9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
Название новой организации было введено в политический оборот 23 февраля 2003 г., когда в Москве на встрече президентов четырех стран СНГ России, Белоруссии, Украины и Казахстана − было объявлено о подготовке к сентябрю 2003 г. «Соглашения о формировании единого экономического пространства, согласованной экономической политики по ряду направлений, гармонизации соответствующего законодательства и создании единой регулирующей межгосударственной независимой комиссии по торговле и тарифам».
19 сентября президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана подписали в Ялте Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). Как говорится в документе, основой функционирования ЕЭП должны быть принципы свободной торговли: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы без оговорок, исключений и особых статусов. Соглашение предусматривает «формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, согласование таможенно-тарифной и макроэкономической политики, а также выравнивание цен на энергоносители в странах-участницах».
Для координации действий в рамках ЕЭП создается наднациональный орган, решения которого обязательны для стран-участниц, а голоса в нем распределяются между странами-участницами пропорционально размерам их ВВП (на ВВП РФ приходится 80 % всего совокупного ВВП «четверки»). Поэтому подписание той части соглашения, которая подразумевает «выработку механизма согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграцию», − важный для России результат. Каждый участник может самостоятельно определять, в каких именно интеграционных проектах он будет участвовать и в какой степени. Киев отстаивал этот принцип, так как намерен пока ограничиться лишь участием в зоне свободной торговли и уравниванием цен на энергоносители, а варианты с Таможенным союзом и тем более с единой валютой Украиной не рассматриваются. Украина также, в отличие от других стран-партнеров, отрицательно относится к идее наднационального регулирования.
В то же время, извлекая урок из неэффективности многолетних попыток Таможенного союза пяти стран СНГ, так и не увенчавшегося успехом, в соглашении о ЕЭП зафиксировано: как только стороны проходят какой-то этап в проведении унификации, они подписывают соответствующий документ и передают национальные полномочия единому наднациональному органу. Так же, как и в Европе, где таможенные пошлины устанавливает не Париж или Берлин, а Брюссель, где действует единый директорат, который разрабатывает регламенты в области таможенных пошлин.
Украине выгодно не столько единое экономическое пространство, сколько создание зоны свободной торговли. В отношении ряда украинских товаров (прежде всего труб, кондитерских изделий, сахара) в России действуют квоты и высокие импортные пошлины, а режим свободной торговли предполагает их отмену. Киев, став членом единого пространства, может добиться поставок энергоносителей по сниженным ценам, и себестоимость украинских товаров станет еще ниже. Это позволит увеличить как экспорт в Россию, так и привлечет инвестиции в Украину для создания производств, ориентированных на российский рынок.
По оценкам некоторых экспертов, после смены руководства Украины и в связи с его активным стремлением вступить в НАТО и ЕС, новый документ может остаться лишь политической декларацией, поскольку ЕЭП без Украины, по-видимому, потеряет смысл, хотя ЕС твердо дал понять, что вступление Украины потребует 15−20 лет (если вообще состоится). Представляется, что экономическое сотрудничество со странами − членами ЕЭП соответствует коренным интересам украинского народа в силу разнообразных тесных экономических связей, в том числе кооперационных связей между сотнями предприятий многих отраслей, включая авиакосмическую промышленность, станкостроение и т. д.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание