9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
Первым этапом к реальному формированию единого экономического пространства в Содружестве стало создание Таможенного союза (с 2002 г. преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
Соглашение о создании Таможенного союза, подписанное Белоруссией, Казахстаном и Россией в январе 1995 г., определило его как экономическое объединение государств, основывающееся на формировании единой таможенной территории. В марте 1996 г. в Союз вступила Киргизия, а в феврале 1999 г. − Таджикистан, которые признали приемлемыми для себя его цели и задачи.
Заключение указанных соглашений в целом уже в первые годы оказало благоприятное влияние на динамику торгово-экономических отношений России с этими государствами. За период 1995−1998 гг. товарооборот России с ними увеличился с 10,4 млрд долл. до 13,3 млрд долл., т. е. на 27 %, в то время как с остальными странами СНГ товарооборот сократился с 17,7 млрд долл. до 11,6 млрд долл., т. е. почти на 35 %. В последующие годы данная тенденция не была выражена столь ярко.
За время существования Таможенного союза принято значительное количество документов, среди которых особо следует отметить базовый Договор от 29 марта 1996 г. об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и являющийся его логическим развитием договора от 26 февраля 1999 г. о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Именно в этих документах были определены такие главные направления сотрудничества, как формирование зоны свободной торговли, единой таможенной территории, взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами, развитие общего рынка услуг и труда, общего аграрного рынка, научно-технического и информационного пространства.
Наряду с определенными достижениями, практика формирования Таможенного союза выявила ряд серьезных проблем и трудностей, которые до сих пор не позволяют реализовать намеченные цели.
Основные принципиальные вопросы формирования Таможенного союза были не вполне решены, реальные результаты в экономической деятельности от его существования были явно недостаточны.
Пробуксовка экономической интеграции участников Таможенного союза определялась целым рядом существенных факторов, среди которых, в частности, следует отметить различия в уровнях развития экономик, отраслевой структуре производства, а также особенностях географического положения стран.
Формирование полноценного Таможенного союза затрудняется значительной удаленностью некоторых его участников друг от друга, слабым развитием инфраструктуры, а также значительными различиями национальных транспортных тарифов.
Иногда под флагом Таможенного союза проводится ликвидация таможенной границы без введения общего внешнего таможенного тарифа и общей внешней таможенной границы, что может вести лишь к дезорганизации внутренних рынков стран-участниц. Дальше всех по пути интеграции продвинулись Россия и Беларусь, отменившие с 1995 г. таможенный контроль и таможенное оформление товаров российского и белорусского происхождения, однако и здесь возникают различные проблемы. Причем такие проблемы порой приносят ущерб одновременно как белорусской, так и российской казне. Например, в 1997 г. страны-союзницы окончательно унифицировали почти 100 % таможенных тарифов. Однако с ухудшением в 1998−1999 гг. их внутренней экономической ситуации сейчас разночтение между тарифами составляет почти 30 %. В эти годы Россия и Белоруссия предприняли определенные действия во внешней торговле без согласования друг с другом. Так, Россия ввела экспортные пошлины для третьих стран, в частности, на нефть и нефтепродукты, а Беларусь этого делать не стала. В результате значительный поток российской нефти и нефтепродуктов пошел в Беларусь, а оттуда реэкспортом в страны Прибалтики и Европу. В итоге Беларусь, почти не имеющая запасов нефти, превратилась в крупнейшего поставщика этого сырья. А казна России стала терять доходы, как от беспошлинного ввоза импортных товаров, так и от беспошлинного вывоза российских товаров через Беларусь.
В октябре 2000 г. Таможенный союз пяти был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан в Астане 10 октября 2000 г. главами государств России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана). Целью новой организации является формирование единого экономического пространства на территории пяти стран. А в качестве ближайших задач сообщества определены: согласование структурных реформ экономики стран-участниц; создание единой транспортной структуры и единого транспортного рынка; введение единого таможенного тарифа; гармонизация национальных законодательств; выработка общего политического курса по отношению к международным организациям.
Важнейшим качественным аспектом, который позволит, как ожидается, превратить интеграцию из формальной в реальную, является создание нового механизма хозяйственного взаимодействия в ЕврАзЭС. Центральным органом стал Интеграционный комитет (собирается не реже четырех раз в год). Созданы также Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества. При этом в учредительных документах новой организации впервые четко прописаны квоты каждой страны в финансировании межгосударственных структур и соответственно распределении голосов: Россия получает 40 %, Казахстан и Беларусь − по 20 %, Киргизия и Таджикистан − по 10 %. Решения принимаются (согласно договору) двумя третями голосов. Но на практике по ключевым вопросам действует консенсус. Сообщество открыто для всех желающих присоединиться.
Главы «пятерки» при подписании документов склонны были расценивать сообщество как принципиально новую площадку для принятия экономических решений, которые могли бы стать реальным наполнением идей интеграции постсоветского пространства. Уже на первом заседании в Минске 31 мая 2001 г. Межгосударственного совета ЕврАзЭС главы пяти государств-участников рассмотрели такие вопросы, как:
выработка общей позиции по проведению структурной перестройки экономик на 2001−2005 гг.;
оформление режима свободной торговли;
формирование единого таможенного тарифа;
образование общего рынка транспортных услуг и др.
Было подписано 18 основополагающих документов и начато формирование правовой базы ЕврАзЭС.
Сегодня органы управления ЕврАзЭС создаются как межгосударственные, но уже в названном договоре и в проектах учредительных документов заложены предпосылки для перехода к органам наднациональным.
Следует отметить заметный подъем статуса вошедших в ЕврАзЭС государств как субъектов международной экономики. Это касается прежде всего вопроса о согласовании перспектив вхождения в ВТО, а также экономической защиты внешних границ СНГ.
Между тем в новой организации согласование идет очень сложно. Каждая страна без оглядки на партнеров защищает своих экспортеров. Казахстан, не уведомив ЕврАзЭС, полностью отменил ограничения в торговле с Грузией, не входящей в сообщество. Не удается пока создать таможенную территорию без барьеров. Общий таможенный тариф России, Казахстана и Беларуси охватывает около 60 % товарной номенклатуры: из 11 000 позиций ставки ввозных таможенных пошлин совпадают лишь по 6400 товарам. Еще хуже выглядит ситуация в отношениях с Киргизией, вступившей в ВТО: здесь совпадения составляют 33 %.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание