6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения
Государство и частный сектор в своем взаимодействии являются не антиподами, а равноправными партнерами. Они дополняют друг друга в едином экономическом процессе, делая его более эффективным и совершенным. Преследуя собственные цели, государство и частный сектор создают конкурентную среду, которая позволяет реализовать любые экономические возможности. Все это справедливо и для международных финансов.
Международные финансовые отношения государств можно разделить на две сферы:
государство выступает в роли экспортера капитала: международного кредитора, инвестора, поставщика финансовой помощи;
государство выступает в роли импортера капитала: международного заемщика, получателя иностранных инвестиций и финансовой помощи.
В первом случае международная финансовая деятельность страны зависит от ее особенностей. Если это государство с развитой экономикой, как, например, страны «большой двадцатки», то государственный капитал экспортируется по нескольким причинам.
Во-первых, это происходит в рамках государственной внешней политики. Финансовая помощь, кредиты и инвестиции направляются в страны, имеющие договорные отношения или попадающие под геополитическое влияние, а также туда, где присутствует стратегический интерес развитой страны.
Во-вторых, государственные интересы развитых стран во многом совпадают с приоритетами частного сектора, например крупных ТНК. Поэтому государственные инвестиции или кредиты в развивающиеся страны часто дополняют частные капиталовложения.
В-третьих, развитые страны проводят широкое международное инвестирование просто, потому что могут это делать - они обладают соответствующей финансовой мощью. Никто кроме них не способен предоставить крупные средства на решение таких глобальных проблем, как исследование озонового слоя, освоение космоса, борьба с бедностью, лечение раковых заболеваний и СПИДа, борьба с терроризмом, нераспространение ядерного оружия и пр. Для этих целей финансовые средства предоставляются как напрямую нуждающимся странам и проектам, так и через международные организации.
В-четвертых, участниками международных финансовых отношений развитых стран движет желание любого финансового субъекта - получение прибыли. С новыми рынками и новыми возможностями открываются и новые направления государственных финансовых потоков. Кроме того, власти развитых стран участвуют в операциях на мировых финансовых рынках.
Страны с менее развитой экономикой, развивающиеся страны с переходной экономикой преимущественно выступают заемщиками, а не кредиторами. На проведение международных финансовых операций у них не хватает средств. Однако в периоды высоких доходов такие страны, стремясь сохранить полученные средства, размещают их на рынках капиталов развитых государств, вкладывая как в государственные, так и в частные ценные бумаги. Например, Россия в 2004 г., получая сверхдоходы от реализации энергоресурсов, создала резервный фонд, вложив его средства в ценные бумаги Казначейства США.
Таким образом, большинство государств выступают импортерами капиталов, а не его экспортерами. Нехватка собственных финансовых ресурсов вынуждает страны обращаться к внешним заемным средствам. Внешнее финансирование государства включает следующие важные звенья:
международное финансирование - займы на мировых финансовых рынках (выпуск суверенных еврооблигаций);
кредиты международных финансовых организаций (МВФ, Группы Всемирного банка, региональных фондов и банков);
двусторонние и многосторонние кредиты других государств, иностранных банков и компаний (проектное финансирование и др.);
иностранное инвестирование (прямое и портфельное) на национальном рынке (продажа государственной собственности, выпуск государственных облигаций на национальном рынке);
• финансовая помощь (гранты на развитие отраслей и пр.). Внешнее финансирование может отражаться на структуре государственного долга.
Государственные займы (долги) могут иметь государственные и частные источники. Займы у иностранных государств могут быть на двусторонней или многосторонней основе - когда заем предоставляется одновременно несколькими странами или международными финансовыми организациями. Кредиты, взятые у зарубежных частных организаций, делятся на банковские и коммерческие, займы на мировых финансовых рынках, а также портфельные инвестиции (кроме инвестиций в акционерный капитал). Внешнее финансирование, не формирующее долги, - это финансовая помощь, прямые инвестиции и акционерные портфельные инвестиции.
Наиболее привлекательными элементами внешнего финансирования для государства являются прямое иностранное инвестирование и портфельное акционерное инвестирование. Таким образом, финансируется создание предприятий, как иностранных, так и совместных. Кредиты могут использоваться на вложения в уставные фонды (прямое инвестирование) или для приобретения прав собственности (акционерное инвестирование). В этом случае финансирование не формирует долги, стимулирует развитие производства, повышает занятость, привлекает высокие технологии, укрепляет экспортный потенциал страны. Вместе с тем государства осторожно подходят к акционированию государственной собственности иностранными инвесторами, так как существует угроза овладения последними наиболее развитыми и перспективными сегментами промышленного производства, а также проникновения в научно-исследовательские структуры и сброс устаревших и экологически опасных технологий. Крупнейшими странами - получателями прямых иностранных инвестиций являются США (121 млрд долл. в 2004 г.), Китай (62 млрд долл.), Великобритания (55 млрд долл.). Всего же с 1980 по 2002 г. страны ЕС получили 2 624 млрд долл. прямых иностранных инвестиций (37 % всех прямых иностранных инвестиций за этот период), США- 1 351 млрддолл. (19 %), Китай -447,7 млрд долл. (6 %).
Для притока прямых иностранных инвестиций государство проводит специальную инвестиционную политику. Это может быть общая либерализация, когда для всех потенциальных инвесторов создается благоприятная рыночная среда. Кроме того, правительства могут стимулировать инвестиции в те или иные предприятия или отрасли экономики. Такая политика направлена на увеличение норм прибыли, снижение расходов и степени риска. Стимулами могут быть налоговые льготы (налоговые каникулы, освобождение от импортных пошлин), бюджетные льготы (государственные субсидии, субсидированные кредиты, участие государства в уставном капитале) или различные методы защиты от конкуренции.
Портфельное инвестирование наряду с акционерным включает вложения капитала в долговые ценные бумаги. Главным инструментом, которым пользуется государство при получении внешних займов через национальный рынок ценных бумаг, является облигация.
Облигация - это ценная бумага, подтверждающая долговое обязательство, по которому кредитор получает доход в виде фиксированного процента. Доход может выплачиваться в форме выигрышей в специальных лотереях или купонов (процентов). Облигации подлежат погашению (выкупу) в течение оговоренного при выпуске займа срока. Они погашаются либо единовременно, либо периодически - по сериям. Купонная ставка, т.е. определенный заранее процент от номинальной стоимости, который должен получить владелец облигации и обязуется выплачивать эмитент, устанавливается в расчете на год, но выплачиваться может и чаще (раз в полгода или квартал).
Облигации выпускают государственные и муниципальные органы власти. Когда их приобретают зарубежные инвесторы, они становятся объектом международных финансовых отношений государства. Государственные облигации являются основой рынка облигаций. В Японии они составляют 60 % рынка облигаций, в Германии - 70 %, во Франции - 35 %. Использование государственных облигаций для финансирования расходов центральных и местных органов власти - обычная практика. Однако государственные облигации могут участвовать и в более сложных схемах.
Одна из них представлена в примере 8.1.
Пример 8.1. Табачная отрасль в Соединенных Штатах достаточно монополизирована. Четыре крупнейшие компании контролируют 96,4 % рынка: Philip Morris Incorporated (49,6 %), R.J. Reynolds Tobacco Company (23 %), Brown and Williamson Tobacco Corporation (13,4 %)nLorillard(\0,4 %). В 1998 г. Департамент юстиции засвидетельствовал перед конгрессом, что курение может вызывать рак. Табачные компании столкнулись с угрозой массовых судебных исков, которые обернулись бы крупнейшими финансовыми потерями. В результате 23 ноября 1998 г. 50 штатов и табачные компании подписали Соглашение (Master Settlement Agreement"). Сумма Соглашения оказалась самой большой за всю историю Америки, которую когда-либо выплачивали властям штатов, а само Соглашение не требовало одобрения конгресса. Начиная с 2000 г. власти штатов стали получать отчисления от прибыли табачных компаний, которые за 25 лет составят 206 млрд долл. Взамен табачные компании получили от штатов обязательства не возбуждать против них судебные дела.
В штатах же средства используются следующим образом: 30 % направляется на финансирование социальных расходов, 70 % - на финансирование капитальных расходов. Для этих целей в 2000 г. были выпущены облигации специально организованной корпорации. Общая стоимость выпуска составила 163,4 млн долл. Структура эмиссии облигаций основывалась на принципе сглаживания колебаний на рынке табачных изделий, поскольку именно конъюнктура этого рынка оказывает наибольшее влияние на будущие платежи штатам. Наименее рискованными вложениями для инвесторов являются облигации с максимальным сроком погашения 19 лет, поскольку маловероятно, что в этот период на табачном рынке могут произойти серьезные изменения. Облигации выпуска 2000 г. не могут обращаться на вторичном рынке, и владелец обязан держать их до момента погашения. Инвесторы, купившие «табачные» облигации, по сути кредитуют не правительства штата, а табачные компании, поскольку облигации зависят от конъюнктуры рынка сигарет. При этом сами власти штатов фактически выступают посредниками, брокерами от имени табачных компаний, продавая свои ценные бумаги, но пользуясь их финансовыми ресурсами.
Классификация государственных и муниципальных облигаций представлена в таблице 23.
Таблица 23 - Классификация государственных облигаций
Классификационный признак | Вид облигаций |
В зависимости от валюты займа | Внешние, выраженные в евровалютах Внутренние, выраженные в местных валютах |
По возможности обращения | Свободно обращающиеся С ограниченным кругом обращения |
По способу выплаты дохода | С фиксированным доходом, т.е. с установленной заранее купонной ставкой, рассчитываемой как часть номинальной стоимости облигации С плавающим процентом - купонная ставка зависит от ставок денежного рынка С нулевым купоном - реализуется с любым дисконтом от номинала и погашается по номиналу в конце срока |
По способу погашения |
|
Государственные облигации размещаются на первичном рынке путем организации подписки или аукционной продажи, а также посредством заключения договора купли-продажи без проведения аукциона и вторичных торгов. Цена первичного размещения облигации называется эмиссионной. Она может быть как ниже, так и выше номинала.
Иностранные займы, предоставленные государству, формируют внешний государственный долг. Он специфичен, поскольку выданный государству международный кредит не имеет реального обеспечения, а к заемщику, отказавшемуся от своих обязательств, сложно предъявить судебные санкции (в большинстве случаев подобные иски расцениваются как нарушение суверенитета). Поэтому главным вопросом внешнего государственного долга является платежеспособность заемщика. Государство обслуживает свои внешние долги за счет потока доходов от экспорта товаров и услуг.
Отношение платежей по обслуживанию долга к данным поступлениям называется коэффициентом нормы обслуживания долга K1.
К, = (P/E) * 100%,
где Р - платежи по обслуживанию долга; Е - поступления от экспорта товаров и услуг.
Принято считать, что страна неплатежеспособна, если К1 превышает 20 %.
Помимо экспортных доходов, государство может финансировать свои внешние долги за счет поступлений нового внешнего финансирования. Это отношение характеризуется коэффициентом «платежи-поступления» К2.
К2 =(P/F) * 100%,
где F - поступления нового внешнего финансирования. Считается, что страна платежеспособна, если К2 не превышает 50 %.
В экономических отчетах Международного валютного фонда часто используется такой показатель платежеспособности, как индекс К3. Он позволяет сопоставить сумму валютных ресурсов страны с платежами по обслуживанию долга:
K3 = (R+F)/(M+N)* 100%,
где R - резервы страны на начало года; F - поступления в текущем году от внешнего финансирования; М- сальдо баланса текущих расчетов в данном году; N - сальдо операций коммерческих банков за границей за год.
Если норма платежеспособности К3 > 1, считается, что страна может расплатиться со своими кредиторами, если К3< 1, то страна неплатежеспособна. Основное достоинство этого индекса в том, что с его помощью можно довольно точно рассчитать платежеспособность страны-должника на ближайшие 2-3 года.
Получение новых внешних кредитов при уже имеющемся государственном долге сталкивается с проблемой «долгового навеса» (debt overhang), уже взятые страной обязательства внушают кредиторам опасение, сможет ли она их выплатить. «Долговой навес» может также негативно сказаться на мотивации страны-заемщика выплачивать долги. В этом случае частичное «прощение» долга оказывается для кредиторов более предпочтительной стратегией по сравнению с предоставлением дополнительных займов в надежде на их будущее возмещение.
Отметим, что далеко не все поступления могут быть направлены на обслуживание государственной задолженности. Лишь некоторая часть активов (потенциальный трансферт) предназначается для выплат кредиторам страны. Потенциальный трансферт, который может быть направлен кредиторам, вообще говоря, неизвестен заранее. Он определяется исключительно желанием страны обслуживать собственные обязательства, что в свою очередь зависит от издержек дефолта и политических соображений. В этих условиях возникает ситуация торга между кредитором и заемщиком. Первый стремится получить как можно больше, второй - отдать как можно меньше.
Проблемы внешнего государственного долга решаются реструктуризацией, когда по согласию должников и кредиторов принимаются меры по поддержанию платежеспособности должника в средне- и долгосрочной перспективе. История знает много случаев оригинальной реструктуризации долга (пример 8.3).
Пример 8.3. Чтобы погасить огромный государственный долг Франции после разрушительных религиозных войн конца XVIв., ГенрихуIVпришлось жениться на Марии Медичи, особе некоролевской крови, но баснословно богатой. Приданого, которое давал торговый и банкирский Дом Медичи, было достаточно для погашения внутреннего и внешнего долга Франции.
В 1801 г. Наполеон Бонапарт, став первым консулом, столкнулся с проблемой большого государственного долга, вызванного 12-летней революцией. Чтобы его погасить, Наполеон поступил по-военному просто - продал недавно образовавшимся Северо-Американским Соединенным Штатам Луизиану. На упрек своего министра иностранных дел Талейрана в разбазаривании заморских владений Франции Бонапарт ответил по обыкновению кратко: «Через пару лет пришлось бы отдать бесплатно». В 1917 г. после октябрьского переворота правительство большевиков, столкнувшись с огромным внешним долгом страны, просто отказалось платить по всем царским долгам, мотивируя свой отказ тем, что новый политический строй страны не отвечает за долги правившего эксплуататорского класса.
Сегодня реструктуризация долгов проводится по одной из следующих схем: перенос платежей, сокращение суммы долга, прощение долга, продажа долгов на вторичном рынке со скидкой, перевод долга, рекапитализация, выкуп долга. Их характеристика представлена в таблице 24.
Роль государства в международных финансовых отношениях многогранна, хотя и проявляется в основном в импорте капиталов для развития национальной экономики. Государство в международных финансах отличается от частного сектора, так как ставит перед собой цель не «прибыль любой ценой».
Таблица 24 – Схемы реструктуризации долгов
Наименование | Характеристика |
Перенос платежей | перенос сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний срок по сравнению с изначально согласованным. Перенос платежей включает конверсию и консолидацию, которые могут применяться как вместе, так и по отдельности. В этом случае под конверсией понимается изменение доходности займов, причем может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов здесь понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения. |
Сокращение суммы долга | снижение суммы невыплаченной задолженности путем либо списания части долга, либо продажи со скидкой на вторичном рынке, либо перевода в какие-либо национальные активы страны-должника. |
Прощение долга | применяется довольно редко на двусторонней и многосторонней основе преимущественно по отношению к долгам тех стран, которые не могут их выплатить в среднесрочной перспективе ни при каких условиях. |
Продажа долгов | Продаются долги на вторичном рынке со скидкой от номинальной стоимости. Часто используют кредиторы латиноамериканских стран, для возврата хотя бы какой-то части своих прошлых кредитов. |
Перевод долгов в акции | означает погашение невыплаченной части задолженности фирмы своими акциями, а государства - облигациями. Банки-кредиторы становятся тем самым совладельцами предприятий стран-должников, могут получать дивиденды по таким акциям, а также продавать их на вторичном рынке. С одной стороны, такой своп позволяет одновременно решить две проблемы: уменьшить государственный долг и обеспечить приток капитала в реальный сектор экономики. Так, эта схема предусматривает изменение расписания выплат и снижает краткосрочную нагрузку на бюджет. Более того, если до свопа поток выплат по долгу был жестко задан в номинальном выражении, то после поток доходов от компании зависит от экономического состояния страны, уровня внутренней и внешней инфляции, других факторов. Таким образом, выплаты по долгу привязываются к экономическому положению страны-заемщика, что расширяет возможности для компромисса. С другой стороны, инвестор, получивший акции в результате обмена, в действительности не делает реальных вложений в экономику страны. Напротив, бюджет теряет потенциальные доходы от приватизации. Говорить об уменьшении объема государственного долга в масштабах страны также не вполне правомерно. Кредиторы вместо долговых обязательств получили в собственность национальные компании, т.е. фактически обменяли государственный долг на обязательства частного сектора. Помимо очевидных плюсов своп долгов на акции имеет и негативные моменты, такие как возможное «бегство капитала» - когда инвестор, получив на руки акции, сразу же старается продать их на рынке, чтобы как можно скорее вывести капиталы из страны. В этом случае обмен будет эквивалентен досрочному выкупу обязательств за счет резервов центрального банка. Если резервов будет недостаточно для удержания курса, последующая девальвация национальной валюты неизбежно приведет к еще более серьезным последствиям для экономики в целом. |
Рекапитализация | обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплатить прошлые долги. Наиболее известным в этой группе мер сокращения задолженности является обнародованный в 1989 г. план министра финансов США Н. Брейди, в соответствии с которым некоторые развивающиеся страны, согласовавшие с МВФ программы экономических реформ, могли обменять свои долги иностранным банкам на облигации по рыночным ценам на мировом финансовом рынке. |
Выкуп долга | мера менее популярная и используется, например, в таких ситуациях. Некоторые страны-должники имеют значительные объемы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счет стимулирования экспортных отраслей. В то же время долги этих государств на рынке продаются с большим дисконтом, что свидетельствует о сомнениях инвесторов в платежеспособности заемщика. В такой ситуации можно было бы разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке. Это позволило бы на рыночных условиях сократить общий объем государственного долга без принятия кредиторами каких-либо согласованных решений. Из-за дисконта такая стратегия чем-то похожа на частичное прощение. Однако согласно стандартным условиям предоставления займов должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, не соблюдается принцип главенства кредиторов, т.е. попирается их право на преимущественное получение любых свободных средств должника. Во-вторых, проявляется асимметрия информации из-за психологического риска и неблагоприятного отбора, когда фактически выигрыш получают худшие заемщики, долги которых продаются с самым большим дисконтом. |
А, как правило, удовлетворение общественных благ за счет собственных и привлеченных ресурсов. Поэтому экспорт капитала и проведение спекулятивных операций относятся преимущественно к прерогативе частных компаний.
Их участие в международных финансовых отношениях обусловлено получением прибыли и диверсификацией инвестиционного портфеля путем размещения средств на мировых финансовых рынках. Привлечением международных финансовых ресурсов занимаются компании, оперирующие крупными капиталами: банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения и транснациональные корпорации. Цели их деятельности по импорту капитала могут быть различными: от временного улучшения ликвидности до приобретения ресурсов или долгов для получения спекулятивной прибыли от их перепродажи. Экспорт и импорт международных частных капиталов тесно переплетаются и проявляют себя в следующих формах:
операции на национальных и мировых финансовых рынках - сделки с ценными бумагами (акциями, облигациями, производными инструментами);
прямые и портфельные инвестиции в зарубежные страны;
оффшорная деятельность.
Прямые и портфельные инвестиции в зарубежные страны - элементы экспорта частных капиталов. Хотя они и ограничены внешнеэкономической средой принимающего государства, со стороны частной компании их можно отнести к сегменту ее более общих международных финансовых отношений. Прямое иностранное инвестирование постоянно увеличивается.
Если в 1982 г. трансграничное движение прямых иностранных инвестиций составляло 82 млрд долл., то в 1990 г. уже 451 млрд долл., а в 2000 г. достигло 1 393 млрд долл. Общеэкономическая рецессия мировой экономики, начавшаяся в 2001 г., привела к сокращению прямых иностранных инвестиций. В 2001 г. их объем составлял 818 млрд долл., в 2002 г.- 681 млрд долл., в 2003 г. - 580 млрд долл., в 2004 г. - 612 млрд долл.
Мотивы прямого инвестирования за рубежом частных компаний описаны в таблице 25.
Таблица 25 – Причины прямого инвестирования частных компаний за рубежом
Мотив | Характеристика |
Доступ на новые рынки | При принятии решений о создании предприятия с иностранными инвестициями рассматриваются также возможности выхода на региональные рынки (например, рынок ЕС). Так, значительный приток прямых иностранных инвестиций в Венгрию не в последнюю очередь объясняется тем, что эта страна - «ворота» в Центральную Европу; |
Предпринимательские цели | Прежде всего открытие, сохранение и расширение рынков сбыта продукции и стремление получить более высокий доход на вложенный капитал; |
Уровень налоговой нагрузки. | Чем выше налоговые ставки, тем сильнее стимулы искать легальные и нелегальные способы уклониться от налогов, в том числе страны с наименьшими ставками налогов; |
Научно-технический прогресс | Доступ посредством предприятия с иностранными инвестициями к современным научным разработкам ученых, прежде всего в области фундаментальных исследований; |
Экологические мотивы | Выбор страны, где экологические нормы ниже, для переноса «грязного» производства с целью избежать больших штрафов. |
В начале нового века доля портфельных иностранных инвестиций в инвестиционном портфеле уменьшилась. Инвесторы при осуществлении международных финансовых операций предпочитали направлять свои капиталы на финансовые рынки развитых стран, т.е. фактически на мировой финансовый рынок. Так, если в 1999 г. чистый приток портфельных иностранных инвестиций частных компаний в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой составлял 66 млрд долл., то начиная с 2001 г. этот показатель стал отрицательным и лишь в 2005 г. достиг 36,9 млрд долл.
Портфельное инвестирование в зарубежных странах можно разделить на вложения капиталов в акции и облигации. Отметим, что, используя механизм портфельного инвестирования, частные компании могут не только вкладывать, но и привлекать финансовые ресурсы. Основным инструментом в последнем случае выступает акция.
Акция - ценная бумага, представляющая собой свидетельство о вложении некоторого капитала в акционерное общество и дающая ее владельцу право на участие в управлении, получение части прибыли в виде дивидендов, а также части имущества в случае ликвидации общества. С юридической точки зрения каждый владелец акции (акционер) считается совладельцем акционерного предприятия, однако фактически хозяевами акционерного предприятия являются немногочисленные крупные акционеры - держатели контрольного пакета акций (формально - более 50 %, фактически - 20-30 %).
На рынке ценных бумаг акции размещаются по рыночным ценам, но не ниже их номинальной стоимости путем открытой (продажа всем желающим) или закрытой (только лицам ограниченного круга) подписки. Рыночная цена акции, или ее курс, объявляется путем котировки. Теоретически считается, что рыночная цена акции прямо зависит от выплачиваемого дивиденда и обратно - от уровня ссудного процента. Поэтому расчетный курс можно определить как частное от деления прогнозируемой величины дивиденда к ставке банковского процента. Практически на рыночную цену акции оказывает влияние спрос и предложение, которыми движут различные факторы, дивиденды, процентная ставка, макроэкономические показатели, уровень развития компании, политическая ситуация в стране, новости и другие психологические факторы. Кроме рыночной цены акция имеет балансовую стоимость, которая зависит от величины собственных активов общества, приходящихся на одну акцию. Акции классифицируются по следующим признакам:
по размеру приносимого дохода:
• обыкновенные - дивиденды по ним меняются в зависимости от прибыли акционерного общества;
• привилегированные - доход равен заранее установленному твердому проценту и не меняется с изменением прибыли акционерного общества;
по порядку обмена и выкупа:
• конвертируемые - с правом обмена, например привилегированных акций на обыкновенные;
• отзывные - с правом выкупа в течение определенного срока; 3. по характеру распоряжения:
• именные - на каждой акции указано имя владельца, такие акции передаются только с разрешения правления акционерного общества;
• предъявительские - на предъявителя; 4. по предоставляемым акционерам правам:
«.одна акция - один голос» - при принятии решений на акционерных собраниях;
плюральные («многоголосые») - несколько голосов и одна акция и преимущественное право на покупку новых акций в случае их выпуска;
• «безголосые» - не дают права голоса на общих собраниях; 5. по характеру выплаты доходов:
отсроченные - дивиденды по ним выплачиваются, только если прибыль акционерного общества превысит установленный уровень;
кумулятивные - дают право на дополнительные дивиденды в будущем, если в данном году последние были ниже установленного уровня.
Инвестирование в акции осуществляется в порядке, предусмотренном фондовой биржей, или через внебиржевую компьютерную сеть с помощью профессиональных посредников. Доход по операциям с акциями рассчитывается как сумма полученных дивидендов (за текущий год или за весь период владения акциями) и разницы между ценами продажи и покупки.
Частная компания, являющаяся акционерным обществом, чтобы увеличить собственный капитал, может сама выпустить акции. Для повышения инвестиционной привлекательности акций необходимо получить у рейтингового агентства инвестиционный рейтинг. После анализа прибыли и выплачиваемых дивидендов за долгосрочный период рейтинговые агентства Standard & Poor's Corporation, Moody's и др. присваивают акциям свой рейтинг, на который ориентируются инвесторы, оценивая качество акции. Аналогичную процедуру проходят облигации, выпускаемые частными компаниями на мировые финансовые рынки для получения дополнительных финансовых ресурсов.
Выпуск облигаций для частной компании предпочтительнее, чем эмиссия акций, поскольку не грозит сторонним вмешательством в дела компании и установлением контроля над нею. Облигационный заем выгоднее также банковского кредита, так как можно снизить стоимость заимствования средств и увеличить срок погашения. Вместе с тем выпуск облигаций увеличивает долги компании и ухудшает структуру ее баланса.
Портфельное долговое инвестирование частных компаний на рынках отдельных стран осуществляется преимущественно в государственные облигации. Последние являются более надежными инструментами, чем облигации частных компаний. Качественные корпоративные и банковские облигации в основном представлены на мировых финансовых рынках.
Специфической международной финансовой сферой выступает оффшорная деятельность. Так, в последние годы от трети до половины мировых денежных потоков проходило через оффшорные центры, они обслуживали до 50 % мирового движения капитала. По данным ФБР США, на счетах банков и инвестиционных компаний, зарегистрированных в 42 оффшорных центрах мира, сосредоточено около 5 трлн. долл.
Первые оффшоры появились в 1960-е гг., когда бывшие колониальные государства, получив независимость, начали предоставлять налоговые льготы компаниям-нерезидентам с целью привлечения капиталов. Изначально оффшорный бизнес был прерогативой банковского дела, но по мере развития международных финансовых отношений стали появляться иные оффшорные структуры - страховые, инвестиционные и др. В итоге в 1990-е гг. начался настоящий бум оффшорного бизнеса. По данным журнала Offshore Express, сейчас в мире насчитывается почти 3 млн оффшорных компаний.
Частные компании, участвующие в международных финансовых отношениях, становятся оффшорными при регистрации в странах и на территориях, предоставляющих юридическим лицам, принадлежащим иностранцам и не осуществляющим хозяйственную деятельность в стране регистрации, льготы в налогообложении при проведении валютной, кредитной и финансовой деятельности. Оффшорные компании регистрируются в одной стране, а предмет их деятельности находится в других странах. При этом все международные финансовые операции проходят через оффшорную территорию.
Выделяют следующие признаки оффшорных компаний:
не ведут коммерческую деятельность на территории, где зарегистрированы, по соображениям защиты собственного предпринимательства. Это определяющее условие (или требование) предоставления компании режима налогового благоприятствования. Любое отступление от этого правила карается штрафом или лишением налоговых льгот;
в стране регистрации оффшорная компания для выполнения посреднических функций прибегает к услугам секретарской компании, которая представляет ее интересы в различных инстанциях. Наличие сети секретарской службы и эффективность ее работы - важные факторы успешной деятельности оффшорной компании;
такие компании обычно не платят налогов или выплачивают их по фиксированной и сниженной процентной ставке. Оффшорная компания имеет статус резидента или освобожденного резидента, не ведущего на данной территории предпринимательской деятельности.
Любая оффшорная компания независимо от места регистрации имеет строго определенную законом структуру. С юридической точки зрения оффшорные компании чаще всего представляют собой акционерные общества закрытого типа. Уставный капитал варьирует от 2 до 50 тыс. долл. Необходимость полной оплаты капитала отсутствует и существует понятие «частично выплаченный капитал». На практике это означает, что, приобретя две-три долларовые акции, два-три таких «владельца» могут контролировать оффшорную компанию.
Каждая оффшорная компания должна иметь секретаря, в роли которого выступает специализированная секретарская компания. Местные власти требуют, чтобы у оффшорной компании был секретарь из местных граждан или юридических лиц, реально следящий за текущей деятельностью фирмы. В круг обязанностей секретаря входит подготовка документации (кроме бухгалтерской) для местных властей, выполнение всех условий законодательства для обеспечения жизнедеятельности оффшорной компании и контроль за своевременной выплатой ежегодных пошлин.
Обращение к секретарской компании или ее представителям - первый шаг предпринимателя на пути к созданию оффшорной фирмы. Второй шаг - выбор юрисдикции. В последнем случае исходят не из географической близости региона, а из вида внешнеэкономической деятельности и финансовых расходов на регистрацию и ежегодное обслуживание работы оффшорной компании. Также принимают во внимание ограничения в выборе названия для компании, требования к уставному капиталу, минимально допустимое количество акционеров, конфиденциальность ведения бизнеса, возможность свободного общения (национальный язык), условия и ограничения на вывоз капитала. В основе классификации оффшорных юрисдикции лежит принцип налогообложения, который позволяет выделить три их группы:
налоговые гавани - государства, освобождающие или устанавливающие фиксированную плату при регистрации компании (обычно не выше 1 тыс. долл. в год. Они предоставляют статус оффшор, т.е. определенные налоговые льготы, чтобы извлечь максимальную выгоду из совокупности возможностей: географического положения, интеллектуального капитала и т.п. При отсутствии природных ресурсов и условий для развития промышленности наиболее эффективным способом оживления деловой активности и привлечения иностранного капитала является практика налоговых льгот. В Европе оффшорными зонами являются остров Мэн, Гибралтар (22 тыс. компаний), острова Гернси, Джерси (Великобритания), Мальта и др.; в Африке - Либерия, Маврикий; в Тихоокеанском бассейне - Западное Самоа, остров Фиджи; в Центральной Америке и Карибском бассейне - Панамстро (120 тыс. компаний), Коста-Рика, Виргинские (Британские) острова (20 тыс. компаний), Бермудские острова, острова Тёрке и Кайкос.;
страны с льготным режимом налогообложения (центры оффшорных компаний). В них также отсутствует валютный контроль, но остаются таможенные и налоговые ограничения. Именно в этих странах в последнее время отмечается значительный рост числа оффшорных компаний. Обычно они сохраняют высокую ставку налогов для собственных компаний, которые не могут от них уклониться, и льготную - для иностранных инвесторов, чтобы привлечь последних. Эти страны сочетают низкие налоги с сетью договоров об исключении двойного налогообложения. По большей части в данную группу входят государства континентальной Европы - кантон Женева (Швейцария), Люксембург, Нидерланды и др. Очень часто льготы предоставляются компаниям с каким-то определенным видом деятельности. Например, в Люксембурге выгодно создавать холдинговую компанию-нерезидента. Интересным в налоговом плане государством представляется Швейцария, которую считают страной с высоким уровнем налогообложения. Однако вследствие того, что в кантоне Женева снижена ставка кантонального налога для некоторых компаний, там выгодно учреждать компании финансового профиля. Если во всем мире финансовый бизнес строго лицензируется, в Женеве этот вид деятельности не требует от учредителей специальных процедур. Компании, учрежденные в странах с льготным налогообложением, более престижны и кредитоспособны, чем фирмы из налоговых гаваней с фиксированным налогом, однако они и более сложные в управлении;
оффшорные территории - административно-территориальные образования, в которых действует оффшорный режим, хотя сами они являются частью государства. В основном такие образования характерны для стран, имеющих федеральное устройство. К оффшорным территориям можно отнести штаты Делавэр, Вайоминг, Невада в США; Калмыкию, эколого-экономический район «Алтай» в России и др. Для подобных оффшорных юрисдикции характерно то, что они могут выполнять функции налоговой гавани в случае ведения международного бизнеса и в то же время позволяют осуществлять оффшорные финансово-хозяйственные операции, не выходя за национальные границы одной страны. Действительно, для федераций характерны три уровня налогообложения: федеральный, региональный и местный. Как правило, налоговые льготы предоставляются предприятиям, которые зарегистрированы на оффшорной территории, но ведут деятельность и получают доход за ее пределами.
Оффшорные юрисдикции можно классифицировать и по другим признакам.
По принадлежности к правовым системам разделяются:
юрисдикции англосаксонской правовой системы. Ранее эта система использовалась во всей Британской империи, а сейчас только на отдельных территориях Британского Содружества: на островах Мэн, Джерси и Гернси, в Ирландии и др.;
юрисдикции франко-германской правовой системы. К ним относятся Венгрия, Люксембург, Лихтенштейн, Нидерланды, Швейцария и др.;
юрисдикции американской правовой системы: Либерия, Панама, «оффшорные» штаты США.
По виду предоставляемых льгот и соответственно по преобладающим операциям выделяют следующие виды юрисдикции:
• финансовые центры: острова Гернси, Джерси; Ирландия, Панама, Гонконг, Сингапур, Нидерланды, Люксембург, Лихтенштейн и др. Финансовые центры, в свою очередь, подразделяются:
на «банковские» юрисдикции: острова Мэн, Гернси, Джерси, Багамские, Ирландия, Люксембург, Гибралтар, Виргинские (Британские) острова и др.;
«страховые» юрисдикции: острова Мэн, Гернси, Джерси, Бермудские, Каймановы, Багамские и др.;
«холдинговые» юрисдикции: Гибралтар, Швейцария, Маврикий, Мадейра, Лихтенштейн и др.;
«судовладельческие» юрисдикции: Багамы, Гибралтар, Панама, Либерия, Нидерланды и др.;
оффшорные зоны, в которых наиболее благоприятно учреждение компаний для торгово-закупочной и торгово-посреднической деятельности: Гибралтар, Гонконг, Сейшельские острова, Ирландия и др.;
оффшорные зоны, наиболее благоприятные для инвестиционной деятельности: Гибралтар, Гонконг, остров Гернси, Каймановы острова, Люксембург, Вануату и др.;
предпочтительные с точки зрения владения недвижимостью юрисдикции: Гибралтар, остров Мэн, Виргинские (Британские) острова и т.д.
Оффшорный бизнес является, пожалуй, одной из самых дискуссионных форм международных финансовых отношений частных компаний. Используя механизм минимизации налогообложения, он по сути балансирует между легальными инструментами налогового планирования и криминальным уклонением от обязательных поступлений в бюджет. Сегодня оффшорный бизнес стал естественной практикой сохранения налогооблагаемой прибыли за рубежом, «отмывания» незаконно заработанных денег (см. пример 8.4). Кроме отмывания денег, угрозой для национальной экономики является массовый отток капиталов из страны (см. пример 8.5).
Пример 8.4. По оценке швейцарской федеральной полиции, с 1990 г. криминальные структуры только России перевели на Запад более 50 млрд долл. Финансово-техническим плацдармом для различных российских криминальных группировок является оффшорный центр на Кипре, где 300 российских банков содержат для проформы свои отделения и декларируют годовой оборот в 12 млрд долл. Кроме того, эти банки имеют доступ к электронным платежным системам Германии и Австрии. Венские эксперты по безопасности подсчитали, что мафиозные кланы держат в банках этой альпийской республики около 20 млрд долл.
Пример 8.5. Журнал Der Spiegel утверждает, что богатые немцы припрятали более 200 млрд евро только в люксембургских отделениях и инвестиционных фондах германского финансового сектора. Министерство финансов Германии теряет от этого свыше 10 млрд евро в год. Большую часть «сбежавших» денег управляющие фонды вкладывают вновь в Германии, часто в государственные облигации. Таким образом, государство становится должником людей, которые обманывают его на налогах, и даже выплачивает им проценты, что приносит кредиторам дополнительный доход, свободный от налогообложения. По данным МВФ, всего под сенью оффшорных карликовых государств «крутится» свыше 2 трлн долл., недоступных странам, откуда были экспортированы эти деньги. Одни только Кайманы за последние 10 лет объявили об иностранных инвестициях, превышающих тот же показатель всех финансовых учреждений Германии вместе взятых.
К «плюсам» оффшорного бизнеса можно отнести лишь его рыночную сущность, которая основана на праве выбора частной компании наименьшего налогообложения. Однако этот выбор постепенно ограничивается каждым государством и мировым сообществом в целом.
Государства, пытаясь защитить свои интересы, устанавливают различные ограничения на ведение оффшорного бизнеса. В большинстве развитых стран созданы налоговые барьеры для вывоза доходов в налоговые гавани. Такие страны неохотно идут на подписание налоговых соглашений с государствами, предоставляющими льготы на налог на прибыль. Как следствие, при объявлении о переводе дохода в адрес налоговой гавани доходы облагаются в полном объеме. Похожий барьер используют и страны с умеренным налогообложением. Но есть и исключения. В таких странах умеренного налогообложения, как Нидерланды и Швейцария, доходы в виде процента и платежей ройялти разрешается вывозить в налоговые гавани без дополнительных налогов. Существует и другой способ преодолеть налоговый барьер по отношению к налоговым гаваням. Ряд стран имеют налоговые соглашения с налоговыми гаванями - своими сателлитами, т.е. небольшими государствами, с которыми они исторически тесно связаны. Так, Нидерланды имеют благоприятное налоговое соглашение со своим сателлитом на Антиллах, Великобритания - с островом Мэн. В соответствии с налоговыми соглашениями, льготы в этих двух случаях предоставляются не только на вывоз банковского процента и ройялти, но и дивидендов.
Создание равных прав и возможностей для всех компаний предполагает сокращение льготирования финансовых операций. Так, для стран, претендующих на вступление в ЕС, существует требование о создании равных условий хозяйствования для национальных и иностранных компаний, т.е. отказа от практики льготирования и соответственно дискриминации. Польша, чтобы вступить в ЕС в 2004 г., ликвидировала все свои свободные экономические зоны, а Кипр распрощался со статусом оффшорной территории. Кроме того, после терактов 11 сентября 2001 г. оффшорные компании и банки стали рассматриваться мировым сообществом сквозь призму существования каналов финансирования террористических организаций. Поэтому появились предложения если не по ликвидации оффшорного бизнеса, то по повышению его прозрачности. Таким образом, в связи с противодействием многих государств в целом наблюдается сокращение сферы оффшорной деятельности.
- Международные валютно-кредитные
- Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080105.65 – «Финансы и кредит»
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- 2. Рабочие учебные материалы
- 1.4. Валюта и валютный курс: сущность, классификация (8 часов)
- Раздел 2. Сущность и структура мирового валютного рынка (24 часа)
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка) (24 часа)
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация (8 часов)
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения (6 часов)
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк) (8 часов)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка (26 часов) [4], c.6–35; [8], c.25–43
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка (8 часов)
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка (8 часов)
- Раздел 9. Международная финансовая интеграция и глобализация (26 часов) [4], c.6–35; [8], c.25–43
- Заключение (2 часа) [4], c.146–183; [8], c.527–546
- 2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 080105.65 – «Финансы и кредит» очно–заочной формы обучения*
- 2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 080105.65 – «Финансы и кредит» заочной формы обучения*
- 2.3. Структурно–логическая схема дисциплины «Международные валютно-кредитные отношения»
- Международные валютно-кредитные отношения
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- Раздел 6.
- Основы формирования международных финансовых отношений
- Раздел 7.
- Организация функционирования мирового финансового рынка
- Раздел 8.
- Раздел 9.
- Раздел 10.
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия для всех форм обучения
- 2.6. Балльно – рейтинговая система оценки знаний для студентов
- Оценка знаний для студентов специальности 080507.65 – менеджмент организации
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- 3.2. Опорный конспект лекций по дисциплине Введение
- Раздел 1. Мировая валютная система как форма организации международных валютных отношений
- 1.1.Международные деньги: сущность, функции, классификация
- Функции международных денег
- Сущность и роль международных валютных отношений
- 1.3.Мировая валютная система: сущность, этапы эволюции, структура
- Структура национальной валютной системы
- Эволюция мировой валютной системы
- Характеристика этапов эволюции мировой валютной системы
- 1.4.Валюта и валютный курс: сущность, классификации
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 2. Сущность и структура мирового валютного рынка
- 2.1.Организация мирового валютного рынка
- 2.2.Классификация валютных операций
- Раздел 3. Система анализа мирового валютного рынка и прогнозирования валютных курсов
- 3.1.Фундаментальный анализ мирового валютного рынка
- 3.2.Технический анализ мирового валютного рынка
- Раздел 4. Мировая кредитная система как форма организации международных кредитных отношений
- 4.1.Сущность и роль международного кредита и международных кредитных отношений
- 4.2.Мировая кредитная система: сущность, характеристика элементов
- 4.3.Этапы развития международных кредитных отношений
- 4.4.Формы и условия международного кредита
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка)
- 5.1.Понятие мирового рынка ссудных капиталов и его структура
- 5.2.Инструменты мирового рынка ссудных капиталов
- Раздел 6. Основы формирования международных финансовых отношений
- 6.1.Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка
- 7.3.Мировые финансовые центры
- 7.3.1. Сша
- 7.3.2. Великобритания
- 7.3.3. Япония
- Раздел 8. Международные финансовые организации как институциональный элемент валютной, кредитной и финансовой системЫ
- 8.1.Сущность и роль международных финансовых организаций
- 8.2.Сравнительный анализ деятельности международных финансовых организаций
- Раздел 9. Международная финансовая интеграция и глобализация
- 9.1.Международная финансовая интеграция: сущность, этапы
- 9.2.Европейский союз как первая региональная финансово-экономическая интеграция
- 9.3.Финансовая глобализация: сущность, этапы, виды, преимущества и недостатки
- Раздел 10. Сравнительный анализ инструментов стабилизации международных валютных, кредитных и финансовых отношений
- Заключение
- Глоссарий
- 3.3 Методические указания к выполнению практических заданий, в том числе с использованием дот
- Практическое занятие 1 по теме «Валюта и валютный курс: сущность, классификации»
- Практическое занятие 2 по теме «Классификация валютных операций»
- Практическое занятие 3 Семинар по теме «Технический анализ мирового валютного рынка»
- Практическое занятие 4 по теме «Формы и условия международного кредита»
- Практическое занятие 5 по теме «Инструменты мирового рынка ссудных капиталов»
- Практическое занятие 6 Семинар по теме «Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация»
- Практическое занятие 7 по теме «Классификация инструментов мирового финансового рынка»
- Практическое занятие 8
- 4.2.Текущий контроль (тестовые задания)
- Раздел 1. Мировая валютная система как форма организации международных валютных отношений
- 1.1.Международные деньги: сущность, функции, классификация
- 1.2.Сущность и роль международных валютных отношений
- 1.3.Мировая валютная система: сущность, этапы эволюции, структура На структуру мвс
- 48. Международная валютная ликвидность как элемент мировой валютной системы означает:
- 49. Международная валютная ликвидность как элемент мировой валютной системы не включает:
- 52.Режим корректируемой фиксации означает что:
- 53. Право нерезидентов на обмен национальной валюты страны пребывания на любую другую валюту называют …………. Конвертируемостью:
- 153. К фундаментальным факторам, которые можно получать в режиме реального времени не относятся:
- 206. Средства, передаваемые от кредитора одной страны к заемщику другой, в денежной или иной форме называются …
- 215. Установите соответствие между обозначенными формами международного кредита и их характеристикой …
- 216. Элементы договора кредитора и заемщика из разных стран – это…
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка)
- 5.1.Понятие мирового рынка ссудных капиталов и его структура
- 5.2.Инструменты мирового рынка ссудных капиталов
- Раздел 6. Основы формирования международных финансовых отношений
- 6.1.Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка
- 7.3.Мировые финансовые центры
- Раздел 8. Международные финансовые организации как институциональный элемент валютной, кредитной и финансовой систем
- 8.1.Сущность и роль международных финансовых организаций
- 8.2.Сравнительный анализ деятельности международных финансовых организаций
- Вопросы для подготовки к экзамену для специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» (2 семестр)
- Вопросы для подготовки к зачету для специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- К о н т р о л ь н а я р а б о т а
- Условия и факторы развития системы валютного контроля в России
- Содержание
- 191186, Санкт–Петербург, ул. Миллионная, д. 5