logo
SNG

Особенности развития и общая характеристика хозяйства

В первые годы после получения независимости в стране произошло значительное сокращение ВВП и производства промышленной продукции (табл. 3). Повлияли Карабахский конфликт, разрыв связей с Россией и, в первую очередь, с другими республиками Закавказья, т.к. в советский период регион развивался всегда как единое целое. Максимальное падение ВВП было отмечено в 1995 г. (41,9% от уровня 1990 года), с 1996 г. началось постепенное восстановление экономики. К середине 2000-х в условиях благоприятной нефтяной конъюнктуры годов рост ВВП достиг гигантских темпов: в 2005 г. – 26,4%, в 2006 г. – 34,5%, в 2007 г. – 25%. Советский уровень ВВП был достигнут в 2005 г., а к настоящему времени показатели 1990 г. превышены более чем вдвое. По масштабам экономического роста в постсоветский период Азербайджан уверенно занимает первое место в Содружестве. Главной отраслью азербайджанской экономики стала нефтяная промышленность.

Таблица 3

Индексы объема ВВП (1990 г. = 100)

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

76,9

41,9

58,9

110,7

148,9

186,2

206,2

225,3

В отличие от других стран региона, в Азербайджане велик объём иностранных инвестиций, но они поступают в основном в нефтяную и газовую промышленность.

Поскольку «локомотивом» роста азербайджанской экономки выступила нефтяная промышленность, доля индустриального сектора в структуре ВВП весьма велика и достигает 60,5%. Удельный вес сельского хозяйства составляет 5,8%, третичного сектора – 33,7%.

Промышленность. Спад азербайджанской промышленности в начале 1990-х гг. был более глубоким, чем падение ВВП в целом, а уровень 1990 г. был восстановлен лишь в 2009 г.

Таблица 4

Индексы объема промышленной продукции (1990 г. = 100)

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

63

30

32

52

71

88

93

101

Устойчивый рост азербайджанской промышленности обозначился лишь в начале 2000-х гг. и был связан с благоприятной конъюнктурой цен на нефть. Благодаря быстрому развитию нефтегазовой отрасли темпы роста промышленности в целом в 2005–06 гг. превышали 30% в год и в этот период были самыми высокими в мире. В последующие годы, в условиях глобального экономического кризиса и некоторого понижения нефтяных цен темы роста промышленности снизились – до 6% в 2008 г. и 8,6% в 2009 г.

Нельзя не отметить «однобокость» роста промышленности Азербайджана – в то время как добывающий сектор по объёму производства превысил уровень 1990 г. в 2,4 раза, в обрабатывающих отраслях он всё ещё ниже этой отметки на 54 % (2008 г.). Таким образом, промышленность республики становится всё более «моноотраслевой». В настоящее время доля ТЭКа в структуре промышленного производства составляет около 88 %, пищевой промышленности – 2,7 %, машиностроения – 2,2 %, промышленности строительных материалов – 1,7 %. Прочие отрасли не дают и 1 % объёма производства. Накануне образования независимого Азербайджана структура промышленности была совершенно иной: в 1988 году крупнейшей отраслью являлась пищевая промышленность, её удельный вес составлял 33,5 %. Лёгкая промышленность давала 17,9 %, машиностроение – 17,5 %, и лишь на четвёртой позиции находился ТЭК с долей 13,3 %.

Топливно-энергетический комплекс. Добыча нефти на Апшеронском полуострове ведётся с древних времён, а промышленная разработка месторождений началась с 70-х гг. XIX века. Долгое время Апшерон являлся главным нефтедобывающим районом России и одним из крупнейших в мире, до 1948 г. здесь добывалась большая часть нефти Советского Союза. После начала освоения месторождений Поволжья, а затем Западной Сибири его роль существенно снизилась, но определённое значение он всё же сохранил, в том числе благодаря качественным особенностям азербайджанской нефти.

За годы советской власти в Азербайджане сложился один из наиболее развитых в мире локальных нефтегазохимических комплексов. Другие отрасли промышленности (машиностроение, черная и цветная металлургия и др.) были предназначены для обеспечения работы именно этого комплекса. В настоящее время он распался и теперь представляет совокупность отдельных отраслей и предприятий.

На сегодня добыча нефти и газа – крупнейшая отрасль азербайджанской экономики. По официальным данным, в 2009 г. на её долю приходилось 74,5 % общего объёма продукции промышленности республики.

Добыча нефти в 60-е годы держалась на уровне 20–22 млн. т47, с 1967 г. в связи с истощением месторождений она начала уменьшаться и в 1991 г. составила 11,7 млн. т. В первые годы независимости падение продолжилось, и в 1997 г. было получено всего 9,1 млн. т нефти. После этого, с началом ввода в эксплуатацию группы месторождений АЧГ добыча стала стремительно и устойчиво расти и к 2009 г. превысила 50 млн. т.

Таблица 5

Добыча нефти и газа в 1950–2009 гг.

1950

1960

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Нефть, млн. т

Газ, млрд. м³

14,8

1,2

17,8

5,8

20,2

5,5

14,7

14,0

12,5

9,9

9,2

6,6

14,0

5,6

22,2

5,7

32,3

9,1

42,6

16,8

44,5

23,4

50,4

23,6

В связи с выработкой месторождений на суше уже с 1964 года большая часть азербайджанской нефти добывается на шельфе Каспийского моря. В настоящее время шельф даёт более 96 % добываемой в республике нефти. Группа шельфовых месторождений АЧГ, ввод которой в эксплуатацию начался в ноябре 1997 г. и завершился в апреле 2008 г., на сегодня даёт три четверти азербайджанской нефтедобычи. На суше нефть добывается на Апшеронском полуострове, а также на Кура-Араксинской низменности, где важнейшими центрами отрасли являются города Ширван и Сальяны.

Крупнейшей нефтедобывающей компанией в Азербайджане в настоящее время является Азербайджанская Международная Операционная Компания (АМОК), эксплуатирующая месторождения группы АЧГ. В состав этого международного консорциума входят компании British Petroleum Amoco, ChevronTexaco и др. Доля месторождений Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР), ещё недавно добывавшей свыше половины азербайджанской нефти, в настоящее время снизилась (менее 20 %). ГНКАР разрабатывает в основном «старые» месторождения Апшерона, Кура-Араксинской низменности и каспийского шельфа. Оставшаяся часть добычи приходится на долю газового конденсата, добываемого ещё одним международным консорциумом на месторождении Шах-Дениз. В этом консорциуме наиболее значительное участие принимают компании British Petroleum Amoco и Statoil Azerbaijan.

В пределах Азербайджана потребляется немногим более 12 % добываемой нефти, причём в последние годы эта доля снижается (в 2005 году внутри страны была потреблена почти четверть объёма годовой добычи). Остальная часть идёт на экспорт. Кроме того, вывозится и значительная часть производимых в республике продуктов нефтепереработки. По данным 2009 г., две трети азербайджанского нефтяного экспорта направлялось в четыре страны – Италию, США, Францию и Израиль.

Переработка нефти сосредоточена в Баку, где работают два нефтеперерабатывающих завода, принадлежащих ГНКАР. Их суммарная мощность составляет 19,8 млн. т, но используется она далеко не полностью, т.к. основная часть нефти в сыром виде уходит на экспорт. В 2009 г. было переработано 6,0 млн. т нефти, глубина переработки составила 91 %. Из общего объёма нефтепродуктов 37 % пришлось на долю дизельного топлива, 20 % − автомобильного бензина, 10 % − керосина (в основном авиационного), 4 % − первичного бензина для нефтехимической промышленности.

Азербайджан долгое время являлся важнейшим районом промышленной добычи природного газа в Советском Союзе, но в тот период значение этого топлива было ещё невелико. До Великой Отечественной войны здесь добывалась большая часть газа СССР, с 1944 г. республика утратила роль лидера из-за расширения газодобычи в Нижнем Поволжье и восстановления её на Западной Украине, а также из-за выработки апшеронских месторождений. Уже к 1955 г. на долю Азербайджана приходилось лишь 16,6 % союзного производства. Добыча вновь начала расти с конца 50-х гг., когда была начата разработка Карадагского месторождения (а также за счёт попутного газа нефтяных месторождений), и достигла пика в 1982 г. (14,9 млрд. м³). Затем производство вновь стало уменьшаться и к 2004 г. снизилось до 5,0 млрд. м³. С 2005 г. начался рост добычи (первоначально за счёт попутного газа месторождений группы АЧГ), что позволило республике с 2007 г. отказаться от импорта газа и стать его экспортёром. Перспективы дальнейшего роста объёма газодобычи связаны с освоением шельфового месторождения Шах-Дениз, разработка которого началась в конце 2006 г. (в 2009 г. оно давало около трети общего объёма добычи газа).

В структуре газодобычи довольно велика доля попутного газа, долгое время он составлял большую часть объёма производства (в 2006 г. – 74 %, в 2009 г. – 51 %). Лишь в самые последние годы, после ввода в эксплуатацию месторождения Шах-Дениз (2006 г.) стала быстро возрастать и добыча естественного газа. Отмеченная особенность предопределяет довольно низкую товарность азербайджанской газодобычи – она не превышает 70 %, т.к. значительная часть попутного газа закачивается в нефтяные месторождения для поддержания пластового давления и используется на другие технологические нужды.

Около половины добытого природного газа отправляется на экспорт, остальная часть потребляется внутри страны. Основными покупателями азербайджанского газа являются Турция (преимущественно) и Грузия, куда топливо поставляется по Южно-Кавказскому газопроводу Баку – Тбилиси – Эрзерум.

Производство электроэнергии снизилось с 22,9 млрд. кВт·ч в 1991 г. до 18,9 млрд. кВт·ч в 2009 г. (на душу населения – 2,4 тыс. кВт·час). Основу отрасли составляет теплоэнергетика (88%), остальная энергия производится на ГЭС. Наиболее мощные ТЭС работают в Мингечауре (Азербайджанская ГРЭС, 2430 МВт), Ширване (1050 МВт), Сумгаите (525 МВт, пущена в ноябре 2009 г.), близ Баку (Северная ГРЭС, 550 МВт). В качестве топлива на станциях ранее использовался мазут, ныне он практически полностью вытеснен природным газом (его доля составляет 90 %).

Гидроэнергетический потенциал Азербайджана оценивается в 35−40 млрд. кВт·ч, технически пригодный к освоению – в 16 млрд. кВт·ч. Наиболее крупные ГЭС построены на Куре – Мингечаурская (402 МВт), Шамкирская (380 МВт) и Варваринская (16 МВт). Также ГЭС имеются на р. Тертер и еще несколько мелких в разных районах страны (суммарная мощность всех ГЭС – 987 МВт). В период до 2015 года на реке Кура запланировано строительство Товузской, Шихлинской и Пойлинской ГЭС общей мощностью примерно 550 МВт.

Крупнейшим центром электроэнергетики на сегодня является Мингечаур, доля которого в общереспубликанском производстве превышает 40 %.

Существовавшая в советский период Объединённая энергосистема Закавказья, в состав которой входили энергосистемы Грузии, Армении, Ирана и Турции, в настоящее время не работает.

Чёрная металлургия за постсоветский период значительно снизила объём производства и в настоящее время работает весьма нестабильно. Её удельный вес в структуре промышленного производства – не более 0,4 %.

Отрасль в республике представлена тремя предприятиями. В г. Дашкесан работает Азербайджанский ГОК, на котором добывается и обогащается местная железная руда. Ранее она предназначалась для Руставского металлургического комбината в Грузии. В 1970 г. было добыто 1413 тыс. т руды, в 1988 г. – 726 тыс. т. С прекращением работы комбината добыча руды прекратилась. В 2006 г. эксплуатацию месторождения возобновила английская компания Det.Al. В 2008 г. в республике добыто 28 тыс. т железной руды (в 1990 г. – около 0,5 млн. т), в 2009 г. это производство вновь не работало, а в 2010 г. получено 57,8 тыс. т продукта.

В Сумгаите имеется трубопрокатное производство (Азербайджанский трубопрокатный завод), объём которого также значительно сократился. В 1988 г. было произведено 604 тыс. т стальных труб, в 2009 г. – лишь 6,9 тыс. т.

В Баку работает завод передельной металлургии, который ранее обеспечивал нужды машиностроения. В 1988 г. в стране было произведено 697 тыс. т проката, с 1999 г. производство прекратилось, но с 2001 года оно было возобновлено компанией Baku Steel Company, зарегистрированной на острове Мэн. Завод в настоящее время производит стальную арматуру, в 2009 г. было произведено 96 тыс. т (в 2006 г. – 268 тыс. т).

Из цветных металлов в Азербайджане осуществляется производство алюминия. Сырьём алюминиевой промышленности являются алуниты Загликского месторождения (близ Дашкесана). Глинозём производится в Гяндже, первичный алюминий – в Сумгаите. Производство глинозёма во второй половине 2000-х гг. держалось вблизи отметки в 300 тыс. т в год (в 2008 г. – 306 тыс. т), однако в 2009 г. из-за мирового кризиса произошёл обвальный спад – было произведено лишь 36,6 тыс. т, а весной 2010 г. производство и вовсе было остановлено. Предполагается его возобновить, но лишь с целью экспортных поставок глинозёма на Таджикский алюминиевый завод, который и раньше перерабатывал значительную часть азербайджанского глинозёма. Первичного алюминия в 2008 г. было произведено 61,6 тыс. т. Планируется построить ещё один алюминиевый завод в Гяндже.

В небольших объёмах в Азербайджане усилиями международного консорциума AIMROC осуществляется добыча золота на месторождении Гедабек. В 2009 г. (первый год разработки месторождения) добыто 333 кг. Также планируется начать добычу серебра и меди.

Химическая промышленность. Наличие мощной нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности создало предпосылки для формирования в республике в советский период развитой нефтехимической промышленности, предприятия которой сосредоточены на Апшеронском полуострове, вблизи НПЗ – в Баку и особенно в соседнем Сумгаите. В период независимости, когда нефтяная отрасль была практически полностью переориентирована на экспорт сырой нефти, химическая промышленность в республике пришла в упадок, а ряд производств были остановлены. В настоящее время отрасль даёт менее 1 % от общего объёма промышленного производства Азербайджана.

Наиболее крупные предприятия химической промышленности объединены в составе государственного концерна Azərikimya, с 2010 года входящего в структуру ГНКАР. Производство основных видов продукции незначительно. Так, в 2009 г. было произведено всего 23 тыс. т пропилена, 10 тыс. т изопропилена, 42 тыс. т полиэтилена. Производство продукции основной химии также невелико. Серной кислоты выпущено лишь 12,8 тыс. т (в 1988 г. – 845 тыс. т), хлора – 3,9 тыс. т. Производство минеральных удобрений и шин, довольно значительное в советское время, прекратилось совершенно.

Машиностроение. Эта отрасль также относится к числу тех, о которых приходится писать в основном в прошедшем времени. До распада СССР Азербайджан имел разнообразную отраслевую структуру машиностроения, наиболее значимые её элементы рассмотрены ниже. В настоящее время отрасль практически не функционирует, значительная часть предприятий либо ликвидирована, либо работает не на полную мощность, выпуская мизерные объёмы продукции. Это объясняется, прежде всего, разрывом внешних связей с бывшими союзными республиками, отсутствием платежеспособного спроса внутри страны и эмиграцией квалифицированных специалистов, обеспечивавших нормальное функционирование предприятий. В период независимости в Азербайджане возникли некоторые новые машиностроительные производства, но объём их крайне незначителен. Удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства ничтожно мал и не превышает 2 %.

Крупнейшим центром машиностроения является Баку, также предприятия отрасли имеются в Сумгаите, Мингечауре, Нахичевани, Гяндже и др.

Среди отраслей машиностроения ранее выделялось производство электротехнической продукции, нефтяное машиностроение (особенно производство нефтедобывающего оборудования), станкостроение и приборостроение. В электротехнической промышленности выделялось производство электродвигателей, электросталеплавильных печей, трансформаторов, кабельной продукции, холодильников, электроламп и др. В настоящее время производство этих видов продукции снизилось до совершенно ничтожных величин. Так, выпуск электродвигателей (Баку) в 1988 г. составил 407 тыс. штук, а в 2009 г. – всего 50 единиц. Производство бытовых холодильников (они выпускаются также в Баку) в 1988 г. достигало 357 тыс. штук, в 2009 г. – 4,6 тыс. Выпускалось оборудование для пищевой промышленности и строительной индустрии.

Одним самых новых (1984 г.) крупных предприятий в Баку стал завод глубоководных оснований, производящий оборудование для бурения нефтяных скважин на шельфе.

В лёгкой промышленности Азербайджана наиболее значимыми подотраслями являются хлопкоочистительная, производство хлопчатобумажных и натуральных шёлковых тканей и ковроткачество. Все эти производства, однако, в настоящее время находятся в состоянии глубокого кризиса.

Хлопкоочистительные заводы традиционно располагались вблизи посевов хлопчатника, в основном в небольших городах. В настоящее время наиболее крупное предприятие по очистке хлопка работает в Баку, на втором месте находится город Саатлы, находящийся в центре одного из крупных хлопковых районов республики. Также выделяются города Ширван, Барда и Агджабеди. Из-за резкого сокращения производства хлопка в Азербайджане хлопкоочистительная отрасль также пришла в упадок. В 1988 г. было произведено 219 тыс. т хлопка-волокна, в 2009 г. – лишь 17,8 тыс. т.

Хлопчатобумажные комбинаты работают в Гяндже, Мингечауре и в Баку, предприятия по производству натуральных шёлковых тканей на своем сырье (коконы тутового шелкопряда) – в Шеки и Ордубаде. Как и на всём постсоветском пространстве, производство тканей в Азербайджане катастрофически уменьшилось за период независимости – со 140 млн. м² в 1991 г. до 1,4 млн. м² в 2009 г.

Ковроткацкое производство пришло в упадок в начале 90-х гг. В середине 2000-х была предпринята попытка его возрождения, но через несколько лет производство вновь резко сократилось. Ранее крупнейшими центрами ковроткачества являлись Гянджа (в 1988 г. произвёл 74 % объёма производства) и Джалилабад. В настоящее время почти всё производство сосредоточено в Баку, но объём его незначителен. В 1988 г. выпуск ковров составлял 3783 тыс. м², в 2000 г. – 20 тыс., в 2005 г. – 630,3 тыс., в 2009 г. – 11,8 тыс.

Пищевая промышленность – вторая по значению отрасль азербайджанской индустрии после ТЭКа. Её удельный вес в структуре промышленного производства составляет около 2,7 %. Значительную часть объёма производства этой отрасли дают предприятия местного значения (мясная, молочная, хлебопекарная, мукомольная промышленность). Они размещены по всей территории Азербайджана, но наиболее крупные предприятия тяготеют к бакинско-сумгаитскому промышленному узлу, являющемуся наиболее крупным потребителем продуктов питания.

Являясь некогда крупнейшей союзной республикой – производителем винограда, Азербайджан стал и одним из важных центров винно-коньячной промышленности, особенно производства коньяков. В 1988 г. республика давала 13 % коньячной продукции СССР, наиболее крупные заводы работали в Гяндже, Шамхоре, Ханларе. Катастрофическое уменьшение площадей виноградников, разрыв связей с бывшими союзными республиками, карабахская война и заграничная конкуренция в постсоветский период привели к резкому спаду в отрасли. Производство коньяков ныне колеблется в интервале от 20 до 120 тыс. дал в год (в 1988 г. было выпущено 1635 тыс. дал). Производство вин в 2009 г. составило всего 652 тыс. дал против 5,5 млн. в 1988 г. Наиболее крупным производителем вина на сегодня является Гянджа. Более благополучно обстоит дело в пивоваренной промышленности, производство пива лишь незначительно уступает показателям советского времени. Главным производителем является город Хырдалан на Апшероне, где работает завод пивоваренной компании «Балтика».

Чаеразвесочное производство традиционно базировалось на местном сырье. В период независимости спад в отрасли не был катастрофическим, но в связи с крахом азербайджанского чаеводства стало использоваться импортное сырьё. В 1988 г. произведено 22,1 тыс. т натурального чая, в 2009 – 10,7 тыс. т. Главным центром является Баку (70 % продукции), вторым по значимости – Ленкорань. Большая часть произведённого чая вывозится, в основном, в Россию.

Новой для Азербайджана является сахарная промышленность. Первый сахарный завод был построен иранскими инвесторами в городе Имишли и вступил в эксплуатацию весной 2006 г., он стал крупнейшим сахарным заводом в Закавказском регионе. Предприятие работает на местном сырье, в 2009 г. было произведено 316 тыс. т сахара. Около половины продукции экспортируется, в основном, в три страны – в Россию, Афганистан и Туркмению.

В советское время значительной была добыча поваренной соли. Ныне производство резко уменьшилось. В 1988 г. добыто 121 тыс. т. соли, в 2009 г. – лишь 5,5 тыс. т. Добыча сосредоточена в пределах Нахичеванской АР, изолированное положение автономии и вызванная ею трудность доставки продукции потребителям и предопределили глубокий спад в отрасли. В небольших количествах соль добывается также на Апшероне.

Сельское хозяйство занимает важное место в экономике Азербайджана, несмотря на то, что оно даёт лишь 6,4 % ВВП страны. С одной стороны, в аграрном секторе занято почти 40 % населения республики. С другой стороны, сельское хозяйство обеспечивает сырьём пищевую промышленность – вторую по значению отрасль азербайджанской индустрии после энергетики.

Сельское хозяйство в Азербайджане развивается в своеобразных условиях. С одной стороны, большое количество тепла и солнечного света, продолжительный вегетационный период позволяют выращивать здесь многие ценные сельскохозяйственные культуры. В то же время Азербайджан – горная страна, следствием чего является малоземелье и относительно низкая распаханность территории.

Из 4,8 млн. га сельскохозяйственных угодий более 2,7 млн. га занимают сенокосы и пастбища (56 %), на долю пашни приходится лишь 1,8 млн. га. Обеспеченность пашней низка – лишь 0,20 га на душу населения, несмотря на то, что распаханность постепенно увеличивается (за последние 40 лет площадь пашни возросла на 37 %). Около 30 % сельскохозяйственных земель (2/3 пашни) – поливные. Общая длина оросительных каналов превышает 40 тыс. км. Наиболее крупные массивы пашни расположены в пределах Кура-Араксинской низменности. Однако и здесь пахотные угодья представляют собой «острова», хотя и относительно крупные. Это объясняется неравномерной обеспеченностью территории оросительной сетью, а также образованием здесь солончаков и земель вторичного засоления.

Характер динамики объёма сельскохозяйственного производства в постсоветском Азербайджане в основном аналогичен динамике промышленности. Всё же спад производства в аграрном секторе оказался менее глубоким, чем в индустрии, но и темпы роста сельского хозяйства в последние годы довольно скромные.

Таблица 6

Индексы объема сельскохозяйственной продукции (1990 г. = 100)

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

76

52,5

64,7

90,8

91,6

95,3

101,1

104,6

В отраслевой структуре производства в период независимости доля животноводства выросла с 31 % в 1992 г. до 37 % в 2008 г. Доля растениеводства снизилась с 69 % до 63 %. Это произошло, в основном, за счет снижения производства технических культур.

В сельскохозяйственном производстве на сегодня полностью доминирует частный производитель. Колхозно-совхозная система в Азербайджане была в основном ликвидирована к 1998 году, в настоящее время в стране насчитывается 2,4 тыс. фермерских хозяйств. Кроме того, значительную часть сельскохозяйственной продукции в Азербайджане, как и на всём постсоветском пространстве, производят личные подсобные хозяйства населения, из которых 2,6 тыс. имеют права юридического лица. В настоящее время на долю сельскохозяйственных предприятий приходится лишь 6,4 % общего объёма продукции. Средний размер фермерского хозяйства составляет около 96 га (в т.ч. 76 га пашни), личного подсобного хозяйства (с правами юридического лица) – 10,6 га.

Появление вместо небольшого количества крупных сельскохозяйственных производителей множества мелких, наряду с прочими негативными факторами, не могло не привести к заметному снижению технического уровня отрасли. С 1990 г. парк тракторов и зерноуборочных комбайнов в Азербайджане сократился вдвое, а других видов сельскохозяйственных машин – ещё более. Так, численность культиваторов уменьшилась в 7 раз, сеялок – в 4,7 раза. Сокращение парка прекратилось лишь во второй половине 2000-х годов, и его рост пока минимален. Резко – в 6 раз – уменьшилось применение минеральных удобрений. На 1 га посевной площади в 2009 г. было внесено всего 12 кг минеральных удобрений, что является мизерным показателем. При этом почти 70 % посевной площади не удобряется вовсе. Отмеченные тенденции отрицательно повлияли на динамику качественных показателей отрасли.

Структура посевных площадей Азербайджана в настоящее время выглядит следующим образом: 60 % занято посевов под зерновыми культурами, менее 5 % – под техническими, 12 % – под картофелем и овощебахчевыми и 23 % – под кормовыми. За период независимости ощутимо вырос удельный вес зерновых культур, а также картофеля и овощебахчевых. Сократилась доля технических (посевы уменьшились в четыре раза) и кормовых культур. Вся посевная площадь составляет 1,7 млн. га (2009 г.), это несколько превышает показатели дореформенного периода.

Зерновые культуры выращиваются повсеместно. Наиболее крупным производителем зерна является Кура-Араксинская низменность, но её лидерство выражено не очень резко, на её долю приходится лишь около трети зерновых посевов. Ранее удельный вес этого региона был выше. Однако за постсоветский период посевы зерновых в Азербайджане увеличились вдвое, и в основном это происходило за счёт других регионов страны, где имелись резервы для расширения зернового клина. Наиболее значительно – в 4 раза только за период с 2000 по 2009 год – увеличилась посевная площадь под зерновыми в Верхнем Карабахе, где особенно выделился пограничный с НКР Физулинский район (часть территории этого района контролируется войсками непризнанной республики).

В составе зернового клина доминируют две культуры – пшеница (72 % посевов зерновых) и ячмень (24 %). Выращиваются почти исключительно озимые сорта зерновых (94 % зернового клина), т.к. максимум осадков в Азербайджане приходится на зиму. Из яровых культур наибольшее распространение получила кукуруза. Её производство локализуется преимущественно на южных склонах Большого Кавказа (Белоканский и Закатальский районы), где сосредоточено до половины посевов. Также выделяются Кура-Араксинская низменность и Гянджа-Казахская равнина. В прочих регионах страны посевы кукурузы незначительны.

Производство зерна с 1990 по 2009 г. возросло с 1,4 до 2,9 млн. т (на душу населения – 332 кг). Урожайность зерновых значительно снизилась в 90-е годы, но в настоящее время она вновь возросла и в последнее десятилетие устойчиво держится на уровне 26–27 ц/га, что соответствует показателям советского времени.

Производство картофеля резко выросло в период независимости: в 1990 г. собиралось 185 тыс. т, в 2009 г. – уже 982 тыс. т. Площадь картофелепосадок за этот же период возросла в 3 раза. Эта тенденция обусловливалась резким снижением уровня жизни населения в начале 90-х гг. – для значительной части азербайджанцев картофель собственного производства стал крайне значимым источником продовольственного снабжения. Картофелеводство на сегодня присутствует почти во всех районах республики, но преимущественно оно сконцентрировано в двух частях страны. Первой и наиболее значимой из них является Гянджа-Казахская равнина на западе республики (Товузский, Кедабекский и Шамкирский районы). Второй по важности картофелеводческий район Азербайджана – северная часть Ленкоранской низменности (Джалилабадский район). В этих четырёх административных районах суммарно собирается до 2/3 общереспубликанского урожая картофеля.

Значение овощеводства также ощутимо выросло в постсоветский период по тем же причинам, что и роль картофелеводства. В 1990 г. в республике собиралось 856 тыс. т овощей, в 2009 г. – 1178 тыс. т. Овощеводство возникло как отрасль пригородного сельского хозяйства, в настоящее время овощи выращиваются повсеместно. Крупнейшими центрами азербайджанского овощеводства на сегодня являются два прикаспийских района – Хачмазский и Ленкоранский, а также Шамкирский район в верховьях Куры. На долю этих трёх районов приходится 30 % посевов овощей.

Из технических культур одной из важнейших для Азербайджана традиционно был хлопчатник, который возделывается на орошаемых землях Кура-Араксинской низменности и долины Аракса. Однако в постсоветский период потеря традиционных рынков сбыта привела к тому, производство хлопка значительно снизилось: в 1990 г. было собрано 543 тыс. т хлопка-сырца, в 2009 г. – 32 тыс. т. Посевы хлопчатника уменьшились в 15 раз и в настоящее время они в 5 раз меньше, чем накануне Первой мировой войны. Наиболее крупными производителями хлопка на сегодня остаются смежные Имишлинский, Билясуварский и Саатлинский районы, расположенные в долине Аракса, на Муганской и Мильской равнинах. На их долю приходится 58 % посевов и почти половина валового сбора хлопчатника.

Новой для независимого Азербайджана является культура сахарной свёклы, которая в советский период в республике не выращивалась. Ныне под сахарной свёклой занято около 8 тыс. га, преимущественно на Кура-Араксинской низменности. Особенно здесь выделяются Агджабединский и Билясуварский районы. Также довольно значительны посевы этой культуры в Нахичеванской республике. Валовой сбор сахарной свёклы в настоящее время достигает 189 тыс. т.

В советский период Азербайджан занимал первое место в СССР по производству винограда: в 1985 г. (накануне антиалкогольной кампании) площадь виноградников составляла 276 тыс. га, а урожай достигал 1,8 млн. т (пятая часть союзного). В период независимости виноградарство пришло в глубокий упадок: в 2009 г. было собрано лишь 129 тыс. т, а площадь виноградников сократилась до 15 тыс. га. По производству винограда Азербайджан уступил даже соседней Армении, никогда не входившей в число союзных республик – лидеров по виноградарству. Причинами столь резкого спада, помимо кампании перестроечного периода, являются недостаток минеральных удобрений, техники, трудности со сбытом продукции. Кроме того, до 43 тыс. га виноградников осталось на территории НКР48.

Наиболее значительные площади виноградников в настоящее время сохранились на Гянджа-Казахской равнине (особенно в Самухском и Гёйгёльском районах), на Кура-Араксинской низменности (выделяется Сальянский район) и в Горном Ширване. Также следует отметить Джалилабадский район в северной части Ленкоранской низменности.

До распада СССР Азербайджан был второй (после Грузии) республикой – производителем чая. Эта культура выращивалась с 1912 года преимущественно на Ленкоранской низменности, на побережье Каспийского моря (Астаринский и Ленкоранский районы). В 1990 г. валовой сбор чайного листа составлял 30,7 тыс. т (5,5 % союзного). Ныне из-за иностранной конкуренции эта отрасль совершенно уничтожена – в 2009 г. было собрано лишь около 450 т чая.

В восточной части страны возделываются фанат, инжир, хурма, айва, миндаль и другие культуры, характерные для сухих субтропиков. Наибольшее распространение эти культуры получили в Астаринском районе – на крайнем юге Ленкоранской низменности, вблизи границы с Ираном.

Таблица 7

Поголовье скота в Азербайджане в 1990–2009 гг., тыс. голов

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Крупный рогатый скот

в т.ч. коровы

Овцы

Козы

Свиньи

Птица (млн. голов)

Ослы и мулы

1832

711

5224

195

157

29,1

30,2

1682

773

4434

210

30,4

13,3

24,9

2022

959

5553

533

18,6

14,7

37,8

2380

1151

7105

593

22,9

19,0

45,5

2445

1184

7291

578

21,3

18,8

46,4

2512

1217

7523

587

18,7

20,8

47,3

2570

1242

7685

591

10,3

22,4

46,5

2611

1264

7802

608

5,3

22,0

46,1

Скотоводство в Азербайджане имеет преимущественно мясо-молочное направление, а на Апшеронском полуострове и особенно в Нахичеванской республике – молочно-мясное. Скотоводство развивается повсеместно, наиболее крупным районом является Кура-Араксинская низменность, где сосредоточено чуть менее 40 % поголовья крупного рогатого скота.

Свыше 10 % численности поголовья крупного рогатого скота в Азербайджане составляют буйволы. Разводятся они в наиболее водообеспеченных районах республики, поэтому больше всего их на Кура-Араксинской низменности. Здесь в некоторых районах (Уджарский, Агдашский, Евлахский) они составляют более трети поголовья крупного рогатого скота. В Ленкоранской природной области (Ленкоранский, Астаринский, Лерикский и Ярдымлинский районы) разводится также азербайджанский зебу.

Продуктивность азербайджанского крупного рогатого скота крайне низка. По данным за 2009 г., надой молока на одну корову и буйволицу составлял всего 1131 кг. Это самый низкий показатель среди стран Закавказья. Продуктивность коров в Азербайджане значительно ниже уровня советского периода, в 1988 г. соответствующий показатель равнялся 1824 кг.

Существенное значение в азербайджанском животноводстве имеет овцеводство. Поголовье овец незначительно уменьшилось в первые годы независимости (до середины 90-х гг.), а затем стало стабильно расти. По численности поголовья овец республика на сегодня занимает пятое место на постсоветском пространстве. Азербайджанское овцеводство имеет мясошёрстное направление. Овцы находятся круглый год на подножном корму, летом они выпасаются на альпийских и субальпийских лугах Большого и Малого Кавказа и Талышских гор, а зимой – на пастбищах Кура-Араксинской, Прикаспийской низменностей, Приараксинской и других равнин, а также на плато Джейранчёль.

Поголовье коз в Азербайджане резко (более чем в 3 раза) возросло в постсоветский период и лишь в последнее десятилетие численность его более или менее стабильна. Наиболее крупным районом козоводства на сегодня является Нахичеванская АР, где сосредоточено свыше четверти поголовья. Также выделяются северные склоны Малого Кавказа (Гянджа-Казахская равнина) и Куро-Араксинская низменность.

Свиноводство в Азербайджане было и в советское время было развито ограниченно, а в период независимости оно практически исчезло. Это связано с преобладанием мусульманского населения в стране (и его резким ростом в постсоветский период) и значительным влиянием религиозных традиций49. В настоящее время большая часть поголовья свиней сосредоточена в Кахском районе (на южных склонах Большого Кавказа).

Птицеводство в Азербайджане пережило глубокий кризис в первые годы независимости, когда поголовье домашней птицы уменьшилось в 2,5 раза. Затем началось постепенное восстановление отрасли, но до сих пор численность поголовья заметно ниже уровня советского периода. Птицеводство тяготеет к Бакинско-Сумгаитскому промышленному узлу, где оно является отраслью пригородного сельского хозяйства (Абшеронский, Сиазанский, Аджигабульский, Хызынский и Шабранский районы). Крупным птицеводческим районом является также Кура-Араксинская низменность, где развитое зерновое хозяйство является кормовой базой птицы.

Традиционной для Азербайджана отраслью является шелководство. Однако в постсоветский период из-за иностранной конкуренции отрасль пришла в глубокий упадок и в настоящее время близка к полному исчезновению. Производство коконов, достигавшее в 1990 г. 5 тыс. т, в настоящее время составляет порядка 10 т в год.

Транспорт. Азербайджан располагает всеми видами транспорта, кроме речного. В 1991 г. было перевезено 210 млн. т грузов, в 2009 – 190 млн. т. Грузооборот азербайджанского транспорта в настоящее время уже более чем вдвое выше, чем в советский период, но структура его коренным образом изменилась: если в советское время резко преобладали железные дороги, то в настоящее время на первое место вышел трубопроводный транспорт. Это обусловлено стремительным ростом экспорта нефти и газа из республики.

Таблица 8

Перевозки грузов и грузооборот транспорта общего пользования

Виды транспорта

Перевозки грузов, млн. т

Грузооборот,

млн. т∙км

1991

2009

1991

2009

Все виды транспорта

в том числе

Железнодорожный

Трубопроводный

Морской

Автомобильный

Воздушный

210,2

31,0

27,2

15,0

137,0

0,016

190,4

20,8

62,1

13,2

94,2

0,032

43 901

30 479

1230

9149

3010

33

97 704

7592

73 195

6173

10 634

110

В структуре пассажирских перевозок за пореформенный период господствующие позиции автобусного транспорта ещё более укрепились за счёт спада на железнодорожном транспорте, а также полного уничтожения городского электротранспорта в республике, кроме метрополитена в Баку50.

Таблица 9

Перевозки пассажиров и пассажирооборот транспорта общего пользования

Виды транспорта

Перевозки пассажиров,

млн. чел.

Пассажирооборот,

млн. пасс.∙км

1991

2009

1991

2009

Все виды транспорта

в том числе:

Железнодорожный

Автобусный

Таксомоторный

Троллейбусный

Трамвайный

Метрополитен

Морской

Воздушный

973,3

14,3

641,5

81,4

54,7

18,3

160,7

0,4

2,0

1328,0

6,4

1076,5

38,1

206,1

0,01

0,9

16046

1973

7052

744

361

121

1189

57

4549

19744

1024

14491

800

1937

4

1488

Сеть железных дорог существует в Азербайджане с 1880 г. Протяженность железнодорожной сети общего пользования составляет 2079 км, из которых 1251 км (60 %) электрифицировано, а 800 км – двухпутные. Основные линии веером расходятся от столицы республики по четырём направлениям – на восток, север, юг и юго-запад. Важнейшей является линия Баку – Евлах – Беюк-Кясик (и далее в Грузию), с ответвлениями Малай – Белокан и Евлах – Барда (участок от Барды до Степанакерта не работает). Сообщение с Россией осуществляется по дороге Баку – Ялама (далее на Ростов), идущей вдоль Каспийского моря. На юго-запад, вдоль Аракса, направляется линия Алят – Джульфа – Гюмри, которая в настоящее время блокирована Арменией: работают лишь участки Алят – Горадиз и «островной» отрезок Джульфа – Шарур на территории Нахичеванской АР. Также заблокирован участок Акстафа – Раздан, примыкающий к линии Баку – Тбилиси и соединяющий Азербайджан с Арменией. Наконец, на юг направляется дорога Османлы-Новые – Астара (с веткой Сальяны – Нефтечала), которая связывает Азербайджан с Ираном.

Управление железными дорогами в республике осуществляет ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (Azәrbaycan Dәmir Yollari QSC) со стопроцентным государственным капиталом. Эта компания была образована летом 2009 г.

В структуре грузоперевозок на железнодорожном транспорте преобладает международное сообщение (63 % объёма перевозок и 62 % грузооборота). В постсоветский период железные дороги Азербайджана приобрели также важное транзитное значение, став звеном международного транспортного коридора TRACECA51, связывающего Европу и Азию в обход России и активно субсидируемого ЕС. Транзитные перевозки в Азербайджане не облагаются НДС, а на железных дорогах для них действует льготный тариф. В 2009 г. на долю транзита пришлось 24 % грузовых перевозок и 30 % грузооборота азербайджанских железных дорог. В структуре пассажирских перевозок, напротив, как и на всём постсоветском пространстве, резко доминирует внутриреспубликанское сообщение. На его долю в 2009 г. пришлось 93 % объёма перевозок и 89 % пассажирооборота.

Автомобильный транспорт имеет для Азербайджана большое значение, особенно для труднодоступных горных районов. Железнодорожная связь с Россией в течение ряда лет была прервана, и все грузовые перевозки между странами осуществлялись автотранспортом. Протяженность автомобильных дорог в последние годы выросла и составляет 18,9 тыс. км. Основные автодороги в Азербайджане проложены параллельно важнейшим железнодорожным магистралям. Между Большим и Малым Кавказом проходит магистральная дорога Баку – Евлах – Тбилиси – Сухум – Сочи – Новороссийск (М27). Также значима проложенная в меридиональном направлении вдоль каспийского побережья дорога Дербент – Баку – Астара – Иран.

Баку является крупнейшим морским портом на Каспийском море. От него в 1962 г. было организовано паромное сообщение с туркменским городом Красноводском (Туркменбашы), а в 1970-е гг. – и с казахским Шевченко (Актау). Паромные переправы осуществляют автомобильные и железнодорожные перевозки. Грузооборот бакинского порта в настоящее время сравнительно невелик и составляет около 5 млн. т (в 1973 году он составил рекордные 24,4 млн. т, в 1990 г. – 6,9 млн. т).

Нефтяной терминал бакинского порта расположен в посёлке Дюбенди (на Апшеронском полуострове, в 50 км северо-восточнее Баку), сюда поступает казахстанская нефть для дальнейшей транспортировки по трубопроводам. На его долю приходится половина перерабатываемых бакинским портом грузов.

В 2007 г. было принято решение о переносе главного порта страны из Бакинской бухты в посёлок Алят (65 км юго-западнее современного). Новый порт здесь предполагается построить к 2015 году, его мощность составит до 11,6 млн. т. Помимо Баку, в Азербайджане порты имеются в Ленкорани, Астаре и Сумгаите.

Азербайджан на начало 2010 г. располагает торговым флотом общим дедвейтом 663 тыс. т, в том числе на долю танкеров приходится 353 тыс. т, сухогрузов – 122 тыс. т, прочих типов – 187 тыс. т. Крупнейшим оператором морских перевозок на Каспийском море выступает Азербайджанское государственное Каспийское морское пароходство. Флот пароходства включает 80 судов, в том числе 43 танкера, 37 сухогрузов (из них 7 железнодорожных паромов, 2 судна типа Ro-8 и 2 типа Ro-Ro), с суммарным дедвейтом 484 486 т. Суда пароходства работают не только на Каспийском море, но и в других морских бассейнах (сообщение с ними осуществляется по речным путям России). Вторым крупным перевозчиком является компания «Каспийский морской нефтяной флот», входящая в структуру ГНКАР.

Наибольшая часть перевозочной работы морского транспорта на сегодня приходится на долю транзитных перевозок – как и железная дорога, каспийские водные пути являются звеном коридора TRACECA. В 2009 г. 88 % морских грузоперевозок пришлось на долю транзита, из них 52 % − перевозки между иностранными портами и 36 % – перевозки грузов с перегрузкой в Азербайджане на суда с других видов транспорта и наоборот. Лишь 12 % объёма трафика приходится на долю заграничных перевозок грузов азербайджанского происхождения. Удельный вес малого каботажа и вовсе ничтожен, более того, он и не каждый год осуществляется.

В пассажирском сообщении роль морского транспорта минимальна. В год перевозится от 10 до 20 тыс. пассажиров (в 2009 г. – 10,4 тыс.) и исключительно в международном сообщении (в основном по линии Баку – Туркменбашы).

Речное судоходство в советский период осуществлялось по Куре (ниже Евлаха). Однако из-за небольших глубин на реке размеры его были невелики, а после постройки на Куре гидроэлектростанций в конце 80-х гг. оно и совсем прекратилось.

Существенное значение имеет воздушный транспорт. Это объясняется спецификой геополитического положения Азербайджана – наличием в составе республики нахичеванского эксклава и фактически замороженными отношениями с Арменией, которая и отделяет автономию от основной территории Азербайджана. Сообщение с Нахичеванью поддерживается лишь воздушным транспортом, таким образом, авиация на сегодня в определённой степени обеспечивает единство и территориальную целостность страны.

Специфическая роль авиации предопределила две особенности динамики показателей воздушного транспорта, отличающие Азербайджан от других постсоветских государств. Во-первых, спад объёма пассажирских перевозок в Азербайджане в период независимости был не столь резким, как в большинстве стран СНГ, где гражданская авиация после распада СССР пришла в глубокий упадок. Во-вторых, в структуре пассажирских перевозок довольно велика доля внутреннего сообщения, что нетипично для небольших по площади стран, к каким относится Азербайджан. До 2003 г. внутренние пассажирские перевозки даже преобладали над международными. Лишь затем заграничное сообщение опередило внутреннее, а в 2009 г., в условиях глобального кризиса, по местным авиалиниям было перевезено лишь 24 % пассажиров. В грузовых перевозках доля внутреннего трафика уже значительно скромнее – в 2009 г. 97 % грузов было перевезено по международным линиям.

Гражданская авиация в Азербайджане управляется ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары», образованным в 2008 г. из одноимённого государственного концерна. В структуру общества входят, в числе прочего, как все азербайджанские аэропорты, так и национальная авиакомпания «Азербайджанские авиалинии» (AZAL).

Крупнейшим аэропортом Азербайджана является бакинский международный аэропорт имени Гейдара Алиева. По сведениям на зиму 2010–2011 годов, структура авиасообщений столичного аэропорта выглядела следующим образом: около 45 % рейсов выполнялось в аэропорты бывшего СССР, в т.ч. 18 % приходилось на долю Москвы; в аэропорты Азии (вне бывшего Союза) направлялось 33 % рейсов, из них наиболее интенсивным сообщение было со Стамбулом (16 %) и Дубаем (9 %). Чуть более 10 % рейсов выполнялось в аэропорты Зарубежной Европы и на долю внутриреспубликанского сообщения пришлось 12 %. Помимо Баку, регулярные пассажирские рейсы осуществляются также из аэропортов Нахичевани, Гянджи, Ленкорани и из Парзивана (аэропорт г. Закаталы). По размеру трафика эти пункты многократно уступают столичному аэропорту. Полёты из них осуществляются как в Баку, так и за границу, причём в основном в страны бывшего СССР (преимущественно в Россию).

Значение трубопроводного транспорта резко выросло в период независимости Азербайджана как следствие превращения добычи и экспорта углеводородов в фактически единственную базовую отрасль экономики страны. Стремительный рост добычи нефти и газа в Азербайджане повлёк за собой столь же масштабное увеличение объёма перевозок по трубопроводам. В результате они стали ведущим видом транспорта республики. Строительство трубопроводов приобрело и ярко выраженный геополитический подтекст: США и ЕС стремились использовать Азербайджан в качестве одного из звеньев независимого от России пути поставок углеводородного сырья на мировые рынки.

Общая протяжённость трубопроводной сети республики составляет 5944 км. Из них на долю нефтепроводов приходится 1990 км (в т.ч. транспортным организациям принадлежит 1161 км), газопроводов – 3954 км.

Транспортировка каспийской нефти на экспорт в настоящее время осуществляется по трём трубопроводам:

Поскольку Азербайджан лишь с недавнего времени стал экспортёром природного газа, сеть газопроводов на сегодня в основном удовлетворяет внутренние потребности республики. Первый крупный экспортный газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум (Южно-Кавказский газопровод) был сдан в эксплуатацию в 2007 г. Этот 1067-мм трубопровод имеет протяжённость 970 км (в том числе 442 км по азербайджанской территории) и проложен параллельно нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. По нему транспортируется газ, добываемый на месторождении Шах-Дениз. В будущем данная магистраль должна стать одним из элементов магистральной газопроводной системы NABUCCO, по которому центрально-азиатский и азербайджанский газ предполагается поставлять в страны ЕС через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию.