logo
от юли / УМК МВКО УМК полная версия не сокращенный(Морунова)

4.3.Этапы развития международных кредитных отношений

Международный кредит возник в XIV-XV вв. и начал быстро раз­виваться после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а позже - в Америку и Индию. Расширение между­народных кредитных отношений происходило параллельно с эволю­цией банковского дела и ростом мобильности капиталов. Кредит как одна из составляющих экономического развития и источник финан­сирования проектов в разных странах наиболее активно был востре­бован в период инвестиционных бумов. На протяжении веков международные кредитные отношения развивались и совершенствовались, появлялись стабилизационные кредитные механизмы.

Характеристика четырех этапов развития международного кредита представлена в таблице 15.

Таблица 15 – Характеристика этапов развития международных кредитных отношений

Период

Характеристика основных событий

От начала XIX в. до Первой мировой войны

С 1822 по 1825 г. из Великобритании кредиты направ­лялись в Испанию, Пруссию, Мексику, Австро-Венгрию, Чили, Рос­сию, Бразилию, Грецию, Перу и Аргентину для финансирования до­бычи золота и серебра. С 1834 по 1839 г. заемщиками британских и французских банков стали Соединенные Штаты, Португалия, Испа­ния и Мексика, которые нуждались в финансировании хлопководст­ва и строительства водных каналов. Затем с 1864 по 1875 г. в основ­ном на британские, французские и немецкие кредиты строились железные дороги в США, России, Египте, Испании, Австро-Венг­рии, Перу, Румынии, Колумбии и Тунисе. С 1884 по 1890 г. междуна­родные кредиты Великобритании использовались для финансирования экономик Аргентины и Уругвая, а также земельного бума в Австра­лии. Последним эпизодом рассматриваемого всплеска международ­ного кредитования можно назвать промежуток с 1905 по 1913 г., когда британские, французские, немецкие и частично американские кредиты использовались в России, Канаде, Южной Африке, Бразилии, Мексике, на Балканах и на Кубе.

Роль Великобритании как основного международного кредитора объясняется экономическим расцветом этого государства - не в по­следнюю очередь благодаря активному использованию сырьевых ис­точников в колониальных странах. Ежегодно Британия предоставля­ла кредиты в объеме 9 % ВНП. Примерно так же поступали Франция, Германия и Нидерланды. Крупнейшими потребителями британского капитала в период с 1865 по 1914 г. были США (836 млн ф. ст.), Канада (412 млн), Аргентина (349 млн), Австралия (339 млн), Индия (317 млн), Южная Африка (262 млн), Бразилия (172 млн), Россия (139 млн). Всего Британия экспортировала 4,1 млрд ф. ст.

Рост международного кредитования сопровождался банкротством крупных банков (см. пример 4.1.) и дестабилизацией всей мировой кредитной системы, изменялись международные кредитные отноше­ния и деятельность национальных органов кредитного регулирова­ния. Банковские кризисы происходили по причине изменения цен на материальные блага, служившие кредитным обеспечением, дефолта по ценным бумагам правительств стран-заемщиков и т.д. В результате возникали проблемы платежеспособности у заемщиков и ликвидно­сти - у кредиторов. Кризисный опыт международных кредитных отношений «научил» центральные банки проводить периодические инъекции ликвидных средств для стабилизации национальных кре­дитных систем. В результате возникла дилемма: или проводить интер­венции, стабилизируя кредитный механизм, но при этом снижая уро­вень своих резервов, или поддерживать обменный курс своей валюты в установленных пределах.

Уникальное решение этой проблемы нашла Великобритания, где дисконтные дома предоставляли коммерческим банкам наличность. При этом сами дисконтные дома могли получать кредиты в централь­ном банке. В отличие от дисконтных домов инвестиционные банки, активно занимавшиеся международным кредитованием, часто созда­вали синдикаты банков нескольких стран, которые давали взаймы средства государствам, переживавшим кризис в валютной или кре­дитной сфере (например, Ротшильды и Морган). Займы возвраща­лись, как только восстанавливался платежный баланс. В результате этих действий появились первые международные банковские синди­цированные кредиты, а сами синдикаты по своей сути выполняли роль международного кредитора последней инстанции.

Пример 4.1. Так называемый Бэринговый кризис 1890 г. стал основной причиной международного банковского кризиса в Англии и странах Ла­тинской Америки. Кульминацией кризиса оказался кредитный бум, пере­кочевавший из Англии 1880-х гг. в Аргентину и Уругвай, где шло актив­ное строительство железных дорог и других объектов инфраструктуры. Приток иностранного капитала в эти страны сопровождался спекулятив­ным ростом цен на недвижимость. В конце десятилетия цены на нее упали более чем в два раза. Один из двух национальных банков Аргентины не смог оплатить дивиденды. Это пошатнуло всю банковскую систему стра­ны. В апреле 1890 г. аргентинское правительство оказалось неспособным погасить процентные платежи. Несмотря на предпринятые попытки ре­структуризировать займы и получить в кредит 10 млн фунтов в Лондоне, государственные финансы были окончательно повержены.

Международный кризис разразился, когда Дом Бэрингов (крупный инвестиционный банк Лондона) объявил 8 ноября 1890 г. Банку Англии о своей неплатежеспособности. Последнему частично удалось предотвра­тить панику благодаря рекапитализации Дома Бэрингов с помощью круп­ных финансовых институтов Лондона и временной отсрочки возврата займов Банка Франции и Российского центрального банка. Однако из-за прекращения Англией кредитования кризис все же «проник» в Аргенти­ну, Уругвай и Бразилию.

Между Первой и Второй мировыми войнами

Для него характерны меньшие объемы кредитования, многочисленные кредитные кризи­сы и как следствие последних формирование стабилизационных ме­ханизмов.

В течение Первой мировой войны американские банки активно финансировали военные закупки Великобритании и Франции в США. Позднее Казначейство Соединенных Штатов взяло на себя долги первых двух государств, выплатив необходимые суммы своим бан­кам. После войны США отказались от репараций с Германии и Авст­рии и даже предоставили займы немецкой стороне для снижения их долга. В 1923 г. договор между США и Великобританией регламенти­ровал условия рефинансирования военного долга в течение 62 лет со ставкой 3-3,5 %. Аналогичный договор был заключен с Францией, долг которой был снижен до 2,2 млрд долл. Кроме того, с 1924 по 1928 г. США и Великобритания, а также в небольших объемах Гол­ландия, кредитовали такие страны, как Германия, Франция, Арген­тина, Куба, Чили, Австралия, Канада, Бразилия, Румыния, Новая Зеландия, Южная Африка, Югославия, Греция, Австрия, Колумбия, Польша и Турция. В целом же объем мировых инвестиций, финанси­руемый международным кредитом в межвоенном периоде вырос с 44 до 53 млрд долл., в том числе в Англии - до 22,9, США - до 11,5, во Франции - до 3,9 млрд долл.

Период между войнами - время глубоких экономических кризи­сов, самый масштабный из них - Великая депрессия. Вместе с тем именно с помощью международных банковских кредитов удалось преодолеть назревавшие кризисы банковской системы Австрии в мае, Венгрии - в июне, Германии - в июле, Великобритании - в сентябре 1931 г. Из-за кризисных процессов в кредитной сфере многие страны были вынуждены ввести программы по страхованию депозитов. Кро­ме того, государственные финансовые органы стали важным источ­ником финансовых ресурсов для коммерческих банков, тем самым освободив центральные банки от этих обязанностей. В Соединенных Штатах таким органом выступила Финансовая Корпорация по Рест­руктуризации (Reconstruction Finance Corporation, RFC), которая с во­зобновлением деятельности коммерческих банков после банковских каникул 1933 г. инвестировала значительные средства в привилеги­рованные акции банков.

1970 - 1991 гг.

Основными кредиторами были США, Великобритания, Япо­ния, Германия и Франция, заемщиками - Бразилия, Мексика, Ис­пания, Венесуэла, Южная Корея, Аргентина, Турция, Югославия, Польша, Румыния, Египет, Индонезия, Филиппины, Чили и СССР. Международные финансово-кредитные операции США стремитель­но увеличивались: в 1975 г. они составляли 4,2 % ВВП, в 1985 г. - 36,4 %,в 1990 г.- 92,1, в 1993 г. - 134,9 %. Рост международного кре­дитования в Японии также был впечатляющим: с 1,5 % ВВП в 1975 г. до 121 % в 1990 г. В Германии объемы международных кредитов в 1975 г. составляли 5,1 % ВВП, в 1990 г. - 54,9 %, в 1993 г. -169,6 %. Оживление международных кредитных отношений объясняется общим сдвигом в экономической политике США и Западной Евро­пы. Со времен Второй мировой войны большинство индустриальных стран следовало принципам, разработанным британским экономи­стом Дж. М. Кейнсом в ответ на экономические кризисы межвоен­ного периода. В своей теории Кейнс отвел государству роль главного финансового инвестора национальной экономики, из чего следова­ло, что бюджет можно использовать как средство интервенций для обеспечения экономического роста. Однако нефтяной шок в 1970-х гг. изрядно пошатнул эту теорию. Пришедшие к власти в США и Вели­кобритании консерваторы стали руководствоваться иной экономиче­ской догмой - неолиберализмом. Среди сторонников этого направ­ления были советник Рейгана М. Фридман и наставник Э. Тэтчер Ф. фон Хайек. В результате власти устранили механизмы контроля во многих областях и снизили возможность государственного вмеша­тельства.

Эта политика коснулась и сферы международного кредитования. До 1970-х гг. банковское дело четко регулировалось и было ограниче­но рамками национальных систем, а соответственно не имело высо­ких рисков. Существовали различные ограничения, как, например, лицензирование отдельных сфер деятельности, пределы процентных ставок. Не развиты были и финансовые рынки. Все это не позволяло кредитным учреждениям конкурировать друг с другом на междуна­родной арене. Снятие барьеров по движению капиталов резко повы­сило амплитуду международных кредитных отношений и создало возможности для внешнего финансирования национальных экономик многих стран. Сопровождавшая мобильность капиталов идеология дерегулирования, либерализации и приватизации создала благопри­ятный климат для развития международных кредитных отношений. Эти идеи поддерживали и созданные после Второй мировой войны международные финансовые организации (МВФ и Всемирный банк), которые выдавали международные кредиты именно с условием реа­лизации неолиберальной парадигмы.

Ограничение роли государства и возведение закона спроса и пред­ложения в ранг наилучшего из всех возможных принципов привели к повышению рыночных рисков, что было актуально и для междуна­родного кредитования. В рассматриваемый период обострились про­блемы банковских систем (например, «слишком большой, чтобы обанкротиться», асимметрия информации и т.д.). Следствием третье­го этапа международного кредита стала угроза распространения кре­дитных кризисов на несколько стран, как это произошло в Латинской Америке.

Международный кредит может стать источником финансовой не­стабильности в ряде государств следующим образом. Когда несколько стран с сопоставимыми экономическими системами и преимущест­венно с развивающимися рынками имеют общего кредитора, кризис в одной стране может распространиться и на другие. В случае возник­новения кризисной ситуации в одном государстве кредитор, пытаясь сбалансировать свой инвестиционный портфель, начинает автомати­чески сокращать кредитование в других странах, в которых он держит свои активы.

1991 г. по настоящее время

Он совпал с новым этапом либерализа­ции капитала и возникновением новых рынков. Если США, ФРГ, Ка­нада и Швейцария отменили контроль над перемещением капитала в 1970 г., что во многом увеличило международные кредитные опера­ции, то остальные страны решились на этот шаг позже - Великобри­тания в 1979 г., Япония в 1980 г., Франция и Италия в 1990 г., а Испа­ния и Португалия в 1992 г. К началу 1990 г. благодаря политике стран «большой семерки», а также МВФ, в котором эти страны имеют ре­шающее слово, капитал получил полную свободу для распростране­ния по всей планете. Главными кредиторами остались Соединенные Штаты, Германия, Япония и Великобритания. К этому списку примк­нула Испания.

Новый этап международного кредита был вызван в первую оче­редь потребностями заемщиков, которые нуждались в финансирова­нии развития своих экономик. К быстро развивающимся рынкам, требующим внешнего кредитования, относятся страны Юго-Восточ­ной Азии (Филиппины, Индонезия, Таиланд, Южная Корея), Латин­ской Америки (Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла), а также СНГ (Россия, Украина, Казахстан, Грузия и т.д.). Другими активны­ми пользователями международного кредита в этот период являлись Пакистан, Панама и Колумбия. Всего в 1996 г. объем международных кредитов развивающихся стран превысил 265 млрд долл., что в 6 раз превышает аналогичный показатель начала 1990-х гг. и в 4 раза боль­ше кредитов третьего этапа международного кредита. К началу 2001 г. объем международных кредитов, предоставленных банками развитых стран, равнялся 5,3 трлн долл.; совокупные долговые обязательства стран по международным банковским кредитам составили 7,7 трлн долл.; годовое международное синдицированное кредитование уве­личилось за 1980-2000 гг. в 18 раз и достигло около 1,5 трлн долл. По­явление новых рынков было обусловлено как экономическими, так и политическими причинами.

Развитие азиатского региона в 1980-х гг. создало базу для высоко­ликвидных и емких рынков Юго-Восточной Азии. Так, в период с 1991 по 1995 г. Корея получила иностранных капиталов в размере 9,3 % своего ВВП, Малайзия в 1989-1995 гг. - 45,8 %, Таиланд в 1988-1995 гг. - 51,5 %. Многолетний профицит торгового баланса Японии позволил этому государству и иным азиатским странам инве­стировать формирующиеся излишки в высокодоходные проекты, тем самым создавая потенциал для противодействия серьезным финан­совым потрясениям. Азиатский регион, включая таких гигантов, как Китай и Индия, еще на протяжении многих десятилетий будет под­держивать высокую волну международного кредитования.

В отличие от азиатских стран латиноамериканские государства оказались более уязвимыми перед финансовыми кризисами, получая большие объемы капиталов по каналам международного кредитова­ния. Так, с 1989 по 1994 г. Мексика получила иностранных капиталов вразмере27,1 % своего ВВП, Бразилия в 1992-1995 гг. -9,4 %,Чили в 1989-1995 гг. - 25,8 %. Длительное время влияние Соединенных Штатов не позволяло этим странам развиваться самостоятельно, и они использовали международные кредиты для поддержания своих экономик, а не для их развития. Валютный кризис в Мексике 1994 г. потребовал экстренного финансового вмешательства МВФ. Кредит­ная программа фонда по поддержке политики валютного комитета в Аргентине в итоге закончилась долговым и банковским кризисами 2001-2002 гг.

После распада Советского Союза, образования новых государств в Центральной и Восточной Европе возникла проблема междуна­родного кредитования для становления ориентированных на рынок экономик. Необходимый капитал, который не могли предоставить внутренние источники этих стран, давали другие страны или между­народные организации. Благодаря восстановлению торговых связей и формированию стабильных источников внутреннего финансиро­вания в странах СНГ постепенно снизились объемы внешнего кре­дитования. В то же время страны Центральной и Восточной Европы активно использовали международные кредиты развитых европей­ских стран для достижения европейских стандартов экономическо­го развития и вступления в Евросоюз.

Волнообразное развитие международных кредитных отношений обусловлено в целом эволюцией практики кредитных операций, генезисом экономической теории кредитного регулирования и динамикой политических процессов. В силу этого 1950-е, 1960-е и 1980-е гг. оказались периодами относительного застоя в развитии международ­ных кредитных отношений и никак не сказались на эволюции кре­дитных механизмов и инструментов. Важными факто­рами, развития международного кредитования стали глобальная финансовая либерализация, перепроизводство, новые технологии и низкие процентные ставки.

Глобальная финансовая либерализация, начало которой приходится на 1970-е гг., создала условия для развития и распространения между­народных кредитных отношений без ограничений. К концу 1995 г. 35 развивающихся стран полностью открыли свои финансовые системы для иностранного капитала. Активная приватизация способствовала глубокой интеграции этих стран в мировую экономику, что повысило их привлекательность для международного кредита. В 1985-1987 гг. только две развивающиеся страны классифицировались междуна­родными организациями как глубоко интегрированные, в 1992- 1994 гг. - уже 13. За это же время количество умеренно интегриро­ванных развивающихся стран выросло с 24 до 26. Значительную под­держку глобальной финансовой либерализации оказали международ­ные организации. Например, Всемирная торговая организация (ВТО) включила условие финансовой либерализации в соглашения по фи­нансовым услугам в 1997 г., и к марту 1998 г. 70 стран - членов ВТО присоединились к документу. VIII статья Устава МВФ предполагает конвертируемость валютных операций по текущему счету платежно­го баланса, и в 1970 г. под этой статьей подписались 35 стран, в на­стоящее время - более 140.

С начала 1980-х гг. многие развивающиеся страны столкнулись с проблемой перепроизводства как следствием слабого присутствия на мировых рынках. Страны Юго-Восточной Азии решили эту про­блему, переориентировав свои экономические системы с производ­ства на финансовый сектор. Увеличение инвестиций в финансовый сектор потребовало дополнительных кредитных ресурсов, которые были доступны на мировом рынке ссудных капиталов.

Новые технологии, особенно в сфере коммуникаций, значительно повысили скорость передачи финансовой информации, способствуя развитию международного кредита. Интернет-технологии, электронные площадки торговли ссудным капиталом, межбанковские системы SWIFT, FedWire, CHIPS (Clearing House Interbank Payment System), а также единые стандарты передачи финансовой информации (IAS - International Accounting Standards) упорядочили и повысили мобильность капиталов.

Волнообразное развитие международных кредитных отношений не в последнюю очередь обусловлено разницей процентных ставок. Низкие ставки в развитых странах по сравнению с развивающимися стимулировали инвесторов искать альтернативные рынки для вложе­ния своих капиталов. Так, если процентные ставки по казначейским облигациям США варьируют от 4 до 5 %, то долгосрочные процент­ные ставки в Японии (наверное, самые низкие в мире) - менее чем 1 %. Таким образом, процентная политика развитых стран способст­вовала миграции международного кредита в страны с более высоки­ми процентными ставками.

Каждый прилив международного кредитования имел последствия как для национальных, так и для мировой экономики. Во-первых, волны международного кредита сопровождались банковскими инно­вациями и изменениями в структуре кредитных систем. Во-вторых, международные кредиты увеличивали денежную массу в стране, что способствовало динамичному экономическому развитию стран, ре­гионов и в целом мирового сообщества. В-третьих, экономический рост, сопровождавшийся инфляцией и доступностью финансовых ресурсов, повышал инвестиционные аппетиты и приводил к спеку­ляциям. В-четвертых, спекулятивные операции повышали риск невоз­врата кредита, создавали условия для кредитных кризисов, тем самым сокращая международное кредитование и сворачивая международ­ные рынки ссудных капиталов.

Основной движущей силой развития международного кредита вы­ступают «горячие» деньги - форма ссудного капитала, целью которого является извлечение максимальной прибыли в короткие сроки бла­годаря вложениям в высоколиквидные кредитно-финансовые акти­вы. «Горячие» деньги стремятся уйти за границу из стран с неустойчи­вой экономикой, инфляцией и обесцененными деньгами. В свою очередь, инфляция способствует развитию различных форм валют­ной спекуляции на понижение курса валюты. «Бегство» капиталов может быть обусловлено также политическими причинами (такими, например, были угроза Второй мировой войны, убийство кандидата в президенты в Мексике в 1994 г.).