logo search
SNG

Геополитическое положение

АР расположена в юго-восточной части Закавказского региона, граничит на юге с Исламской республикой Иран (611 км) и на небольшом участке (9 км) – с Турецкой республикой, на западе – с Арменией (787 км) и Грузией (322 км), на севере – с Российской Федерацией (284 км). Территория республики не представляет из себя единой территориально-политической системы и состоит из двух частей – собственно Азербайджана (81,1 тыс. км²) и Нахичеванской Автономной Республики (5,5 тыс. км²), отделённой от прочих районов АР территорией Армении. На западе граница с Арменией фактически представляет собой «демаркационную линию» протяжённостью 210 км. Эта линия частично совпадает с прежней административной границей НКАО и выходит на иранскую границу близ города Горадиз, разъединяя войска АР и самопровозглашённой Нагорно-Карабахской республики (автономия Нагорного Карабаха официально ликвидирована 26.11.1991).

Декларация о государственном суверенитете АР принята Верховным Советом Азербайджанской ССР 9 ноября 1990 г. Независимость республики провозглашена 30 августа 1991 г., а 18 октября того же года Верховный Совет принял Конституционный акт о государственной независимости Азербайджана. АР является членом ООН (с 2 марта 1992 г.), СНГ (с 21 декабря 1991 г.), ОБСЕ (с 30 января 1992 г.), Совета Европы (с 25 января 2001 г.), ГУАМ (с 10 октября 1997 г.), Организации исламская конференция (с 1992 г.), Организации экономического сотрудничества (с 28 мая 1992 г.). До 2 апреля 1999 г. АР являлась членом ОДКБ.

Положительной чертой геополитического положения АР следует считать близкое соседство с Турцией и Ираном. Турция считается одним из важных стратегических партнёров АР, кроме того, долгое время она рассматривалась как политический центр «тюркского мира», к которому принадлежит и Азербайджан. На территории соседнего Ирана расселена азербайджанская диаспора, по численности далеко превосходящая население АР. В то же время наличие границы с Ираном несёт в себе и определённые негативные последствия, если учесть партнёрство Азербайджана и США (о чём свидетельствует членство АР в международной организации ГУАМ, созданной при активной поддержке США, и неучастие в пророссийской организации ОДКБ), отношения которых с Ираном складываются весьма непросто. В случае американо-иранского конфликта руководству АР будет непросто определить свою позицию по отношению к противоборствующим сторонам, и в то же время, очевидно, что республика будет этим конфликтом так или иначе затронута.

Значительно осложняет геополитическое положение АР и проблема Нагорного Карабаха, территория которого вместе с прилегающими районами Азербайджана в настоящее время контролируется руководством самопровозглашённой Нагорно-Карабахской республики. Политическая стабильность в Азербайджане, партнерские отношения с Турцией и США, постепенное усиление экономического, политического и военного потенциала АР могут вылиться в силовое решения проблемы Карабаха, с целью восстановления территориальной целостности республики.

Также отметим такую черту геополитического положения АР, как наличие Нахичеванского эксклава, отделённого от основной территории территорией Армении. Также еще одним фактором можно считать соседство с российским Северным Кавказом, обстановка на котором еще не до конца стабилизирована. Напомним, что в период и первой и второй чеченских войн между руководством РФ и Азербайджана не раз возникали трения из-за подозрений со стороны России в тайной поддержке Азербайджаном сепаратистов, или, по крайней мере, в попустительстве проникновению иностранных наёмников и боевиков на Северный Кавказ и поставкам им оружия.