Практическое занятие 8
Семинар по теме «Сравнительный анализ деятельности международных финансовых организаций»
Задание 25. Составьте краткую бизнес-справку по трем мировым и двум региональным международным валютно-финансовым организациям, используя информацию с их официальных сайтов.
Задание 26. Проведите сравнительный анализ (письменно) финансовых инструментов 6 международных валютно-финансовых организаций, используя информацию с их официальных сайтов.
Задание 27. В чем отличия в деятельности Парижского и Лондонского клуба?
Практическое занятие 9
Семинар по теме «Европейский союз как первая региональная финансово-экономическая интеграция»
Задание 28. Охарактеризуйте роль Маастрихтского договора в развитии Европейской финансовой интеграции.
Задание 29. Каковы критерии экономической конвергенции стран зоны евро?
Практическое занятие 10
Семинар по теме «Сравнительный анализ инструментов стабилизации международных валютных, кредитных и финансовых отношений»
Задание 30. Какие мероприятия проводят страны для предотвращения возникновения валютных, кредитных, финансовых и экономических кризисов?
4. Блок контроля освоения дисциплины
4.1. Задание на контрольную работу и методические указания к её выполнению (для очно-заочной и заочной форм обучения)
4.1.1. Тематика контрольных работ
По дисциплине «Международные валютно-кредитные отношения» студенты всех форм обучения выполняют контрольную работу, тематика которых представлена в приложении 1.
Методические указания к содержанию и оформлению контрольной работы
Целями написания контрольной работы являются:
систематизация и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине;
приобретение навыков самостоятельной работы по применению теории по предмету, изучаемой студентом;
овладение методикой исследования экономических проблем, обобщение и логическое изложение материала.
Качество выполнения контрольной работы во многом зависит от выбора темы, знания основных требований, предъявляемых к работе, непосредственной организации последовательных этапов её выполнения.
Сроки выполнения контрольной работы определены учебным планом и должны твёрдо соблюдаться. Защита контрольной работы является допуском к экзамену.
Для очной и очно-заочной форм обучения, исключено защищать контрольную работу в период сессии. На сессию необходимо выходить уже с защищенной контрольной работой.
Для более эффективного написания контрольной работы, желательно, результаты выполнения каждого её этапа необходимо сдавать на проверку, используя на выбор следующие формы:
принести на кафедру в консультационные часы научного руководителя печатную версию контрольной работы (или её части) и получить устную (письменную) консультацию (рецензию). Расписание консультаций преподавателей кафедры управления финансами можно посмотреть на сайте кафедры;
выслать на адрес электронной почты преподавателя (по согласованию с преподавателем) электронную версию контрольной работы (или её части) и получить письменную консультацию (рецензию). Если Вы воспользовались таким способом, то при отправлении письма убедитесь в том, что:
Высланное письмо имеет название (указание предмета, этап работы, фамилии и инициалов автора, номер группы, место обучения, форма обучения). Например, «МВКО, План, Иванова Н.В., Группа 34, ЦУКП, о/з»);
Письмо содержит прикрепленный файл, предназначенный для проверки;
Контрольная работа не разбита на отдельные файлы. Вся информация одного формата должна быть собрана в одном файле. Преподаватель не должен тратить время на сбор информации в одном файле;
Вне зависимости от того, какой раз Вы уже высылайте на проверку, каждая новая версия содержит все (исправленные) варианты.
В точности сроков предоставления контрольной работы на проверку заинтересованы как кафедра, так и сам студент. При соблюдении сроков выполнения контрольной работы у научного руководителя (преподавателя) создаются условия для её качественного рецензирования, а у студента остается время для последующей работы над рецензией (исправления замечаний), что позволяет своевременно и качественно подготовиться к защите контрольной работы.
По решению научного руководителя (преподавателя), контрольная работа, выполненная не в срок, к защите может не допускаться.
Выбор темы осуществляется из рекомендованной примерной тематики (см. приложение 1), охватывающей актуальные проблемы развития денежной, кредитной и валютной систем. Студент имеет право выполнять работу по теме, отличающейся от утвержденной кафедрой тематики (но соответствующей специализации кафедры), но с разрешения и утверждения научного руководителя. В случае самостоятельного выбора темы контрольной работы студент к её защите не допускается!
Некоторые студенты затрудняются в выборе темы. Ведь все названия не всегда одинаково им известны, поэтому сложно судить о том, насколько привлекательна та или иная тема, какое освещение она получила в литературе. В этом случае необходимо обратиться за консультацией к научному руководителю (преподавателя).
К консультации научного руководителя студент имеет возможность прибегнуть на всех этапах работы. Совместно с научным руководителем уточняется тема, даются конкретные методические советы, обсуждается план и составленный к теме список литературы, разбираются возникающие в процессе изучения вопросы. Консультации, если правильно ими пользоваться, могут оказать действенную помощь. Но здесь следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями и представить готовую работу руководителю, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде литературу к теме, не проявив самостоятельного подхода к её поиску. К консультациям следует готовиться, чтобы задавать конкретные вопросы, а не ограничиваться общими вопросами типа: "Как составить план?", "В каких журналах можно найти материал к теме?" и т.д. Вопросы должны быть другого типа, конкретными, относящимися к теме, свидетельствующие о работе над материалом.
При выборе темы могут быть учтены ранее сделанные доклады, написанные рефераты, проведенные исследования. Важно связать выбор темы с личным познавательным интересом, с практической деятельностью.
Залогом эффективного написания контрольной работы является качественный подбор и глубокое изучение литературы на заданную тематику.
При выборе источников литературы необходимо помнить, что список использованной литературы контрольной работы должен обладать следующими свойствами:
Обзорность списка литературы. Предполагает наличие в списке литературы разных видов литературных источников по тематике контрольной работы, основными из которых являются:
Нормативно-законодательная база. Печатные и электронные источники на международном, федеральном и региональном уровнях: указы и постановления президента РФ, кодексы, федеральные законы, акты, инструкции, уставы, ГОСТы, нормы, патенты, каталоги, типовые проекты и т.п.;
Научная (периодическая) литература. Печатные и электронные источники: монографии, диссертации, авторефераты диссертаций, отчеты о научной работе, тезисы докладов, аналитические статьи (не путать с новостями!) из сборников трудов, международных и российских журналов (газет), специализированных интернет-порталов и т.п.);
Учебная литература (учебники, учебные пособия, сборники задач и т.п. в печатном и электронном виде);
Справочная литература (словари, справочники, энциклопедии, статистические сборники в электронном и печатном виде);
Документация объекта контрольной работы (формы отчетности предприятий, кредитных учреждений и т.п. в электронном и печатном виде).
В список литературы не допускается включение рукописных материалов (конспектов лекций) и изданий, не предназначенных для открытой печати.
Актуальность списка литературы. Выражается в подборе различных видов литературы и её источников, содержание которых будет соответствовать современной ситуации.
В нормативно-законодательной базе необходимо указывать дату последних изменений и дополнений. Научная (периодическая) литература должна содержать определенную новизну предлагаемых результатов исследований. При использовании учебной и справочной литературы большое значение имеет год её издания и соответствие её содержания действительности. Документация предприятий должна быть достоверной и соответствующей рассматриваемому периоду в контексте темы.
Исключением является подбор литературы для тематики контрольных работ, в которой заложены исторические аспекты. В этом случае, список литературы должен соответствовать рассматриваемому историческому периоду, но не исключать наличие современных источников.
Содержательность списка литературы. Предполагает соответствие списка литературы названию и содержанию контрольной работы, что демонстрируется наличием ссылок на использованную литературу. Рекомендуемый список литературы для написания контрольной работы см. в разделе 3 данного УМК.
Правильное оформление списка литературы (библиографическое описание в соответствии с требованиями).
При подборе печатной литературы важно уметь пользоваться библиотечными каталогами. В крупных библиотеках имеются предметные, систематические и алфавитные каталоги. В предметном каталоге, пользуясь знанием ключевых терминов темы (рынок, биржи, инфляция, денежное обращение, банки, кредит и т.д.), можно подобрать необходимые источники. В систематическом каталоге выделяются различные области знаний (финансовая система, кредитная система и т.п., то есть соответствующие разделы дисциплины). Можно пользоваться и алфавитным каталогом, если известны фамилии экономистов, разрабатывающих актуальные финансовые проблемы.
При подборе электронной литературы следует пользоваться следующими навыками:
Правильный подбор набора ключевых слов для поиска необходимого материала на сайтах (дисках и т.п.). При подборе ключевого слова необходимо исключить длинные, сложные ключевые словосочетания. Вместо них лучше использовать краткие, содержательные, ёмкие ключевые словосочетания, содержание которых отражает цель поиска;
Предварительное изучение структуры (содержания) сайта, для чего используется навигатор сайта. Поиск необходимых рубрик, разделов, ссылок на сайтах позволит сэкономить время в процессе поиска нужного материала;
Отбирать для изучения только те найденные материалы, которые достоверны (имеют автора (ов), рецензию, редакцию и т.п.) и обладают актуальностью для темы.
Внимательное, глубокое изучение найденного материала с целью выявления его соответствия тематике.
Примерный перечень сайтов наиболее актуальных журналов, порталов, экономических школ и институтов представлен в пункте 3.1. данного пособия «Средства обеспечения освоения дисциплины (ресурсы Internet)». Выделите время на просмотр этого перечня.
Порядок изучения подобранной литературы:
Изучение актуальной нормативно-законодательной базы. Материал правовой базы отвечает на вопрос: «Как должно быть в изучаемой сфере?»;
Изучение научной (периодической) литературы, которая является обобщающей. Монографии, диссертации, авторефераты дают возможность осмыслить теорию проблемы в целом, изучить ее составляющие элементы. Аналитические статьи из сборников трудов, международных и российских журналов (газет), специализированных интернет-порталов могут дать критическое мнение на исследуемую тему, то есть помогут ответить на вопрос: «А что происходит на самом деле в той или иной области?». Авторы многих статей описывают то, что ещё не утверждено в нормативно-законодательной базе, оценивают условия, факторы, проблемы и перспективы развития того или иного направления. Данный тип литературы является фактическим и позволяет углубить важнейшие теоретические положения, учит видеть связь теории с практикой, с реальной экономической действительностью;
Изучение учебной литературы (учебники, учебные пособия, сборники задач) поможет более глубже раскрыть теоретические аспекты изучаемого вопроса;
Изучение справочной литературы (словари, справочники, энциклопедии, статистические сборники), которая конкретизирует содержание отдельных вопросов через глубокое изучение терминологии. Особое внимание стоит уделить динамике статистических данных для проведения различных видов анализа. Основными источниками статистических данных являются ежегодники Госкомитета России ("Российский статистический ежегодник"). Следует также использовать сообщения статистических органов о годовых итоговых показателях, публикуемых в периодической печати. Приведённый статистический материал оформляется соответствующим образом;
Изучение документации предприятия (формы отчетности, положения, уставы) позволит получить бизнес-справку предприятия и провести оценку его финансового состояния.
Для составления предварительного плана контрольной работы необходимо на первом этапе изучить как можно большее количество всех типов литературы, чтобы получить более широкий взгляд на изучаемый вопрос.
Не забывайте заносить в список литературы найденные источники сразу после их прочтения и давать им библиографическое описание (более подробно см. ниже). Это позволит Вам сократить время на следующих этапах!
Подбор конкретного материала, осмысление и применение его со знанием дела, служит показателем самостоятельной подготовки студента к выполнению учебного задания.
Назначение почерпнутого из разнообразных источников материала состоит в том, чтобы с помощью достоверных фактов реальной жизни убедительно раскрыть теоретические положения, использовать их как аргументы правильности сделанных выводов. Обращение к цифрам и фактам как к дополнительным доказательствам теоретических положений, как к средству уяснения их сущности помогает студенту видеть органическую связь теории с практикой, повышает интерес к теме, делает более конкретным представление об актуальных проблемах сегодняшней действительности.
Умение пользоваться литературой - это необходимое условие успешной подготовки контрольной работы. При прочтении разного типа литературы, соответствующей теме, необходимо разграничивать узловые и частные вопросы, понимать их взаимосвязь, составлять цельное представление по каждому из них и по всей теме.
Читая литературу, необходимо не только продумывать её содержание, но обязательно делать выписки наиболее важных определений и доказательств, фактов и статистических данных, указывая автора, название книги, издательство, место, год издания и страницу, чтобы накопить материал дня консультации с руководителем работы и для дальнейшего изучения проблемы. Удобнее всего вести записи на отдельных листах. Накопленный по мере чтения материал обобщается в соответствии с предварительно составленным планом. Параллельно с выписками из книг и статей следует записывать собственные соображения и замечания, возникающие при чтении, что позволит творчески подойти к разработке темы.
Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в документальных потоках. Минимальное количество источников (включая все рубрики) – 20. Есть темы, где акцент необходимо сделать на подборе научной (периодической) литературы и таких источников в списке литературы будет большинство, а есть темы, в которых наличие нормативно-правовой базы и справочной литературы будет превалирующим.
Общим для всех тем является заполнение всех рубрик списка литературы. Исключением является рубрика «Документация объекта контрольной работы», так как не все темы раскрываются на основе данных предприятий.
Оформление списка литературы происходит в соответствии со стандартами, которые регламентирует структуру библиографического описания, набор элементов, их последовательность, способ расположения, вводит систему условных разделительных знаков. Основными стандартами являются:
ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила»;
ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»;
ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
Использованные в процессе выполнения работы литературные источники указываются в конце работы перед приложением (см. приложение 2 «Пример оформления списка использованной литературы контрольной работы»). Литературные источники располагаются по рубрикам в алфавитном порядке (авторов или названий).
Все литературные источники должны быть пронумерованы арабскими цифрами (сквозная нумерация по всему списку литературы через все рубрики).
Особое внимание следует обратить на то, что недопустимо заимствование текста (таблиц, рисунков, схем, диаграмм и т.п.) из литературных источников без ссылки на автора цитаты. Ссылка на литературный источник в тексте работы приводится в квадратных скобках с указанием номера из списка использованных источников. Ссылка и сноска – это не одно и то же! Использование сносок запрещено! Также при ссылке на литературный источник указывается соответствующая страница издания, которая цитируется в работе. Например: [22, с. 32-35]. Номер ссылки, как указано выше, определяется порядковым номером литературного источника в библиографическом списке.
Важное место в выполнении контрольной работы принадлежит составлению плана контрольной работы. Это сугубо творческое дело и избранная тема может быть представлена в различных вариантах. Но в любом случае план должен отразить содержание темы, её логику. Уже по плану научному руководителю (преподавателю) в значительной мере становится очевидным, как понята проблема студентом, как осмыслен подобранный и прочитанный список литературы. Не так редко бывает, что студент, недооценивает значимость такого этапа, как составление плана. В результате в план механически включаются разрозненные вопросы, неравнозначные по своему характеру (узловые и частные). Это лишь дезорганизует студента, оказывает ему плохую услугу. Нагромождение большого количества вопросов, отсутствие логики в их выделении свидетельствуют о недостаточном овладении подобранной литературой, ибо студент не смог вычленить основного, не составил цельного представления о теме.
Сведения по узловым вопросам, по существу, и есть план работы. Здесь возможно некоторое обобщение положений с таким расчетом, чтобы в структуре плана можно было выделить не более 4-5 вопросов, то есть глав (не считая введения и заключения). У каждой главы могут быть подглавы (разделы). Каждая из глав выступает продолжением и развитием предшествующей главы. Логически стройный план, включающий действительно узловые моменты, помогает целенаправленно систематизировать материал и написать качественную работу, не допуская при этом повторений и отступлений от темы.
Необходимо чётко соблюдать последовательность в изложении каждого из вопросов, так как её нарушение приводит к повторению одних и тех же положений, потере логической связи, вследствие чего могут остаться нераскрытыми важные аспекты проблемы.
Изложение каждого раздела обычно начинается с выяснения сущности анализируемого экономического явления, характеризуются его черты, отражается становление и развитие процесса, при необходимости выясняется его противоречивость. Перед студентом не стоит задача сделать в контрольной работе научные открытия. Он должен показать способность осмысленно пользоваться научной литературой, уметь обработать и обобщить фактический материал, увязать теоретические положения с современной практикой рыночного хозяйствования. В указанных моментах и заключаются элементы творчества, самостоятельность мышление. Студент осмысливает отобранную информацию, готовясь к её изложению. Письменное изложение темы учит студентов овладевать категориальным аппаратом экономической науки. При написании текста важно не только чётко формулировать те или иные положения, но стремиться приводить соответствующие доказательства, обосновывать их, чтобы избегать декларативности в подаче материала. Важен язык, стиль, умение просто выражать мысли. Для успешного выполнения контрольной работы первостепенное значение имеет не только её объём, а логически последовательное рассмотрение узловых вопросов, позволяющее более или менее полно раскрыть тему. Чтобы выделить основные вопросы и поставить их в тесную логическую связь, необходимо проделать значительную работу по подбору и изучению литературы. Направляющую роль здесь имеет учебная программа курса и новейшие учебники по экономической теории.
Типовой план контрольной работы представлен в приложении 3 «Пример оформления содержания контрольной работы».
Структура контрольной работы включает следующие элементы:
- титульный лист (пример см. в приложении 4);
- лист «Содержание»;
- введение – максимум 1 листа;
- главы (количество от 2 до 6) и параграфы, наличие выводов после каждой главы с плавным переходом к следующей главе является обязательным;
- заключение – максимум 1 листа;
- список использованной литературы с разбиением на рубрики;
- приложения (не является обязательным элементом);
- структурно-логическая схема контрольной работы (см. приложение 5);
- презентация к защите контрольной работы, выполненная в программе Power Point;
- тезисы по материалам контрольной работы (см. приложение 6), объемом 3 листа.
Характеристика элементов структуры контрольной работы представлена в таблице 33.
Наибольшая сложность при раскрытии всех элементов заключается в том, что требуется грамотно, своими словами изложить суть проблемы, в то же время не допускать упрощенчества, поверхностного толкования тех или других вопросов. Только самостоятельность в изложении позволит студенту через контрольную работу понять, насколько он усвоил тему, осуществить самоконтроль знаний.
После написания первоначального (чернового) текста целесообразно его еще раз внимательно прочитать, отредактировать, устранить повторения и длинноты, улучшить отдельные формулировки. Лишь после этого пишется окончательный вариант, который передаётся научному руководителю.
Общие требования к оформлению. Текст работы должен быть набран на компьютере шрифтом Times New Roman размером 14 п., с использованием текстового процессора Microsoft Word. Шрифт, используемый в иллюстративном материале (таблицы, графики, диаграммы и т. п.), при необходимости может быть меньше, но не менее 10 п. Выравнивание текста по ширине страницы. Объем работы НЕ БОЛЕЕ 25 страниц.
Межстрочный интервал в основном материале – полуторный (включая интервал между абзацами). Межстрочный интервал в иллюстративном материале – одинарный (включая интервал между абзацами).
Поля страниц: левое поле – 2 см; правое, верхнее и нижнее поле – 1 см;
Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Отступ абзаца – 1,25 см от левой границы текста. Каждый абзац должен содержать законченную мысль и состоять, как правило, из 4-5 предложений. Слишком крупный абзац затрудняет восприятие смысла и свидетельствует о неумении четко излагать мысль.
При печати работы необходимо снять запрет «висячих строк», т. е. не допускается перенос на новую страницу или оставление на предыдущей странице одной строки абзаца, состоящего из нескольких строк. Следует избегать также оставления на последней строке абзаца одного слова или даже части слова, в этом случае лучше изменить формулировку предложения так, чтобы на последней строке абзаца оставалось не менее трех-четырех слов.
Таблица 33 - Характеристика элементов структуры контрольной работы
Название элемента | Характеристика |
Введение | Во введении следует показать значение избранной темы, обосновать её роль в раскрытии системы экономических отношений, подчеркнуть актуальность и практическую значимость освещаемых положений, дать пояснение логической последовательности раскрываемых узловых вопросов. Здесь же определяются объект и предмет исследования, указывается фактический материал, на котором строится исследование. Во введении автор должен аргументировано показать, чем и почему ограничен круг исследования, обосновать временные рамки исследования и т. п. Более подробную структуру введения см. в приложении 7. |
Теоретическая глава | Глава носит теоретико-методологический характер. Здесь можно дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы. Должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. Кроме того, в первой главе можно остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, например, формировании новых экономических и управленческих структур, особенностях развития экономических процессов. Описание изучаемой проблемы и динамика развития явлений должны иллюстрироваться графическими материалами: справочными и обзорными таблицами, выполненными, главным образом, самостоятельно. Только в отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников с обязательной ссылкой на первоисточник. Наряду с таблицами следует применять графики, которые обладают определенными преимуществами перед таблицами, так как позволяют более наглядно представить наиболее существенное и тем самым облегчить восприятие материала. Теоретические проблемы должны быть представлены в сравнительно-аналитическом виде, автор контрольной работы должен критически охарактеризовать существующие концепции, подходы и дать им собственную интерпретацию, учитывающую специфику объекта исследования. По дискуссионным вопросам необходимо обосновать собственную позицию. Все отраженные мнения и концепции должны сопровождаться соответствующими ссылками. Приводя литературный обзор по поставленной проблеме, студент должен не только пересказать имеющиеся в литературе точки зрения, но обозначить и аргументировать свою позицию по рассматриваемому вопросу. Высказывания критикуемых авторов (цитаты) следует приводить полностью, без сокращений, с соответствующими ссылками на литературный источник. Если студент соглашается с приведенной точкой зрения, желательно выдвинуть в пользу имеющейся точки зрения свои дополнительные аргументы. |
Аналитическая глава | Анализируется собранный фактический материал (например, статистика), который служит основой для выявления проблем в исследуемой теме. Если контрольная работа посвящена теоретическим вопросам, то основной акцент делается на освещение использующихся на практике методов и принципов, служащих основой теоретических разработок, предлагаемых студентом. При этом недопустимо простое пересказывание специальной литературы и учебников. Студент должен творчески подойти к рассматриваемому вопросу и обосновать свою точку зрения. Если контрольная работа раскрывает практическую тему, то акцент необходимо сделать на анализе системы статистических показателей. Целесообразно самостоятельно составить таблицы, графики, диаграммы, используя различные источники, проследить динамику того или иного экономического процесса за известный отрезок времени, на основе абсолютных цифр рассчитать относительные показатели (темпы изменения экономического явления). |
Экономическая глава | В третьей главе разрабатываются теоретические и практические рекомендации по решению выявленных проблем, и обосновывается целесообразность их внедрения. Третья глава является структурно-логическим продолжением, уточнением и конкретизацией теоретической и аналитической глав. Это проявляется в том, что основные теоретические положения должны получить конкретное практическое воплощение по материалам и методам первой и второй глав. Третья глава является заключительной, а потому должна содержать конкретные предложения и рекомендации по улучшению деятельности организации. При этом каждое предложение должно сопровождаться подробным описанием его содержания, рекомендациями по объему и видам подготовительных работ, связанных с реализацией данного мероприятия, оценку готовности анализируемого предприятия к внедрению предлагаемых рекомендаций. Ценность работы возрастает, если студент предлагает несколько вариантов решения поставленной проблемы и на основании комплексного анализа каждого из них выбирает наиболее эффективный для хозяйствующего субъекта. |
Заключение | Заключение является своеобразным итогом всей работы. Оно должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Все задачи, поставленные во введении должны найти отражение в заключении. Недопустима ситуация, когда из заключения следует, что какая-либо из поставленных задач не решена. |
Каждая глава работы должен начинаться с новой страницы. Параграфы следуют друг за другом без вынесения нового параграфа на новую страницу. Не допускается начинать новый параграф внизу страницы, если после заголовка параграфа на странице остается три-четыре строки основного текста. В этом случае параграф необходимо начать с новой страницы. Каждый параграф должен иметь отступ от предыдущего текста на 1,5 см. Расстояние между заголовком раздела и последующим заголовком параграфа должно составлять 1 см.
После каждого раздела целесообразно приводить выводы из изложенного, что позволит перейти к изложению следующей главы.
Текст работы следует размещать, формулировать, систематизировать таким образом, чтобы на страницах не оставалось свободного места. 2/3 листа должно быть исписано, соответственно свободной от текста можно оставлять 1/3 листа.
Заголовки разделов, параграфов, а также заголовки введения, заключения, содержания и списка использованных источников должны быть напечатаны заглавными буквами, 14 шрифтом (без выделения жирным, курсивом или подчеркиванием) и располагаться посредине строки. Не допускается перенос слов в заголовках разделов и параграфов.
Разделы (главы) в содержании и по тексту нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3). Слово «раздел» не пишется, слово «глава» пишется. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела или главы (1.1, 1.2 и т.д.). После цифры ставится точка и пишется соответствующий заголовок. Точка (или двоеточие) в конце заголовков (разделов, глав, параграфов) не ставится.
Название разделов, глав и параграфов должно быть кратким, но содержательным.
Все страницы работы (включая приложение) должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Таким образом, второй страницей работы будет считаться страница содержания. Начиная с содержания, на каждой странице арабскими цифрами проставляется внизу по центру страницы ее номер.
Оформление иллюстративного материала. Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, формулы, схемы, диаграммы и т. д.) включается в работу в целях наглядности аргументации и обоснования решений, полученных студентом. Таким образом, в основной части индивидуального задания помещается только тот материал, который способствует лучшему обоснованию выводов. Таблицы и другой фактический материал, представляющий собой исходные данные для проведенного исследования, в основной текст работы не включаются, но могут быть вынесены в приложение.
Весь иллюстративный материал по возможности должен помещаться непосредственно после первого его упоминания в тексте. Если этого сделать невозможно из-за несоответствия размера иллюстративного материала и свободного места на текущей странице, иллюстративный материал должен быть помещен либо на ближайшей странице, либо вынесен в приложение с соответствующей ссылкой.
Оформление таблиц. Все таблицы в тексте должны иметь краткое название, отражающее содержание таблицы. Также все таблицы в тексте (не включая таблиц приложения) должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией (не двойной!). Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру (например: см. таблицу 1), слово «таблица» пишется полностью. Над таблицей по центру листа помещается слово «Таблица», ставится ее порядковый номер (1, 2, 3 и т. п.) и через тире печатается название таблицы. Точка в конце названия таблицы не ставится. Если таблица составлена автором индивидуального задания, то ссылка в конце названия таблицы отсутствует. Если таблица позаимствована из одного из источников списка литературы – ссылка ставится после названия таблицы в квадратных скобках (например, [2, с.5]). После названия помещается сама таблица.
Заголовки столбцов и строк таблицы должны начинаться с заглавных букв, располагаться параллельно или перпендикулярно строкам таблицы. В графах таблицы не допускается оставлять свободные места. Если соответствующие данные отсутствуют, в графе проставляется прочерк (тире) или пишется слово «нет».
Если все показатели, размещенные в таблице, выражены в одних и тех же единицах, сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей.
При необходимости таблицу можно переносить на другую страницу. При этом заголовки столбцов (или строк) таблицы пронумеровываются, и на следующей странице не повторяется текст заголовков, а проставляется только соответствующий номер столбца (строки). Над продолжением таблицы сверху печатаются слова «Продолжение таблицы 5». Название таблицы на новой странице не повторяется.
Не допускается начинать таблицу внизу страницы, если после ее названия остается только заголовочная часть, либо заголовочная часть плюс одна – две строки содержания, причем основная часть таблицы при этом оказывается на следующем листе.
При возникновении такой ситуации следует либо несколько уменьшить размер шрифта, используемый в таблице, чтобы таблица поместилась целиком на предыдущем листе, либо немного увеличить (либо уменьшить) интервалы между строками таблицы, чтобы таблица располагалась на страницах более равномерно.
Оформление рисунков. К рисункам относятся рисунки, схемы, диаграммы, графики и т. Д. Размещение рисунков в работе такое же, как и для другого иллюстративного материала, т. е. либо сразу же после ссылки на него, либо на ближайшей к этой ссылке странице. Ссылка на рисунок в тексте дается по его номеру (например: см. рисунок 1), слово «рисунок» пишется полностью.
Рисунки следует размещать в тексте так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы, либо с поворотом работы по часовой стрелке. Такое же правило применяется к большим таблицам, требующим поворота. Перенос рисунков запрещается.
Все рисунки должны быть пронумерованы сквозной нумерацией арабскими цифрами («Рисунок 1») по центру относительно рисунка под изображением. После номера рисунка через тире следует название рисунка. При необходимости рисунок может содержать также поясняющие надписи.
Если рисунок составлен автором индивидуального задания, то ссылка в конце названия рисунка отсутствует. Если рисунок позаимствован из одного из источников списка литературы – ссылка ставится после названия рисунка в квадратных скобках (например, [2, с.5]).
Оформление формул. Формулы, уравнения и т.п. следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Символ отделяют от пояснения знаком тире, расшифровку от последующего символа отделяют точкой с запятой. Колонку перечня символов выравнивают по знаку тире. Символы, повторно используемые в формулах, расшифровке не подлежат. Повторное написание формулы в тексте не рекомендуется.
Буквенные обозначения величин (символы) должны быть постоянными в пределах всей работы. Допускается применять обозначения единиц в пояснениях обозначений величин к формулам. Помещение обозначений единиц в одной строке с формулами, выражающими зависимости между величинами или между их числовыми значениями, представленными в буквенной форме, не допускается.
Допускается сквозная нумерация формул в пределах всей работы. Номер формулы указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например:
R = П/С*100, (9)
где R – рентабельность, %;
П – прибыль, руб.;
С – себестоимость, руб.
При переносе формулы с одной строки на другую номер ставится на уровне её последней строки.
Ссылки в тексте на номер формулы дают скобках. Приводя расчеты, вначале излагают методику расчетов со всеми формулами, их нумерацией, единой расшифровкой, а затем – сам расчет, который можно оформить в виде таблицы. Ниже расчета следует приводить вывод, обобщающий результаты.
Структурно-логическая схема. Краткое схематичное изображение логической взаимосвязи между главами и параграфами.
Оформление приложений. В приложение помещаются материалы, дополняющие текст документа. Например, использованные для расчетов данные; промежуточные таблицы и диаграммы, которые повлияли на построение окончательных таблиц и диаграмм; таблицы и рисунки нестандартного формата (большего, чем А4) и т. Д. Приложение помещают после списка использованных источников. Если приложение имеет несколько наименований, то их последовательно нумеруют арабскими цифрами (Приложение 1, Приложение 2 и т. д.)
В тексте работы на все приложения должны быть приведены ссылки (прил. 1), (прил. 2) и т. Д. Расположение приложений в конце документа должно соответствовать порядку появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. В первой строке страницы указывается слово «Приложение» и ставится его порядковый номер (например, «Приложение 2»). Каждое приложение должно иметь заголовок, который ставится после слова «Приложение».
После списка использованных источников или приложений (если они есть) необходимо оставить чистый лист для рецензии преподавателя.
Контрольная работа выполняется студентом в сроки, установленные учебным планом. Без защиты контрольной студент к экзамену не допускается. Во время экзаменационной сессии кафедра не принимает работы на рецензирование.
Ориентиром в подготовке к защите является рецензия руководителя, а также постраничные замечания, сделанные непосредственно в тексте. В рецензии на контрольную работу даётся предварительная оценка в форме вывода: "Работа допускается (либо не допускается) к защите". Окончательная оценка ставится уже после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру. Основная цель рецензии - оказать помощь студенту в самостоятельной работе, дать конкретные методические советы по устранению недочётов, по дальнейшему углублению излагаемых вопросов. Студент должен внимательно прочитать рецензию, чтобы посмотреть на контрольную критическим взглядом, обдумать сделанные замечания. При подобном подходе к рецензии студент уяснит свои ошибки и недостатки, будет знать в каком направлении следует дорабатывать материал.
В ходе защиты студент отвечает на вопросы преподавателя и при ответах должен показать углубленное знание конкретной темы, хорошее владение материалом. Кроме ответов на замечания рецензента и продумывания ответов на возможные вопросы по теме, студент готовит к защите выступление на 5-7 минут, в котором кратко излагает суть проблемы (см. тезисы и слайды в Power Point). Не исключена возможность возникновения такой ситуации, когда работа выполнена и оформлена на должном уровне, а ответы поверхностны и неправильны, что снижает результаты всей работы.
Оценка эффективности выполнения контрольной работы производится на основе анализа основных критериев её написания и защиты, которые содержатся в пункте 2.6. данного УМК.
- Международные валютно-кредитные
- Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080105.65 – «Финансы и кредит»
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- 2. Рабочие учебные материалы
- 1.4. Валюта и валютный курс: сущность, классификация (8 часов)
- Раздел 2. Сущность и структура мирового валютного рынка (24 часа)
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка) (24 часа)
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация (8 часов)
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения (6 часов)
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк) (8 часов)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка (26 часов) [4], c.6–35; [8], c.25–43
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка (8 часов)
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка (8 часов)
- Раздел 9. Международная финансовая интеграция и глобализация (26 часов) [4], c.6–35; [8], c.25–43
- Заключение (2 часа) [4], c.146–183; [8], c.527–546
- 2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 080105.65 – «Финансы и кредит» очно–заочной формы обучения*
- 2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 080105.65 – «Финансы и кредит» заочной формы обучения*
- 2.3. Структурно–логическая схема дисциплины «Международные валютно-кредитные отношения»
- Международные валютно-кредитные отношения
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- Раздел 6.
- Основы формирования международных финансовых отношений
- Раздел 7.
- Организация функционирования мирового финансового рынка
- Раздел 8.
- Раздел 9.
- Раздел 10.
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия для всех форм обучения
- 2.6. Балльно – рейтинговая система оценки знаний для студентов
- Оценка знаний для студентов специальности 080507.65 – менеджмент организации
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- 3.2. Опорный конспект лекций по дисциплине Введение
- Раздел 1. Мировая валютная система как форма организации международных валютных отношений
- 1.1.Международные деньги: сущность, функции, классификация
- Функции международных денег
- Сущность и роль международных валютных отношений
- 1.3.Мировая валютная система: сущность, этапы эволюции, структура
- Структура национальной валютной системы
- Эволюция мировой валютной системы
- Характеристика этапов эволюции мировой валютной системы
- 1.4.Валюта и валютный курс: сущность, классификации
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 2. Сущность и структура мирового валютного рынка
- 2.1.Организация мирового валютного рынка
- 2.2.Классификация валютных операций
- Раздел 3. Система анализа мирового валютного рынка и прогнозирования валютных курсов
- 3.1.Фундаментальный анализ мирового валютного рынка
- 3.2.Технический анализ мирового валютного рынка
- Раздел 4. Мировая кредитная система как форма организации международных кредитных отношений
- 4.1.Сущность и роль международного кредита и международных кредитных отношений
- 4.2.Мировая кредитная система: сущность, характеристика элементов
- 4.3.Этапы развития международных кредитных отношений
- 4.4.Формы и условия международного кредита
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка)
- 5.1.Понятие мирового рынка ссудных капиталов и его структура
- 5.2.Инструменты мирового рынка ссудных капиталов
- Раздел 6. Основы формирования международных финансовых отношений
- 6.1.Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка
- 7.3.Мировые финансовые центры
- 7.3.1. Сша
- 7.3.2. Великобритания
- 7.3.3. Япония
- Раздел 8. Международные финансовые организации как институциональный элемент валютной, кредитной и финансовой системЫ
- 8.1.Сущность и роль международных финансовых организаций
- 8.2.Сравнительный анализ деятельности международных финансовых организаций
- Раздел 9. Международная финансовая интеграция и глобализация
- 9.1.Международная финансовая интеграция: сущность, этапы
- 9.2.Европейский союз как первая региональная финансово-экономическая интеграция
- 9.3.Финансовая глобализация: сущность, этапы, виды, преимущества и недостатки
- Раздел 10. Сравнительный анализ инструментов стабилизации международных валютных, кредитных и финансовых отношений
- Заключение
- Глоссарий
- 3.3 Методические указания к выполнению практических заданий, в том числе с использованием дот
- Практическое занятие 1 по теме «Валюта и валютный курс: сущность, классификации»
- Практическое занятие 2 по теме «Классификация валютных операций»
- Практическое занятие 3 Семинар по теме «Технический анализ мирового валютного рынка»
- Практическое занятие 4 по теме «Формы и условия международного кредита»
- Практическое занятие 5 по теме «Инструменты мирового рынка ссудных капиталов»
- Практическое занятие 6 Семинар по теме «Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация»
- Практическое занятие 7 по теме «Классификация инструментов мирового финансового рынка»
- Практическое занятие 8
- 4.2.Текущий контроль (тестовые задания)
- Раздел 1. Мировая валютная система как форма организации международных валютных отношений
- 1.1.Международные деньги: сущность, функции, классификация
- 1.2.Сущность и роль международных валютных отношений
- 1.3.Мировая валютная система: сущность, этапы эволюции, структура На структуру мвс
- 48. Международная валютная ликвидность как элемент мировой валютной системы означает:
- 49. Международная валютная ликвидность как элемент мировой валютной системы не включает:
- 52.Режим корректируемой фиксации означает что:
- 53. Право нерезидентов на обмен национальной валюты страны пребывания на любую другую валюту называют …………. Конвертируемостью:
- 153. К фундаментальным факторам, которые можно получать в режиме реального времени не относятся:
- 206. Средства, передаваемые от кредитора одной страны к заемщику другой, в денежной или иной форме называются …
- 215. Установите соответствие между обозначенными формами международного кредита и их характеристикой …
- 216. Элементы договора кредитора и заемщика из разных стран – это…
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка)
- 5.1.Понятие мирового рынка ссудных капиталов и его структура
- 5.2.Инструменты мирового рынка ссудных капиталов
- Раздел 6. Основы формирования международных финансовых отношений
- 6.1.Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка
- 7.3.Мировые финансовые центры
- Раздел 8. Международные финансовые организации как институциональный элемент валютной, кредитной и финансовой систем
- 8.1.Сущность и роль международных финансовых организаций
- 8.2.Сравнительный анализ деятельности международных финансовых организаций
- Вопросы для подготовки к экзамену для специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» (2 семестр)
- Вопросы для подготовки к зачету для специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- К о н т р о л ь н а я р а б о т а
- Условия и факторы развития системы валютного контроля в России
- Содержание
- 191186, Санкт–Петербург, ул. Миллионная, д. 5