logo search
Книга Интеграция

Латиноамериканской экономической интеграции

Процесс латиноамериканской интеграции начался в 1960-е гг., когда были подписаны соглашения о трех группировках.

Первой интеграционной группировкой стала Латиноамериканская зона свободной торговли − ЛАСТ (Latin American Free Trade Agreement − LAFTA), созданная на основе Договора Монтевидео, поставившего цель формирования зоны свободной торговли в Западном полушарии. В ее состав вошли 11 стран: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Группировка объединила 85 % стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Это крупные и средние по объему ВВП страны. Они преследовали чисто экономические цели по действию индустриализации экономик и расширению рынков сбыта.

Огромная экономическая дифференциация между странами не позволила полностью реализовать проект. В его рамках была создана система взаимных торговых преференций, основу которых составляли прежде всего товары, не являвшиеся предметом взаимного экспорта. Страны продолжали протекционистскую торговую политику, положенную в основу концепции импортного замещения. Были подписаны торговые соглашения в субрегиональных рамках, призванные снизить дифференциацию, повысить уровень экономического развития на основе проведения политики импортозамещения.

Спустя два десятилетия (1980 г.) ЛАСТ была переименована в Латино-американскую ассоциацию интеграции − ЛАИ (Association of Latin American Integration − ALAI), более гибкое соглашение, позволявшее заключать торговые соглашения между 2−3 партнерами, но зона свободной торговли так и не была создана. В рамках ЛАИ действуют двусторонние соглашения, представляющие собой позитивные списки товаров, подлежащих тарифным преференциям в размере до 100 %. Размер преференций зависит от страны происхождения и размера преференций, предоставленных страной-партнером. За 1990−2002 гг. взаимный экспорт увеличился с 13 350 млн долл. до 43 094 млн долл., а доля взаимного экспорта − с 11,6 до 13,6 % за рассматриваемый период.

Второй интеграционной группировкой Латинской Америки стал Центрально-американский общий рынок − ЦАОР (Central1 American Соmmоn Market − САСМ), образованный в 1960 г. в составе 5 стран: Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики. Страны-члены намеревались сформировать таможенный союз, но достигли только зоны преференциальной торговли. В первые годы функционирования ЦАОР снижение пошлин способствовало росту взаимной торговли, но в дальнейшем доля взаимного товарооборота в совокупной торговле снизилась. В целом за 1990–2002 гг. взаимный экспорт группировки увеличился с 667 млн долл. до 2598 млн долл., а его удельный вес в совокупном экспорте ЦАОР снизился с 15,3 до 11,5 %. В 1993 г. страны предприняли попытку возродить группировку.

Хотя в 1990-е гг. интеграционные мероприятия в ЦАОР стагнировали, но с началом нового века удалось преодолеть неблагоприятные тенденции и сформировать таможенный союз. В 2000 г. страны ввели общий таможенный тариф со ставками пошлин 0−15 %. Одновременно активизировалась деятельность ЦАОР в формировании зон свободной торговли с другими странами − США (о создании Центральноамериканской зоны свободной торговли − КАФТА), с Доминиканской республикой. Страны Северного треугольника (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) подписали соглашение с Мексикой в 2000 г. Есть соглашения о двусторонних зонах свободной торговли − между Никарагуа и Мексикой (1997 г.), между Коста-Рикой и Мексикой (1994 г.).

Третья старейшая группировка в регионе объединила страны Карибского бассейна. В 1968 г. создана Организация Восточнокарибских государств − ОВКГ (бывшее название − Восточнокарибский общий рынок; Organization of Eastem Caribean States − OECS) и в 1973 г. − Карибское сообщество (КАРИКОМ) в составе 14 стран. В настоящее время КАРИКОМ − таможенный союз.

Еще одна ведущая группировка в Латинской Америке – Андское сообщество (1969 г.) в составе пяти стран − Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу и Венесуэлы на рубеже двух веков также достигла такой формы экономической интеграции, как таможенный союз.

Намеченные цели по интеграционному сближению и созданию зон свободной торговли или таможенных союзов в период 1960–1980 гг. так и не были выполнены по объективным и субъективным экономическим и политическим причинам.

В отличие от других регионов развивающегося мира страны Латинской Америки сравнительно рано освободились от колониальной зависимости − еще в XIX в. Колониальное прошлое сказалось на структуре экономики латиноамериканских стран, основу которой составляла добыча минерального сырья и производство продукции тропического земледелия, а также огромная степень зависимости от торговых связей с бывшими метрополиями. Экономика большинства стран зависела от конъюнктурных колебаний мировых рынков.

В 1990-е гг. рост уровня экономического развития, углубление мировых интеграционных процессов в других регионах мира, стремление обеспечить реально свободный доступ на рынки других стран стимулировали интеграционные процессы в Латинской Америке.

В настоящий момент регион является наиболее динамично интегрирующимся регионом среди развивающихся стран (табл. 8.1).

Вторая модель соглашений отличается более широким охватом и глубиной интеграционного взаимодействия на основе координации макроэкономической политики, общих правил в отношении правительственных закупок, защиты прав интеллектуальной собственности, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, общих правил происхождения товаров. Эта модель положена в основу 14 соглашений в Латинской Америке, в том числе Группы «трех», между ЦАОР и Доминиканской республикой, между Мексикой и ЕС, между Мексикой и ЕАСТ.

Латиноамериканская интеграция развивается в основном по оси Юг–Юг в рамках горизонтальной формы, объединяя развивающиеся страны, но есть и примеры вертикальной интеграции, когда в группировку входят развитые и развивающиеся страны по оси Север–Юг.

Современные интеграционные процессы в Латинской Америке происходят в рамках концепции «открытого регионализма», впервые получившей признание в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что было сделано в 1992 г. в Совете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству.

В 1994 г. Экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки (ЭКЛАК) на своей XXV сессии в Картахене-де лас Индиас (Колумбия) разработала понятие «открытого регионализма», базирующееся на девяти направлениях:

1) провести отраслевую либерализацию рынков товаров и услуг, дифференцированную по времени для разных стран;

2) провести широкомасштабную либерализацию рынков с участием как можно большего числа стран, прежде всего являющихся традиционными партнерами;

3) обеспечить стабильность и прозрачность либерализации в соответствии с правилами ВТО;

Таблица 8.1