Организационная структура
В 1989 г. создана первая в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) региональная межправительственная экономическая организация − Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» − АТЭС (Asia Pacific Economic Cooperation Forum − АРЕС).
Первоначально в состав АТЭС вошли 12 стран Тихоокеанского бассейна США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и страны − члены АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней). В 1991 г. были приняты КНР, Гонконг (Китай) и Тайвань, в 1993 г. − Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. − Чили, в 1998 г. − Российская Федерация, Перу и Вьетнам. В настоящее время в Форуме АТЭС состоит 21 страна и территория Тихоокеанского бассейна (в официальных документах страны называются экономиками, так как Гонконг и Тайвань не признаются суверенными государствами, а является специальным административным районом КНР). С 1998 г. установлен 10-летний мораторий на прием новых членов. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия, Камбоджа, Макао, Монголия, Пакистан и Шри-Ланка.
Основное предназначение АТЭС − определение правил региональной торговли и инвестиций. Страны АТЭС имеют крупный экономический потенциал, и формирование зоны свободной торговли приведет к созданию самой большой группировки в мире. На их долю приходится 60 % мирового ВВП, около 50 % мировой торговли, 40 % населения и 41,6 % территории Мира. ВВП в расчете на душу населения в среднем составляет 10 816,7 долл.
Цели деятельности Форума определены в Сеульской декларации (1991 г.):
поддержание экономического роста стран региона;
укрепление многосторонней системы торговли с учетом роста экономической взаимозависимости стран-участниц;
снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала в соответствии с нормами ГАТТ/ВТО.
Сеульская декларация установила приверженность стран-участниц достижению свободной торговли и региональному экономическому сотрудничеству на основе принципа открытого регионализма. Деятельность АТЭС базируется также на принципе консенсуса при принятии решений, недискриминации, взаимного уважения и равенства, соответствия нормам ВТО и «сетевого» сотрудничества (с учетом возможностей каждой страны-участницы).
Структура АТЭС носит децентрализованный характер. Каждая страна председательствует в АТЭС в течение года, а ее лидер является председателем Форума и возглавляет встречи лидеров, министров, высших должностных лиц, групп АТЭС по проблемам туризма, малого и среднего бизнеса, таможни, стандартов и соответствия. В других рабочих группах АТЭС председатель избирается на основе принципа консенсуса.
С 1993 г. действует исполнительный и координирующий орган секретариат, в составе которого – откомандированные на определенный период представители стран-участниц. Исполнительный директор секретариата − представитель страны − председателя АТЭС.
Бюджет секретариата возрос с почти 2 млн долл. до 5 млн долл. на 1 апреля 2000 г., его средства расходуются на подготовку персонала, реализацию рабочих проектов, оказание информационных услуг и прочие потребности координационно-информационного характера.
Секретариат обслуживает многочисленные комитеты и рабочие группы, сформированные в рамках Форума. Штаб-квартира Форума находится в Сингапуре.
Высшим органом АТЭС являются саммиты глав государств и правительств стран-членов, проводимые в неформальном формате.
Они проводятся один раз в год с 1993 г. (до этого высшим органом были встречи министров иностранных дел). На начало 2005 г. состоялись двенадцать саммитов, на которых принимались важные решения о стратегии деятельности Форума. Несмотря на сохраняющийся консультативный статус и неофициальный характер встреч глав государств и правительств стран-членов, высказываются мнения о создании постоянно действующей организационной структуры АТЭС и придании встречам и совещаниям руководящих и исполнительных органов официального статуса.
Другой важный орган − совещания министров иностранных дел и внешней торговли, которые решают текущие вопросы работы Форума, в том числе и рабочих органов. После изменения функций в 1993 г. они обеспечивают дипломатическую поддержку саммитов.
Еще один орган − совещания секторальных министров по 11 сферам сотрудничества: образованию (с 1992 г.), энергетике (с 1996 г.), устойчивому развитию и экологии (1994 г.), финансам (1994 г.), телекоммуникациям и информации (с 1995 г.), по торговле (с 1990 г.), по транспорту (с 1995 г.), по делам женщин (с 1998 г.).
Встречи старших должностных лиц проводятся примерно четыре раза в год на уровне заместителей или помощников министров. Они решают административные вопросы, разрабатывают повестки дня ежегодных министерских встреч и саммитов, утверждают решения рабочих групп.
С 1995 г. функционирует Деловой консультативный совет (ДКС) в составе представителей деловых кругов (по три от каждой страны). Основная задача ДКС − разработка рекомендаций по осуществлению Осакской программы действий и определению приоритетов в развитии сотрудничества.
Приоритетные функции ДКС − влияние на принятие решений в рамках АТЭС, воздействие на глав государств и правительств с целью реализации индивидуальных и коллективных планов действий, содействие торговой и инвестиционной либерализации. Фактически это – постоянный орган частнопредпринимательского сектора, представляющий рекомендации главам государств и правительств по насущным проблемам. ДКС выполняет такие задачи, как информирование глав государств и правительств о достигнутых результатах в рамках деятельности Форума; проведение мониторинга по достижению Богорской цели в отношении формирования зоны свободной торговли и инвестиций к 2010−2020 гг.
В структуру ДКС входят три рабочие группы: по финансовой архитектуре, по технологиям и по содействию бизнесу. Разработкой конкретных направлений сотрудничества занимаются отраслевые комитеты и рабочие группы. Основные комитеты Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Административно-бюджетный комитет.
Комитет по торговле и инвестициям действует с 1993 г. и призван содействовать экономической активности и обмену связями и услугами между странами-партнерами; разрабатывать перспективные направления деятельности Форума в сфере торговли и инвестиций и реализации инициатив по либерализации и содействию торговле. Комитет занимается широким кругом проблем, в том числе реализацией Осакской программы действий; тарифными и нетарифными барьерами; торговлей услугами; дерегулированием экономики; разрешением спорных вопросов; инвестициями; таможенными процедурами; защитой прав интеллектуальной собственности; конкурентной политикой; миграцией бизнесменов; правительственными закупками; правилами происхождения товаров; стандартами и правилами соответствия. Главное направление деятельности Комитета по торговле и инвестициям − устранение торговых и инвестиционных ограничений в АТЭС; разработка коллективного плана действий и проведение мониторинга индивидуальных планов действий.
Экономический комитет неофициально образован в ноябре 1994 г. на основе преобразования специальной группы экспертов по экономическим вопросам. Комитет призван проводить исследования тенденций развития экономики стран − членов АТЭС. Его функции − подготовка докладов по экономическому и техническому сотрудничеству, исследования по развитию инфраструктуры, охране окружающей среды, миграции лиц, созданию информационного сообщества. Большое внимание уделяется проблеме либерализации торговли и инвестиций на основе проведения анализов влияния либерализации на экономику стран − членов АТЭС, на состояние рынков труда, анализ прямых зарубежных инвестиций, правил конкуренции и защиты интеллектуальной собственности, деятельности субрегиональных интеграционных группировок.
Административно-бюджетный комитет оценивает и дает рекомендации по бюджету Форума, занимается вопросами, связанными с финансированием и расходованием бюджетных статей. Комитет выполняет консультативные функции для группы старших должностных лиц, а также уполномочен контролировать и оценивать деятельность рабочих групп, предоставлять свои рекомендации группе старших должностных лиц по повышению эффективности работы АТЭС. Одна из основных функций Комитета − контроль над управлением средствами оперативного счета Центрального фонда АТЭС, определение размеров взносов стран-членов.
Комитеты имеют подкомитеты. В составе Комитета по торговле и инвестициям − группа по доступу на рынки, группа по услугам (телекоммуникации, туризм, транспорт, энергетика), группа экспертов по инвестициям, по стандартам и соответствию, по таможенным процедурам, по правам интеллектуальной собственности, по правительственным закупкам, по разрешению споров. Экономическому комитету подчинены три подкомитета: по инфраструктуре, продовольствию, составлению аналитических обзоров. Действуют также группы экспертов по техническому содействию в сельском хозяйстве и по проблемам малого и среднего предпринимательства.
Также в структуру органов Форума входят 11 рабочих групп, которые ведут работу по наиболее важным направлениям − по энергетике (1990 г.), рыболовству (1991 г.), развитию людских ресурсов (1990 г.), по промышленности, науке и технологии (1990 г.), по сохранению морских ресурсов (1990 г.), по торговой и инвестиционной статистике (1990 г.), по содействию торговле (1990 г.), по транспорту (1991 г.), по туризму (1991 г.), по техническому сотрудничеству в сельском хозяйстве, по малому и среднему бизнесу.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание