. до 2010 г. для Вьетнама и с 2015  г. до 2010  г. для Лаоса;

3) стимулирование объема капиталопотоков, квалифицированной рабочей силы и специалистов, технологий в рамках АСЕАН;

4) координация программ инвестиционного сотрудничества в целях увеличения капиталовложений как во взаимных рамках, так и из третьих государств;

5) предоставление большей свободы предпринимательскому сектору в налаживании усилий по реализации инвестиционных проектов и деятельности, связанной с капиталовложениями.

Нормы соглашения относятся только к прямым инвестициям и к деятельности, связанной с ними. Ограничены отраслевые вложения прямых инвестиций: нормы распространяются на обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, горнодобычу, лесное хозяйство, рыбную отрасль.

Предусмотрено предоставление основных инвестиционных режимов, признанных в международных рамках − национального режима, режима наибольшего благоприятствования, принципа прозрачности. Основные обязательства стран-партнеров включают реализацию на справедливой и преференциальной основе мер, зафиксированных в соглашении. Их цель  обеспечение прозрачности и сопоставимости разработки и интерпретации законов и административных правил для формирования стабильного и предсказуемого инвестиционного режима в рамках АСЕАН. Необходимо принять меры по повышению привлекательности экономик стран-участниц, по информированию потенциальных инвесторов региональными и местными властями об условиях функционирования свободной инвестиционной зоны АСЕАН.

Предусмотрено немедленное открытие всех отраслей экономик для инвесторов из стран-партнеров и распространение национального режима в отношении инвесторов из АСЕАН во всех отраслях промышленности, а также в отношении мер, негативно влияющих на капиталовложения − их допуск, создание и приобретение. Разрешаются временные исключения из национального режима сроком на шесть месяцев (что возможно до 2010 г.). Помимо временных есть и общие исключения, которые приняты с целью содействия национальной безопасности, общественной морали, защиты жизни и здоровья, безопасности и защиты частной собственности физических лиц.

Режим наибольшего благоприятствования предоставляется без каких-либо ограничений всем странам − участницам АСЕАН. В соответствии со ст. 7 и 9 Соглашения каждая страна-участница должна немедленно предоставить безусловный режим наибольшего благоприятствования инвесторам и капиталовложениям государств-партнеров. Если страна  участница Соглашения предоставляет или в будущем предоставит преференциальный режим одной из стран-членов, то он должен быть немедленно распространен на прочие государства АСЕАН.

Стороны могут принимать чрезвычайные меры защиты в случае ухудшения экономической ситуации при нарушении сбалансированности национального платежного баланса или внешних финансовых трудностях или угрозы их возникновения. В Соглашении определяется порядок разрешения инвестиционных споров в рамках соответствующего механизма.

Инвестиционная зона формируется на основе трех программ:

1) программа сотрудничества на основе стимулирования инвестиционных вложений, развития трудовых ресурсов, повышения уровня квалификации кадров;

2) программа стимулирования капиталовложений на основе расширения инвестиционных возможностей предпринимателей.

Предусмотрено создать совместные межправительственные инвестиционные миссии стран АСЕАН по стимулированию капиталов, информационные базы данных, периодически публиковать необходимую информацию;

3) программа сокращения инвестиционных ограничений в регионе, либерализации инвестиционных правил и политики допуска и функционирования зарубежных компаний, распространения национального режима.

Планы инвестиционной либерализации реализуются в национальных рамках. До конца 90-х гг. страны АСЕАН отличались жестким регулированием допуска прямых зарубежных инвестиций, но с целью роста зарубежных вложений (для более быстрого и менее болезненного выхода из финансового кризиса) ведут инвестиционную либерализацию.

С 60-х гг. в рамках АСЕАН активно развивается промышленное сотрудничество. С этой точки зрения Ассоциация служит классическим примером взаимных экономических связей в группировках, созданных развивающимися странами в 60-70-е гг. В условиях низкого уровня экономического развития партнеры пошли по пути интенсификации промышленного сотрудничества  создания совместных объектов для удовлетворения потребностей в необходимых товарах и объединения имевшихся финансовых и природных ресурсов, производственного потенциала, квалифицированной рабочей силы. Большую роль в сотрудничестве сыграли зарубежные ТНК как поставщики инвестиций, технологий и управленческих навыков.

Разработанные программы промышленного сотрудничества оказались слишком амбициозными, не учитывавшими финансовые и производственные возможности, а также потребности партнеров в соответствующей продукции. В результате были реализованы лишь два проекта, а другие отложены (в частности, завод по производству каустической соды в Таиланде) или так и остались на бумаге (завод по выпуску суперфосфата на Филиппинах). В рамках программы промышленного кооперирования предполагалось создать так называемый асеановский автомобиль на основе совместного производства деталей и узлов (для этого было подписано соглашение о кооперации в автомобилестроении), но и этот проект постигла неудача вследствие высокой конкурентоспособности автомобилей развитых стран и намерения правительства Малайзии создать модель автомобиля, состоящего только из национальных деталей и узлов.

В программе совместных промышленных компаний участвовали 15 совместных предприятий, специально созданных под ее цели и осуществлявших производство бумаги, деталей для авто- и мотосредств, мясопродукции, полевого шпата и др.

1990-е гг. стали новой вехой в развитии промышленного сотрудничества, когда в 1995 г. была разработана (в 1997 г. вступила в силу) новая программа Схема промышленного сотрудничества АСЕАН (ASEAN Industrial Cooperation Scheme − AICO). Ее цель совместное производство товаров с учетом возможностей и потребностей заинтересованных сторон.

Соглашение AICO подписывают как минимум две фирмы из двух разных стран Ассоциации. Если фирма инкорпорирована и действует на территории двух и более государств Ассоциации, то импорт произведенной продукции облагается преференциальной пошлиной в размере 0−5 %; содержит не менее 30 % местного компонента; предоставляются льготы в отношении нетарифных барьеров. Единственное требование − фирма должна заниматься промышленным производством. Объектом программы являются товары, входящие в СЕПТ, за исключением общих изъятий. Предварительное разрешение на реализацию проекта (лицензия) требуется только в отношении товаров, входящих в разделы 1−8 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (это живые животные, мясопродукты, рыба, молочная продукция, прочие продукты животного происхождения, деревья и растения, фрукты и орехи, овощи). Льготы предоставляются независимо от стадии производства продукции. Различие − в объеме доступа на рынок страны-импортера. Если конечной продукции предоставляется неограниченный допуск, то компонентам и сырью ограниченный допуск при удовлетворении ряду требований (импортируемая продукция должна быть использована в производстве конечного товара, являющегося объектом соглашения AICO). По состоянию на март 2001 г. в рамках программы были одобрены и получили преференции 74 проекта, подавляющая часть которых реализуется в автомобилестроении (63), а также в пищевой отрасли (5), электронике (3), в производстве сельскохозяйственного оборудования, стекла, электротехнике (по 1 проекту). В страновом разрезе наиболее активное участие принимают фирмы из четырех стран АСЕАН − Малайзии, Таиланда, Филиппин и Индонезии. В качестве примеров можно назвать: 1) СП в электронике с участием фирм из четырех стран − Филиппин, Малайзии, Индонезии и Таиланда (филиалов или дочерних компаний корпорации Matsushita); (2) СП автомобилестроении с участием фирм двух стран – Таиланда и Филиппин (филиалов японской корпорации Toyota Motor).

Взаимные связи стран − членов АСЕАН активно развиваются в других сферах (как экономических, так и неэкономических). Это энергетика, сельское хозяйство, финансы, транспорт и связь, образование и научные исследования.

Сотрудничество в энергетике развивается с начала 80-х гг. в рамках специальной программы (1981  г.). Ее цели − строительство атомных электростанций, гидроэлектростанций, использование геотермальных источников для производства электроэнергии, а также угля. В 90-е гг. благодаря значительному повышению уровней экономического развития стран-членов появилась возможность поднять сотрудничество в сфере энергетики на новую ступень. Намечено создать единую трансрегиональную энергосистему, состоящую из газопроводов и электросетей. Из согласованных 14 проектов (в том числе 7 новых газопроводов протяженностью 4200 км с общим объемом инвестиций 7 млрд долл.) 3 реализованы − построены газопроводы между Таиландом и Лаосом, между Таиландом и Малайзией, между Малайзией и Сингапуром.

Также в планах проведение реконструкции, приватизации и либерализации энергосектора, в том числе поставок электроэнергии.

Программа создания электрических сетей реализуется при поддержке Европейского союза и Японии, осуществляющих основной объем капиталовложений.

Как и многие интеграционные группировки, АСЕАН имеет механизм разрешения споров. Единая процедура разрешения споров обеспечивает наиболее высокий стандарт защиты прав и интересов предпринимателей стран-членов в отличие от национальных правил. Правда, преимущества механизма разрешения споров ни разу не использовались странами-участницами, поэтому достаточно трудно судить о его практической эффективности.