logo
SNG

Предисловие

Вторая половина – конец ХХ века – время ускоренного развития процессов глобализации и, как ответной реакции на него, регионализации общественного развития. Регионализация (формирование территориальных общностей, обладающих определённым внутренним единством – политическим, историко-культурным, экономическим и др.) проявляется как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.

Международная регионализация представлена двумя взаимосвязанными формами и тенденциями – дезинтеграционной (распад государств, сопровождающийся появлением новых стран, субрегионов, регионов) и интеграционной (формирование межгосударственных региональных общностей различного типа, в зависимости от факторов регионализации).

Наиболее яркий результат интеграционной тенденции – международные региональные организации, среди которых одной из самых молодых является Содружество Независимых Государств (СНГ). Содружество – главный результат регионализации постсоветского пространства. Оно объединяет одиннадцать стран, ранее входивших в качестве союзных республик в состав СССР – Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению. Двенадцатый член СНГ – Грузия – вышла из состава организации в августе 2009 года. Ещё три бывших союзных республики – Эстония, Латвия, Литва – пошли по пути интеграции в западноевропейские региональные группировки, став исторически первым шагом регионализации ещё советского пространства летом 1991 г. В 2004 г. они были приняты в Европейский союз и НАТО, заметно расширив прибалтийскую часть общеевропейской региональной общности.

Процесс распада СССР в 1991 г. как необходимая предпосылка возникновения новых региональных общностей на постсоветском пространстве был обусловлен комплексом дезинтегрирующих факторов регионализации, как внешних («холодная» война в отношениях с капиталистической системой, кризис и распад социалистической системы в Европе в конце 1980-х – начале 1990-х годов), так и внутренних. В частности, обозначившиеся в первой половине 1980-х годов социально-экономический и идеологический кризисы советского общественного строя, обусловили его радикальные изменения в ходе перестройки (1985 – 1991 гг.), которые, в свою очередь, стимулировали новые социально-экономические и политические проблемы, в том числе межнациональные конфликты, сепаратизм (стремление к выходу из Союза) национальных политических элит в союзных республиках. Этому способствовала и «цивилизационная пестрота», разобщённость советского общества – присутствие в нём различных в этно-конфессиональном отношении фрагментов трёх крупных цивилизаций: славяно-православной, западной и исламской, «сплав» которых получил название «советская цивилизация».

Дезинтеграционная тенденция регионализации советского, а затем и постсоветского пространства проявилась не только в «параде суверенитетов» союзных республик в начале 1990-х годов, но и в появлении в ходе межнациональных конфликтов самопровозглашённых, государств (Нагорного Карабаха, Приднестровской Молдавской республики, Абхазии, Южной Осетии), ставших очагами устойчивых региональных конфликтов. В настоящий момент два из этих государств (Абхазия и Южная Осетия) были признанны Российской Федерацией в качестве самостоятельных государств

Факторами интеграционной регионализации постсоветского пространства в новое международное сообщество (СНГ) стали общность географического, соседского положения, длительное совместное историческое развитие в рамках обширного Евразийского историко-культурного региона, формировавшегося в доимперский, имперский, советский периоды отечественной истории, и, как следствие, – складывавшаяся политическая и социокультурная общность народов, единая транспортная система и тесные, взаимонаправленные экономические связи, заложенные централизованной плановой экономикой в СССР, исторически сложившаяся экономическая зависимость от России, наконец, усиливавшиеся глобальные и региональные вызовы и угрозы развитию молодых государств (международный терроризм, наркоторговля, нелегальная миграция и др.).

Хронология регионализации постсоветского пространства была скоротечной: прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) вышли из Союза летом 1991 г., а 8 декабря 1991 г. республики-учредительницы СССР (31 декабря 1922 г.) – Беларусь, Россия и Украина – подписали Соглашение (фактически с 1993 г.), Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 г. к ней присоединилась Грузия, покинувшая, однако, СНГ в 2009 г.

Целью Содружества была обозначена реинтеграция суверенных республик в международную региональную межгосударственную организацию с единым политическим, экономическим и социальным пространством, но создающимся на новых принципах. В Уставе СНГ были зафиксированы сферы совместной деятельности – обеспечение прав и свобод человека, координация внешней политики и обеспечение безопасности, разностороннее экономическое сотрудничество, развитие совместной системы транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, совместная оборона и охрана государственных границ, социальная и миграционная политика, борьба с организованной преступностью и др. Для их реализации были созданы необходимые органы – более пятидесяти межгосударственных консультативных и координирующих органов, в том числе Исполнительный Комитет, Советы глав государств и глав правительств, министров иностранных дел и обороны, межгосударственные и межправительственные Советы по важнейшим сферам экономики (энергетики, транспорта, связи, инноваций), Межпарламентская Ассамблея и др. Благодаря им сложилась такая структура международных связей, которая позволила учитывать разную готовность стран к интеграции. Каждое из государств получило возможность участвовать в интеграционных процессах в той мере и в тех направлениях, которые отвечали его национальным интересам. Сложились также три политических центра Содружества – Минск, Москва и Санкт-Петербург, где разместились главные межгосударственные координирующие органы.

Таким образом, в начале 1990-х годов на стыке Европы и Азии возникла особая группа молодых стран с ярко выраженным в ней интеграционным ядром в лице России. Это отличало Содружество от других региональных группировок и от однотипных по общественному строю стран Центрально-Восточной Европы, также вступивших в период радикальной трансформации своих обществ и международной интеграции. Главной чертой общественного развития государств СНГ стали политические, социально-экономические и идеологические преобразования прежнего социалистического общества в новое, постсоциалистическое. Эти подлинно революционные изменения происходили посредством заимствования исторического опыта (в том числе не самого современного) заметно социализированных в ХХ в. и в основном уже посткапиталистических стран Запада (особенно европейских) и во многом при поддержке этих стран. Вот почему наиболее точным термином, обозначающим совокупность происходивших преобразований, повлиявших и на интеграционные процессы, представляется «вестернизация общества», но не его «капитализация». Однако геополитические векторы, темпы, глубина и результаты реформирования были неодинаковы в Центрально-Восточной Европе и на пространстве СНГ.

По большинству аспектов многоплановой деятельности Содружество можно считать безусловно состоявшейся международной региональной организацией. К её несомненным достижениям, особенно в начальный, наиболее сложный, кризисный период развития государств (1992–1997 гг.), можно отнести следующие: сохранение в основных чертах системы культурно-исторических и экономических связей на постсоветском пространстве, беспрепятственное и мирное (в отличие от распадавшейся в это время в кровопролитных межнациональных конфликтах Югославии) становление новой государственности, проведение политических и социально-экономических реформ (переход большинства стран к многопартийной парламентской системе, создание механизмов и инфраструктуры рыночной экономики и др.), режим свободной торговли в отношениях между странами, безвизовый режим общения людей, валютный союз, основой которого был российский рубль (по 1993 г.), сдерживание региональных конфликтов на постсоветском пространстве, противодействие внешним угрозам. Но постепенно эти интеграционные преимущества ослабевали и усиливались дезинтеграционные тенденции, обусловленные действием ряда разобщающих факторов регионализации.

Этому, в частности, изначально содействовали размытость правовой и институциональной основы Содружества и почти полное отсутствие финансовых инструментов и механизмов, обеспечивающих сотрудничество. В отличие от многих международных организаций в основополагающих документах СНГ перед государствами-участниками не ставились задачи достижения определённой конечной цели, на них не налагаются обязанности (принцип свободы выбора сфер взаимодействия), а лишь фиксируется их готовность к сотрудничеству. Но были и объективные факторы, стимулировавшие центробежные тенденции.

Среди них необходимо назвать прежде всего разные темпы политических и социально-экономических реформ в постсоветских странах в 1990-е годы – ускоренные и более радикальные в России, Казахстане, позднее в Азербайджане, запаздывающие и замедленные на Украине, в Молдавии, этноцентричные в Беларуси, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении. Это было обусловлено типологическими различиями между странами географического, историко-культурного, политического, демографического и экономического характера, ранее, в СССР, «законсервированными» в условиях жёсткой централизации, но весомо заявивших о себе в процессе суверенизации бывших союзных республик и ставших фундаментом дезинтеграционных процессов.

Так, по размерам территории (17,1 млн. км²) и, соответственно, природно-ресурсного потенциала, по численности населения (142,5 млн. чел. из 270 млн. жителей Содружества в 2007 г.) Россия намного превосходит любую из стран и даже их совокупные показатели. Минимальные из названных показателей характерны для Армении, Молдавии, Грузии. Весомы территориальный, ресурсный и демографический потенциалы Украины, Казахстана и Узбекистана, способные обеспечить их успешное экономическое развитие в том числе путём привлечения иностранных инвестиций. Заметно различаются и темпы роста населения: от естественной убыли, сокращения населения на Украине, России, Молдавии и Беларуси (от –0,7 до –0,3%) до ускоренного роста в Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Киргизии (1,1–2%). Соответственно обозначенным особенностям контрастно различаются и показатели ВВП (от 2,1 трлн. долл. у России, 0,29 трлн. долл. у Украины и 0,18 у Казахстана до менее 0,02 у Армении, Киргизии, Таджикистана, Молдовы в 2009 г.), а также ВВП в расчёте на душу населения (от более 15 тыс. долл. России и 9–11 тыс. у Беларуси и Казахстана до минимальных 1,5–3 у Таджикистана, Молдавии, Киргизии). Различны позиции стран и по качеству жизни населения (индексу развития человеческого потенциала): у большинства оно оценивается ООН (2007 г.) как среднее, а у Беларуси, России и Казахстана как высокое. Но места в мировой табели о рангах (из 182 стран) различны – от достаточно высоких у Беларуси (68) и России (71) до малоприятных мест в девятом десятке у Азербайджана, Грузии, Армении и минимальных у Молдавии (117), Киргизии (120), Таджикистана (127).

Наконец, различна у государств Содружества и исторически сложившаяся цивилизационная принадлежность, вновь заявившая о себе ещё в процессе распада СССР, формировавшего новую – советскую – цивилизацию. Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, Грузия и Армения относятся к восточно-христианской (славяно-православной) цивилизации, а Азербайджан и центрально-азиатские страны – к исламской. При этом на западе Украины и Беларуси представлены фрагменты западной цивилизации, а в России, в ряде субъектов, – исламской и буддистской.

Отражением цивилизационных особенностей стали различия внутриполитических режимов стран и степени их поддержки странами Запада – от демократических (по западным меркам к ним и, соответственно, к Западу, ближе других Украина и Грузия), до авторитарно-демократических (Россия, Казахстан) и сугубо авторитарных в среднеазиатских государствах и в Беларуси.

Второй, возможно, самый мощный фактор разобщения – экономический кризис и сокращения объёмов ВВП в 1990-е гг. (более чем на 50% к 1991 г. в Таджикистане, Грузии, Азербайджане, Молдавии, Украине), а как следствие – сокращение и разрыв традиционных экономических связей, исторически ориентированных друг на друга, их переориентация на новых зарубежных партнёров в Европе, Азии и Америке, сопровождавшиеся также корректировкой и сменой внешнеполитических приоритетов.

Современное Содружество (на 2007 г.) – это 22,25 млн. км² с населением около 280 млн. чел. (5% мирового). Здесь сосредоточено 5% производства мирового ВВП (3% из них приходятся на Россию), 10% мирового промышленного потенциала и 25% базовых видов природных ресурсов. Сельскохозяйственные угодья составляют 11% мирового итога, но лишь четверть из них благоприятны для сельского хозяйства.

В 2000–2005 гг. среднегодовые темпы экономического роста в странах СНГ были самыми высокими в мире (8%), существенно превышая на ускоренное развитие, после масштабных сокращений ВВП за 1990-е гг. (в большинстве стран на 40–60% к 1991 г.) в 2006 г. в среднем по СНГ удалось лишь достичь уровня советского 1991 г. И только семь стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, и Россия) в 2001–2007 гг. смогли превзойти его, причём первые четыре, наиболее успешные страны, – на 60 и более процентов. Заметно ниже уровня дореформенного периода остаются показатели Украины, Грузии, Таджикистана и Молдавии. Украина и Молдавия в силу ряда обстоятельств оказались очень сильно затронуты мировым экономическим кризисом 2008–2009 гг., что ещё более отбросило их от советского уровня. При этом взаимная торговля стран СНГ обрела устойчивую тенденцию отставания от роста торговли с другими странами мира, то есть ориентации на дальнее зарубежье. Если в 1994 г. её доля в общем внешнеторговом обороте Содружества составляла более 35%, то к 2005 г. она сократилась до 25%, в то время как в Евросоюзе охватывает 60%, в НАФТА – около 50%, в МЕРКОСУР – 30% всего внешнеторгового оборота этих международных региональных организаций.

Третий дезинтегрирующий фактор – распад в 1993 г. валютного союза и отказ от рубля в международных расчетах, в том числе друг с другом, введение национальных валют, а в дальнейшем – ограничение и по сути свёртывание сферы свободной торговли, что обеспечило прогресс отмеченной тенденции.

Четвёртый, производный от предыдущих, – разнонаправленные и меняющиеся во времени геополитические векторы развития («пророссийский», «прозападный», «проазиатский», «многосторнний») правящих национальных элит и выборочная, «индивидуальная» политика «поощрения» и «сдерживания» по отношению к ним со стороны России, США, стран-соседей (Турции, Ирана, Китая), НАТО, Европейского Союза, Организации исламская конференция, других международных организаций (ОБСЕ, Совета Европы и т.п.). При этом Центральная Азия и Каспийско-Черноморский регион с Кавказом стали зонами стратегических интересов США и НАТО в связи с добычей и транзитом через них в Европу российских, казахстанских, азербайджанских и туркменских энергоносителей, а также борьбой с наркотрафиком и международным терроризмом, противодействием стран Запада Ирану. Противоречия же между странами СНГ в сфере топливно-энергетической политики способствуют нарастанию геополитических противоречий, стимулирующих дезинтеграционные тенденции в региональном сообществе.

Пятый – активизация интеграционных процессов с европейскими региональными организациями приграничных с СНГ стран Центральной и Восточной Европы (особенно их вступление в НАТО, ЕС в 1999–2006гг.), стимулировавшая авторитет «прозападного» вектора развития у некоторых национальных элит в СНГ.

Шестой – массовая эмиграция русского и русскоязычного населения из большинства стран Содружества в Россию (только за 1990-е годы переместились около 5 млн. чел. из более чем двадцатимиллионной русской диаспоры), что создало для стран и мигрантов серьёзные социально-экономические проблемы. К этому следует добавить многомиллионную нелегальную трудовую миграцию коренного населения этих стран (особенно молдаван, украинцев, таджиков, узбеков), прежде всего в Россию.

Наконец разобщению стран СНГ способствовали их внутренние, преимущественно этнополитические конфликты в Молдавии, Грузии, Азербайджане, России, приведшие к появлению вышеназванных самопровозглашённых государств. Этому же содействовали внутриполитическая нестабильность и конфликты региональных элит на Украине, в Киргизии, Таджикистане, Молдавии.

Как ответ на действие этих факторов и внешних угроз активизировались процессы формирования странами СНГ субрегиональных объединений и международных организаций, экономического и политического характера. В частности, начинается становление Союза Беларуси и России (СБР; с декабря 1996 г.), Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС) (с 1994 г.) в составе Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и России с 2004 г.; Евро-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (с 1995 г.) в составе России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана; международной экономической, а затем и политической («страны демократического выбора») организации ГУАМ в составе Грузии, Украины, Азербайджана, Молдавии (с 1997 г., первоначально с участием Узбекистана в 1999–2004 гг.); Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (с 2001 г.) в составе России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Китая; военно-политического союза стран СНГ – Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (с 2002 г.), объединившего страны ЕврАзЭС и Армению; Единого экономического пространства (ЕЭП), соглашение о создании которого в 2003 г. подписали Россия, Беларусь, Казахстан и Украина, при непоследовательной, противоречивой позиции последней). В 2006 г. было принято решение о слиянии сходных по задачам ЕврАзЭС и ЦАС. В результате, наиболее тесно связанной региональной общностью на пространстве СНГ в настоящее время являются страны-члены СБР, ЕврАзЭС и ОДКБ – Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Армения, а наименее интегрированными в Содружество остаются Украина и Грузия, провозгласившие своей целью скорейшее вступление в НАТО и Евросоюз, а также Туркмения, придерживающаяся в международной политике принципов нейтралитета и минимально участвующая в структурах СНГ.

Рассмотренный выше комплекс предпосылок, факторов и особенностей развития стран позволяют, наряду с международно-интеграционным уровнем регионализации постсоветского пространства (т.е. его распадом на международные региональные группировки), выделить в СНГ устойчивую трёхуровневую тенденцию регионализации пространства Содружества.

Во-первых, – на три субрегиона – Северо-Западный (Россия, Беларусь, Украина, Молдавия), Центрально-Азиатский (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и Закавказский (Азербайджан, Армения, Грузия). Во- вторых, внутренние (в пределах субрегионов) историко-культурные, цивилизационные, социально-экономические и политические различия и сходства стран, их противоречия и привязанности открывают возможности выделения в субрегионах более дробных формирующихся региональных общностей – специфических групп стран (Россия – Беларусь, Украина – Молдавия, Казахстан – Среднеазиатская группа, Грузия – Азербайджан и Армения). В-третьих, под воздействием тех же, рассмотренных выше причин, в некоторых странах (Молдавия, Грузия, Азербайджан, Украина, Киргизия, Таджикистан) в различных формах усиливается политико-географическая регионализация внутреннего пространства на основе ранее сложившихся историко-культурных областей.