logo
от юли / УМК МВКО УМК полная версия не сокращенный(Морунова)

6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация

Мировая финансовая система – это совокупность всех финансовых отношений, которая включает национальные финансовые системы, региональные финансовые системы, транснациональные корпорации (ТНК) и международные финансово-кредитные орга­низации. Функционирование мировой финансовой системы подчи­няется экономическим законам и потому объективно. Однако при понимании и реализации этих законов субъектами данная система приобретает субъективный характер.

К объективным элементам мировой финансовой системы относятся:

Международные финансовые ресурсы - это денежные средства и ценные бумаги, используемые в международной финансовой деятель­ности. Международные финансовые ресурсы могут быть:

Международные финансовые ресурсы существуют как в денежной форме, так и в форме ценных бумаг. Ресурсы в денежной форме пред­ставляют собой средства в ключевых валютах (доллар США, евро и др.). Ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, приоб­ретаемые зарубежными инвесторами, обращающиеся на мировом фи­нансовом рынке, являются международными финансовыми инстру­ментами, которыми оперируют субъекты международных финансовых отношений.

Международные финансовые инструменты могут быть простыми и производными. К простым относят иностранные акции и облига­ции, а также евроакции и еврооблигации, к производным - форвар­ды, фьючерсы, опционы, свопы.

Международные финансовые фонды представляют собой фонды международных финансовых ресурсов (см. таблицу 22).

Таблица 22 – Структура международных финансовых фондов

Виды

Формы

Централизованные, т.е. с участием центральных органов власти

Международные специализированные фонды (Международный ва­лютный фонд и др.) - создаются под эгидой ООН. Ресурсы таких фондов распределяются исходя из целей этих организаций;

Региональные бюджеты - централизованные международные финансовые фонды нескольких стран, входящих в интеграционное объединение. Эти бюджеты формируются за счет отчислений из госу­дарственных бюджетов стран-участниц, а также за счет специальных региональных налогов, таможенных платежей. Средства расходуются на региональные программы, финансовую поддержку менее разви­тых стран региона и пр. Наиболее известным примером регионально­го фонда является бюджет ЕС.

Специальные межгосударственные фонды, учреждаемые неболь­шим количеством стран для финансирования временных целевых программ. Могут формироваться за счет отчислений стран «большой двадцатки» и расходоваться на программы, принятые на заседании министров финансов государств данной группы.

Децентрализованные

Международные фонды корпораций, которые образуются в процессе международной финансовой деятельности за счет фонда оплаты труда, амортизационного фонда, фондов потребления и нако­пления, резервного фонда, фонда страхования валютных рисков и пр.

К органам международного финансового надзора относятся Меж­дународный валютный фонд, Группа Всемирного банка, Банк меж­дународных расчетов, Парижский и Лондонский клубы кредиторов и т.д. Национальными органами международного финансового над­зора, контролирующими и регулирующими международные финан­совые отношения, являются министерства финансов, казначейства, специальные комитеты, например Комитет по ценным бумагам, Ко­митет открытого рынка.

Участниками международных финансовых отношений являются практически все субъекты внешнеэкономической деятельности, по­скольку без финансов не обходится ни один экономический процесс. Основными участниками международных финансов (которые распре­деляют и управляют международными финансовыми ресурсами) яв­ляются транснациональные корпорации и банки, государственные финансовые институты, международные финансовые организации. Государственные финансовые институты выступают органами не только надзора, они также участвуют в международных финансовых отношениях, в том числе на мировом финансовом рынке, проводя эмиссию государственных ценных бумаг. Кроме того, к активным участникам международных финансовых отношений относятся бан­ковские учреждения, небанковские кредитно-финансовые институ­ты, частные и государственные корпорации, индивидуальные пред­приниматели.

Второстепенные участники обслуживают международные финан­совые процессы, обеспечивая их эффективность. К ним относят биржи, информационные службы, в частности аналитические и стати­стические журналы, рейтинговые агентства, консалтинговые фирмы, высшие учебные заведения и пр.

Финансовые механизмы как элементы мировой финансовой сис­темы представляют собой совокупность различных форм и методов международной финансовой деятельности. Последние зависят от финансового субъекта (государство, частные компании и т.д.). Ме­ждународная государственная финансовая деятельность концентри­руется преимущественно на пополнении государственного бюджета и финансировании государственных программ. При этом существу­ют отличия в формах международной финансовой координации и интеграции различных государств, в методах привлечения междуна­родных финансовых ресурсов, международного государственного инвестирования и международной финансовой деятельности госу­дарственных компаний.

Международная частная финансовая деятельность основана на принципах конкуренции и имеет целью прибыль. Ее формы и мето­ды зависят от возможностей максимизировать прибыль. Это могут быть высокие доходы от использования финансовых ресурсов в раз­ных странах и в разные периоды времени, минимизация налогооб­ложения с помощью оффшорного бизнеса, расширение круга кли­ентов и сокращение издержек транснациональной корпорации.

К субъективным элементам мировой финансовой системы, которые зависят от политики национальных и региональных властей, а также международных финансовых организаций, относят:

мировое финансовое регулирование - носит рекомендательный характер и выступает в форме наблюдения за мировыми финансовы­ми процессами. В финансовом регулировании преобладает нацио­нальное, которое имеет целью защиту финансовых интересов своей страны. При унификации принципов национального финансового регулирования нескольких стран региона региональное финансовое регулирование становится наднациональным. В случае принятия еди­ных стандартов финансового регулирования во всех странах мира можно будет говорить о существовании мирового финансового регу­лирования;

Национальные и региональные финансовые системы, составляю­щие мировую систему, классифицируются по принципу территори­ального охвата финансовых отношений.

Национальная финансовая система - это финансовая система го­сударства, она ограничена национальными рамками финансовых от­ношений. Элементы национальной финансовой системы в условиях международных отношений имеют национальную специфику.

Под национальными финансовыми ресурсами понимаются форми­рующиеся в результате финансовой деятельности, в том числе меж­дународной, денежные средства в национальной валюте и ценные бу­маги, выпущенные эмитентами - резидентами страны. Финансовые ресурсы могут быть получены в иностранной валюте, а затем переве­дены в национальную.

Национальные финансовые фонды - это государственный бюджет, местные бюджеты и внебюджетные фонды, а также фонды корпора­ций, занимающихся финансовой деятельностью на территории госу­дарства. К национальным фондам, связанным с международной дея­тельностью, относятся валютные фонды правительства, центрального банка, различные временные целевые и нецелевые стабилизационные фонды.

Органы национального финансового надзора состоят из институтов финансового регулирования страны; как правило, это министерство финансов, Центральный банк, комитеты по регулированию рынка ценных бумаг. Кроме того, надзором за международными финансо­выми отношениями может заниматься министерство иностранных дел. Участниками финансовых отношений в рамках национальной финансовой системы выступают резиденты страны и нерезиденты, осуществляющие финансовую деятельность и имеющие финансовый 'интерес и прибыль в государстве. Финансовые механизмы нацио­нальной финансовой системы определяются сложившейся практи­кой, уровнем развития экономики, особенностями национального финансового регулирования. Последнее защищает интересы госу­дарства и имеет целью сбалансированный бюджет и функционирова­ние национального финансового рынка.

Региональная финансовая система как часть национальной фи­нансовой системы включает в себя те же элементы. Региональные фи­нансовые ресурсы - это региональная валюта и ценные бумаги, обра­щающиеся на региональном финансовом рынке. При объединении национальных финансовых систем в региональную организуются региональные финансовые фонды реализации общих программ. К та­ким фондам относят региональный бюджет и целевые внебюджет­ные фонды. Региональный бюджет формируется за счет отчислений из государственных бюджетов и включает расходные статьи по вы­равниванию экономического развития стран региона, реализации социальных и иных программ.

В рамках региональной финансовой системы создаются специа­лизированные органы финансового надзора, которые следят за фор­мированием и распределением финансовых фондов и законностью международных финансовых операций. Эти институты имеют над­национальный статус по отношению к государственным финансо­вым учреждениям стран-участниц. Участниками региональных финан­совых отношений являются транснациональные компании и банки, государственные финансовые учреждения, индивидуальные инве­сторы из других стран и пр. Финансовые механизмы региональной системы предоставляют дополнительные возможности субъектам ис­пользовать различия в финансовых законодательствах разных стран. Региональное финансовое регулирование вводится постепенно. Это в основном надзор за финансовыми операциями и рекомендации на­циональным финансовым властям по их совершенствованию. Более глубокое вмешательство региональных органов в финансовую деятельность государств рассматривается как нарушение их суверените­та (если не оговаривается предварительно).

Рассмотренная классификация финансовых систем позволяет опре­делить структуру финансовых отношений на национальном, региональ­ном и мировом уровнях. На практике элементы мировой финансовой системы тесно переплетаются, поэтому самостоятельно не функциони­руют. Современные институциональная и функциональная структуры международных финансов сформировались благодаря развитию их от­дельных сегментов и мировой финансовой среды в целом.