logo
от юли / УМК МВКО УМК полная версия не сокращенный(Морунова)

9.1.Международная финансовая интеграция: сущность, этапы

Международная экономическая интеграция является естествен­ным процессом развития национальной и мировой экономик на ос­нове интернационализации. Интеграция уже давно перестала быть инновационным механизмом экономической политики страны или региона. Государство, не являющееся членом какой-либо интеграци­онной группировки, изолирует себя от выгод международного эконо­мического сотрудничества. Конкуренция отдельных государств эф­фективна только в отношении крупных развитых и некоторых разви­вающихся стран, таких как США, Великобритания, Германия, Япония, Китай, Бразилия. Но и они входят в региональные интеграционные объединения. В силу этого расстановка геоэкономических сил опре­деляется не отдельными странами, а интеграционными территория­ми, как, например, Северная Америка, Латинская Америка, Европа, Юго-Восточная Азия, страны СНГ и пр.

Важным связующим элементом процесса международной эконо­мической интеграции является финансовое обеспечение, оно способ­ствует укреплению финансовой мощи интегрирующих стран. Значение финансовых механизмов в международной экономической интегра­ции постоянно повышается, тем самым финансы становятся все бо­лее самостоятельной сферой. В силу этого многие интеграционные объединения объявляют себя не экономическими, а финансовыми интеграционными группировками.

Международная финансовая интеграция является частью междуна­родной экономической интеграции и представляет собой включение национальных финансовых рынков в региональный и мировой в ре­зультате устранения барьеров для миграции финансовых ресурсов.

По своей сути международная финансовая интеграция - это объ­единение финансовых рынков с целью создания единого финансово­го пространства и условий для введения единой денежной единицы интегрирующихся стран. Можно сказать, международная финансо­вая интеграция является фундаментом валютной и кредитной интеграции. Поэтому финансовая интеграция может предполагать созда­ние единых рынков валют, ценных бумаг и ссудных капиталов, которые будут обеспечивать организационно-экономический механизм введения и обращения единой денежной единицы.

Как часть международной экономической интеграции финансовая интеграция проявляет себя на определенном этапе интеграционного процесса. Интеграционные объединения на этапе единого рынка обес­печивают условия для свободного движения капиталов. Взаимная ли­берализация счетов движения капиталов усиливает их перелив из страны в страну. Финансовые аспекты присутствуют на каждом этапе создания интеграционного объединения. Так, уже при таможенном союзе может создаваться союзный бюджет для финансирования не­которых совместных программ. А в зонах свободной торговли финан­совая сеть транснациональных корпораций обеспечивает финанси­рование любой поставки товаров. Однако именно международная финансовая интеграция, т.е. интеграция финансовых рынков, имеет место при создании единого рынка.

Процесс международной финансовой интеграции состоит из трех этапов, которые должны пройти интегрирующиеся страны:

При интеграции фондовых рынков создается региональный фи­нансовый центр (биржа, где и проходит котировка ценных бумаг, вы­пускаемых правительствами интегрирующихся стран). Кроме того, в обращение выпускаются корпоративные ценные бумаги, а также ценные бумаги других стран. Главное в создании «общей» биржи - снижение роли аналогичных национальных институтов и постепен­ный переход к единой фондовой бирже. Создание регионального рынка ценных бумаг обеспечивает равные условия хозяйствования для всех субъектов. Значение нового финансового центра интегри­рующихся стран должно постоянно увеличиваться, создавая более благоприятные, а значит, и более выгодные условия для финансовых операций. Параллельно роль национальных бирж снижается и они становятся филиалами региональной биржи как главного представи­теля региона для иностранных инвесторов.

Поскольку основной движущей силой создания единого финансо­вого рынка выступают банковские учреждения, без банковской инте­грации весь процесс едва ли будет успешным. Международная банков­ская интеграция предполагает унификацию банковских стандартов, принципов кредитования, процентных ставок, монетарного регулиро­вания. Формирование в интеграционном объединении общих правил банковской деятельности предоставляет равные возможности в бан­ковской сфере, а банковская конкуренция позволит устранить слабые банки и повысить качество банковских услуг. Функционирование бан­ков на новом пространстве требует создания межбанковского рынка как основы общего денежного рынка интегрирующихся стран. Таким образом, унификация принципов банковских систем и их объедине­ние приводят к созданию общего рынка ссудных капиталов. По мере все большего участия в уставных фондах капиталов из разных стран об­щий рынок ссудных капиталов станет единым для интеграционного пространства.

Дееспособные единые рынки ценных бумаг и ссудных капиталов создают необходимый климат для достижения конечной цели между­народной финансовой интеграции - введения единой валюты. Если финансовый и кредитный рынки создаются на таком этапе междуна­родной экономической интеграции, как единый рынок, то введение единой валюты относится к этапу монетарного союза. До этого стра­ны должны сформировать экономический союз с присущими ему ин­ститутами, который создаст институциональную основу для заверше­ния международной финансовой интеграции.

Монетарный союз в его завершенном виде представляет собой высшую ступень экономической и финансовой интеграции и предпо­лагает существование единого внутреннего рынка, скоординирован­ной макроэкономической политики, единых валюты и Центрального банка. Построение монетарного союза включает в себя следующие этапы.

Первый этап - функционирование единого рынка, включая сво­боду движения капиталов, уменьшение пределов колебаний обмен­ных курсов национальных денежных единиц, усиливание координа­ции макроэкономической политики.

Второй этап - благодаря координации макроэкономической по­литики постепенно сближаются основные экономические показатели государств. Устанавливаются согласованные критерии макроэко­номических показателей:

Важным элементом второго этапа монетарной интеграции высту­пает бюджетно-налоговая гармонизация и унификация политики управления внешним долгом. При переходе на завершающий уровень монетарного союза вводится запрет на финансирование бюджетного дефицита с помощью инструментов центрального банка. Такое фи­нансирование, как известно, в той или иной форме приводит к росту количества денег в обращении (скрытая эмиссия). Денежная эмиссия может также уменьшить налоговые поступления и тем самым еще больше увеличить бюджетный дефицит, так как он в той или иной мере зависит от специальных налогов (акцизов, импортных пошлин), от величины лага между сбором и поступлением подоходных и про­чих налогов, от тенденции к завышению валютных курсов в периоды инфляции и воздействию этого процесса на налоговые доходы от им­порта. Поэтому без согласованности бюджетно-налоговой политики монетарная интеграция невозможна.

В целях выравнивания уровней экономического развития могут быть использованы совместные займы на мировом рынке. Наряду с положительным эффектом внешнего финансирования (оно менее инфляционное, чем внутреннее) существует и отрицательное воздей­ствие на платежные балансы государств. Это в большей мере зависит от направленности использования полученных средств. Если они ис­пользуются не по назначению (не на стабилизационные программы) и заимствование осуществляется в существенных размерах, резко увеличивается внешняя задолженность, что порождает проблемы бу­дущего обслуживания внешнего долга, ухудшает платежный баланс и увеличивает в перспективе бюджетный дефицит государства. Поэто­му кредитная политика государств, решивших осуществлять моне­тарную интеграцию, должна согласовываться.

Третий этап - введение единой валюты и формирование единого центрального банка. Переход на заключительный этап монетарного союза может сопровождаться завершением общей системы законода­тельных мер по следующим основным параметрам: национальная ва­люта и банковская деятельность; налогообложение; бюджетная поли­тика; инвестиционная политика; валютное регулирование и валютный контроль; статистическая отчетность и бухгалтерский учет и др.

Когда условия для перехода к единой валюте созданы, возникает вопрос, какой она должна быть. Существует несколько вариантов ва­люты, используемой интеграционным объединением.

Мировая практика свидетельствует о том, что еще на стадии меж­ду платежным и монетарным союзами формируется международная (региональная) валютная система с коллективной денежной единицей, которую впоследствии может заменить единая валюта. Таков опыт ЕС и других интеграционных регионов мира. Определение коллек­тивной валюты вызывает ряд трудностей. Бывают счетные единицы, которые не выполняют никаких денежных функций, а просто служат для удобства исчисления общего бюджета, сравнения экономических показателей, объемов торговли и т.д. Расчетные единицы в свое вре­мя активно применяли европейцы для того, чтобы уйти от использо­вания в упомянутых целях доллара США. Таков был эпунит в Евро­пейском платежном союзе или привязанная к доллару европейская расчетная единица, существовавшая до 1975 г.

Еще один вариант - счетная единица на базе «корзины» валют. Такие единицы появились с введением плавающих валютных курсов. Смысл «корзины» заключается в сглаживании колебаний входящих в нее валют. Успех «корзин» связан со стабильностью данной счетной единицы по сравнению с любой входящей в ее состав валютой. «Кор­зинная» единица имеет смысл, если она должным образом сбаланси­рована. ЭКЮ, например, не более чем на одну треть зависела от не­мецкой марки.

Что касается введения не расчетных единиц, а обладающих неко­торыми функциями денег, то здесь возможны два варианта:

Одной из важных закономерностей процесса экономической и финансовой интеграции является возрастание ее наднационального элемента. Опыт ЕС убеждает, что монетарный союз устойчив только в том случае, если формируются наднациональные органы со своей компетенцией, сфера которой может расширяться постепенно. Од­новременно необходимы наднациональное право, которое выше на­циональных, и процедура принятия решений большинством голосов. Наиболее успешный опыт в этой области - Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) в Европейском монетарном союзе. Не­отъемлемая часть перехода к единой валюте ЕС - создание надна­циональной банковской системы, под юрисдикцией которой нахо­дится новая вненациональная валюта. В связи с этим в рамках ЕС были организованы наднациональный Европейский центральный банк и действующая под его руководством Европейская система цен­тральных банков, в которую входят центральные банки всех стран - участниц Европейской валютной системы. Таким образом, эта систе­ма отчасти похожа на Федеральную резервную систему США, состоя­щую из 12 банков во главе с Нью-йоркским банком, выполняющим роль центрального.

Международная финансовая интеграция предполагает создание специальных межгосударственных финансовых фондов для финан­сирования совместных программ интегрирующихся стран. Наибо­лее масштабный финансовый фонд - региональный бюджет. Он формируется за счет перечислений средств из государственных бюд­жетов стран-участниц, а также за счет совместных налогов и тамо­женных платежей. Региональный бюджет формирует сначала свою доходную часть, а затем расходную. Поэтому у него не может быть дефицита. Расходуется только то, что есть. Средства регионального бюджета направляются на финансирование совместных социаль­ных, военных и международных программ экономического разви­тия слабых стран интеграционного объединения, финансирование выравнивания экономик стран, претендующих на вступление в ин­теграционную группировку.

Таким образом, международная финансовая интеграция является частью международной экономической интеграции и предполагает интеграцию рынков ценных бумаг, ссудных капиталов и иностранной валюты, и соответственно, объединение национальных финан­совых, кредитных и валютных систем в региональную с целью введе­ния единой валюты. Первые признаки международной финансовой интеграции проявляются на этапе формирования единого рынка, за­вершающая стадия - образование монетарного союза.

Теория международной экономической и финансовой интегра­ции строится в основном на примере Европейского союза, который, развиваясь, демонстрирует настоящее и будущее международной фи­нансовой интеграции.