Система органов государственной власти Туркмении
Президент Туркмении (с 27 октября 1990 г. до 21 декабря 2006 г. эту должность занимал Сапармурад Ниязов, 14 февраля 2007 г. главой государства избран Гурбангулы Бердымухаммедов) является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Туркмении. Согласно новой Конституции Туркмении, принятой 26 сентября 2008 года, президентом страны может быть избран гражданин Туркмении в возрасте от 40 до 70 лет и постоянно проживающий на территории Туркмении. Глава государства избирается на пятилетний срок, одно и то же лицо не может избираться на президентский пост более двух раз подряд. Президент Туркменистана проводит в жизнь Конституцию и законы; обеспечивает точное их исполнение; руководит внешней политикой; представляет Туркменистан в отношениях с другими государствами; назначает и отзывает дипломатических представителей Туркменистана; принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей. Президент также выступает в качестве верховного главнокомандующего вооруженными силами, дает распоряжения о всеобщей и частичной мобилизации, использовании вооруженных сил, назначает высшее командование вооруженных сил.
В общем, нельзя не отметить, что «на бумаге» фигура президента смотрится в целом вполне респектабельно, круг его полномочий не особенно отличается от принятого в ведущих демократических странах мира. В то же время, в бывших среднеазиатских республиках СССР президентские республики вследствие особенностей политической культуры и менталитета населения и местных элит приняли характер «восточных монархий» (несмотря на демократические декорации), и именно в Туркмении эти черты оказались выражены наиболее ярко. Первый президент страны С.А. Ниязов был объявлен пожизненным главой государства (положения Основного закона при этом легко обходились путём референдумов, результат которых был легко предсказуем), он был провозглашён главой всех туркмен мира (Туркменбаши, в октябре 1993 года) и Сердаром («вождём»). В стране сложился едва ли не религиозный культ его личности, невиданный даже по меркам соседних среднеазиатских республик. Сосредоточение в руках главы государства фактически абсолютной власти, ряд весьма эксцентричных шагов Ниязова, репрессии по малейшему подозрению в нелояльности придали режиму характер классической восточной деспотии.
В 1994–95 гг. обсуждался вопрос о провозглашении страны шахством и присвоении Ниязову соответствующего монархического титула, однако критика соседей, противодействия старейшин ряда кланов Туркмении и натянутые отношения Ниязова с сыном (и потенциальным наследником) вынудили отказаться от этого плана. Постоянная критика со стороны других стран – членов СНГ также стала фактором, способствовавшим проведению Ниязовым изоляционистского внешнеполитического курса, введению визового режима со странами Содружества (с 9 июня 1999 года), отказу от вступления в ОДКБ и постоянного членства в СНГ и закреплению в Конституции нейтрального статуса страны.
Смена главы государства в 2006 г. и первые шаги нового президента (в частности, принятие новой конституции) даёт надежду на некоторые внутриполитические перемены в Туркмении, но фундаментальных сдвигов в характере политического режима, судя по всему, не предвидится. Бердымухаммедов лишь постепенно положил конец культу Ниязова и отменил ряд его наиболее одиозных распоряжений. «Абсолютная монархия» никуда не исчезла, фигура президента остаётся центральной в политической системе страны, прочие высшие органы власти занимают ярко выражено подчинённое положение и самостоятельны лишь формально. Всё это, повторимся, несмотря на наличие вполне образцовой по европейским меркам (в общем) Конституции, нормы которой, однако, в какой-то мере «накладываются» на особенности политической культуры населения Туркмении, для которого, надо признать, «шахство» представляется не менее приемлемой формой политического режима, чем образцово-показательная западная демократия.
Законодательную власть в стране до недавнего времени фактически осуществляли три органа, что являлось специфической особенностью структуры высших органов власти страны. С принятием нового Основного закона законодательная ветвь власти в Туркмении приобрела более близкий к классическому вид.
Меджлис состоит из 125 депутатов (по старой конституции их было 50), избираемых по территориальным округам сроком на пять лет. К ведению Меджлиса относятся: принятие, толкование законов, внесение в них изменений, осуществление контроля за их исполнением; рассмотрение вопроса об одобрении программы деятельности Кабинета Министров; рассмотрение вопроса об утверждении государственного бюджета Туркменистана и отчета о его исполнении; рассмотрение основных направлений и программ политического, экономического и социального развития страны; решение вопросов о проведении всенародных референдумов; назначение выборы Президента, депутатов Меджлиса, членов велаятских, этрапских, городских представительных органов и Генгешей; рассмотрение по предложению Президента вопросов о назначении на должность и освобождении от должности председателя Верховного казыета, Генерального прокурора, министра внутренних дел, министра адалат; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами Президента, присвоение ему воинских званий и отличий; определение соответствия или несоответствия Конституции и нормативных правовых актов органов государственной власти и управления; ратификация и денонсация международных договоров; решение вопросов изменения государственной границы и административно-территориального деления Туркмении; рассмотрение вопросов мира и безопасности.
Вторым законодательным органом до недавнего времени являлся Халк Маслахаты (Народный Совет). 15 августа 2003 г. президент Ниязов ввел поправки в Конституцию, чтобы уменьшить полномочия Меджлиса. По решению президента Халк Маслахаты был признан высшим представительным органом власти, своего рода надпарламентом. Он состоял из 2507 человек. С принятием Конституции 2008 года Халк Маслахаты прекратил существование.
В годы правления С.А. Ниязова (1991–2006 гг.) как Меджлис, так и Халк Маслахаты являлись номинальными органами, выборы в которые проходили по спискам кандидатов, прошедших жесткий контроль спецслужб и утвержденных Ниязовым.
В Туркмении существует и ещё один законодательный орган – Яшули маслахаты (Совет старейшин), собирающийся по мере необходимости и включающий вождей туркменских племен и руководителей областных администраций. Во главе каждого из велаятов Туркмении стоит губернатор, который назначается президентом и подотчетен ему, и совет, избираемый населением. Во главе района стоят хаким, которого назначает губернатор, и избираемый жителями района совет. Управление каждым городом и селом осуществляют назначаемый аршин (мэр) и избираемый населением совет. Впервые Совет старейшин был созван С.А. Ниязовым в марте 1990 г.
Эксперты отмечают особую роль Совета старейшин при президенте. Несмотря на некоторый архаизм названия и церемоний, с какими обставляются его заседания, это не декоративный, хотя и неправительственный, номинально не причастный к власти орган. Однако скорее члены Совета, чем единогласный парламент, представляют в Туркменистане реально существующий баланс интересов и «практическую демократию». Впрочем, в последние годы правления Ниязова Совет практически перестал играть какую-либо роль, его функции в основном перешли к Халк Маслахаты.
После принятия Конституции 2008 года Яшули маслахаты был упразднён, но уже в декабре 2008 года он был вновь восстановлен в качестве «совещательного органа по вопросам государственной важности». Первое заседание восстановленного Совета старейшин состоялось в марте 2009 года в Туркменабаде.
По Конституции Туркменистана, глава государства – Президент является одновременно главой правительства – Председателем Кабинета Министров.
Председателем Кабинета Министров с декабря 1991 по декабрь 2006 г. был С.А. Ниязов, в настоящее время им является Г.М. Бердымухаммедов.
Кабинет Министров формируется Президентом в течение месяца после вступления его в должность и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом.
В соответствии с Конституции 2008 г., к сфере компетенции Кабинета Министров относится:
организация исполнения законов Туркменистана, актов Президента и Меджлиса;
осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, национальной безопасности;
разработка и внесение на рассмотрение Меджлиса предложений по основным направлениям внутренней и внешней политики государства, программ экономического и социального развития страны;
осуществление государственного управления экономическим и социальным развитием; организация управления государственными предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечение рационального использования и охраны природных ресурсов;
принятие мер по укреплению денежной и кредитной системы;
образование в случае необходимости комитетов, главных управлений и других ведомств при Кабинете Министров;
осуществление внешнеэкономической деятельности, обеспечение развития культурных и иных связей с зарубежными государствами;
руководство деятельностью правительственных учреждений, государственных предприятий и организаций; Кабинет вправе отменять правовые акты министерств и ведомств, а также органов местной исполнительной власти;
решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами.
Судебная система. Судебная власть в Туркмении осуществляется Верховным казыетом (судом) и другими казыетами, предусмотренными законом страны. Туркменистан единственный из государств – участников СНГ не имеет Конституционного суда, как и института судебного конституционного контроля вообще. Соответствие нормативных актов Конституции и законам определяет Меджлис. Судьи на всех уровнях назначаются президентом сроком на пять лет. Председатель Верховного казыета назначается и освобождается от должности Президентом с предварительного согласия Меджлиса. До истечения установленного срока судья может быть освобожден от должности только по приговору суда и по основаниям, указанным в законе.
- Оглавление
- Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития 14
- Часть 2. Евразийский регион: политика и безопасность 381
- Предисловие
- Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития интеграционные и трансформационные процессы в современном мире
- Институционально-правовая структура содружества независимых государств
- Республика беларусь
- Геополитическое положение рб
- Система органов государственной власти рб
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Украина
- Геополитическое положение Украины
- Система органов государственной власти Украины
- Политические партии и электоральные процессы
- Территориально-политическая система Украины
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Молдова
- Геополитическое положение рм
- Система органов государственной власти рм
- Политические партии и электоральные процессы
- Приднестровская Молдавская республика (пмр)
- Переговорный процесс
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Страны закавказья грузия, армения, азербайджан, абхазия, южная осетия Общая характеристика региона
- Историко-географические особенности
- Геополитическое положение Грузии
- Система органов государственной власти Грузии
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Абхазия
- Современная ситуация
- Переговорный процесс
- Республика Южная Осетия
- Современная ситуация
- Республика Армения
- Геополитическое положение
- Система органов государственной власти ра
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Непризнанная Нагорно-Карабахская республика
- Современная ситуация
- Переговорный процесс
- Азербайджанская Республика
- Геополитическое положение
- Система органов государственной власти
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Страны центральной азии: киргизия, узбекистан, таджикистан, туркмения Общая характеристика региона
- Историко-географический очерк
- Республика Узбекистан
- Геополитическое положение ру
- Система органов государственной власти ру
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Киргизская Республика
- Геополитическое положение кр
- Система государственной власти кр
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности хозяйственной деятельности
- Внешнеэкономические связи
- Туркменистан
- Геополитическое положение Туркмении
- Система органов государственной власти Туркмении
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Таджикистан
- Геополитическое положение рт
- Система органов государственной власти рт
- Политические партии и электоральные процессы в рт
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Казахстан
- Геополитическое положение Республики Казахстан
- Система органов государственной власти Республики Казахстан
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Часть 2. Евразийский регион: политика и безопасность интеграционные процессы в регионе
- Договор о коллективной безопасности
- Международные экономические отношения в снг
- Заключение
- Список литературы