logo
SNG

Переговорный процесс

По решению Совета Министров ОБСЕ в марте 1992 г. была создана Минская группа (Россия, Франция, США, Беларусь, Германия, Италия, Португалия, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Турция, Азербайджан и Армения) в качестве формата для переговоров по мирному урегулированию карабахского конфликта. Следует отметить, что армяно-азербайджанское противостояние в большинстве случаев рассматривается политиками в качестве межгосударственного, т.е. в первую очередь между Арменией и Азербайджаном. Результатом этого является тот факт, что встречи в рамках переговорного процесса по карабахскому конфликту проходят между официальными представителями Армении и Азербайджана (представляя НКР на переговорах, Армения при этом не признает ее независимость). Отсутствие четкой регламентации переговорного статуса Нагорного Карабаха приводит к тому, что его представители не принимают участие в официальных встречах с азербайджанской стороной. По мнению НКР, этот факт значительно препятствует прогрессу в урегулировании конфликта.

На данном этапе, через 14 лет после окончания боевых действий, достигнуть какого-либо результата в переговорном процессе так и не удалось. Наиболее спорным моментом, как и следовало ожидать, является статус НКР. Непризнанное государство не видит себя в составе Азербайджана, требуя предоставления независимости (пока желание войти в состав Армении открыто не озвучивается), а Баку отказывается дать возможность самоопределиться карабахским армянам, настаивая на невозможности выхода «НКАО» из состава государства. Ни один из множества предлагаемых вариантов разрешения конфликта не был одобрен обеими сторонами переговорного процесса.

На сегодняшний день все сводится к спору по вопросу о том, каким должно быть урегулирование, поэтапным (на чем настаивает Баку) или пакетным (предложение армянской стороны). Пакетное решение подразумевает наряду с определением статуса республики соблюдение ряда условий: возвращение беженцев, восстановление связи Азербайджана с Нахичеванью, прекращение обоюдной экономической блокады (Армения блокирует связь с Нахичеванью) и т.д. Азербайджан поддерживает идею о том, что сначала должны быть выполнены все вышеуказанные условия, а решения о статусе будет принято после.

В последнее время ОБСЕ высказывается в поддержку проведения на территории НКР повторного референдума. Степанакерт негативно относится к этой идее, во-первых, потому что народ НКР уже выразил свою волю в 1991 г., во-вторых, потому что условием проведения референдума должно стать участие в нем азербайджанских беженцев и позиционирование Карабаха как части Азербайджана.

Огромную роль в урегулировании карабахского конфликта играет обширная армянская диаспора в таких странах мира как Россия (около 2,5 млн.), США (около 1 млн. чел.), Франция (около 500 тыс.), Иран (180 тыс.), Ливан (120 тыс.) и Сирии (120 тыс.). Армяне других государств не только активно поддерживают республику экономически (перечисления, инвестиции), но и осуществляют мощную лоббистскую деятельность в правительстве своих государств. Интересно, например, что США, заявляя нерушимой территориальную целостность Азербайджана, на протяжении длительного периода оказывает экономическую помощь НКР. В 2005 г. она составила 2,5 миллиона долларов.

Конфликт до настоящего времени находится в «замороженном состоянии».