logo
от юли / УМК МВКО УМК полная версия не сокращенный(Морунова)

Практическое занятие 8

Семинар по теме «Сравнительный анализ деятельности международных финансовых организаций»

Задание 25. Составьте краткую бизнес-справку по трем мировым и двум региональным международным валютно-финансовым организациям, используя информацию с их официальных сайтов.

Задание 26. Проведите сравнительный анализ (письменно) финансовых инструментов 6 международных валютно-финансовых организаций, используя информацию с их официальных сайтов.

Задание 27. В чем отличия в деятельности Парижского и Лондонского клуба?

Практическое занятие 9

Семинар по теме «Европейский союз как первая региональная финансово-экономическая интеграция»

Задание 28. Охарактеризуйте роль Маастрихтского договора в развитии Европейской финансовой интеграции.

Задание 29. Каковы критерии экономической конвергенции стран зоны евро?

Практическое занятие 10

Семинар по теме «Сравнительный анализ инструментов стабилизации международных валютных, кредитных и финансовых отношений»

Задание 30. Какие мероприятия проводят страны для предотвращения возникновения валютных, кредитных, финансовых и экономических кризисов?

4. Блок контроля освоения дисциплины

4.1. Задание на контрольную работу и методические указания к её выполнению (для очно-заочной и заочной форм обучения)

4.1.1. Тематика контрольных работ

По дисциплине «Международные валютно-кредитные отношения» студенты всех форм обучения выполняют контрольную работу, тематика которых представлена в приложении 1.

      1. Методические указания к содержанию и оформлению контрольной работы

Целями написания контрольной работы являются:

Качество выполнения контрольной работы во многом зависит от выбора темы, знания основных требований, предъявляемых к работе, непо­средственной организации последовательных этапов её выполнения.

Сроки выполнения контрольной работы определены учебным планом и должны твёрдо соблюдаться. Защита контрольной работы является допуском к экзамену.

Для очной и очно-заочной форм обучения, исключено защищать контрольную работу в период сессии. На сессию необходимо выходить уже с защищенной контрольной работой.

Для более эффективного написания контрольной работы, желательно, результаты выполнения каждого её этапа необходимо сдавать на проверку, используя на выбор следующие формы:

  1. принести на кафедру в консультационные часы научного руководителя печатную версию контрольной работы (или её части) и получить устную (письменную) консультацию (рецензию). Расписание консультаций преподавателей кафедры управления финансами можно посмотреть на сайте кафедры;

  2. выслать на адрес электронной почты преподавателя (по согласованию с преподавателем) электронную версию контрольной работы (или её части) и получить письменную консультацию (рецензию). Если Вы воспользовались таким способом, то при отправлении письма убедитесь в том, что:

В точности сроков предоставления контрольной работы на проверку заин­тересованы как кафедра, так и сам студент. При соблюдении сроков выполнения контрольной работы у научного руководителя (преподавателя) создаются условия для её ка­чественного рецензирования, а у студента остается время для последующей работы над рецензией (исправления замечаний), что позволяет своевременно и качественно подготовиться к защите контрольной ра­боты.

По решению научного руководителя (преподавателя), контрольная работа, выполненная не в срок, к защите может не допускаться.

Выбор темы осуществ­ляется из рекомендованной примерной тематики (см. приложение 1), охватывающей актуальные проблемы развития денежной, кредитной и валютной систем. Студент имеет право выполнять работу по теме, отличающейся от утвержденной кафедрой тематики (но соответствующей специализации кафедры), но с разрешения и утверждения научного руководителя. В случае самостоятельного выбора темы контрольной работы студент к её защите не допускается!

Некоторые студенты за­трудняются в выборе темы. Ведь все названия не всегда одинаково им извест­ны, поэтому сложно судить о том, насколько привлекательна та или иная тема, какое освещение она получила в литературе. В этом случае необходимо обратиться за консультацией к научному руководителю (преподавателя).

К консультации научного руководителя студент имеет возможность прибегнуть на всех этапах работы. Совместно с научным руководителем уточняется тема, да­ются конкретные методические советы, обсуждается план и составленный к те­ме список литературы, разбираются возникающие в процессе изучения вопросы. Консультации, если правильно ими пользоваться, могут оказать действен­ную помощь. Но здесь следует избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями и представить готовую работу руководителю, либо пытаться по­лучить от руководителя в готовом виде литературу к теме, не проявив само­стоятельного подхода к её поиску. К консультациям следует готовиться, чтобы задавать кон­кретные вопросы, а не ограничиваться общими вопросами типа: "Как составить план?", "В каких журналах можно найти материал к теме?" и т.д. Вопросы должны быть другого типа, конкретными, относящимися к теме, свидетельствующие о работе над материалом.

При выборе темы могут быть учтены ранее сделанные доклады, написан­ные рефераты, проведенные исследования. Важно связать выбор темы с личным познавательным интере­сом, с практической деятельностью.

Залогом эффективного написания контрольной работы является качественный подбор и глубокое изучение литературы на заданную тематику.

При выборе источников литературы необходимо помнить, что список использованной литературы контрольной работы должен обладать следующими свойствами:

  1. Обзорность списка литературы. Предполагает наличие в списке литературы разных видов литературных источников по тематике контрольной работы, основными из которых являются:

В список литературы не допускается включение рукописных материалов (конспектов лекций) и изданий, не предназначенных для открытой печати.

  1. Актуальность списка литературы. Выражается в подборе различных видов литературы и её источников, содержание которых будет соответствовать современной ситуации.

В нормативно-законодательной базе необходимо указывать дату последних изменений и дополнений. Научная (периодическая) литература должна содержать определенную новизну предлагаемых результатов исследований. При использовании учебной и справочной литературы большое значение имеет год её издания и соответствие её содержания действительности. Документация предприятий должна быть достоверной и соответствующей рассматриваемому периоду в контексте темы.

Исключением является подбор литературы для тематики контрольных работ, в которой заложены исторические аспекты. В этом случае, список литературы должен соответствовать рассматриваемому историческому периоду, но не исключать наличие современных источников.

  1. Содержательность списка литературы. Предполагает соответствие списка литературы названию и содержанию контрольной работы, что демонстрируется наличием ссылок на использованную литературу. Рекомендуемый список литературы для написания контрольной работы см. в разделе 3 данного УМК.

  2. Правильное оформление списка литературы (библиографическое описание в соответствии с требованиями).

При подборе печатной литературы важно уметь пользоваться библиотечными ката­логами. В крупных библиотеках имеются предметные, систематические и алфавитные каталоги. В предметном каталоге, пользуясь знанием ключевых терминов темы (рынок, биржи, инфляция, денеж­ное обращение, банки, кредит и т.д.), можно подобрать необходимые источники. В систематическом каталоге выделяются различные области знаний (финансовая система, кредитная система и т.п., то есть соответствующие разделы дисциплины). Можно пользоваться и алфавитным каталогом, если известны фамилии экономистов, разрабатывающих актуальные финансовые проблемы.

При подборе электронной литературы следует пользоваться следующими навыками:

Примерный перечень сайтов наиболее актуальных журналов, порталов, экономических школ и институтов представлен в пункте 3.1. данного пособия «Средства обеспечения освоения дисциплины (ресурсы Internet)». Выделите время на просмотр этого перечня.

Порядок изучения подобранной литературы:

  1. Изучение актуальной нормативно-законодательной базы. Материал правовой базы отвечает на вопрос: «Как должно быть в изучаемой сфере?»;

  2. Изучение научной (периодической) литературы, которая является обобщающей. Монографии, диссертации, авторефераты дают возможность осмыслить теорию проблемы в целом, изучить ее составляющие элементы. Аналитические статьи из сборников трудов, международных и российских журналов (газет), специализированных интернет-порталов могут дать критическое мнение на исследуемую тему, то есть помогут ответить на вопрос: «А что происходит на самом деле в той или иной области?». Авторы многих статей описывают то, что ещё не утверждено в нормативно-законодательной базе, оценивают условия, факторы, проблемы и перспективы развития того или иного направления. Данный тип литературы является фактическим и позволяет углубить важнейшие теоретические положения, учит видеть связь теории с практикой, с реальной экономической действительностью;

  3. Изучение учебной литературы (учебники, учебные пособия, сборники задач) поможет более глубже раскрыть теоретические аспекты изучаемого вопроса;

  4. Изучение справочной литературы (словари, справочники, энциклопедии, статистические сборники), которая конкретизирует содержание отдельных вопросов через глубокое изучение терминологии. Особое внимание стоит уделить динамике статистических данных для проведения различных видов анализа. Основными источниками статистических данных являются ежегодники Госкомитета России ("Российский статистический ежегодник"). Следует также использовать сообщения статистических органов о годовых ито­говых показателях, публикуемых в периодической печати. Приведённый статистический материал оформляется соответствующим образом;

  5. Изучение документации предприятия (формы отчетности, положения, уставы) позволит получить бизнес-справку предприятия и провести оценку его финансового состояния.

Для составления предварительного плана контрольной работы необходимо на первом этапе изучить как можно большее количество всех типов литературы, чтобы получить более широкий взгляд на изучаемый вопрос.

Не забывайте заносить в список литературы найденные источники сразу после их прочтения и давать им библиографическое описание (более подробно см. ниже). Это позволит Вам сократить время на следующих этапах!

Подбор конкретного материала, осмысление и применение его со знани­ем дела, служит показателем самостоятельной подготовки студента к выполне­нию учебного задания.

Назначение почерпнутого из разнообразных источников материала состо­ит в том, чтобы с помощью достоверных фактов реальной жизни убедительно раскрыть теоретические положения, использовать их как аргументы правильно­сти сделанных выводов. Обращение к цифрам и фактам как к дополнительным доказательствам теоретических положений, как к средству уяснения их сущно­сти помогает студенту видеть органическую связь теории с практикой, повыша­ет интерес к теме, делает более конкретным представление об актуальных проблемах сегодняшней действительности.

Умение пользоваться литературой - это необходимое усло­вие успешной подготовки контрольной работы. При прочтении разного типа литературы, соответствующей теме, необходимо разграничивать узловые и частные вопросы, понимать их взаимосвязь, со­ставлять цельное представление по каждому из них и по всей теме.

Читая литературу, необходимо не только продумывать её содержание, но обязательно делать выписки наиболее важных определений и доказательств, фактов и статистических данных, указывая автора, название книги, издательст­во, место, год издания и страницу, чтобы накопить материал дня консультации с руководителем работы и для дальнейшего изучения про­блемы. Удобнее всего вести записи на отдельных листах. Накопленный по мере чтения материал обобщается в соответствии с предварительно составленным планом. Параллельно с выписками из книг и ста­тей следует записывать собственные соображения и замечания, возникающие при чтении, что позволит творчески подойти к разработке темы.

Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы и отражении ее в документальных потоках. Минимальное количество источников (включая все рубрики) – 20. Есть темы, где акцент необходимо сделать на подборе научной (периодической) литературы и таких источников в списке литературы будет большинство, а есть темы, в которых наличие нормативно-правовой базы и справочной литературы будет превалирующим.

Общим для всех тем является заполнение всех рубрик списка литературы. Исключением является рубрика «Документация объекта контрольной работы», так как не все темы раскрываются на основе данных предприятий.

Оформление списка литературы происходит в соответствии со стандартами, которые регламентирует структуру библиографического описания, набор элементов, их последовательность, способ расположения, вводит систему условных разделительных знаков. Основными стандартами являются:

Использованные в процессе выполнения работы литератур­ные источники указываются в конце работы перед приложением (см. приложение 2 «Пример оформления списка использованной литературы контрольной работы»). Литературные источники располагаются по рубрикам в алфавитном порядке (авторов или на­званий).

Все литературные источники должны быть пронумерованы арабскими цифрами (сквозная нумерация по всему списку литературы через все рубрики).

Особое внимание следует обратить на то, что недопустимо заимствова­ние текста (таблиц, рисунков, схем, диаграмм и т.п.) из литературных источников без ссылки на автора цитаты. Ссылка на литературный источник в тексте работы приводится в квадрат­ных скобках с указанием номера из списка использованных источников. Ссылка и сноска – это не одно и то же! Использование сносок запрещено! Также при ссылке на литературный ис­точник указывается соответствующая страница издания, которая цитирует­ся в работе. Например: [22, с. 32-35]. Номер ссылки, как указано выше, определяется порядковым номером литературного источника в библиографическом списке.

Важное место в выполнении контрольной работы принадлежит составлению плана контрольной работы. Это сугубо творческое дело и избранная тема может быть представлена в различных вариантах. Но в любом случае план должен отразить содержание темы, её логику. Уже по плану научному руководителю (преподавателю) в зна­чительной мере становится очевидным, как понята проблема студентом, как ос­мыслен подобранный и прочитанный список литературы. Не так редко бывает, что студент, недооценивает значимость такого этапа, как составление плана. В результате в план механически включаются разрозненные вопросы, неравнозначные по своему характеру (узловые и частные). Это лишь дезорганизует студента, оказывает ему плохую услугу. Нагромождение большо­го количества вопросов, отсутствие логики в их выделении свидетельствуют о недостаточном овладении подобранной литературой, ибо студент не смог вычленить основного, не составил цельного представления о теме.

Сведения по уз­ловым вопросам, по существу, и есть план работы. Здесь возможно некоторое обобщение положений с таким расчетом, чтобы в структуре плана можно было выделить не более 4-5 вопросов, то есть глав (не считая введения и заключения). У каждой главы могут быть подглавы (разделы). Каждая из глав выступает продолжением и развитием предшествующей главы. Логически стройный план, включающий действительно узловые моменты, помогает целенаправленно систематизировать материал и написать качественную работу, не допуская при этом повторений и отступлений от темы.

Необходимо чётко соблюдать последовательность в изложении каждого из вопросов, так как её нарушение приводит к повторению одних и тех же по­ложений, потере логической связи, вследствие чего могут остаться нераскры­тыми важные аспекты проблемы.

Изложение каждого раздела обычно начинается с выяснения сущности анализируемого экономического явления, характеризуются его черты, отражается становление и развитие процесса, при необходимости выясняется его про­тиворечивость. Перед студентом не стоит задача сделать в контрольной работе научные от­крытия. Он должен показать способность осмысленно пользоваться научной литературой, уметь обработать и обобщить фактический материал, увязать тео­ретические положения с современной практикой рыночного хозяйствования. В указанных моментах и заключаются элементы творчества, самостоятельность мышление. Студент осмысливает отобранную информацию, готовясь к её изложе­нию. Письменное изложение темы учит студентов овладевать категориальным аппаратом экономической науки. При написании текста важно не только чётко формулировать те или иные положения, но стремиться приводить соответст­вующие доказательства, обосновывать их, чтобы избегать декларативности в подаче материала. Важен язык, стиль, умение просто выражать мысли. Для ус­пешного выполнения контрольной работы первостепенное значение имеет не толь­ко её объём, а логически последовательное рассмотрение узловых вопросов, по­зволяющее более или менее полно раскрыть тему. Чтобы выделить основные вопросы и поставить их в тесную логическую связь, необходимо проделать зна­чительную работу по подбору и изучению литературы. Направляющую роль здесь имеет учебная программа курса и новейшие учебники по экономической теории.

Типовой план контрольной работы представлен в приложении 3 «Пример оформления содержания контрольной работы».

Структура контрольной работы включает следующие элементы:

- титульный лист (пример см. в приложении 4);

- лист «Содержание»;

- введение – максимум 1 листа;

- главы (количество от 2 до 6) и параграфы, наличие выводов после каждой главы с плавным переходом к следующей главе является обязательным;

- заключение – максимум 1 листа;

- список использованной литературы с разбиением на рубрики;

- приложения (не является обязательным элементом);

- структурно-логическая схема контрольной работы (см. приложение 5);

- презентация к защите контрольной работы, выполненная в программе Power Point;

- тезисы по материалам контрольной работы (см. приложение 6), объемом 3 листа.

Характеристика элементов структуры контрольной работы представлена в таблице 33.

Наибольшая сложность при раскрытии всех элементов заключа­ется в том, что требуется грамотно, своими словами изложить суть проблемы, в то же время не допускать упрощенчества, поверхностного толкования тех или других вопросов. Только самостоятельность в изложении позволит студенту че­рез контрольную работу понять, насколько он усвоил тему, осуществить самокон­троль знаний.

После написания первоначального (чернового) текста целесообразно его еще раз внимательно прочитать, отредактировать, устранить повторения и длинноты, улучшить отдельные формулировки. Лишь после этого пишется окончательный вариант, который передаётся научному руководителю.

Общие требования к оформлению. Текст работы должен быть набран на компьютере шрифтом Times New Roman размером 14 п., с ис­пользованием текстового процессора Microsoft Word. Шрифт, используемый в иллюстративном материале (таблицы, графики, диаграммы и т. п.), при необходимости может быть меньше, но не менее 10 п. Выравнивание текста по ширине страницы. Объем работы НЕ БОЛЕЕ 25 страниц.

Межстрочный интервал в основном материале – полуторный (включая интервал между абзацами). Межстрочный интервал в иллюстративном материале – одинарный (включая интервал между абзацами).

Поля страниц: левое поле – 2 см; правое, верхнее и нижнее поле – 1 см;

Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Отступ абзаца – 1,25 см от левой границы текста. Каждый абзац должен содержать законченную мысль и состоять, как пра­вило, из 4-5 предложений. Слишком крупный абзац затрудняет воспри­ятие смысла и свидетельствует о неумении четко излагать мысль.

При печати работы необходимо снять запрет «висячих строк», т. е. не допускается перенос на новую страницу или оставление на предыдущей странице одной строки абзаца, состоящего из нескольких строк. Следует избегать также оставления на последней строке абзаца од­ного слова или даже части слова, в этом случае лучше изменить формули­ровку предложения так, чтобы на последней строке абзаца оставалось не менее трех-четырех слов.

Таблица 33 - Характеристика элементов структуры контрольной работы

Название элемента

Характеристика

Введение

Во введении следует показать значение избранной темы, обосновать её роль в раскрытии системы экономических отношений, подчеркнуть актуаль­ность и практическую значимость освещаемых положений, дать пояснение логической последовательности раскрываемых узловых вопросов. Здесь же определяются объект и предмет исследования, указывается фак­тический материал, на котором строится исследование. Во введении автор должен аргументировано показать, чем и почему ограничен круг иссле­дования, обосновать временные рамки исследования и т. п. Более подробную структуру введения см. в приложении 7.

Теоретическая глава

Глава носит теоретико-методологический характер. Здесь можно дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы. Должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. Кроме того, в первой главе можно остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, например, формировании новых экономических и управленческих структур, особенностях развития экономических процессов. Описание изучаемой проблемы и динамика развития явлений должны иллюстрироваться графическими материалами: справочными и обзорными таблицами, выполненными, главным образом, самостоятельно. Только в отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников с обязательной ссылкой на первоисточник. Наряду с таблицами следует применять графики, которые обладают определенными преимуществами перед таблицами, так как позволяют более наглядно представить наиболее существенное и тем самым облегчить восприятие материала. Теоретические проблемы должны быть представлены в сравнительно-аналитическом виде, автор контрольной работы должен критически охарактеризовать существующие концепции, подходы и дать им собственную интерпретацию, учитывающую специфику объекта исследования. По дискуссионным вопросам необходимо обосновать собственную позицию. Все отраженные мнения и концепции должны сопровождаться соответствующими ссылками. Приводя литературный обзор по поставленной проблеме, студент должен не только пересказать имеющиеся в литературе точки зрения, но обозначить и аргументировать свою позицию по рассматриваемому вопро­су. Высказывания критикуемых авторов (цитаты) следует приводить пол­ностью, без сокращений, с соответствующими ссылками на литературный источник. Если студент соглашается с приведенной точкой зрения, желательно выдвинуть в пользу имеющейся точки зрения свои дополнительные аргументы.

Аналитическая глава

Анализируется собранный фактический материал (например, статистика), который служит основой для выявления проблем в исследуемой теме. Если контрольная работа посвящена теоретическим вопросам, то основной акцент делается на освещение использующихся на практике методов и принци­пов, служащих основой теоретических разработок, предлагаемых студентом. При этом недопустимо простое пересказывание специальной лите­ратуры и учебников. Студент должен творчески подойти к рассматри­ваемому вопросу и обосновать свою точку зрения. Если контрольная работа раскрывает практическую тему, то акцент необходимо сделать на анализе системы статистических показателей. Целесообразно самостоятельно составить таб­лицы, графики, диаграммы, используя различные источники, проследить динамику того или иного экономического процесса за известный отрезок времени, на основе абсолютных цифр рассчитать относительные показатели (темпы из­менения экономического явления).

Экономическая глава

В третьей главе разрабатываются теоретические и практические рекомендации по решению выявленных проблем, и обосновывается целесообразность их внедрения. Третья глава является структурно-логическим продолжением, уточнением и конкретизацией теоретической и аналитической глав. Это проявляется в том, что основные теоретические положения должны получить конкретное практическое воплощение по материалам и методам первой и второй глав. Третья глава является заключительной, а потому должна содержать конкретные предложения и рекомендации по улучшению деятельности организации. При этом каждое предложение должно сопровождаться подробным описанием его содержания, рекомендациями по объему и видам подготовительных работ, связанных с реализацией данного мероприятия, оценку готовности анализируемого предприятия к внедрению предлагаемых рекомендаций. Ценность работы возрастает, если студент предлагает несколько вариантов решения поставленной проблемы и на основании комплексного анализа каждого из них выбирает наиболее эффективный для хозяйствующего субъекта.

Заключение

Заключение является своеобразным итогом всей работы. Оно должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Все задачи, поставленные во введении должны найти отражение в заключении. Недопустима ситуация, когда из заключения следует, что какая-либо из поставленных задач не решена.

Каждая глава работы должен начинаться с новой страницы. Параграфы следуют друг за другом без вынесения нового параграфа на новую страницу. Не допускается начинать новый параграф внизу страни­цы, если после заголовка параграфа на странице остается три-четыре стро­ки основного текста. В этом случае параграф необходимо начать с новой страницы. Каждый параграф должен иметь отступ от предыдущего текста на 1,5 см. Расстояние между заголовком раздела и последующим заголовком парагра­фа должно составлять 1 см.

После каждого раздела целесообразно приводить выводы из изложенного, что позволит перейти к изложению следующей главы.

Текст работы следует размещать, формулировать, систематизировать таким образом, чтобы на страницах не оставалось свободного места. 2/3 листа должно быть исписано, соответственно свободной от текста можно оставлять 1/3 листа.

Заголовки разделов, параграфов, а также заголовки введения, заключения, содержания и списка использованных источников должны быть напечатаны заглавными буква­ми, 14 шрифтом (без выделения жирным, курсивом или подчеркиванием) и располагаться посредине строки. Не допускается перенос слов в заголовках разделов и параграфов.

Разделы (главы) в содержании и по тексту нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3). Слово «раздел» не пи­шется, слово «глава» пишется. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела или главы (1.1, 1.2 и т.д.). После цифры ставится точка и пишется соответствующий заголовок. Точка (или двоеточие) в конце заголовков (разделов, глав, параграфов) не ста­вится.

Название разделов, глав и параграфов должно быть кратким, но содержательным.

Все страницы работы (включая приложе­ние) должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титуль­ный лист, на котором номер страницы не проставляется. Таким образом, второй страницей работы будет считаться страница содержания. На­чиная с содержания, на каждой странице арабскими цифрами проставляется внизу по центру страницы ее номер.

Оформление иллюстративного материала. Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, формулы, схемы, диаграммы и т. д.) включается в работу в целях наглядности аргу­ментации и обоснования решений, полученных студентом. Таким обра­зом, в основной части индивидуального задания помещается только тот материал, который способствует лучшему обоснованию выводов. Таблицы и другой фактический материал, представляющий собой исходные данные для про­веденного исследования, в основной текст работы не включаются, но мо­гут быть вынесены в приложение.

Весь иллюстративный материал по возможности должен помещаться непосредственно после первого его упоминания в тексте. Если этого сде­лать невозможно из-за несоответствия размера иллюстративного материа­ла и свободного места на текущей странице, иллюстративный материал должен быть помещен либо на ближайшей странице, либо вынесен в при­ложение с соответствующей ссылкой.

Оформление таблиц. Все таблицы в тексте должны иметь краткое название, отражающее содержание таблицы. Также все таблицы в тексте (не включая таблиц приложения) должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией (не двойной!). Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру (например: см. таблицу 1), слово «таблица» пишется полностью. Над таблицей по центру листа помещается слово «Таблица», ставится ее порядковый номер (1, 2, 3 и т. п.) и через тире печатается название таблицы. Точка в конце названия таблицы не ставится. Если таблица составлена автором индивидуального задания, то ссылка в конце названия таблицы отсутствует. Если таблица позаимствована из одного из источников списка литературы – ссылка ставится после названия таблицы в квадратных скобках (например, [2, с.5]). После названия помещается сама таблица.

Заголовки столбцов и строк таблицы должны начинаться с заглавных букв, располагаться параллельно или пер­пендикулярно строкам таблицы. В графах таблицы не допускается оставлять свободные места. Если со­ответствующие данные отсутствуют, в графе проставляется прочерк (тире) или пишется слово «нет».

Если все показатели, размещенные в таблице, выражены в одних и тех же единицах, сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей.

При необходимости таблицу можно переносить на другую страницу. При этом заголовки столбцов (или строк) таблицы пронумеровываются, и на следующей странице не повторяется текст заголовков, а проставляется только соответствующий номер столбца (строки). Над продолжением таб­лицы сверху печатаются слова «Продолжение таблицы 5». Название таб­лицы на новой странице не повторяется.

Не допускается начинать таблицу внизу страницы, если после ее назва­ния остается только заголовочная часть, либо заголовочная часть плюс одна – две строки содержания, причем основная часть таблицы при этом оказывается на следующем листе.

При возникновении такой ситуации следует либо несколько уменьшить размер шрифта, используемый в таблице, чтобы таблица поместилась целиком на предыдущем листе, ли­бо немного увеличить (либо уменьшить) интервалы между строками таблицы, чтобы таблица располагалась на страницах более равномерно.

Оформление рисунков. К рисункам относятся рисунки, схемы, диаграммы, графики и т. Д. Раз­мещение рисунков в работе такое же, как и для другого иллю­стративного материала, т. е. либо сразу же после ссылки на него, либо на ближайшей к этой ссылке странице. Ссылка на рисунок в тексте дается по его номеру (например: см. рисунок 1), слово «рисунок» пишется полностью.

Рисунки следует размещать в тексте так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы, либо с по­воротом работы по часовой стрелке. Такое же правило применяется к большим таблицам, требующим поворота. Перенос рисунков запрещается.

Все рисунки должны быть пронумерованы сквозной нумерацией арабскими цифрами («Рисунок 1») по центру относительно рисунка под изображением. После номера рисунка через тире следует название рисунка. При необходимости рисунок может содержать так­же поясняющие надписи.

Если рисунок составлен автором индивидуального задания, то ссылка в конце названия рисунка отсутствует. Если рисунок позаимствован из одного из источников списка литературы – ссылка ставится после названия рисунка в квадратных скобках (например, [2, с.5]).

Оформление формул. Формулы, уравнения и т.п. следует выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в фор­мулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Зна­чение каждого символа дают с новой строки в той последовательно­сти, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Символ отделяют от пояснения знаком тире, расшифровку от по­следующего символа отделяют точкой с запятой. Колонку перечня символов выравнивают по знаку тире. Символы, повторно используемые в формулах, расшифровке не подлежат. Повторное написание формулы в тексте не рекомендуется.

Буквенные обозначения величин (символы) должны быть посто­янными в пределах всей работы. Допускается применять обозначения единиц в пояснениях обо­значений величин к формулам. Помещение обозначений единиц в од­ной строке с формулами, выражающими зависимости между величи­нами или между их числовыми значениями, представленными в бук­венной форме, не допускается.

Допускается сквозная нумерация формул в пределах всей работы. Номер формулы указывают с правой стороны листа на уровне форму­лы в круглых скобках, например:

R = П/С*100, (9)

где Rрентабельность, %;

П – прибыль, руб.;

С – себестоимость, руб.

При переносе формулы с одной строки на другую номер ставится на уровне её последней строки.

Ссылки в тексте на номер формулы дают скобках. Приводя расчеты, вначале излагают методику расчетов со всеми формулами, их нумерацией, единой расшифровкой, а затем – сам рас­чет, который можно оформить в виде таблицы. Ниже расчета следует приводить вывод, обобщающий результаты.

Структурно-логическая схема. Краткое схематичное изображение логической взаимосвязи между главами и параграфами.

Оформление приложений. В приложение помещаются материалы, дополняющие текст документа. Например, использованные для расчетов данные; промежуточные таблицы и диаграммы, которые повлияли на построение окончательных таблиц и диаграмм; таблицы и рисунки не­стандартного формата (большего, чем А4) и т. Д. Приложение помещают после списка использованных источников. Если приложение имеет несколько наименований, то их по­следовательно нумеруют арабскими цифрами (Приложение 1, Приложение 2 и т. д.)

В тексте работы на все приложения должны быть приведены ссылки (прил. 1), (прил. 2) и т. Д. Расположение приложе­ний в конце документа должно соответствовать порядку появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. В первой строке страницы указывается слово «Приложение» и ставится его порядковый но­мер (например, «Приложение 2»). Каждое приложение должно иметь заго­ловок, который ставится после слова «Приложение».

После списка использованных источников или приложений (если они есть) необходимо оставить чистый лист для рецензии преподавателя.

Контрольная работа выполняется студентом в сроки, установленные учебным планом. Без защиты контрольной студент к экзамену не допускается. Во время экзаменационной сессии кафедра не принимает работы на рецензирование.

Ориентиром в подготовке к защите является рецензия руководителя, а также постраничные замечания, сделанные непосредственно в тексте. В рецензии на контрольную работу даётся предварительная оценка в форме вывода: "Работа до­пускается (либо не допускается) к защите". Окончательная оценка ставится уже после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть перера­ботана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру. Основная цель рецензии - оказать помощь студенту в самостоятельной работе, дать кон­кретные методические советы по устранению недочётов, по дальнейшему уг­лублению излагаемых вопросов. Студент должен внимательно прочитать рецен­зию, чтобы посмотреть на контрольную критическим взглядом, обдумать сделанные замечания. При подобном подходе к рецензии студент уяснит свои ошибки и недостатки, будет знать в каком направлении следует дорабатывать материал.

В ходе защиты студент отвечает на вопросы преподавателя и при ответах должен показать углубленное знание конкретной темы, хорошее владение материалом. Кроме ответов на замечания рецензента и продумывания ответов на возможные вопросы по теме, студент готовит к защи­те выступление на 5-7 минут, в котором кратко излагает суть проблемы (см. тезисы и слайды в Power Point). Не ис­ключена возможность возникновения такой ситуации, когда работа выполнена и оформлена на должном уровне, а ответы поверхностны и неправильны, что снижает результаты всей работы.

Оценка эффективности выполнения контрольной работы производится на основе анализа основных критериев её написания и защиты, которые содержатся в пункте 2.6. данного УМК.