logo
от юли / УМК МВКО УМК полная версия не сокращенный(Морунова)

8.1.Сущность и роль международных финансовых организаций

Международная организация - это объединение суверенных государств (в ЮНЕСКО наряду с суверенными государствами участвуют несамоуправляемые территории, которые имеют особый правовой статус и называются ассоциированными членами), созданное на основе международного договора и устава (ЮНЕП, ЮНИДО, ЮНКТАД были созданы в порядке исключения на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определенных целей (цель определяет правомерность организации, ее компетенцию в определенном виде деятельности, организационный механизм), имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью (способность иметь права (обязанности) или приобретать их посредством своих действий: например, право на заключение договоров, вправо на при­вилегии и иммунитеты, право на представительство при организации государств-членов и т.д.) и учрежденное в соответствии с международным правом (т.е. учредительные документы международной организации и ее деятельность должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и в первую очередь принципам jus cogens, согласно значению, подразумеваемому ст.53 Венских конвенций о праве международных договоров 1969 и 1986 гг.).

Выделяют:

  1. Международные межправительственные (межгосударственные) организации - объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.

  2. Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации - объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свободили, например, правом обжалования нарушений нормЕвропейской Социальной Хартии. Примечание:Законодательство не каждой страны позволяет создание международных организаций в прямом понимании сущности международной организации. В Латвии, например, согласно закону об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из граждан Латвийской Республики, что исключает возможность избрания интернационального состава правления и допускает функционирование общественных организаций лишь на национальной основе. Обойти такой националистический барьер позволяет регистрация организации в более демократической стране (например, в Австрии) и учреждение в Латвии представительства организации: поскольку МНПО находится внеюрисдикцииЛатвии, Латвийский суд уже не правомочен вынести решение о ликвидации организации - такое решение может быть вынесено лишь судом государства, в юрисдикции которого находится организация. Выбор такой формы деятельности - когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет международной общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства.

Процедуры признания общественной организации в качестве международной организации не существует - каждая организация объявляет себя национальной или международной положениями своего устава. Международная неправительственная организация соответствует следующим общепринятым критериям:

Международные общественные организации или ее представители могут быть наделены статусом наблюдателя или консультативным статусом при международной межправительственной (межгосударственной) организации. Классификация международных организаций представлена в таблице 31.

Таблица 31

Классификация международных организаций

Признак классификации

Виды международных организаций

По кругу участников

  • универсальные (то есть для всех государств, например ООН)

  • региональные (членами которых могут быть государства одного региона, например Организация африканского единства,Организация американских государств)

  • межрегиональные

По характеру полномочий

  • межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства

  • надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

По выполняемым функциям

Нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные, информационные

По порядку приёма новых членов

  • открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)

  • закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

По компетенции (сфере деятельности)

  • общей компетенции (например, ООН)

  • специальной компетенции (политические, экономические,кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения. Например,Всемирный почтовый союз)

Другие

Международные параорганизации (клубы), например "Большая восьмерка", Лондонский клуб, Парижский клуб. Международные параорганизации, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса - не имеют устава, штаб-квартиры и не институционализированы.

С целью унификации, регулирования, выработки совместных решений в сфере международных экономических отношений на основе международных соглашений создаются международные экономические организации. Необходимость их создания продиктована неспособностью государства достаточно эффективно воздей­ствовать на национальную экономику по причине влияния внешних факторов (стихийные бедствия, войны, смена политических режимов, финансовые кризисы на мировых фи­нансовых рынках), так и внутренних (ошибки экономической поли­тики, инфляция, безработица, спад производства, обесценение на­циональной валюты и пр.). Если государство не может в полной мере решить свои проблемы, оно и прибегает к помощи других стран или к помощи международных экономических организаций.

Двусторонняя дипломатия по решению экономических и финансовых вопросов ог­раничена интересами сторон. В процессе дискуссии и защиты своих позиций власти порой отвлекаются от сути проблемы и пытаются решить ее хотя бы частично с минимальными издержками и максимальным эффектом для государства. По этой причине многие экономические, финансовые, валютные и кредитные вопросы в современных условиях свободы движения капитала «перетекают» из одной страны в дру­гую. В такой ситуации улучшить экономическое положение госу­дарств может помочь многостороннее содействие. Многостороннее сотрудничество в экономической и финансовой сферах осуществляется как на кратко­временной, так и на долгосрочной договорной основе путем учрежде­ния организаций со своим уставом, целями и функциями.

Стратегической целью международных экономических организаций является координация действий мирового сообщества для стабилиза­ции мировой валютной, кредитной и финансовой систем. Для дости­жения этой цели международные финансовые организации ставят перед собой конкретные задачи. Возникновение новых угроз для отдельных стран и всего мирового сообщества заставляет данные организации корректировать свои зада­чи и направления деятельности. Так, глобальное стремление к либе­рализации сопровождалось созданием международных финансовых организаций на каждом этапе развития этого процесса. Финансовые кризисы в развивающихся странах в 1990-х гг. потребовали действий международных финансовых организаций по их устранению, ликви­дации последствий и предотвращению будущих кризисов.

В целом ключевыми задачами международных финансовых организаций яв­ляются:

Цели и задачи международных экономических организаций могут формулироваться в их уставах по-разному: от «освобождения мира от бедности» (Группа Всемирного банка) до прямой помощи корпора­циям и инвесторам стран-учредителей (МВФ). Решение конкретных задач определяет их роль. Теоретически их деятельность направлена на исполнение стратегиче­ской роли координатора мировых финансовых процессов, своеобраз­ного их регулировщика. Но на практике роль таких организаций не столь однозначна. Их рекомендации порой оказываются неэффективными и нерезультативными, а предоставляемые ресурсы снижа­ют финансовую дисциплину должников. Государства обычно ограни­чивают вмешательство в свои внутренние дела, что не позволяет международным экономическим организациям разработать меры и про­вести всесторонние консультации, чтобы предупредить наступление чрезвычайной финансовой ситуации. Давление основных кредито­ров - развитых стран на международные финансовые организации вызывает острую дискуссию о последних. Наряду с мнением, что меж­дународные финансовые организации должны осуществлять всесто­роннее международное валютное, кредитное и финансовое регулиро­вание, существует точка зрения, что они могут выступать лишь в роли финансового помощника странам, уже испытывающим трудности.