logo search
Книга Интеграция

9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования

На наиболее высокую ступень интеграции нацелены российско-белорусский Договор об образовании Сообщества двух стран, подписанный 2 апреля 1996 г., и заключенный ровно через год Договор о Союзе Белоруссии и России. Союз Белоруссии и России занимает особое место в интеграционных процессах Содружества. Это определяется прежде всего тем, что при образовании «субрегиональных объединений» речь идет, как правило, об интеграции в чистом виде, а при формировании Союза Белоруссии и России как крупного регионального объединения, стороны с самого начала продекларировали развитие всесторонней интеграции и, что особенно важно, намерение создавать тесный союз на двусторонней основе, с последующим единением двух стран в Союзное государство. В 1999 г. был подписан и 26 января 2000 г. вступил в силу «Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь».

Согласно ст. 2 Договора целями формирующегося Союзного государства являются:

Союз России и Беларуси отвечает интересам двух стран, поскольку в этом случае будут восстановлены производственные и хозяйственные связи, создано единое экономическое пространство.

Как в России, так и в Белоруссии понимают, что сближение основных макроэкономических и социальных показателей, проведение единой структурной политики, переход к единой валюте и еще многое другое является трудоемким и сложным делом, но это не может быть препятствием для объединения двух стран, поскольку при общей заинтересованности двух государств решение указанных вопросов является лишь делом времени.

Конечно, стратегические выгоды, которые Россия и Беларуси получат от объединения, должны увязываться с экономической основой каждого из государств, его финансовыми возможностями. Поэтапное продвижение в создании полноценного союзного государства в конечном счете должно нести выгоды и российскому, и белорусскому народам.

Следует учитывать, что Договор о создании Союзного государства призван объединить в одно целое асимметричные составляющие: федеральное государство (Россию) и унитарное государство (Беларусь), ВВП Беларуси составляет 14 % ВВП РФ; существенно различаются механизмы хозяйствования: Россия значительно дальше продвинулась в создании рыночных структур. Так, доля частного сектора в ВВП РФ составляет 70 %, а в Беларуси − лишь 20 %. Отсюда вытекает задача сближения (конвергенции) хозяйственных механизмов, ускорения введения общих правовых основ и методов регулирования социально-экономических процессов (естественно, по мере созревания необходимых предпосылок и условий и наличия политической воли).

План введения в 2005 г. единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра столкнулся в октябре 2003 г. с крупными проблемами и противоречиями между странами. С 1 июля 2004 г. предлагалось ввести в обращение в Белоруссии российский рубль. Но обсуждение условий валютной интеграции привело страны в тупик, «высветило» несовпадение позиций сторон по целому ряду принципиальных вопросов. Обе стороны ужесточили требования к партнерам по формированию Союзного государства.

Отметим, что эти события совпали по времени с формированием еще одного субрегионального объединения на пространстве СНГ, о чем договорились Россия, Беларусь, Украина и Казахстан.