Тема 6.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ
РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
6.1. Общая характеристика интеграционных тенденций
в развивающихся странах
Конечной целью интеграционных процессов является слияние экономических структур стран-участниц в единый хозяйственный комплекс с региональным разделением труда при относительно высоком уровне развития производительных сил и достаточной степени интенсивности взаимных связей. Подобную задачу не ставила перед собой ни одна из интеграционных группировок развивающихся стран, созданных в период 1960−1980-х гг.
В развитых странах экономическая интеграция начиналась с либерализации взаимной торговли и лишь затем затрагивала сферу производства. Напротив, в развивающихся странах интеграционные процессы сначала распространялись на сферу производства и потом − на сферу взаимной торговли. Объяснением могут служить следующие причины: (1) созданию оптимальной структуры экономики интегрирующихся стран препятствуют не столько искусственные ограничения в виде таможенно-тарифных и нетарифных ограничений, сколько естественные барьеры − низкий уровень развития экономики стран-участниц, слабая степень экономической взаимодополняемости, устранить которые можно лишь путем активизации производственного сотрудничества; (2) производственное сотрудничество требует большой координации и усилий ряда стран, что легче сделать в рамках группировки, т. е. на совместной, а не на индивидуальной основе. В 60−80-е гг. экономические трудности развивающихся стран заставляли их руководствоваться не долгосрочными, а краткосрочными интересами и рассматривать интеграцию как инструмент повышения уровней экономического развития и содействия индустриализации. Поэтому приоритет в рамках созданных экономических объединений был отдан производственному сотрудничеству, а не либерализации взаимной торговли (для проведения которой не было объективных условий, а также препятствовали и субъективные причины).
Специфика сложившихся экономических и политических предпосылок интеграционных процессов в развивающихся странах привела к формированию разных типов объединений.
1. В сфере взаимной торговли создавались зоны свободной торговли. С учетом узости по объему охвата товаров и невысокого уровня взаимной торговой либерализации появился специальный термин, впервые введенный известным экономистом Р. Лангхаммером. Это зона преференциальной торговли (Prefereпtial Trade Areas − РТА).
Более того, в рассматриваемый период в развивающихся странах в основном были сформированы зоны преференциальной торговли.
Интеграционные меры в данной сфере дали наибольшие результаты, так как усилия стран-участниц были сосредоточены на торговой либерализации, кроме того, договориться о сближении рынков гораздо легче.
Из тридцати группировок, созданных в 6080-е гг. в развивающихся странах, лишь пять были полными или неполными (где уровень взаимной торговой либерализации был ниже, чем в отношении третьих стран) зонами свободной торговли. К ним относят: Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), Карибское сообщество (КАРИКОМ), Восточнокарибский общий рынок в Латинской Америке, Таможенный и экономический союз стран Центральной Африки (ЮДЕАК) и Совет Согласия в Африке.
В других группировках была проведена частичная либерализация взаимной торговли, с сохранением большого количества исключений для чувствительных товаров, т.е. действовали зоны преференциальной торговли. Торговая либерализация способствовала интенсификации взаимной торговли и повышению ее доли в совокупном товарообороте. При этом динамика роста наблюдалась в первые пять − семь лет после создания экономических объединений, когда отмена или снижение пошлин стимулировали рост торговли. Но в дальнейшем влияние фактора либерализации исчерпывалось, так как на последующих этапах необходимо наличие объективных экономических предпосылок для реализации интеграционных мер. К ним относят степень взаимодополняемости экспортных структур стран-участниц, уровень экономического развития стран и др.
В результате тенденция роста взаимной торговли, характерная для периода 60−70-х гг., сменилась тенденцией снижения в 80-е гг. Так, например, в рамках Центральноамериканского общего рынка доля взаимной торговли в 1960 г. составляла 7,5 %, к 1970 г. выросла до 26,8 %, но к 1980 г. снизилась до 22,0 % и к 1990 г. до 14,4 %.
2. В производственной сфере создавались экономические объединения развивающихся стран координационно-консультативного типа. Страны-участницы согласовывали основные направления производственного сотрудничества, а в реализации намеченных проектов участвовали заинтересованные страны на основе компенсационного принципа (распределение экономических преимуществ осуществлялось в соответствии с вкладом каждого участника).
В качестве примеров подобного рода экономических объединений можно привести Латиноамериканскую экономическую систему (ЛАЭС), Конференцию по координации развития стран Южной Африки (САДКК), Ассоциацию регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). Наиболее эффективными в производственной сфере оказались объединения по совместной реализации отраслевых программ, главным образом по совместному освоению бассейнов рек. Среди них и ныне действующие Экономический союз стран реки Ману (Африка) и Проект освоения бассейна реки Меконг (Юго-Восточная Азия).
3. В финансовой сфере экономическое сотрудничество развивающихся стран шло по пути создания региональных банков развития − Азиатского (АзБР), Африканского (АБР), Межамериканского (МАБР) и других. Их цель − оказание финансовой и технической помощи странам-участницам.
4. Для согласования позиций на внешних рынках в развивающихся странах формировались в том числе и ныне действующие товарные ассоциации и заключались международные товарные соглашения. Товарные ассоциации (или сырьевые картели) включают страны, являющиеся крупными производителями того или иного вида сырья. Самые известные: Организация стран–экспортеров нефти (ОПЕК), Организация стран − экспортеров меди (СИПЕК), Международная ассоциация бокситодобывающих стран (МАБС) и многие другие объединения. Как правило, товарные ассоциации проводят согласованную ценовую политику, определяют максимальный и минимальный пределы колебания цен, определяют лимиты производства и экспорта сырья, а также создают общий фонд товарных запасов. Последний позволяет влиять на динамику мировых цен при неблагоприятной экономической конъюнктуре. Международные товарные соглашения включают стран-производителей и стран - потребителей сырья. Идея их подписания впервые прозвучала на IV сессии Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1976 г. в Найроби. Подписаны соглашения по пшенице, натуральному каучуку, кофе, какао, тропической древесине и ряду других товаров.
Таким образом, специфика интеграционных тенденций и сложившихся объективных экономических и политических предпосылок в развивающихся странах привела к формированию экономических объединений, подавляющее большинство которых не могут считаться интеграционными группировками. Более того, даже реализация мер по торговой либерализации во взаимной торговле отдельных группировок носила формальный характер, так как не подкреплялась объективными предпосылками для развития реальных интеграционных процессов.
Экономические объединения развивающихся стран имели следующие черты на рубеже 80−90-х гг.:
1) крайне низкий уровень внутрирегионального разделения труда;
2) преимущественная направленность торговых связей на страны-нечлены (главным образом бывшие метрополии), а не на партнеров по объединению. Либерализация взаимной торговли в развивающихся странах на основе частичного снижения пошлин не содействовала интенсификации внутрирегиональных потоков товаров;
3) совместные проекты по освоению природных ресурсов, по производству тех или иных видов продукции и другие не играли существенной роли в развитии национальных экономик стран-участниц и в большей степени определялись инвестиционной активностью западных ТНК;
4) крайне низкий уровень экономической взаимодополняемости развивающихся стран. Проявилась лишь тенденция приспособления национальных экономик к потребностям основных партнеров из развитых государств. Экономическое взаимодействие развивающихся стран друг с другом было на несколько порядков ниже, чем их взаимодействие с развитыми странами. Многие объединения имели политический характер в целях обеспечения региональной военно-политической безопасности и сплочения региона.
Таким образом, экономические группировки развивающихся стран по характеру и содержанию своей деятельности не отвечали критериям экономической интеграции, не имели под собой реальных экономических предпосылок. Экономическое взаимодействие стран находилось на доинтеграционном уровне, поэтому правильнее говорить о региональном сотрудничестве между развивающимися странами, а не об интеграции.
Интеграционные проекты в развивающихся странах в 60−80-е гг.
столкнулись с большими объективными трудностями, в том числе:
1) сравнительно низкий уровень экономического развития стран;
2) низкая степень взаимоподолняемости экономик;
3) узость внутренних рынков;
4) однотипность отраслевых структур и товарной структуры экспорта, что существенно сужало возможности интеграционных мер;
5) существенные диспропорции в национальном хозяйстве, их недостаточная диверсификация;
6) значительные различия в уровнях экономического развития между странами-участницами, что обусловило неравномерное распределение выгод от либерализационных мер и привело к разногласиям при реализации программ по взаимному экономическому сотрудничеству;
7) политические разногласия между странами;
8) несовершенство организационного механизма многих экономических программ.
Были и субъективные причины, мешавшие выполнению намеченных проектов: страны-участницы фактически никогда не разрешали друг другу беспошлинный ввоз товаров. Даже три африканских таможенных союза, унаследованных от колониального режима, распались после получения странами независимости из-за введения новых тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле; не действовали схемы компенсации убытков наиболее бедным членам группировок в рамках взаимной торговли, не корректировались обменные курсы валют, что приводило к затруднениям и сбоям в торговле.
К концу 80-х гг. идеологи развивающихся стран призвали ориентироваться на взаимное экономическое сотрудничество, а не на интеграцию.
Таким образом, практически все региональные интеграционные проекты развивающихся стран, реализованные в 60−80-е гг., провалились. Данный факт не оказал прямого влияния на уровень их экономического развития. В условиях общего низкого уровня развития экономики и экономической взаимодополняемости существует небольшая возможность использовать совокупный потенциал формируемой группировки в интересах всех стран-участниц. И наоборот, чем выше уровень развития производительных сил, тем более эластичными становятся хозяйственные структуры и повышается их способность участвовать в расширении создаваемого экономического потенциала.
В качестве примера можно привести одну из самых известных группировок развивающихся стран − Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). На конец 80-х гг. в Ассоциации создана частичная зона преференциальной торговли на основе снижения ставок пошлин (при этом под зону преференциальной торговли подпадало фактически лишь 5 % взаимного товарооборота). Из намечавшихся тринадцати проектов совместного производственного сотрудничества были реализованы лишь два. Тем не менее страны-участницы смогли достичь огромных успехов в экономическом развитии за счет использования внешних (зарубежные инвестиции) и внутренних факторов (дешевая рабочая сила). Взяв в качестве основы модель «догоняющего развития», за исторически короткий срок пять стран − основательниц АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия) стали новыми индустриальными экономиками, показывающими динамичные темпы экономического роста на протяжении нескольких десятилетий.
С начала 90-х гг. в развивающихся странах наблюдается тенденция к созданию новых интеграционных объединений и подписанию новых соглашений в рамках ранее созданных группировок. Сказались такие причины, как (1) интеграционный бум 90-х гг., характерный для различных регионов мира; (2) рост доли взаимной торговли; (3) стремление создать общерегиональную интеграционную группировку (хотя подобные попытки предпринимались и ранее). Так, намечено:
− в 2005 г. подписать соглашение о Всеамериканской зоне свободной торговли (ФТАА) в составе 34 стран Западного полушария (США, Канада, Аргентина, Антигyа и Барбуда, Бразилия, Боливия, Багамское сообщество, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Доминика, Гайана, Гренада, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Монтсеррат, Никарагyа, Панама, Перу, Парагвай, Сальвадор, Сент Китс и Невис, Сент Люсия и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка);
− в 2007 г. создать Межарабскую зону свободной торговли в составе 18 стран Северной Африки и Ближнего Востока (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Тунис, Египет, Судан, Сирия, Сомали, Ирак, Палестинская автономия, Ливан, Ливия, Марокко Йемен);
− в 2010 г. сформировать Восточноазиатскую зону свободной торговли в составе 15 стран, главным образом развивающихся (Япония, КНР, Республика Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Бруней, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма);
− в 2028 г. образовать Панафриканское экономическое сообщество как экономический и валютный союз, в котором ключевую роль будут играть такие интеграционные группировки, как САДК, КОМЕСА, ЭКОВАС, СЕМАК и Союз арабских стран Магриба.
По данным ВТО, из 243 интеграционных группировок, прошедших нотификацию в ГАТТ/ВТО (т.е. с 1948 г.), 30−40 % созданы между развивающимися странами, или в абсолютном выражении 73−97 группировок32. Эксперты ВТО выделяют 24 группировки развивающихся стран как наиболее эффективные. Среди них:
в Африке − одиннадцать объединений, в том числе Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Восточноафриканское экономическое сообщество (ВАС), Таможенный союз стран Южной Африки (САКУ);
в Латинской Америке − шесть, в том числе Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР), Карибское сообщество (КАРИКОМ), Андское сообщество, Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), Группа «трех»;
в Азии − шесть, в том числе Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциация по региональному сотрудничеству стран Южной Азии (СААРК), Форум Тихоокеанских островов;
на Ближнем Востоке − одна − Совет по сотрудничеству стран Персидского залива.
Можно выделить и иные особенности интеграционных объединений с участием развивающихся стран. Среди них − (1) подавляющая часть объединений являются зонами свободной (или преференциальной) торговли. Но есть и примеры действующих (на данный момент пяти) таможенных союзов − в Латинской Америке их четыре (МЕРКОСУР, Андское сообщество, КАРИКОМ, ЦАОР), в Африке − один (Таможенный союз стран Южной Африки, созданный еще в колониальные годы); (2) многие интеграционные группировки развивающихся стран носят двусторонний характер, т. е. ограничены по объему либерализации и проведения иных мер; (3) стремления к региональному объединению, получившие название «нового регионализма», существенно отличаются в разных регионах развивающегося мира. Так, африканские экономические объединения ставят цели формирования таможенного союза или общего рынка в течение очень длительного периода – 20−30 лет. Страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии нацелены на формирование лишь зон свободной торговли, а в Латинской Америке преобладает смешанный подход к интеграционным проектам. С одной стороны, налицо стремление образовать общерегиональную интеграционную группиpoвкy − ФТАА, но одновременно сохраняются вескими намерения продолжить планы по созданию таможенных союзов и общих рынков; в Латинской Америке и Азии есть большое количество примеров двусторонних зон свободной торговли, тогда как в Африке подобные примеры отсутствуют. Этот регион − единственный из числа регионов развивающегося мира, где очень многие группировки включают 20 и более членов.
Период 1990−2005-х гг характеризуется активизацией интеграционных проектов в развивающихся странах. Однако многие из них находятся на доинтеграционном уровне. Примеры наиболее успешных интеграционных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке и Африке рассмотрены в следующих разделах.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание