logo
от юли / УМК МВКО УМК полная версия не сокращенный(Морунова)

Раздел 10. Сравнительный анализ инструментов стабилизации международных валютных, кредитных и финансовых отношений

Проблемы функционирования валютной сферы в современном ее виде появились в конце 1980-х гг. и стали наиболее острыми в 1990-х гг., проявившись чередой валютных кризисов, охвативших отдельные страны и регионы. Валютный кризис представляет собой резкое обес­ценение национальной валюты, как минимум на 25-30 %, которое сопровождается сокращением золотовалютных резервов государства. Валютный кризис может быть двух типов: первого и второго поколения.

Валютный кризис первого поколения, или кризис платежного балан­са. Модель этого кризиса была разработана П. Кругманом в 1979 г. Согласно модели, которую сам автор называет канонической, спеку­лянты, обладая информацией об уменьшении размеров валютных ре­зервов, занимают средства в национальной валюте и тут же переводят их в иностранную, надеясь, что к моменту возвращения кредитов на­циональная валюта подешевеет или произойдет девальвация и таким образом на разнице курсов можно будет получить прибыль.

Кризис платежного баланса происходит из-за фундаментального несоответствия между направлениями финансовой политики в ти­пичном случае - между монетизацией бюджетного дефицита и по­пыткой сохранить режим с фиксированным курсом. Монетизация бюджетных дефицитов, т.е. их погашение за счет денежной эмиссии, ведет к инфляции, ухудшению условий торговли (из-за более быстро­го роста внутренних цен) и дефициту по балансу текущих операций. Стандартными рекомендациями в этом случае являются сокращение бюджетного дефицита и ужесточение монетарной политики. Кризис платежного баланса может произойти и без бюджетного дефицита. Если темпы роста цен в данной стране выше, чем в странах - торго­вых партнерах (неважно, по какой причине - из-за инфляции издер­жек или либеральной монетарной политики), условия торговли и платежный баланс по текущим операциям ухудшаются, что снижает валютные резервы и в итоге приводит к подрыву валютного курса.

Валютный кризис второго поколения был описан М. Обстфельдом в 1994 г. Истоком такого кризиса является наличие у Центрального банка и правительства значительного арсенала инструментов для борь­бы с бюджетным дефицитом, отрицательным платежным балансом, для регулирования валютного обменного курса. Фундаментальные предпосылки возникновения валютного кризиса отсутствуют. Для появления нестабильности необходимо одновременное наличие не­скольких причин, побуждающих центральный банк прекратить под­держку фиксированного обменного курса и девальвировать нацио­нальную валюту. Это возможно при существовании большого внеш­него долга, номинированного в иностранной валюте, в силу решения снизить безработицу, улучшить сальдо платежного баланса и т.д. При присутствии этих факторов спекулянты предполагают, что централь­ный банк пребывает в неуверенности по поводу своих дальнейших действий и если начать продавать валюту, то наступит такой момент, когда издержки поддержания фиксированного курса превысят выго­ды и центральный банк начнет девальвацию. Тогда спекулянты будут стараться заранее избавиться от национальной валюты. Более даль­новидные инвесторы попытаются избавиться от валюты еще раньше. В итоге возникает кризис, хотя объективных макроэкономических причин нет.

Арсенал валютной стабилизации центральных банков включает такие инструменты, как валютная интервенция, девальвация, реваль­вация, операции на открытом рынке, учетная ставка, нормы обяза­тельных резервов.

Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и достижения желаемо­го уровня международных резервов. Для повышения курса националь­ной валюты продается, а для снижения - покупается иностранная валюта. Возможны различные приемы проведения валютной интер­венции. Федеральная резервная система США периодически прово­дит скрытые интервенции, а Бундесбанк Германии и Банк Англии, напротив, широко освещают свое участие в подобных мероприятиях. Смысл этой операции в том, чтобы убедить других участников валют­ного рынка двигаться в направлении, необходимом центральному банку, и тем самым сократить расходы валюты на проведение интер­венции. Иногда центральный банк пытается удерживать рынок путем «словесных интервенций», информируя участников о своей заинте­ресованности именно в такой тенденции движения валютного курса.

Девальвация /ревальвация. Регулирование курса национальной ва­люты путем девальвации, т.е. снижения ее официального курса по от­ношению к валюте, к которой она привязана (при ревальвации наобо­рот - повышение курса), предполагает резкий скачок и изменение валютного соотношения с последующей его официальной фиксацией. Термины «девальвация» и «ревальвация» обычно используются для ха­рактеристики режима с фиксированным обменным курсом. В случае изменения курса при плавающем механизме применяются термины «обесценение» и «удорожание».

Операции на открытом рынке - покупка или продажа ценных бу­маг государства на вторичном рынке. Если центральный банк продает ценные бумаги, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы по­следних и соответственно их возможности предоставлять ссуды кли­ентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению обменного курса. Покупая ценные бума1-ги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставля­ет им дополнительные ресурсы, расширяя возможности по выдаче ссуд. В итоге увеличивается денежная масса и снижается валютный курс. Результат регулирования денежной массы операциями на от­крытом рынке схож с интервенцией, что приводит к изменению об­менного курса. Сочетание противоположных операций центрального банка на открытом рынке и интервенции в сопоставимых размерах носит название «стерилизация» и позволяет сохранить размер денеж­ной массы, несмотря на изменение обменного курса.

Впервые термин «операции на открытом рынке» стал использовать­ся в 1920-х гг. в США, где такие операции были широко распростране­ны. В начале 1930-х гг. этот инструмент начал применяться в Велико­британии и постепенно снизил долю учетных операций в политике Банка Англии. Приблизительно в то же время к проведению операций на открытом рынке приступил Рейхсбанк Германии.

Учетная ставка - важный инструмент монетарного регулирова­ния, с помощью которого центральный банк может воздействовать на количество резервных денег и обменный курс, изменяя суммы и условия предоставления своих кредитов. Повышение учетной став­ки стимулирует приток капиталов из стран с более низкой процент­ной ставкой, тем самым увеличивается масса иностранной валюты и повышается курс национальной денежной единицы. Так, в начале 1980-х гг. администрация США установила более высокий уровень процентной ставки, чем был в странах Западной Европы и Японии. Это сделало доллар более привлекательной для иностранных инве­сторов валютой, благодаря чему в Соединенных Штатах были созда­ны дополнительные рабочие места, а, в конечном счете - предпо­сылки для увеличения темпов экономического роста. Однако важно понимать, что процентная ставка должна быть выше, но не слишком высокой. Изменение процентной ставки в ЕС или США происходит лишь на четверть или наполовину, что и способствует экономиче­скому росту. Высокие скачки процентной ставки в несколько раз в странах Юго-Восточной Азии привели к ухудшению экономиче­ской ситуации при появлении малейших признаков нестабильно­сти. Большая доля заемных средств частных корпораций повышает вероятность банкротства при неэффективном финансовом менедж­менте. В этой связи при возникновении кризиса в корпоративном секторе высокие процентные ставки не только препятствуют его преодолению, но и еще более дестабилизируют ситуацию.

Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут воздейст­вовать на обменный курс, просто изменяя величину обязательных ре­зервов коммерческих банков. Так, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество резервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повысится. Од­нако в последние годы отмечается тенденция к снижению норм обя­зательных резервов или к их полной отмене. Это связано с потерей конкурентоспособности банков. Центральный банк обычно не пла­тит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы по­лучать, выдавая деньги в кредит.

Решение вопросов стабильности валютного курса зависит не толь­ко от выбора одного или нескольких инструментов, но и от режима обменного курса. Валютный курс должен быть не только стабильным, но и обеспечивать экспортную привлекательность, а также служить гарантом низкой внутренней инфляции. Этой цели служит механизм валютного совета - фиксация национальной валюты к иностранной со 100 %-ным обеспечением денежной массы валютными резервами. Положительными моментами этой политики являются усиление дисциплины цен, снижение угрозы девальвации национальной валюты, приток инвестиций, а также рост доверия к экономической полити­ке. К отрицательным моментам валютного совета относятся потеря центральным банком способности выступать кредитором последней инстанции, зависимость национального денежного обращения от ва­люты иностранного государства, потеря дохода от выпуска денег, подверженность экономики внешним валютным шокам. Данную по­литику использовали Аргентина, Гонконг (до присоединения к Ки­таю), Болгария, Босния, Эстония и Литва. Однако массового перехо­да на механизм валютного совета не произошло. Банковский кризис в Аргентине в 1995 г., а затем и валютный кризис в 2002 г. продемон­стрировали уязвимость такой политики и невозможность ее адапта­ции к специфике денежной системы любого государства. Отсутствие постоянного источника поступления валютных резервов и зависи­мость национальной экономики от экспорта и внешнего кредитова­ния превращают государство в хронического должника при четком выполнении всех условий механизма валютного совета.

Наряду с валютным советом популярна официальная долларизация стран, т.е. использование валюты другого государства (обычно доллара США) в качестве законного платежного средства. Государства, прибе­гавшие к этой мере, почти всегда находились на грани дефолта и кол­лапса всей национальной экономической системы (пример).

Пример. Последняя страна, использовавшая долларизацию, - Эква­дор. С 10 сентября 2000 г. здесь ввели американский доллар и отменили хождение национальной валюты сукре, которая была в обращении 179 лет. Предпосылками стали следующие макроэкономические индикаторы: го­довой ВВП упал на 7 %, сукре обесценилась на 195 %, годовой уровень инфляции превысил 61 %, официальная безработица достигла 20 %.

Цели, которые преследуют страны, прибегая к официальной долларизации, следующие: достижение макроэкономической стабиль­ности, увеличение инвестиций, экономический рост и повышение благосостояния населения. Наряду с преимуществами долларизации экономики существуют и явные недостатки. Главный из них в том, что государство лишается эмиссионного центра и права денежной эмиссии. Основную функцию центрального банка фактически будет выполнять Федеральная резервная система США. Единственным ис­точником поступления национальной валюты (долларов США) становится экспорт, из-за чего экономическая ситуация будет напрямую зависеть от конъюнктуры рынков нефти, газа, древесины и т.д. Кроме того, наличной валюты не будет хватать для решения долговых про­блем, не говоря об инвестициях в экономику и социальную сферу.

Таким образом, идея официальной долларизации оказалась уто­пичной как по политическим, так и по экономическим причинам. В целом предложенный в 1990-х гг. переход от плавающих валютных курсов к новой политике валютного совета и официальной доллари­зации не был реализован, а сама идея осталась в ряду дискуссионных по проблеме валютных кризисов. В вопросе курсообразования про­должает быть популярным тезис американского профессора Дж. Франкеля о невозможности применения одной политики ко всем странам. Необходимо учитывать индивидуальные макроэкономические харак­теристики каждого отдельного государства.

Проблему валютных кризисов пытались решать и другими спосо­бами, также неоднозначными и сложными для реализации. Так, либе­рализация счета движения капитала, призванная создать условия для рыночного конкурентоспособного размещения капитала на основе равных возможностей, вернулась уязвимостью национальных валют­ных систем. Мало того, что не удавалось избежать валютных кризи­сов, либерализация порой становилась основной причиной валютной нестабильности. Именно благодаря ограничениям по движению ка­питала Китаю и Индии в 1997 г. удалось обойтись без девальвации, в отличие от стран Юго-Восточной Азии, где проводилась более ли­беральная политика.

Высокая мобильность капитала позволяет предпринимателям наи­более прибыльно размещать финансовые средства, в том числе в на­циональных валютах, но привязанных к евро, доллару США, японской иене и др. Для национальных валютных систем опаснее не столько приток капиталов, сколько их отток. В связи с широким вывозом ка­питала выплаты процентов и дивидендов, погашение основной суммы займов, а также редкая репатриация капиталов ложатся тяжелым бре­менем на платежные балансы стран-заемщиков, способствуют подры­ву устойчивости их валют. С другой стороны, в платежных балансах стран-кредиторов поступления доходов от инвестиций играют иногда настолько важную роль, что их внезапное прекращение или сокраще­ние по той или иной причине может вызвать кризис платежного балан­са и падение валютного курса. Так, следствием резкого сокращения в странах Западной Европы доходов от инвестиций капиталов после Второй мировой войны стало ухудшение их платежных балансов и уси­ление неустойчивости валют.

В силу этого, чтобы уменьшить подверженность национальных валютных систем кризисам, либерализация счета движения капитала, особенно краткосрочного, должна проводиться в особых стабильных условиях. Поскольку такие условия сложно обеспечить во всех разви­вающихся странах и государствах с переходной экономикой, реко­мендации по либерализации движения капитала не получили широ­кого распространения и не стали основой реформирования мировой валютной системы. Безусловно, введение ограничений на движение капитала также не является решением проблемы излишней спекуля­ции. Поэтому все чаще выдвигаются предложения о введении своего рода налога на спекулятивный капитал, с тем чтобы не допускать рос­та внешнего долга и давления на валютный курс.

Одно из предложений по контролю над движением капитала при­надлежит профессору Принстонского университета Дж. Тобину, кото­рое он выдвинул в своей лекции еще в 1972 г. (В 1981 г. он стал лауреа­том Нобелевской премии.) Оно касалось введения прогрессивного налога на валютные операции. По аналогии с Дж. Кейнсом, предло­жившим в 1932 г. введение налога на операции на фондовом рынке, Дж. Тобин посоветовал «подсыпать песку в механизмы чересчур эф­фективных международных валютных рынков». «Налог Тобина» дол­жен составлять 0,25-1 % объема валютной сделки. Введение такого на­лога привело бы к сокращению спекуляции, а изменение валютных курсов соответствовало бы фундаментальным экономическим зако­нам. В то же время центральные банки смогли бы стабилизировать ва­лютные курсы, поскольку валютные интервенции освобождались бы от налогообложения. В результате свобода движения капитала оказа­лась бы ограничена с помощью косвенного налогообложения, но на торговлю и реальную экономику налог не распространялся. Вряд ли он отразился бы на иностранных инвестициях в промышленные и торго­вые предприятия, но наверняка подействовал бы на спекулятивные сделки в миллиарды долларов, рассчитанные на минимальные маржи и приносящие прибыль при изменениях обменных курсов на сотые доли процента. Эксперты подсчитали, что, даже если налог Тобина со­кратит оборот на две трети, прибыль от его введения в целом по миру составит от 150 до 720 млрд долл.

В разное время некоторые страны, например Канада и Франция (1998), Великобритания и Финляндия (1999), выступали с инициати­вой введения «налога Тобина». Однако эта инициатива вряд ли будет реализована, и больше по политическим, чем по экономическим, тех­ническим или административным причинам. Введение подобного налога требует политической воли стран «большой восьмерки», но поскольку план Тобина противоречит современной неолиберальной идеологии, он не получил поддержки развитых стран, международ­ных банков и международных финансовых организаций.

Предложения специалистов МВФ и Всемирного банка в 1990-х гг. были направлены на либерализацию валютных отношений, усиление прозрачности валютных операций, повышение роли частного секто­ра и сокращение государственного регулирования. Однако валютные кризисы в развивающихся странах и государствах с переходной эко­номикой заставили экспертов внести новые предложения по решению вопросов валютной стабилизации. Так, в начале XXI в. появились предложения по вовлечению частного сектора в процесс антикри­зисного управления национальными валютными системами. Реко­мендовалось использовать частный капитал для преодоления послед­ствий валютных шоков. Кроме того, предлагалось в целом упорядо­чить поведение владельцев крупных капиталов, создав своего рода «джентльменские» нормы и стандарты поведения на валютных рын­ках. Однако циничная природа частного капитала не позволяет ис­пользовать его в интересах общества.

В условиях глобализации валютные кризисы стали приобретать интернациональный, а затем и глобальный характер, охватывая стра­ны и регионы. В таких условиях источником нестабильности миро­вой валютной системы являются национальные и региональные ва­лютные системы. Поэтому разработка и использование системы показателей, которая бы сигнализировала о приближающейся неста­бильности в национальных валютных системах, позволит предупре­дить распространение валютных кризисов на другие страны, а соот­ветственно уменьшить давление на мировую валютную систему. Такими индикаторами являются реальный валютный курс, объем зо­лотовалютных резервов, баланс текущих операций, денежная масса, дефицит государственного бюджета, процентная ставка и пр.

Вопросы валютной стабилизации всегда актуальны, поскольку из­менение стоимости валюты влияет на цену любого актива. Валютные кризисы 1990-х гг. относились к реалиям мировой экономики. Они трансформировались и переплетались с кризисами банковской сфе­ры и ростом государственной задолженности. В настоящее время не­стабильность национальных валютных систем стала эпизодической. Более важными вопросами оказались проблемы стабильности на ми­ровых валютных рынках, колебания курсов доллара, евро, иены. Эти вопросы стабилизации приобрели глобальный характер и оказывают влияние как на все мировое сообщество, так и на каждое государство в отдельности. Активизация международных организаций, стран «боль­шой восьмерки», крупных транснациональных корпораций позволит если не избежать угрозы глобальных валютных кризисов, то уменьшить ее путем совместных усилий.

По сравнению с валютной нестабильностью, проблемам между­народной кредитной стабилизации посвящено меньше теорий и ис­следований. Наиболее значимой считается модель «набега на банки», или банковской паники, разработанная в 1983 г. Д. Даймондом и П. Дибвигом. Однако эти исследователи концентрируют внимание на особенностях кредитного кризиса в странах с закрытой экономи­кой, а поскольку в последнее время мобильность капитала увеличи­лась, внешние потрясения стали оказывать все большее влияние на кредитную сферу. Поэтому возникла необходимость теоретических исследований международной кредитной нестабильности с учетом специфики открытой экономики. В 1998 г. Р. Чанг и А. Веласко разра­ботали модель банковской паники для стран с открытой экономикой.

Дестабилизация кредитной системы может произойти на любом уровне, будь то национальная, региональная или мировая кредитная система. Источником международной кредитной нестабильности яв­ляется кризис национальной кредитной системы, поскольку массо­вое банкротство банков в нескольких странах в современных условиях маловероятно: для этого нужны ухудшение экономических условий в целом регионе или целенаправленная скоординированная полити­ка стран этого региона. Возникнув в национальной кредитной систе­ме, международная кредитная нестабильность по различным каналам распространяется на регион и мировое сообщество.

Интернационализация банковских услуг и банковских клиентов делает национальную кредитную нестабильность международной. Основной канал, по которому нестабильность национальной кредит­ной системы распространяется на региональную и мировую, называ­ется «каналом общего кредитора». Когда несколько стран, преимуще­ственно с развивающимися рынками, имеют общего кредитора, они становятся уязвимыми к внешним шокам. В случае возникновения кредитной нестабильности в одной стране или группе стран креди­тор, пытаясь сбалансировать свой инвестиционный портфель, авто­матически сокращает кредитование в других странах, где он держит свои активы.

Международный кредитный кризис характеризуется ростом сомни­тельных и плохих долгов в международном кредитном портфеле кре­дитно-финансового института, увеличением убытков из-за переоцен­ки непокрытых позиций на рынках разных стран, падением реальной стоимости активов. В результате ухудшается платежеспособность кре­дитного учреждения, что отражается на снижении способности эф­фективно перераспределять международные финансовые ресурсы.

Сущность международного кредитного кризиса наиболее полно раскрывается в западных теориях асимметрии информации. Асим­метрия информации - это ситуация, когда один из участников кре­дитной сделки владеет частной информацией о реальной ситуации внутри страны, которую он может по своему усмотрению использо­вать, а второй участник сделки не имеет такой информации и вслед­ствие этого несет убытки. Например, заемщик международного ссуд­ного капитала обычно обладает лучшей информацией о потенциаль­ном доходе и риске у себя в стране, а соответственно о возможности возврата долга, чем международный кредитор. Асимметрия инфор­мации проявляется через неблагоприятный отбор и психологиче­ский риск.

Неблагоприятный отбор, т.е. ошибочный выбора контрагента или партнера, создает отношения, подверженные риску. Проблема не­благоприятного отбора впервые была описана в 1970 г. Дж. Акерлофом. Она возникает из-за того, что наиболее активными в поисках финансирования являются заемщики, находящиеся в трудном фи­нансовом положении, и существует риск, что они окажутся не в со­стоянии погасить полученный кредит. Поскольку кредитный инсти­тут (банк) не в полной мере может оценить вероятность успешной

реализации всех проектов, он вынужден выработать условия финан­сирования проектов со средним уровнем риска. Тем самым для про­ектов с более высоким уровнем риска эти условия могут быть более выгодными по сравнению с обычными проектами. Предотвратить не­благоприятный отбор помогает информация о заемщике, полученная кредитором благодаря опыту и используемым методам оценки риска, либо в результате продолжительного сотрудничества.

Психологический риск существует в том случае, если после заклю­чения контракта возникают события, ставящие под сомнение его ус­пешное выполнение. Например, изменение условий финансируемо­го проекта на более рискованные может вызвать у международного кредитора опасения в возврате кредита. Психологический риск мож­но минимизировать посредством мониторинга действий компании и экономического климата в стране заемщика.

Механизм международной кредитной стабилизации включает как институциональные, так и операционные инструменты. Главным ин­ститутом, на который ложится ответственность за проведение пре­вентивных мер в условиях нестабильности национальной кредитной системы и предотвращение распространения кризиса на регионы и мировое сообщество, является центральный банк. Кроме него важ­ную роль играют международные финансовые организации, прави­тельство, министерство финансов и иные экономические ведомства. Субъектами, на которых непосредственно направлено антикризис­ное регулирование, являются банки и специализированные кредит­но-финансовые учреждения. Не меньшую роль в кредитной стабили­зации играют потребители, вкладчики и иные владельцы банковских счетов. Государство, решая проблему банковских потрясений, факти­чески защищает эту группу субъектов.

Механизм международной кредитной стабилизации по своему функциональному значению может быть разделен на систему инстру­ментов по предотвращению и преодолению международного кредит­ного кризиса.

Предотвращение международной кредитной нестабильности преж­де всего предполагает распределение полномочий между междуна­родными организациями, государственными институтами и цен­тральным банком по стабилизации национальной и региональной кредитных систем. Затем создаются специализированные целевые гарантийные и страховые фонды, наделенные полномочиями и ответственностью за проведение оздоровительных мероприятий и пре­дотвращение системного кризиса в банковском секторе. Цель созда­ния таких фондов - оградить от внешнего политического давления профессиональную деятельность институтов, ответственных за оздо­ровление и спасение «заболевших» кредитных организаций.

Система предотвращения международного кредитного кризиса базируется на следующих основных элементах.

Ограничение на определенный вид деятельности и определенные ак­тивы. Оба эти элемента пруденциального управления имеют целью снижение международного риска, который берет на себя кредитное учреждение. Высокорискованные международные финансовые инст­рументы могут принести банку большие доходы в случае успешного завершения сделки. В обратной ситуации банк может оказаться несо­стоятельным и существует угроза потери вкладчиками своих депози­тов. Если международная деятельность кредитного учреждения будет достаточно прозрачной, при малейшем превышении риска допусти­мого уровня клиенты станут изымать свои сбережения - это и есть «набег на банки». Поскольку получить точную информацию о между­народной деятельности банка достаточно трудно, защита интересов вкладчиков в каждой стране, где работает банк, ложится на государ­ство. Международные финансовые организации пытаются защитить кредитные организации от самих себя, создавая стимулы и механиз­мы по страхованию и снижению международного риска.

Разграничение международной кредитной и финансовой деятель­ности. Попытки государства разделить международную кредитную дея­тельность на так называемую типично банковскую и международные операции с ценными бумагами, являющиеся прерогативой специаль­ных кредитно-финансовых учреждений, предпринимались давно. Со­единенные Штаты еще в 1933 Г. руководствовались законодательным актом Гласа-Стигала о сепарации банковской деятельности и опера­ций с ценными бумагами. С одной стороны, устранение банков с меж­дународных рынков ценных бумаг придает большую упорядоченность и прозрачность мировому финансовому рынку. С другой стороны, спе­циальные кредитно-финансовые учреждения могут этим воспользо­ваться и повысить объемы рискованных операций, что увеличит уязви­мость всей мировой кредитной системы.

Ограничение международной конкуренции. Рост международной конкуренции банков подстегивает кредитные учреждения идти на высокорискованные международные операции. Новые банки за­нимают часть мирового рынка ссудных капиталов, а это снижает прибыль «старых» кредитных организаций и стимулирует их расши­рять круг своей международной деятельности, участвуя в рисковых операциях. Чтобы предотвратить это, мировые кредитные центры стремятся снизить международную конкуренцию банков, вводя раз­личные ограничения. Например, сокращение или запрет на вход иностранных банков в национальную кредитную систему, ограни­чение на развертывание филиальной сети, установление верхних пределов процентных ставок по депозитам и кредитам, требования к размеру капитала банков.

Хотя ограничение международной конкуренции может благопри­ятно сказаться на оздоровлении мировой кредитной системы, сущест­вуют очевидные недостатки этого способа: удорожание, снижение ка­чества международных банковских услуг в силу низкой конкуренции.

Система страхования депозитов вводится в каждой стране для пре­дупреждения кредитной нестабильности в национальной системе. Страховые премии, которые платят кредитные институты, устанав­ливаются с учетом статуса банка, причем, чем он выше, тем ниже пре­мии, и наоборот. Хотя такая система привлекательна с теоретической точки зрения, использование ее на практике сопряжено с рядом про­блем. Главный недостаток системы страхования депозитов - невоз­можность четко определить степень риска, который действительно берет на себя банк.

Мониторинг международной банковской деятельности - сбор и об­работка периодической (ежеквартальной) информации о международ­ных активах, обязательствах, доходах, дивидендах, собственности, валютных операциях и т.п. Службы, проводящие международный банковский мониторинг, должны оценивать качество банковских зай­мов, классифицировать их по степени риска и т.д. Такая информация позволяет проследить, выполняют ли банки требования по активным операциям, капиталу и закрытию (пример).

Пример. Оригинальное мероприятие было проведено в 1996 г. в Но­вой Зеландии. Ежеквартально каждый банк должен был представлять к публикации отчет о международной деятельности вместе с оценкой независимого рейтингового агентства всех международных банковских операций. В случае банкротства банка это помогало устанавливать при­чины и виновных в искажении отчетности.

Преодоление международного кредитного кризиса - компетенция страны, в которой зарегистрировано международное кредитное уч­реждение. Преодоление кризиса предполагает реструктуризацию международных кредитных организаций, которая состоит из двух этапов. На первом этапе реорганизуется деятельность неплатеже­способных филиалов международных кредитных организаций: вно­сятся кардинальные изменения в структуру их капитала, контроль над ними передается другим стратегическим инвесторам. При отсут­ствии последних контроль над капиталом реструктурируемых кре­дитных организаций (право распоряжения имуществом) передается специализированным гарантийным страховым фондам банковской системы либо органам, осуществляющим лицензирование, надзор и санирование кредитных организаций. На втором этапе определяют механизмы (процедуры) смены руководства в проблемных между­народных кредитных организациях, включая введение временного принудительного управления их деятельностью. Функции внешнего управления обычно выполняют специализированные фонды, орга­ны регулирования и контроля за банковской деятельностью.

Механизм международной кредитной стабилизации является эле­ментом внешнеэкономической антикризисной политики государст­ва, которая кроме него включает валютные и международные финан­совые стабилизационные механизмы. Взаимосвязь этих элементов объясняется единой природой источников международных валют­ных, кредитных и финансовых потрясений. Особую роль в интерна­ционализации валютных и кредитных кризисов играют дестабилизационные процессы в международных финансовых отношениях.

Международная финансовая нестабильность возникает из-за дефи­цита финансовых ресурсов в международном масштабе и представляет собой кризис платежеспособности международных финансовых субъ­ектов, при котором должник не способен или не желает выполнять взя­тые на себя международные финансовые обязательства.

Кризис платежеспособности международных финансовых субъ­ектов бывает двух видов: кризис международной ликвидности и стра­тегический кризис. В первом случае кризис наступает, если должник не способен погасить свои внешние обязательства, во втором случае нежелание обслуживать и возмещать свои внешние долги является стратегией должника. При отсутствии проблем с международной ли­квидностью платежеспособность может быть нарушена из-за харак­тера должника.

Международная финансовая нестабильность проявляется на ми­ровом финансовом рынке, открытом для потоков международного капитала. Причинами возникновения мирового финансового кризи­са являются:

Разрастание национальных финансовых кризисов до масштабов международных происходит несколькими способами. Например, круп­ный международный финансовый субъект, сталкиваясь с проблемой платежеспособности в одной стране, пытается решить ее с помощью перераспределения финансовых ресурсов из других стран и тем самым нарушает их международный оборот. Это наиболее характерно для ин­вестиционных фондов. Оказавшись в стране А, где разразился финан­совый кризис, они начинают продавать свои ценные бумаги в других странах для восстановления своей ликвидности в стране А и финанси­рования требований вкладчиков, которые решили изъять свои сбере­жения. В результате возникает цепная реакция на фондовых рынках других стран, которые поглощают эти ценные бумаги и пытаются спра­виться с растущими проблемами ликвидности.

Еще одним механизмом распространения финансовых потрясе­ний на другие страны является установка менеджерами фиксирован­ных объемов финансовых ресурсов для торговли на рынках разных стран. Когда происходит «обвал» на фондовом рынке в каком-то го­сударстве, менеджеры сразу же перераспределяют свои финансовые ресурсы из других стран для балансировки своих портфелей. Анало­гичный, но более сложный механизм трансляции финансовых потря­сений - когда менеджеры хеджируют риски, используя страны, до­ходность в которых изменяется вместе с хеджируемыми ресурсами. В результате падение цен на финансовые ресурсы на одном из рынков побуждает инвесторов снижать общий риск по всему международно­му портфелю и продавать ресурсы, связанные с ресурсами пережи­вающей кризис страны, где доходность сильно колеблется.

Интернационализация финансовой, как и кредитной, нестабиль­ности происходит из-за асимметрии информации международных финансовых субъектов. Недостаточно информированные инвесторы следят за поведением других, как им кажется, более компетентных бизнесменов, и повторяют их действия (пример).

Пример. Субъект 2 предпочитает операцию А операции Б, но он ви­дит, что субъект 1 выбрал операцию Б. Считая, что у субъекта 1 есть весо­мые мотивы выбирать операцию Б, чем у него - операцию А, субъект 1 делает невыгодный для себя выбор Б. В это время субъект 3, наблюдая за поведением первых двух участников, также полагает, что оптимальным вариантом является Б, и совершает эту операцию, несмотря на то что имел собственную информацию в пользу операции А, и т.д.

Следствием такого поведения финансовых субъектов является резкое изменение отношения к какому-либо финансовому активу в разных странах в одно и то же время безо всяких на то причин. В результате асимметрии информации финансовый рынок окутыва­ют всевозможные слухи и домыслы, провоцирующие подобное опи­санному в примере 12.3 поведение, нередко вызывая неожиданные изменения финансовых показателей даже в странах со стабильной макроэкономической ситуацией. Решением проблемы асимметрии может стать информация действующих на рынке рейтинговых агентств и инвесторов, заслуживающих доверия и способных противопоста­вить объективные сигналы общему «искажающему» шуму. Вместе с тем существует опасность, что субъективная оценка рейтинговых агентств может не исключить, а породить международное поведение инвесторов. Именно поэтому 36 крупнейших международных бан­ков отказались от услуг рейтинговых агентств и стали разрабатывать и применять собственные методики оценки рисков вложений средств в страны с формирующимися рынками.

Международная финансовая стабилизация предполагает как соз­дание благоприятных условий функционирования для отдельных ме­ждународных субъектов, так и формирование общей привлекатель­ной финансовой среды. Для достижения этого необходимо решить две ключевые задачи: оптимальность выбора внешнего заемщика и создание мотивации у международных заемщиков к погашению кре­дитов.

Выбирая страну заемщика, международные финансовые субъекты оценивают его отношения с международными финансовыми органи­зациями. И дело здесь не только в кредитной репутации государства. Инвесторы стараются заручиться финансовой поддержкой междуна­родных институтов, чтобы получить дополнительные гарантии и соз­дать материальную базу для выполнения должником своих обяза­тельств. Кроме внешней помощи кредиторы оценивают валютные

резервы, которые власти готовы потратить на погашение долгов. Од­нако в этом случае велика вероятность стратегического кризиса, ко­гда центральный банк откажется расходовать весь объем валютных запасов. Поэтому более надежным показателем возврата долга по сравнению с размером международных резервов является положи­тельное сальдо текущего счета платежного баланса, обеспечивающего поступление валюты в страну. Но главный параметр, на который ори­ентируются кредиторы при выдаче займов другому государству, - размер ВВП.

В основе оптимального выбора заемщика лежит диагностика его потенциала, который позволит вернуть финансовые ресурсы и предот­вратить финансовый кризис. Поэтому важным элементом междуна­родной финансовой стабилизации является создание системы пока­зателей, диагностирующих национальную, региональную и мировую финансовые системы. Финансовая нестабильность весьма затратна для стран. На протяжении последних двух десятилетий на преодоление финансовых кризисов тратилось в среднем около 10 % ВВП. Сигна­лы-индикаторы позволят снизить затраты на преодоление потрясений и их последствий для экономики, т.е. выгоднее использовать средства на формирование эффективного предупреждающего механизма. Ры­нок, как упоминалось, не всегда может вовремя сигнализировать о приближении финансового кризиса, особенно в условиях недостат­ка объективной информации. К тому же рынок может пойти на поводу поставщиков недостоверной информации о макроэкономической си­туации. Сигналы-индикаторы в силу своей большей объективности достовернее, чем рыночные показатели, могут предупредить о воз­можности наступления финансовой нестабильности.

Для усиления мотивации к выполнению внешних финансовых обязательств могут использоваться следующие инструменты:

отстранение от международного рынка капитала. Правда, су­ществуют обстоятельства, когда заемщик готов потерять доступ к ме­ждународному рынку капиталов. Если заемщик не склонен к риску, он может отказаться как от выплат по долгу, так и от других займов. Во-вторых, у него может быть альтернативный безрисковый инвести­ционный проект, выплаты по которому не зависят от того, был объяв­лен дефолт по долговым обязательствам или нет. Причем доходность альтернативного проекта совпадает с мировой рыночной ценой ка­питала. В таком случае угрозы отстранения заемщика от кредитного

рынка также недостаточно для того, чтобы предотвратить объявление дефолта. Отстранение от международного рынка капитала имеет двойное действие: с одной стороны, это форма штрафных санкций, с другой - вопрос репутации и имиджа заемщика;

Специфика проблемы международной финансовой стабилизации в том, что основным участником мировых финансовых кризисов и соответствующих им стабилизационных механизмов являются Со­единенные Штаты Америки. США выступают и главным источником глобализации, и лидером современной мировой финансовой систе­мы. Безусловно, глобализационные процессы делают необходимой координацию и постепенную интеграцию ведущих стран не только для решения собственных проблем, но и для рассмотрения вопросов, связанных с предотвращением и преодолением финансовых кризи­сов на развивающихся рынках. Наиболее известной координацион­ной структурой является МВФ. В последнее время фонд становится все более зависимым от решений своих крупных акционеров и зачас­тую проводит политику, выгодную отдельным странам. Кроме того, проблемам финансовой нестабильности посвящены саммиты стран «большой восьмерки». И тем не менее США остаются мировым лиде­ром в финансовой и геополитической сферах, фактически возглавляя все мировые координационные объединения. Внешних конкурентов в мировой финансовой среде у США нет (ни ЕС, ни Япония, ни Китай не дотягивают до этой роли). Вместе с тем существует ряд внутренних противоречий в развитии этой стра­ны, которые не позволяют ей декларативно оформить роль финансо­вого и геополитического лидера. К этим противоречиям относятся:

Противоречия рыночных механизмов функционирования между­народных финансов могут препятствовать извлечению преимуществ от международных финансовых отношений. Разрешению этих противоречий, которые могут при определенных условиях развиться в международный финансовый кризис, посвящена стабилизацион­ная деятельность международных организаций, координационных групп и отдельных развитых стран под началом Соединенных Шта­тов. Вместе с тем существует опасность, что под видом стабилизации будут перераспределяться международные финансовые ресурсы для решения временных задач и оставаться без внимания глубинные при­чины международной финансовой нестабильности, а сами ресурсы будут использованы не по назначению. Для положительных эконо­мических эффектов движение международных финансовых потоков должно отслеживаться не только на предварительном этапе предос­тавления ресурсов, но и на этапе их использования.

Необходимость международной валютной, кредитной и финансо­вой стабилизации является ответом на вызовы глобализации. Идеоло­гия свободного рынка и государственного невмешательства в условиях свободного движения капитала за последние десятилетия продемонст­рировала ряд противоречий. Иная крайность - исключительно госу­дарственное финансовое планирование и регулирование - практиче­ски показала свою несостоятельность в советскую эпоху. Поэтому современная стабилизация международных валютных, кредитных и финансовых отношений - это отклонение идеологических приорите­тов и функционирование на основе экономической науки, науки вы­бора между различными степенями сочетания и взаимодополнения го­сударственных и рыночных механизмов регулирования. Инструменты стабилизации валютной, кредитной и финансовой систем представлены на рисунке 3.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое валютный кризис? Назовите его виды.

  1. Перечислите инструменты валютного регулирования.

  1. Чем отличается механизм валютного совета от официальной долларизации?

  2. В чем суть «налога Тобина»?

  3. Дайте определение понятий «асимметрия информации», «не­благоприятный отбор» и «психологический риск».

  4. Какие стабилизационные меры принимаются для предотвраще­ния международной кредитной нестабильности?

  5. Назовите условия возникновения мирового финансового кризиса.

  6. По каким каналам финансовая нестабильность получает интер­национальный статус?

  7. Расскажите о механизме международной финансовой стабили­зации.

10. Поясните геополитические противоречия США в роли глобаль­ного финансового лидера.