logo
Книга Интеграция

4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами

Внешняя торговля играет важную роль в экономике стран ЕС. Доля внешней торговли в экономике государств-членов в два-три раза превышает соответствующую долю США и Японии. При этом основной объем приходится на взаимную торговлю стран ЕС около 2/3 их совокупного внешнеторгового оборота, но и обмен товарами со странами вне Сообщества составляет около 10 % их ВВП, что сопоставимо с американским и японским аналогичными показателями.

Как уже отмечалось, основная задача Европейского сообщества с самого основания заключалась в создании таможенного союза и общего рынка товаров.

Фактически таможенный союз был создан к 1 июля 1968 г., на полтора года раньше установленной даты. Были полностью ликвидированы внутренние таможенные барьеры в ЕС и введен единый таможенный тариф (ЕТТ) на внешних границах Сообщества.

С этого момента таможенная политика стала играть важнейшую роль в общей внешнеторговой политике Сообщества. Главной ее функцией на многие годы стал пересмотр и уточнение ЕТТ − либо в форме одностороннего решения Совета, либо в результате переговоров с отдельными странами, группами стран или международными организациями (например, ГATT/BTO или ЮНКТАД).

Введение единого внешнего тарифа привело к необходимости проведения согласованной линии в торговых отношениях с третьими странами, поэтому следующим шагом стало формирование общей торговой политики (ОТП) по отношению к указанным странам.

С 1 января 1970 г. ответственность за ее разработку и осуществление перешла от государств-членов к ЕС, а с 1 января 1973 г. эта сфера деятельности стала его исключительной прерогативой. Таким образом, государства – члены ЕС отказались от самостоятельного определения своей торговой политики за пределами Сообщества.

Проведение общей торговой политики (ОТП) по отношению к третьим странам предусматривалось Римским договором. Ее цели определены в ст. 133: установление и управление общим таможенным тарифом в торговле с третьими странами, заключение с ними общих торговых соглашений, единообразное применение инструментов торговой политики. Взяв на себя подписание торговых соглашений с третьими странами, Сообщество устанавливало для всех государств-членов равные условия внешней торговли и, следовательно, равные условия конкуренции как на внутреннем − внутри ЕС, так и на мировом рынке. Сообщество наделено также правом вести многосторонние переговоры по вопросам мировой торговли.

Римский договор наделил Европейскую комиссию правом вступать в переговоры с третьими странами по вопросам тарифов и торговли от имени Сообщества. Комиссия имеет исключительное право в подготовке предложений по вопросам общей торговой политики. Вместе с тем в ходе их согласования Советом у стран-членов есть достаточно широкие возможности оказания воздействия на принятие решений. Учитывая важность внешней торговли для стран ЕС, о чем говорилось выше, их конкретные интересы в импорте или экспорте определенных товаров, а также различия в общем подходе к внешнеторговому обмену (например, такие страны, как Германия, Нидерланды, Бельгия, традиционно являются приверженцами «свободной торговли», а Франция, Италия, Испания − протекционизма), процесс согласования решений по вопросам торговой политики сопровождается острыми дискуссиями.

Представленные Комиссией проекты решений в области ОТП рассматриваются Советом и принимаются квалифицированным большинством голосов, за исключением решений о начале антидемпинговых процедур и введении компенсационных сборов, где достаточно простого большинства, и заключения соглашений об ассоциации, которые, наоборот, требуют единогласия.

Европейский парламент утверждает соглашения об ассоциации и соглашения о торговле и сотрудничестве. В других случаях мнение парламента не имеет обязательной силы.

Общие принципы ОТП ЕС можно охарактеризовать как достаточно противоречивые.

С одной стороны, ЕС выступает как один из наиболее активных сторонников либерализации международной торговли и строгого соблюдения совместно установленных правил. На протяжении многих лет ЕС вносило свой вклад в успешное завершение многосторонних переговоров в рамках раундов ГАТТ, в результате чего общий уровень таможенных тарифов в мире, в том числе и в ЕС, снизился.

С другой стороны, когда это затрагивает интересы Евросоюза, он выступает с протекционистских позиций, например, используя для защиты своего рынка от конкуренции извне нетарифные ограничения в торговле (квоты, антидемпинговые процедуры). Достаточно красноречивым примером протекционизма ЕС является его политика в области импорта сельскохозяйственной продукции.

К инструментам, которые ЕС использует в своей торговой политике, относятся единый таможенный тариф, количественные ограничения, антидемпинговые и компенсационные пошлины. В соглашениях с отдельными странами могут использоваться также защитные оговорки, добровольные ограничения импорта. Единый таможенный тариф ЕС содержит около 9500 товарных позиций.

Первоначально он представлял собой среднеарифметическую величину национальных тарифов. В дальнейшем он менялся в соответствии с общей торговой политикой ЕС. Товары, ввозимые из третьих стран, облагаются пошлинами в соответствии с ОТТ только один раз на внешней границе ЕС.

Что касается количественных ограничений импорта, то Римский договор сохранил за национальными государствами право устанавливать свои собственные количественные ограничения на импорт, даже если речь шла о товарах, импортированных из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства − члена ЕС. Это делалось для того, чтобы дать возможность отдельным государствам защитить наиболее уязвимые отрасли своей промышленности. С созданием единого внутреннего рынка и упразднением таможенных границ между государствами − членами ЕС сохранение национальных количественных ограничений стало невозможным. В 1994 г. они были отменены. Взамен были введены общие для всего Сообщества квоты по семи товарным позициям.

Достаточно широко в практике ЕС применяются антидемпинговые и компенсационные меры. С 1990 г. действие антидемпинговых мер распространяется на всю территорию ЕС. Заявления о принятии таких мер обычно представляются в Европейскую комиссию отраслевыми союзами предпринимателей или одной из компаний, действующей от имени значительного числа производителей данного товара. Комиссия проводит расследование, которое может длиться более полутора лет. Пока оно продолжается, могут быть установлены временные сборы. Окончательные решения по вопросу о принятии антидемпинговых мер принимаются Советом ЕС. Во многих случаях компаниям третьих стран удается избежать введения антидемпинговых процедур путем принятия на себя определенных обязательств в отношении цены товара. Если Комиссия все же вводит антидемпинговые ограничения, они могут действовать в течение трех, иногда пяти лет.

Компенсационные меры вводятся против третьих стран, субсидирующих свой экспорт в ЕС. Как в случае антидемпинговых, так и компенсационных мер устанавливаются достаточно высокие сборы на импорт соответствующих товаров, что делает их сбыт на территории ЕС практически невозможным.

Защитные оговорки и добровольные ограничения импорта применяются для наложения временного ограничения на импорт определенного вида товаров (например, автомобилей) в том случае, если этот импорт наносит серьезный ущерб соответствующей отрасли промышленности внутри ЕС. С 1990 г. защитные меры распространяются на всю территорию ЕС. Таким образом, если до создания единого внутреннего рынка национальные государства-члены сохраняли в своем распоряжении некоторые рычаги торговой политики, то после его создания решение вопросов торговли с третьими странами полностью сосредоточилось в руках институтов ЕС.

Одним из основополагающих элементов единого внутреннего рынка, по которому в первую очередь была проведена гармонизация законодательств стран − участниц ЕС, стала внешнеторговая политика и создание таможенного союза. Впоследствии согласование политики было распространено на обеспечение четырех свобод.

Единая торговая политика ЕС направлена на развитие и укрепление ранее созданных торговых союзов, усиление конкурентоспособности европейских фирм. Ее основные положения регулируются ст. 110−115 Римского договора о создании ЕЭС. Положения этих статей определяют основные принципы внешнеторговой политики ЕС, сферы распространения и общую компетенцию КЕС и Европейского совета в сфере регулирования внешнеторговой политики.

Что касается принципов осуществления единой внешнеторговой политики ЕС, то в соответствии со ст. 110 Римского договора страны ЕЭС «обязались принимать участие в создании системы гармоничных международных торговых отношений и постепенно устранять торговые барьеры в мировой торговле»29.

Таким образом, эта статья является подтверждением того, что в основу единой внешнеторговой политики ЕС были заложены нормы и правила ГАТТ. Однако следует отметить, что приверженность ЕС нормам ГАТТ всегда была меньше, чем у их основных конкурентов − США. В то время как Соединенные Штаты Америки утверждали, что мировая торговля должна регулироваться едиными нормами, ЕЭС отстаивало точку зрения, заключающуюся в том, что регулирование торговли должно осуществляться прежде всего исходя из интересов национальной дипломатии. Безусловно, и та, и другая стороны преследовали свои интересы: США пытались обеспечить контроль над мировой торговлей, инициируя и в значительной степени устанавливая «удобные правила игры», а европейские страны пытались защитить себя от введения «чужих правил» и обеспечить себе свободу в выборе средств и методов защиты своего внутреннего рынка, крайне чувствительного к иностранной конкуренции.

Другим принципом единой внешнеторговой политики ЕС является содействие усилению конкурентоспособности европейских государств и их фирм путем устранения взаимных торговых барьеров.

Сфера распространения единой внешнеторговой политики ЕС определена в ст. 113, п. 1 Римского договора. В данной статье указывается, что Сообщество осуществляет согласованные действия в следующих областях:

1) изменение тарифных ставок единого таможенного тарифа ЕС;

2) заключение тарифных и торговых соглашений;

3) осуществление мер по либерализации торговли;

4) принятие защитных мер, включая установление антидемпинговых и компенсационных пошлин;

5) проведение экспортной политики.

В дополнение к этим принципам в декабре 1990 г. в Риме на межправительственной конференции, состоявшейся по завершении заседания Европейского совета, было выдвинуто предложение о включении в текст Договора о создании ЕС раздела «Единая внешняя политика», включающего в себя также меры по регулированию единой внешнеэкономической политики, в том числе процедуры заключения международных соглашений и развития делового сотрудничества.

Понятие «единая внешнеэкономическая политика», в отличие от используемой ранее формулировки «единая торговая политика», охватывает все направления экономической деятельности, все формы внешнеэкономических связей. Появление новой трактовки обусловлено новыми тенденциями развития мировой экономики и международных отношений в 90-е гг. ХХ в. и, прежде всего, более динамичным развитием вывоза капитала и научно-технического сотрудничества по сравнению с международной торговлей, а также дальнейшими усилиями ГАТТ по унификации правил ведения международной торговли.

Свое развитие эта идея получила в Маастрихтском договоре, куда был включен раздел «Внешнеэкономическая политика», а также в Амстердамском пакте в разделе «Единая коммерческая политика» и, в частности, ст. 133, содержащей новую трактовку ст. 113 Римского договора.