Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
Группировка, год создания, число стран | ВВП, млрд долл. США | Населения, млн человек |
Результаты деятельности |
МЕРКОСУР, 1991, 4 | 1440 | 215 | Создан таможенный союз в 1995 г. на основе ликвидации пошлин и введения общего таможенного тарифа (со ставками 0−20 %). Создана ЗСТ с Чили и Боливией. В 1999 г. предложено создать валютный союз, а в среднесрочной перспективе − сформировать общий рынок |
Андское сообщество, 1969, 5 | 650 | 112 | Создан таможенный союз на основе ликвидации пошлин, ОТТ с 1995 г. со ставками пошлин 520 %. Перу участвует только в рамках ЗСТ с 1995 г. Страны намерены сформировать ЗСТ услугами, гармонизировать макроэкономическую и аграрную политику и достичь общего рынка |
ЗСТ Андское сообщество − МЕРКОСУР, 1998, 9 | 2090 | 327 | С 2000 г. функционирует зона свободной торговли на основе ликвидации пошлин на все товары взаимной торговли |
Центрально-американский общий рынок (ЦАОР), 1961, 5 | 44 | 32 | Функционирует как таможенный союз. С 2000 г. введен ОТТ общий рынок со ставками пошлин до 0−15 %, отменено большинство пошлин во взаимной торговле |
Группа «трех», 1995, 3 | 1260 | 164 | В 2005 г. создана зона свободной торговли на основе ликвидации пошлин и нетарифных ограничений, сотрудничества в других сферах |
Карибское сообщество (КАРИКОМ), 1973, 14 | 20 | 6 | Действует как таможенный союз на основе ликвидации пошлин, гармонизации таможенных процедур, введения общего таможенного тарифа |
ЗСТ Мексика − ЕС, 1999, 16 | 8800 | 470 | В 2007 г. начата либерализация торговли с ЕС, большинство пошлин отменено с 2003 г. |
ЗСТ Чили − Канада, 1996, 2 | 905 | 36 | С 1997 г. создана ЗСТ на основе отмены пошлин на 80 % на товаров взаимной торговли, на остальные 20 % пошлины будут ликвидированы в течение 11−16 лет |
ЗСТ Чили − Мексика, 1991, 2 | 1000 | 115 | ЗСТ действует с 1998 г., частично либерализованы потоки взаимных инвестиций, торговли услугами, совместная защита прав интеллектуальной собственности |
5) для защиты национальной экономики исходить из умеренных протекционистских мер в отношении третьих стран и постепенно перейти к общим внешним тарифам (при наличии необходимости);
6) сократить трансакционные издержки между странами и внутри каждой страны, обеспечить конвертируемость национальных валют, подписание платежных соглашений;
7) содействовать передаче технологий на основе подписания отраслевых соглашений;
8) разработать специальные меры для адаптации экономически менее развитых стран и регионов, в том числе за счет уменьшения протекционизма, предоставления фискальных льгот для привлечения инвестиций;
9) разработать гибкие институциональные структуры по привлечению широких масс населения.
Из концепции «открытого регионализма» исходит созданный в 1990-е гг. Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), являющийся самой динамично интегрирующейся группировкой развивающихся стран и Латинской Америки, где за несколько лет страны сформировали таможенный союз и намерены реализовать стратегическую цель − общий рынок.
В Латинской Америке действуют четыре неполных таможенных союза: МЕРКОСУР, Андское сообщество, КАРИКОМ и ЦАОР, стремящиеся также создать общий рынок. Но если МЕРКОСУР и Андское сообщество − динамично развиваются, то ЦАОР и КАРИКОМ активизировали интеграционные усилия в последние несколько лет. Прочие интеграционные группировки, в том числе двусторонние, сохраняют статус зон свободной торговли. Как предполагается, они интегрируются во Всеамериканскую зону свободной торговли (ФТАА), которая должна быть сформирована в составе 34 стран Западного полушария (Северной, Центральной и Южной Америки, Карибского бассейна). Таким образом, после указанной даты, как представляется, сохранят силу МЕРКОСУР, Андское сообщество, Карибское сообщество и Центральноамериканский общий рынок.
Огромное влияние на состояние экономических связей в Латинской Америке, на судьбу интеграционных процессов, а также немалый политический вес имеют США, по инициативе которых и был выдвинут первый проект объединения Америк в единую зону свободной торговли (ФТАА). Единственной группировкой, в которой сохраняются крепкие экономические и политические связи с Европой, является МЕРКОСУР, подписавший в июне 1996 г. Соглашение о межрегиональном сотрудничестве с Европейским союзом, которое вступило в силу в 1999 г. В настоящий период ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли между двумя группировками.
Хотя латиноамериканские группировки развиваются более динамичными темпами в отличие от африканских и азиатских группировок, но доля взаимной торговли в совокупном товарообороте сохраняется на невысоком уровне при явной тенденции роста (за исключением Центральноамериканского общего рынка, Латиноамериканской ассоциации интеграции, Организации восточно-карибских государств).
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание