Раздел 10. Сравнительный анализ инструментов стабилизации международных валютных, кредитных и финансовых отношений
Проблемы функционирования валютной сферы в современном ее виде появились в конце 1980-х гг. и стали наиболее острыми в 1990-х гг., проявившись чередой валютных кризисов, охвативших отдельные страны и регионы. Валютный кризис представляет собой резкое обесценение национальной валюты, как минимум на 25-30 %, которое сопровождается сокращением золотовалютных резервов государства. Валютный кризис может быть двух типов: первого и второго поколения.
Валютный кризис первого поколения, или кризис платежного баланса. Модель этого кризиса была разработана П. Кругманом в 1979 г. Согласно модели, которую сам автор называет канонической, спекулянты, обладая информацией об уменьшении размеров валютных резервов, занимают средства в национальной валюте и тут же переводят их в иностранную, надеясь, что к моменту возвращения кредитов национальная валюта подешевеет или произойдет девальвация и таким образом на разнице курсов можно будет получить прибыль.
Кризис платежного баланса происходит из-за фундаментального несоответствия между направлениями финансовой политики в типичном случае - между монетизацией бюджетного дефицита и попыткой сохранить режим с фиксированным курсом. Монетизация бюджетных дефицитов, т.е. их погашение за счет денежной эмиссии, ведет к инфляции, ухудшению условий торговли (из-за более быстрого роста внутренних цен) и дефициту по балансу текущих операций. Стандартными рекомендациями в этом случае являются сокращение бюджетного дефицита и ужесточение монетарной политики. Кризис платежного баланса может произойти и без бюджетного дефицита. Если темпы роста цен в данной стране выше, чем в странах - торговых партнерах (неважно, по какой причине - из-за инфляции издержек или либеральной монетарной политики), условия торговли и платежный баланс по текущим операциям ухудшаются, что снижает валютные резервы и в итоге приводит к подрыву валютного курса.
Валютный кризис второго поколения был описан М. Обстфельдом в 1994 г. Истоком такого кризиса является наличие у Центрального банка и правительства значительного арсенала инструментов для борьбы с бюджетным дефицитом, отрицательным платежным балансом, для регулирования валютного обменного курса. Фундаментальные предпосылки возникновения валютного кризиса отсутствуют. Для появления нестабильности необходимо одновременное наличие нескольких причин, побуждающих центральный банк прекратить поддержку фиксированного обменного курса и девальвировать национальную валюту. Это возможно при существовании большого внешнего долга, номинированного в иностранной валюте, в силу решения снизить безработицу, улучшить сальдо платежного баланса и т.д. При присутствии этих факторов спекулянты предполагают, что центральный банк пребывает в неуверенности по поводу своих дальнейших действий и если начать продавать валюту, то наступит такой момент, когда издержки поддержания фиксированного курса превысят выгоды и центральный банк начнет девальвацию. Тогда спекулянты будут стараться заранее избавиться от национальной валюты. Более дальновидные инвесторы попытаются избавиться от валюты еще раньше. В итоге возникает кризис, хотя объективных макроэкономических причин нет.
Арсенал валютной стабилизации центральных банков включает такие инструменты, как валютная интервенция, девальвация, ревальвация, операции на открытом рынке, учетная ставка, нормы обязательных резервов.
Валютная интервенция. Органы монетарного регулирования могут проводить интервенции на валютном рынке с различными целями, в том числе для поддержания обменного курса и достижения желаемого уровня международных резервов. Для повышения курса национальной валюты продается, а для снижения - покупается иностранная валюта. Возможны различные приемы проведения валютной интервенции. Федеральная резервная система США периодически проводит скрытые интервенции, а Бундесбанк Германии и Банк Англии, напротив, широко освещают свое участие в подобных мероприятиях. Смысл этой операции в том, чтобы убедить других участников валютного рынка двигаться в направлении, необходимом центральному банку, и тем самым сократить расходы валюты на проведение интервенции. Иногда центральный банк пытается удерживать рынок путем «словесных интервенций», информируя участников о своей заинтересованности именно в такой тенденции движения валютного курса.
Девальвация /ревальвация. Регулирование курса национальной валюты путем девальвации, т.е. снижения ее официального курса по отношению к валюте, к которой она привязана (при ревальвации наоборот - повышение курса), предполагает резкий скачок и изменение валютного соотношения с последующей его официальной фиксацией. Термины «девальвация» и «ревальвация» обычно используются для характеристики режима с фиксированным обменным курсом. В случае изменения курса при плавающем механизме применяются термины «обесценение» и «удорожание».
Операции на открытом рынке - покупка или продажа ценных бумаг государства на вторичном рынке. Если центральный банк продает ценные бумаги, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению обменного курса. Покупая ценные бума1-ги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя возможности по выдаче ссуд. В итоге увеличивается денежная масса и снижается валютный курс. Результат регулирования денежной массы операциями на открытом рынке схож с интервенцией, что приводит к изменению обменного курса. Сочетание противоположных операций центрального банка на открытом рынке и интервенции в сопоставимых размерах носит название «стерилизация» и позволяет сохранить размер денежной массы, несмотря на изменение обменного курса.
Впервые термин «операции на открытом рынке» стал использоваться в 1920-х гг. в США, где такие операции были широко распространены. В начале 1930-х гг. этот инструмент начал применяться в Великобритании и постепенно снизил долю учетных операций в политике Банка Англии. Приблизительно в то же время к проведению операций на открытом рынке приступил Рейхсбанк Германии.
Учетная ставка - важный инструмент монетарного регулирования, с помощью которого центральный банк может воздействовать на количество резервных денег и обменный курс, изменяя суммы и условия предоставления своих кредитов. Повышение учетной ставки стимулирует приток капиталов из стран с более низкой процентной ставкой, тем самым увеличивается масса иностранной валюты и повышается курс национальной денежной единицы. Так, в начале 1980-х гг. администрация США установила более высокий уровень процентной ставки, чем был в странах Западной Европы и Японии. Это сделало доллар более привлекательной для иностранных инвесторов валютой, благодаря чему в Соединенных Штатах были созданы дополнительные рабочие места, а, в конечном счете - предпосылки для увеличения темпов экономического роста. Однако важно понимать, что процентная ставка должна быть выше, но не слишком высокой. Изменение процентной ставки в ЕС или США происходит лишь на четверть или наполовину, что и способствует экономическому росту. Высокие скачки процентной ставки в несколько раз в странах Юго-Восточной Азии привели к ухудшению экономической ситуации при появлении малейших признаков нестабильности. Большая доля заемных средств частных корпораций повышает вероятность банкротства при неэффективном финансовом менеджменте. В этой связи при возникновении кризиса в корпоративном секторе высокие процентные ставки не только препятствуют его преодолению, но и еще более дестабилизируют ситуацию.
Нормы обязательных резервов. Монетарные власти могут воздействовать на обменный курс, просто изменяя величину обязательных резервов коммерческих банков. Так, повышение нормы обязательных резервов заставит банковскую систему держать большее количество резервов для покрытия заданного уровня депозитов, в результате чего сократится предложение национальных денег и курс повысится. Однако в последние годы отмечается тенденция к снижению норм обязательных резервов или к их полной отмене. Это связано с потерей конкурентоспособности банков. Центральный банк обычно не платит процент по резервным счетам коммерческих банков, последние ничего не зарабатывают на них и теряют доход, который могли бы получать, выдавая деньги в кредит.
Решение вопросов стабильности валютного курса зависит не только от выбора одного или нескольких инструментов, но и от режима обменного курса. Валютный курс должен быть не только стабильным, но и обеспечивать экспортную привлекательность, а также служить гарантом низкой внутренней инфляции. Этой цели служит механизм валютного совета - фиксация национальной валюты к иностранной со 100 %-ным обеспечением денежной массы валютными резервами. Положительными моментами этой политики являются усиление дисциплины цен, снижение угрозы девальвации национальной валюты, приток инвестиций, а также рост доверия к экономической политике. К отрицательным моментам валютного совета относятся потеря центральным банком способности выступать кредитором последней инстанции, зависимость национального денежного обращения от валюты иностранного государства, потеря дохода от выпуска денег, подверженность экономики внешним валютным шокам. Данную политику использовали Аргентина, Гонконг (до присоединения к Китаю), Болгария, Босния, Эстония и Литва. Однако массового перехода на механизм валютного совета не произошло. Банковский кризис в Аргентине в 1995 г., а затем и валютный кризис в 2002 г. продемонстрировали уязвимость такой политики и невозможность ее адаптации к специфике денежной системы любого государства. Отсутствие постоянного источника поступления валютных резервов и зависимость национальной экономики от экспорта и внешнего кредитования превращают государство в хронического должника при четком выполнении всех условий механизма валютного совета.
Наряду с валютным советом популярна официальная долларизация стран, т.е. использование валюты другого государства (обычно доллара США) в качестве законного платежного средства. Государства, прибегавшие к этой мере, почти всегда находились на грани дефолта и коллапса всей национальной экономической системы (пример).
Пример. Последняя страна, использовавшая долларизацию, - Эквадор. С 10 сентября 2000 г. здесь ввели американский доллар и отменили хождение национальной валюты сукре, которая была в обращении 179 лет. Предпосылками стали следующие макроэкономические индикаторы: годовой ВВП упал на 7 %, сукре обесценилась на 195 %, годовой уровень инфляции превысил 61 %, официальная безработица достигла 20 %.
Цели, которые преследуют страны, прибегая к официальной долларизации, следующие: достижение макроэкономической стабильности, увеличение инвестиций, экономический рост и повышение благосостояния населения. Наряду с преимуществами долларизации экономики существуют и явные недостатки. Главный из них в том, что государство лишается эмиссионного центра и права денежной эмиссии. Основную функцию центрального банка фактически будет выполнять Федеральная резервная система США. Единственным источником поступления национальной валюты (долларов США) становится экспорт, из-за чего экономическая ситуация будет напрямую зависеть от конъюнктуры рынков нефти, газа, древесины и т.д. Кроме того, наличной валюты не будет хватать для решения долговых проблем, не говоря об инвестициях в экономику и социальную сферу.
Таким образом, идея официальной долларизации оказалась утопичной как по политическим, так и по экономическим причинам. В целом предложенный в 1990-х гг. переход от плавающих валютных курсов к новой политике валютного совета и официальной долларизации не был реализован, а сама идея осталась в ряду дискуссионных по проблеме валютных кризисов. В вопросе курсообразования продолжает быть популярным тезис американского профессора Дж. Франкеля о невозможности применения одной политики ко всем странам. Необходимо учитывать индивидуальные макроэкономические характеристики каждого отдельного государства.
Проблему валютных кризисов пытались решать и другими способами, также неоднозначными и сложными для реализации. Так, либерализация счета движения капитала, призванная создать условия для рыночного конкурентоспособного размещения капитала на основе равных возможностей, вернулась уязвимостью национальных валютных систем. Мало того, что не удавалось избежать валютных кризисов, либерализация порой становилась основной причиной валютной нестабильности. Именно благодаря ограничениям по движению капитала Китаю и Индии в 1997 г. удалось обойтись без девальвации, в отличие от стран Юго-Восточной Азии, где проводилась более либеральная политика.
Высокая мобильность капитала позволяет предпринимателям наиболее прибыльно размещать финансовые средства, в том числе в национальных валютах, но привязанных к евро, доллару США, японской иене и др. Для национальных валютных систем опаснее не столько приток капиталов, сколько их отток. В связи с широким вывозом капитала выплаты процентов и дивидендов, погашение основной суммы займов, а также редкая репатриация капиталов ложатся тяжелым бременем на платежные балансы стран-заемщиков, способствуют подрыву устойчивости их валют. С другой стороны, в платежных балансах стран-кредиторов поступления доходов от инвестиций играют иногда настолько важную роль, что их внезапное прекращение или сокращение по той или иной причине может вызвать кризис платежного баланса и падение валютного курса. Так, следствием резкого сокращения в странах Западной Европы доходов от инвестиций капиталов после Второй мировой войны стало ухудшение их платежных балансов и усиление неустойчивости валют.
В силу этого, чтобы уменьшить подверженность национальных валютных систем кризисам, либерализация счета движения капитала, особенно краткосрочного, должна проводиться в особых стабильных условиях. Поскольку такие условия сложно обеспечить во всех развивающихся странах и государствах с переходной экономикой, рекомендации по либерализации движения капитала не получили широкого распространения и не стали основой реформирования мировой валютной системы. Безусловно, введение ограничений на движение капитала также не является решением проблемы излишней спекуляции. Поэтому все чаще выдвигаются предложения о введении своего рода налога на спекулятивный капитал, с тем чтобы не допускать роста внешнего долга и давления на валютный курс.
Одно из предложений по контролю над движением капитала принадлежит профессору Принстонского университета Дж. Тобину, которое он выдвинул в своей лекции еще в 1972 г. (В 1981 г. он стал лауреатом Нобелевской премии.) Оно касалось введения прогрессивного налога на валютные операции. По аналогии с Дж. Кейнсом, предложившим в 1932 г. введение налога на операции на фондовом рынке, Дж. Тобин посоветовал «подсыпать песку в механизмы чересчур эффективных международных валютных рынков». «Налог Тобина» должен составлять 0,25-1 % объема валютной сделки. Введение такого налога привело бы к сокращению спекуляции, а изменение валютных курсов соответствовало бы фундаментальным экономическим законам. В то же время центральные банки смогли бы стабилизировать валютные курсы, поскольку валютные интервенции освобождались бы от налогообложения. В результате свобода движения капитала оказалась бы ограничена с помощью косвенного налогообложения, но на торговлю и реальную экономику налог не распространялся. Вряд ли он отразился бы на иностранных инвестициях в промышленные и торговые предприятия, но наверняка подействовал бы на спекулятивные сделки в миллиарды долларов, рассчитанные на минимальные маржи и приносящие прибыль при изменениях обменных курсов на сотые доли процента. Эксперты подсчитали, что, даже если налог Тобина сократит оборот на две трети, прибыль от его введения в целом по миру составит от 150 до 720 млрд долл.
В разное время некоторые страны, например Канада и Франция (1998), Великобритания и Финляндия (1999), выступали с инициативой введения «налога Тобина». Однако эта инициатива вряд ли будет реализована, и больше по политическим, чем по экономическим, техническим или административным причинам. Введение подобного налога требует политической воли стран «большой восьмерки», но поскольку план Тобина противоречит современной неолиберальной идеологии, он не получил поддержки развитых стран, международных банков и международных финансовых организаций.
Предложения специалистов МВФ и Всемирного банка в 1990-х гг. были направлены на либерализацию валютных отношений, усиление прозрачности валютных операций, повышение роли частного сектора и сокращение государственного регулирования. Однако валютные кризисы в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой заставили экспертов внести новые предложения по решению вопросов валютной стабилизации. Так, в начале XXI в. появились предложения по вовлечению частного сектора в процесс антикризисного управления национальными валютными системами. Рекомендовалось использовать частный капитал для преодоления последствий валютных шоков. Кроме того, предлагалось в целом упорядочить поведение владельцев крупных капиталов, создав своего рода «джентльменские» нормы и стандарты поведения на валютных рынках. Однако циничная природа частного капитала не позволяет использовать его в интересах общества.
В условиях глобализации валютные кризисы стали приобретать интернациональный, а затем и глобальный характер, охватывая страны и регионы. В таких условиях источником нестабильности мировой валютной системы являются национальные и региональные валютные системы. Поэтому разработка и использование системы показателей, которая бы сигнализировала о приближающейся нестабильности в национальных валютных системах, позволит предупредить распространение валютных кризисов на другие страны, а соответственно уменьшить давление на мировую валютную систему. Такими индикаторами являются реальный валютный курс, объем золотовалютных резервов, баланс текущих операций, денежная масса, дефицит государственного бюджета, процентная ставка и пр.
Вопросы валютной стабилизации всегда актуальны, поскольку изменение стоимости валюты влияет на цену любого актива. Валютные кризисы 1990-х гг. относились к реалиям мировой экономики. Они трансформировались и переплетались с кризисами банковской сферы и ростом государственной задолженности. В настоящее время нестабильность национальных валютных систем стала эпизодической. Более важными вопросами оказались проблемы стабильности на мировых валютных рынках, колебания курсов доллара, евро, иены. Эти вопросы стабилизации приобрели глобальный характер и оказывают влияние как на все мировое сообщество, так и на каждое государство в отдельности. Активизация международных организаций, стран «большой восьмерки», крупных транснациональных корпораций позволит если не избежать угрозы глобальных валютных кризисов, то уменьшить ее путем совместных усилий.
По сравнению с валютной нестабильностью, проблемам международной кредитной стабилизации посвящено меньше теорий и исследований. Наиболее значимой считается модель «набега на банки», или банковской паники, разработанная в 1983 г. Д. Даймондом и П. Дибвигом. Однако эти исследователи концентрируют внимание на особенностях кредитного кризиса в странах с закрытой экономикой, а поскольку в последнее время мобильность капитала увеличилась, внешние потрясения стали оказывать все большее влияние на кредитную сферу. Поэтому возникла необходимость теоретических исследований международной кредитной нестабильности с учетом специфики открытой экономики. В 1998 г. Р. Чанг и А. Веласко разработали модель банковской паники для стран с открытой экономикой.
Дестабилизация кредитной системы может произойти на любом уровне, будь то национальная, региональная или мировая кредитная система. Источником международной кредитной нестабильности является кризис национальной кредитной системы, поскольку массовое банкротство банков в нескольких странах в современных условиях маловероятно: для этого нужны ухудшение экономических условий в целом регионе или целенаправленная скоординированная политика стран этого региона. Возникнув в национальной кредитной системе, международная кредитная нестабильность по различным каналам распространяется на регион и мировое сообщество.
Интернационализация банковских услуг и банковских клиентов делает национальную кредитную нестабильность международной. Основной канал, по которому нестабильность национальной кредитной системы распространяется на региональную и мировую, называется «каналом общего кредитора». Когда несколько стран, преимущественно с развивающимися рынками, имеют общего кредитора, они становятся уязвимыми к внешним шокам. В случае возникновения кредитной нестабильности в одной стране или группе стран кредитор, пытаясь сбалансировать свой инвестиционный портфель, автоматически сокращает кредитование в других странах, где он держит свои активы.
Международный кредитный кризис характеризуется ростом сомнительных и плохих долгов в международном кредитном портфеле кредитно-финансового института, увеличением убытков из-за переоценки непокрытых позиций на рынках разных стран, падением реальной стоимости активов. В результате ухудшается платежеспособность кредитного учреждения, что отражается на снижении способности эффективно перераспределять международные финансовые ресурсы.
Сущность международного кредитного кризиса наиболее полно раскрывается в западных теориях асимметрии информации. Асимметрия информации - это ситуация, когда один из участников кредитной сделки владеет частной информацией о реальной ситуации внутри страны, которую он может по своему усмотрению использовать, а второй участник сделки не имеет такой информации и вследствие этого несет убытки. Например, заемщик международного ссудного капитала обычно обладает лучшей информацией о потенциальном доходе и риске у себя в стране, а соответственно о возможности возврата долга, чем международный кредитор. Асимметрия информации проявляется через неблагоприятный отбор и психологический риск.
Неблагоприятный отбор, т.е. ошибочный выбора контрагента или партнера, создает отношения, подверженные риску. Проблема неблагоприятного отбора впервые была описана в 1970 г. Дж. Акерлофом. Она возникает из-за того, что наиболее активными в поисках финансирования являются заемщики, находящиеся в трудном финансовом положении, и существует риск, что они окажутся не в состоянии погасить полученный кредит. Поскольку кредитный институт (банк) не в полной мере может оценить вероятность успешной
реализации всех проектов, он вынужден выработать условия финансирования проектов со средним уровнем риска. Тем самым для проектов с более высоким уровнем риска эти условия могут быть более выгодными по сравнению с обычными проектами. Предотвратить неблагоприятный отбор помогает информация о заемщике, полученная кредитором благодаря опыту и используемым методам оценки риска, либо в результате продолжительного сотрудничества.
Психологический риск существует в том случае, если после заключения контракта возникают события, ставящие под сомнение его успешное выполнение. Например, изменение условий финансируемого проекта на более рискованные может вызвать у международного кредитора опасения в возврате кредита. Психологический риск можно минимизировать посредством мониторинга действий компании и экономического климата в стране заемщика.
Механизм международной кредитной стабилизации включает как институциональные, так и операционные инструменты. Главным институтом, на который ложится ответственность за проведение превентивных мер в условиях нестабильности национальной кредитной системы и предотвращение распространения кризиса на регионы и мировое сообщество, является центральный банк. Кроме него важную роль играют международные финансовые организации, правительство, министерство финансов и иные экономические ведомства. Субъектами, на которых непосредственно направлено антикризисное регулирование, являются банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения. Не меньшую роль в кредитной стабилизации играют потребители, вкладчики и иные владельцы банковских счетов. Государство, решая проблему банковских потрясений, фактически защищает эту группу субъектов.
Механизм международной кредитной стабилизации по своему функциональному значению может быть разделен на систему инструментов по предотвращению и преодолению международного кредитного кризиса.
Предотвращение международной кредитной нестабильности прежде всего предполагает распределение полномочий между международными организациями, государственными институтами и центральным банком по стабилизации национальной и региональной кредитных систем. Затем создаются специализированные целевые гарантийные и страховые фонды, наделенные полномочиями и ответственностью за проведение оздоровительных мероприятий и предотвращение системного кризиса в банковском секторе. Цель создания таких фондов - оградить от внешнего политического давления профессиональную деятельность институтов, ответственных за оздоровление и спасение «заболевших» кредитных организаций.
Система предотвращения международного кредитного кризиса базируется на следующих основных элементах.
Ограничение на определенный вид деятельности и определенные активы. Оба эти элемента пруденциального управления имеют целью снижение международного риска, который берет на себя кредитное учреждение. Высокорискованные международные финансовые инструменты могут принести банку большие доходы в случае успешного завершения сделки. В обратной ситуации банк может оказаться несостоятельным и существует угроза потери вкладчиками своих депозитов. Если международная деятельность кредитного учреждения будет достаточно прозрачной, при малейшем превышении риска допустимого уровня клиенты станут изымать свои сбережения - это и есть «набег на банки». Поскольку получить точную информацию о международной деятельности банка достаточно трудно, защита интересов вкладчиков в каждой стране, где работает банк, ложится на государство. Международные финансовые организации пытаются защитить кредитные организации от самих себя, создавая стимулы и механизмы по страхованию и снижению международного риска.
Разграничение международной кредитной и финансовой деятельности. Попытки государства разделить международную кредитную деятельность на так называемую типично банковскую и международные операции с ценными бумагами, являющиеся прерогативой специальных кредитно-финансовых учреждений, предпринимались давно. Соединенные Штаты еще в 1933 Г. руководствовались законодательным актом Гласа-Стигала о сепарации банковской деятельности и операций с ценными бумагами. С одной стороны, устранение банков с международных рынков ценных бумаг придает большую упорядоченность и прозрачность мировому финансовому рынку. С другой стороны, специальные кредитно-финансовые учреждения могут этим воспользоваться и повысить объемы рискованных операций, что увеличит уязвимость всей мировой кредитной системы.
Ограничение международной конкуренции. Рост международной конкуренции банков подстегивает кредитные учреждения идти на высокорискованные международные операции. Новые банки занимают часть мирового рынка ссудных капиталов, а это снижает прибыль «старых» кредитных организаций и стимулирует их расширять круг своей международной деятельности, участвуя в рисковых операциях. Чтобы предотвратить это, мировые кредитные центры стремятся снизить международную конкуренцию банков, вводя различные ограничения. Например, сокращение или запрет на вход иностранных банков в национальную кредитную систему, ограничение на развертывание филиальной сети, установление верхних пределов процентных ставок по депозитам и кредитам, требования к размеру капитала банков.
Хотя ограничение международной конкуренции может благоприятно сказаться на оздоровлении мировой кредитной системы, существуют очевидные недостатки этого способа: удорожание, снижение качества международных банковских услуг в силу низкой конкуренции.
Система страхования депозитов вводится в каждой стране для предупреждения кредитной нестабильности в национальной системе. Страховые премии, которые платят кредитные институты, устанавливаются с учетом статуса банка, причем, чем он выше, тем ниже премии, и наоборот. Хотя такая система привлекательна с теоретической точки зрения, использование ее на практике сопряжено с рядом проблем. Главный недостаток системы страхования депозитов - невозможность четко определить степень риска, который действительно берет на себя банк.
Мониторинг международной банковской деятельности - сбор и обработка периодической (ежеквартальной) информации о международных активах, обязательствах, доходах, дивидендах, собственности, валютных операциях и т.п. Службы, проводящие международный банковский мониторинг, должны оценивать качество банковских займов, классифицировать их по степени риска и т.д. Такая информация позволяет проследить, выполняют ли банки требования по активным операциям, капиталу и закрытию (пример).
Пример. Оригинальное мероприятие было проведено в 1996 г. в Новой Зеландии. Ежеквартально каждый банк должен был представлять к публикации отчет о международной деятельности вместе с оценкой независимого рейтингового агентства всех международных банковских операций. В случае банкротства банка это помогало устанавливать причины и виновных в искажении отчетности.
Преодоление международного кредитного кризиса - компетенция страны, в которой зарегистрировано международное кредитное учреждение. Преодоление кризиса предполагает реструктуризацию международных кредитных организаций, которая состоит из двух этапов. На первом этапе реорганизуется деятельность неплатежеспособных филиалов международных кредитных организаций: вносятся кардинальные изменения в структуру их капитала, контроль над ними передается другим стратегическим инвесторам. При отсутствии последних контроль над капиталом реструктурируемых кредитных организаций (право распоряжения имуществом) передается специализированным гарантийным страховым фондам банковской системы либо органам, осуществляющим лицензирование, надзор и санирование кредитных организаций. На втором этапе определяют механизмы (процедуры) смены руководства в проблемных международных кредитных организациях, включая введение временного принудительного управления их деятельностью. Функции внешнего управления обычно выполняют специализированные фонды, органы регулирования и контроля за банковской деятельностью.
Механизм международной кредитной стабилизации является элементом внешнеэкономической антикризисной политики государства, которая кроме него включает валютные и международные финансовые стабилизационные механизмы. Взаимосвязь этих элементов объясняется единой природой источников международных валютных, кредитных и финансовых потрясений. Особую роль в интернационализации валютных и кредитных кризисов играют дестабилизационные процессы в международных финансовых отношениях.
Международная финансовая нестабильность возникает из-за дефицита финансовых ресурсов в международном масштабе и представляет собой кризис платежеспособности международных финансовых субъектов, при котором должник не способен или не желает выполнять взятые на себя международные финансовые обязательства.
Кризис платежеспособности международных финансовых субъектов бывает двух видов: кризис международной ликвидности и стратегический кризис. В первом случае кризис наступает, если должник не способен погасить свои внешние обязательства, во втором случае нежелание обслуживать и возмещать свои внешние долги является стратегией должника. При отсутствии проблем с международной ликвидностью платежеспособность может быть нарушена из-за характера должника.
Международная финансовая нестабильность проявляется на мировом финансовом рынке, открытом для потоков международного капитала. Причинами возникновения мирового финансового кризиса являются:
высокая мобильность капитала. Главным источником международной финансовой нестабильности служат «горячие» деньги - быстро переводимые из одной страны в другую финансовые активы, что резко снижает их цену. Поводом для бегства капиталов может стать любая политическая новость, негативный экономический прогноз, слухи, поведение на рынке авторитетного спекулянта. Последнее особенно интересно. Если в какой-то момент инвесторы прогнозируют приближение валютного кризиса, то крупные спекулянты массированно избавляются от национальной валюты, а остальные инвесторы также спешат продать ее - так наступает кризис. Политика правительства относительно «горячих» денег сводится к введению ограничений по счету движения капиталов и в то же время если Китаю и Индии ограничения помогли избежать кризиса в 1997 г., то Малайзия со своими барьерами против капиталов оказалась в его эпицентре;
недостаток объективной информации. Финансовые рынки - это рынки информации. Спекулянты-резиденты обычно владеют более достоверной информацией, чем их зарубежные конкуренты, пытающиеся за короткое время получить максимальную прибыль. Чаще всего в этом случае неэффективность рынка объясняется несовпадением оценок различных экономических агентов. Когда участники рынка располагают неполной или недостоверной информацией, они следят друг за другом и копируют действия других их участников. И когда у резидентов появляются сомнения в надежности валюты или финансово-кредитного учреждения, нерезиденты сразу начинают избавляться от таких активов;
неразвитость финансовых институтов. Увеличение банкротств финансовых институтов во многом является причиной усиливающейся конкуренции. Удачливые американские и немецкие банки получают
те суммы, которые теряют банки других стран. Именно по причине несоответствия новым международным стандартам произошел банковский кризис в Японии (1997-1998). Банки неаккуратно относятся к вопросам обеспечения, в результате чего резкие колебания на рынках недвижимости приводят к скачкам реальной цены кредита, и у заемщиков появляется искушение просто не возвращать ссуду.
Разрастание национальных финансовых кризисов до масштабов международных происходит несколькими способами. Например, крупный международный финансовый субъект, сталкиваясь с проблемой платежеспособности в одной стране, пытается решить ее с помощью перераспределения финансовых ресурсов из других стран и тем самым нарушает их международный оборот. Это наиболее характерно для инвестиционных фондов. Оказавшись в стране А, где разразился финансовый кризис, они начинают продавать свои ценные бумаги в других странах для восстановления своей ликвидности в стране А и финансирования требований вкладчиков, которые решили изъять свои сбережения. В результате возникает цепная реакция на фондовых рынках других стран, которые поглощают эти ценные бумаги и пытаются справиться с растущими проблемами ликвидности.
Еще одним механизмом распространения финансовых потрясений на другие страны является установка менеджерами фиксированных объемов финансовых ресурсов для торговли на рынках разных стран. Когда происходит «обвал» на фондовом рынке в каком-то государстве, менеджеры сразу же перераспределяют свои финансовые ресурсы из других стран для балансировки своих портфелей. Аналогичный, но более сложный механизм трансляции финансовых потрясений - когда менеджеры хеджируют риски, используя страны, доходность в которых изменяется вместе с хеджируемыми ресурсами. В результате падение цен на финансовые ресурсы на одном из рынков побуждает инвесторов снижать общий риск по всему международному портфелю и продавать ресурсы, связанные с ресурсами переживающей кризис страны, где доходность сильно колеблется.
Интернационализация финансовой, как и кредитной, нестабильности происходит из-за асимметрии информации международных финансовых субъектов. Недостаточно информированные инвесторы следят за поведением других, как им кажется, более компетентных бизнесменов, и повторяют их действия (пример).
Пример. Субъект 2 предпочитает операцию А операции Б, но он видит, что субъект 1 выбрал операцию Б. Считая, что у субъекта 1 есть весомые мотивы выбирать операцию Б, чем у него - операцию А, субъект 1 делает невыгодный для себя выбор Б. В это время субъект 3, наблюдая за поведением первых двух участников, также полагает, что оптимальным вариантом является Б, и совершает эту операцию, несмотря на то что имел собственную информацию в пользу операции А, и т.д.
Следствием такого поведения финансовых субъектов является резкое изменение отношения к какому-либо финансовому активу в разных странах в одно и то же время безо всяких на то причин. В результате асимметрии информации финансовый рынок окутывают всевозможные слухи и домыслы, провоцирующие подобное описанному в примере 12.3 поведение, нередко вызывая неожиданные изменения финансовых показателей даже в странах со стабильной макроэкономической ситуацией. Решением проблемы асимметрии может стать информация действующих на рынке рейтинговых агентств и инвесторов, заслуживающих доверия и способных противопоставить объективные сигналы общему «искажающему» шуму. Вместе с тем существует опасность, что субъективная оценка рейтинговых агентств может не исключить, а породить международное поведение инвесторов. Именно поэтому 36 крупнейших международных банков отказались от услуг рейтинговых агентств и стали разрабатывать и применять собственные методики оценки рисков вложений средств в страны с формирующимися рынками.
Международная финансовая стабилизация предполагает как создание благоприятных условий функционирования для отдельных международных субъектов, так и формирование общей привлекательной финансовой среды. Для достижения этого необходимо решить две ключевые задачи: оптимальность выбора внешнего заемщика и создание мотивации у международных заемщиков к погашению кредитов.
Выбирая страну заемщика, международные финансовые субъекты оценивают его отношения с международными финансовыми организациями. И дело здесь не только в кредитной репутации государства. Инвесторы стараются заручиться финансовой поддержкой международных институтов, чтобы получить дополнительные гарантии и создать материальную базу для выполнения должником своих обязательств. Кроме внешней помощи кредиторы оценивают валютные
резервы, которые власти готовы потратить на погашение долгов. Однако в этом случае велика вероятность стратегического кризиса, когда центральный банк откажется расходовать весь объем валютных запасов. Поэтому более надежным показателем возврата долга по сравнению с размером международных резервов является положительное сальдо текущего счета платежного баланса, обеспечивающего поступление валюты в страну. Но главный параметр, на который ориентируются кредиторы при выдаче займов другому государству, - размер ВВП.
В основе оптимального выбора заемщика лежит диагностика его потенциала, который позволит вернуть финансовые ресурсы и предотвратить финансовый кризис. Поэтому важным элементом международной финансовой стабилизации является создание системы показателей, диагностирующих национальную, региональную и мировую финансовые системы. Финансовая нестабильность весьма затратна для стран. На протяжении последних двух десятилетий на преодоление финансовых кризисов тратилось в среднем около 10 % ВВП. Сигналы-индикаторы позволят снизить затраты на преодоление потрясений и их последствий для экономики, т.е. выгоднее использовать средства на формирование эффективного предупреждающего механизма. Рынок, как упоминалось, не всегда может вовремя сигнализировать о приближении финансового кризиса, особенно в условиях недостатка объективной информации. К тому же рынок может пойти на поводу поставщиков недостоверной информации о макроэкономической ситуации. Сигналы-индикаторы в силу своей большей объективности достовернее, чем рыночные показатели, могут предупредить о возможности наступления финансовой нестабильности.
Для усиления мотивации к выполнению внешних финансовых обязательств могут использоваться следующие инструменты:
• отстранение от международного рынка капитала. Правда, существуют обстоятельства, когда заемщик готов потерять доступ к международному рынку капиталов. Если заемщик не склонен к риску, он может отказаться как от выплат по долгу, так и от других займов. Во-вторых, у него может быть альтернативный безрисковый инвестиционный проект, выплаты по которому не зависят от того, был объявлен дефолт по долговым обязательствам или нет. Причем доходность альтернативного проекта совпадает с мировой рыночной ценой капитала. В таком случае угрозы отстранения заемщика от кредитного
рынка также недостаточно для того, чтобы предотвратить объявление дефолта. Отстранение от международного рынка капитала имеет двойное действие: с одной стороны, это форма штрафных санкций, с другой - вопрос репутации и имиджа заемщика;
угроза санкций. Угрозы кредитора применить санкции в случае невыполнения обязательств иногда бывает достаточно для мотивации возвратить долг;
применение санкций преследует цель получить кредитором максимально возможный объем платежей от заемщика. Однако на практике бывает не просто получить от него хотя бы часть. С одной стороны, отдельным кредиторам сложно контролировать санкции, вводимые вместе с дефолтом. Так, если вследствие дефолта теряется доверие к заемщику, то, по сути, санкции вводит весь международный рынок капитала. С другой стороны, даже если кредитор контролирует систему «наказаний», он вполне может не знать полных издержек дефолта для заемщика, а это необходимо для того, чтобы собрать максимум средств;
государственные гарантии. Государство, выступая гарантом, повышает инвестиционную привлекательность частных заемщиков. Однако, гарантируя в полном объеме погашение взятых кредитов, оно снимает значительную долю ответственности корпорации за успешность проекта. Нередко непосредственные участники проекта прикладывают меньше усилий при его реализации, тем самым снижается успешность инвестиций в целом.
Специфика проблемы международной финансовой стабилизации в том, что основным участником мировых финансовых кризисов и соответствующих им стабилизационных механизмов являются Соединенные Штаты Америки. США выступают и главным источником глобализации, и лидером современной мировой финансовой системы. Безусловно, глобализационные процессы делают необходимой координацию и постепенную интеграцию ведущих стран не только для решения собственных проблем, но и для рассмотрения вопросов, связанных с предотвращением и преодолением финансовых кризисов на развивающихся рынках. Наиболее известной координационной структурой является МВФ. В последнее время фонд становится все более зависимым от решений своих крупных акционеров и зачастую проводит политику, выгодную отдельным странам. Кроме того, проблемам финансовой нестабильности посвящены саммиты стран «большой восьмерки». И тем не менее США остаются мировым лидером в финансовой и геополитической сферах, фактически возглавляя все мировые координационные объединения. Внешних конкурентов в мировой финансовой среде у США нет (ни ЕС, ни Япония, ни Китай не дотягивают до этой роли). Вместе с тем существует ряд внутренних противоречий в развитии этой страны, которые не позволяют ей декларативно оформить роль финансового и геополитического лидера. К этим противоречиям относятся:
конец холодной войны. Когда США находились в конфронтации Советским Союзом, Конгресс без малейших сомнений финансирован все программы, тем самым усиливая экономическое превосходство страны над своими ближайшими конкурентами. После распада СССР США сократили финансирование международных проектов. Объемы финансирования проектов в Югославии, Афганистане, Ираке, странах СНГ уступают финансированию времен конфронтации с СССР;
недостаток доверия к элите. До недавнего времени избиратели по вопросам международной политики во многом руководствовались советами ведущих политиков и экономистов. Однако события во Вьетнаме, Югославии и Ираке пошатнули доверие к американской элите, и возникают большие сомнения, что и впредь избиратели будут прислушиваться к мнению политических аналитиков в области международных финансов;
общее ощущение, что деньги нецеленаправленно расходуются бюрократами. Изучение Чикагского совета по международным отношениям общественного мнения показало, что большинство избирателей считают, что Соединенные Штаты тратят на внешнюю помощь больше, нежели об этом официально заявляют, а выделенные ресурсы расходуются нецеленаправленно. Поданным Чикагского совета, 61 % населения США (и 96 % политиков) поддерживают активную роль США в мире, 54 % считают, что финансовая глобализация имеет положительный эффект для страны. Вместе с тем 80 % опрошенных убеждены, что, оставаясь лидером, Соединенные Штаты тем не менее должны согласовывать свои действия с другими странами мирового сообщества. Такая же часть американцев поддерживает усиление роли МВФ.
Противоречия рыночных механизмов функционирования международных финансов могут препятствовать извлечению преимуществ от международных финансовых отношений. Разрешению этих противоречий, которые могут при определенных условиях развиться в международный финансовый кризис, посвящена стабилизационная деятельность международных организаций, координационных групп и отдельных развитых стран под началом Соединенных Штатов. Вместе с тем существует опасность, что под видом стабилизации будут перераспределяться международные финансовые ресурсы для решения временных задач и оставаться без внимания глубинные причины международной финансовой нестабильности, а сами ресурсы будут использованы не по назначению. Для положительных экономических эффектов движение международных финансовых потоков должно отслеживаться не только на предварительном этапе предоставления ресурсов, но и на этапе их использования.
Необходимость международной валютной, кредитной и финансовой стабилизации является ответом на вызовы глобализации. Идеология свободного рынка и государственного невмешательства в условиях свободного движения капитала за последние десятилетия продемонстрировала ряд противоречий. Иная крайность - исключительно государственное финансовое планирование и регулирование - практически показала свою несостоятельность в советскую эпоху. Поэтому современная стабилизация международных валютных, кредитных и финансовых отношений - это отклонение идеологических приоритетов и функционирование на основе экономической науки, науки выбора между различными степенями сочетания и взаимодополнения государственных и рыночных механизмов регулирования. Инструменты стабилизации валютной, кредитной и финансовой систем представлены на рисунке 3.
Вопросы для самопроверки:
Что такое валютный кризис? Назовите его виды.
Перечислите инструменты валютного регулирования.
Чем отличается механизм валютного совета от официальной долларизации?
В чем суть «налога Тобина»?
Дайте определение понятий «асимметрия информации», «неблагоприятный отбор» и «психологический риск».
Какие стабилизационные меры принимаются для предотвращения международной кредитной нестабильности?
Назовите условия возникновения мирового финансового кризиса.
По каким каналам финансовая нестабильность получает интернациональный статус?
Расскажите о механизме международной финансовой стабилизации.
10. Поясните геополитические противоречия США в роли глобального финансового лидера.
- Международные валютно-кредитные
- Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080105.65 – «Финансы и кредит»
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- 2. Рабочие учебные материалы
- 1.4. Валюта и валютный курс: сущность, классификация (8 часов)
- Раздел 2. Сущность и структура мирового валютного рынка (24 часа)
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка) (24 часа)
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация (8 часов)
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения (6 часов)
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк) (8 часов)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка (26 часов) [4], c.6–35; [8], c.25–43
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка (8 часов)
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка (8 часов)
- Раздел 9. Международная финансовая интеграция и глобализация (26 часов) [4], c.6–35; [8], c.25–43
- Заключение (2 часа) [4], c.146–183; [8], c.527–546
- 2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 080105.65 – «Финансы и кредит» очно–заочной формы обучения*
- 2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 080105.65 – «Финансы и кредит» заочной формы обучения*
- 2.3. Структурно–логическая схема дисциплины «Международные валютно-кредитные отношения»
- Международные валютно-кредитные отношения
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- Раздел 6.
- Основы формирования международных финансовых отношений
- Раздел 7.
- Организация функционирования мирового финансового рынка
- Раздел 8.
- Раздел 9.
- Раздел 10.
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия для всех форм обучения
- 2.6. Балльно – рейтинговая система оценки знаний для студентов
- Оценка знаний для студентов специальности 080507.65 – менеджмент организации
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- 3.2. Опорный конспект лекций по дисциплине Введение
- Раздел 1. Мировая валютная система как форма организации международных валютных отношений
- 1.1.Международные деньги: сущность, функции, классификация
- Функции международных денег
- Сущность и роль международных валютных отношений
- 1.3.Мировая валютная система: сущность, этапы эволюции, структура
- Структура национальной валютной системы
- Эволюция мировой валютной системы
- Характеристика этапов эволюции мировой валютной системы
- 1.4.Валюта и валютный курс: сущность, классификации
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 2. Сущность и структура мирового валютного рынка
- 2.1.Организация мирового валютного рынка
- 2.2.Классификация валютных операций
- Раздел 3. Система анализа мирового валютного рынка и прогнозирования валютных курсов
- 3.1.Фундаментальный анализ мирового валютного рынка
- 3.2.Технический анализ мирового валютного рынка
- Раздел 4. Мировая кредитная система как форма организации международных кредитных отношений
- 4.1.Сущность и роль международного кредита и международных кредитных отношений
- 4.2.Мировая кредитная система: сущность, характеристика элементов
- 4.3.Этапы развития международных кредитных отношений
- 4.4.Формы и условия международного кредита
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка)
- 5.1.Понятие мирового рынка ссудных капиталов и его структура
- 5.2.Инструменты мирового рынка ссудных капиталов
- Раздел 6. Основы формирования международных финансовых отношений
- 6.1.Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка
- 7.3.Мировые финансовые центры
- 7.3.1. Сша
- 7.3.2. Великобритания
- 7.3.3. Япония
- Раздел 8. Международные финансовые организации как институциональный элемент валютной, кредитной и финансовой системЫ
- 8.1.Сущность и роль международных финансовых организаций
- 8.2.Сравнительный анализ деятельности международных финансовых организаций
- Раздел 9. Международная финансовая интеграция и глобализация
- 9.1.Международная финансовая интеграция: сущность, этапы
- 9.2.Европейский союз как первая региональная финансово-экономическая интеграция
- 9.3.Финансовая глобализация: сущность, этапы, виды, преимущества и недостатки
- Раздел 10. Сравнительный анализ инструментов стабилизации международных валютных, кредитных и финансовых отношений
- Заключение
- Глоссарий
- 3.3 Методические указания к выполнению практических заданий, в том числе с использованием дот
- Практическое занятие 1 по теме «Валюта и валютный курс: сущность, классификации»
- Практическое занятие 2 по теме «Классификация валютных операций»
- Практическое занятие 3 Семинар по теме «Технический анализ мирового валютного рынка»
- Практическое занятие 4 по теме «Формы и условия международного кредита»
- Практическое занятие 5 по теме «Инструменты мирового рынка ссудных капиталов»
- Практическое занятие 6 Семинар по теме «Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация»
- Практическое занятие 7 по теме «Классификация инструментов мирового финансового рынка»
- Практическое занятие 8
- 4.2.Текущий контроль (тестовые задания)
- Раздел 1. Мировая валютная система как форма организации международных валютных отношений
- 1.1.Международные деньги: сущность, функции, классификация
- 1.2.Сущность и роль международных валютных отношений
- 1.3.Мировая валютная система: сущность, этапы эволюции, структура На структуру мвс
- 48. Международная валютная ликвидность как элемент мировой валютной системы означает:
- 49. Международная валютная ликвидность как элемент мировой валютной системы не включает:
- 52.Режим корректируемой фиксации означает что:
- 53. Право нерезидентов на обмен национальной валюты страны пребывания на любую другую валюту называют …………. Конвертируемостью:
- 153. К фундаментальным факторам, которые можно получать в режиме реального времени не относятся:
- 206. Средства, передаваемые от кредитора одной страны к заемщику другой, в денежной или иной форме называются …
- 215. Установите соответствие между обозначенными формами международного кредита и их характеристикой …
- 216. Элементы договора кредитора и заемщика из разных стран – это…
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка)
- 5.1.Понятие мирового рынка ссудных капиталов и его структура
- 5.2.Инструменты мирового рынка ссудных капиталов
- Раздел 6. Основы формирования международных финансовых отношений
- 6.1.Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка
- 7.3.Мировые финансовые центры
- Раздел 8. Международные финансовые организации как институциональный элемент валютной, кредитной и финансовой систем
- 8.1.Сущность и роль международных финансовых организаций
- 8.2.Сравнительный анализ деятельности международных финансовых организаций
- Вопросы для подготовки к экзамену для специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» (2 семестр)
- Вопросы для подготовки к зачету для специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- К о н т р о л ь н а я р а б о т а
- Условия и факторы развития системы валютного контроля в России
- Содержание
- 191186, Санкт–Петербург, ул. Миллионная, д. 5