logo
SNG

Политические партии и электоральные процессы в рт

Многопартийная система в РТ, как и в других республиках бывшего СССР, начала формироваться в 1990–91 гг. К настоящему времени наиболее значимыми элементами партийной структуры являются: Народно-демократическая партия Таджикистана (основана в 1994), Коммунистическая партия Таджикистана (1991), Аграрная партия, Партия экономических реформ, Социалистическая партия (1996), Демократическая партия Таджикистана, Социал-демократическая партия Таджикистана (1998), Партия исламского возрождения (основана в 1990 г., является единственной в Средней Азии легальной исламистской партией; особенным влиянием пользуется на востоке страны – в Раштской долине). НДПТ на сегодня является правящей и, по сути «государственной» партией, структуры которой фактически слиты с органами власти. В этом отношении Таджикистан мало отличается от соседних республик Средней Азии, в которых, как правило, резко выделяется одна партия, являющаяся своего рода «личной» партией главы государства, а роль оппозиционных всячески подавляется властями и в общем крайне незначительна. Некоторую особенность партийно-политической системе Таджикистана придаёт лишь ПИВТ, не имеющая аналогов у соседей. Кроме НДПТ, Э.Ш. Рахмонов поддерживается и Коммунистической партией. Компартия сравнительно долго сохраняла популярность среди электората и лишь сравнительно недавно была вытеснена набравшей политический вес НДПТ.

Пост президента в Таджикистане появился ещё до выхода республики из состава СССР. 29 ноября 1990 г. депутаты Верховного Совета Таджикской ССР избрали на этот пост председателя ВС Кахара Махкамова. Пробыв в должности менее года, он покинул её 31 августа 1991 г., после чего пост президента некоторое время оставался вакантным. Лишь 24 ноября 1991 г. состоялись первые президентские выборы на основе всенародного голосования. Победителем стал Председатель Верховного Совета РТ Рахмон Набиев, получивший 65% голосов избирателей (на выборах баллотировалось большое количество кандидатов). Однако президентство Набиева оказалось недолгим, что было обусловлено разгоревшейся в республике в марте 1992 г. гражданской войной. Истоки вооружённого противостояния заключались в стремлении определённых политических сил изменить традиционное распределение ролей между различными клановыми группами (связанными единством происхождения, проживания, семейными узами, укладом жизни, отношением к религии и др.) в жизни Таджикистана. К этому добавлялся фактор наличия в РТ влиятельного исламистского движения.

В ходе противостояния в мае 1992 г. в Душанбе было сформировано «правительство национального примирения», в котором ключевые посты получили представители «гармского» и «памирского» кланов, составившие основу т.н. Объединённой таджикской оппозиции, стремившейся превратить Таджикистан в исламское государство. В этих условиях Набиев (представлявший «ленинабадский» клан) потерял контроль над ситуацией в стране и 7 сентября 1992 г. был вынужден отказаться от поста президента (11 апреля 1993 г. он умер при невыясненных обстоятельствах). 16 ноября 1992 г. таджикский парламент собрался на сессию в селе Арбоб под Худжандом. Здесь главой государства (не президентом) был избран Эмомали Рахмонов (представитель «кулябского» клана), а главой правительства – Абдумалик Абдулладжаев («ленинабадец»). Силы Народного фронта (объединившего «кулябцев» и «ленинабадцев» и получившего поддержку России и Узбекистана) 4 декабря 1992 г. овладели Душанбе, а к лету 1993 г. линия фронта стабилизировалась примерно по линии р. Вахш (соглашение о перемирии, по которому исламисты в обмен на признание Э.Ш. Рахмонова президентом получили доступ в парламент и армию, было заключено 27 июня 1997 г.).

Постепенное прекращение противостояния позволило более или менее нормализовать процесс формирования высших органов власти РТ. 6 ноября 1994 г. на всенародном референдуме была принята Конституция РТ и одновременно состоялись вторые президентские выборы. На них баллотировались Э. Рахмонов и А. Абдулладжаев. Победителем стал Рахмонов, набравший 58,3% голосов. Согласно первой редакции Конституции, президент избирался на пять лет.

26 сентября 1999 г., незадолго до новых выборов, по инициативе Комиссии национального примирения в Основной закон путём референдума были внесены изменения, продлевавшие срок пребывания на высшем посту в государстве до семи лет, причём в должности президента нельзя было оставаться более одного срока. На этих условиях 6 ноября 1999 г. состоялись третьи президентские выборы. На пост президента баллотировались Э.Ш. Рахмонов и Давлат Исмонов. Рахмонов победил, набрав 96% голосов.

22 июня 2003 г. проведён ещё один референдум по внесению поправок в Конституцию, явно нацеленных на продление пребывания Э. Рахмонова во главе республики. Теперь на пост президента разрешалось баллотироваться два срока подряд, кроме того, снимались возрастные ограничения для главы государства. Вдобавок, Рахмонову удалось «обнулить счётчик» – первым его президентским сроком считается 2006–13 гг. Четвёртые президентские выборы в РТ прошли 6 ноября 2006 г. Победу в первом туре одержал Рахмонов60, получивший 76,4% голосов. Второе место занял Олимджон Бобоев (Партия экономических реформ; 7,2%), третье – Амиркул Каракулов (Аграрная партия, 6,2%), четвёртое – Исмоил Талбаков (Коммунистическая партия, 6,1%), пятое – Абдухалим Гаффаров (Социалистическая партия, 2,8%). Эти выборы бойкотировали такие влиятельные политические силы, как Демократическая и Социал-демократическая партии РТ, а также Партия исламского возрождения, поскольку они не признали законности внесённых в 2003 г. поправок в Конституцию. Таким образом, Рахмонов теоретически может оставаться на посту президента РТ до 2020 г.

Парламентские выборы в независимом Таджикистане впервые состоялись 26 февраля – 12 марта 1995 года. До этого парламентом РТ считался Верховный Совет, избранный ещё в советское время (25 февраля 1990 г.). По итогам выборов 1995 г. большинство мест в парламенте (100 из 181) получила Коммунистическая партия, ещё 10 досталось Народной партии, 6 – Партии народного единства, 1 – Партии экономического и политического обновления, 64 депутата были независимыми.

В 1999 г. в Конституцию были внесены изменения, согласно которым парламент республики приобрёл двухпалатную структуру, существующую доныне. Следующие выборы проходили уже по изменённому законодательству 27 февраля – 12 марта 2000 г. Резкое укрепление позиций Рахмонова позволило выиграть выборы «президентской» Народно-демократической партии, получившей 30 мест (64,5% голосов) в Маджлиси намояндагон из 63. Представительство в палате получили также коммунисты (13 мест), а также Партия исламского возрождения (2 места – согласно условиям соглашения о перемирии 1997 г.). 15 депутатов были независимыми, а 3 депутата не были избраны.

Последние по времени выборы в Маджлиси намояндагон состоялись 27 февраля – 13 марта 2005 г. Партии власти удалось значительно увеличить своё представительство – она получила 74% голосов и 49 мест в палате. 4 места получили коммунисты, 2 исламисты. Независимых депутатов было 5, остались вакантными 3 мандата. Акций протеста со стороны оппозиции не последовало. Председателем Маджлиси намояндагон был избран Махмадсаид Убайдуллоев.

Таджикский конфликт. Конфликт, который правильнее было бы именовать межтаджикским, начался после упразднения СССР, когда отдельные руководители среднеазиатских республик стали искать свою опору в реставрации ислама и связанных с ним традиций. В Таджикистане этот процесс вызвал кровопролитную войну, поставившую республику на грань территориального раскола. Вместе с тем, в основе гражданской войны находились не столько религиозное противостояние, сколько противоречия интересов политических элит различных регионов республики. Роль ислама свелась в значительной мере к тому, что он заменил образовавшийся идеологический вакуум и выступил как фактор, стимулировавший приток инвестиций из мусульманских государств. Необходимо учитывать и тот факт, что таджики в Афганистане по численности превосходят коренное таджикское население в самом Таджикистане и, соответственно, давно стремятся воссоединиться со своими этническими братьями, а также то обстоятельство, что во время гражданской войны часть населения Таджикистана ушла в Афганистан. Эти таджики оказались одной из баз оппозиции правительству нового независимого таджикского государства.

К концу 1992 г. в Республике Таджикистан сложилась кризисная ситуация с тенденцией дальнейшего ухудшения политической, экономической и социальной обстановки, угрожающая территориальной целостности и суверенитету независимого Таджикистана.

15 октября 1993 г. КМС были введены в Таджикистан. Их общая численность составила 6906 человек (апрель 1994 г.).

В результате совместных усилий стран СНГ, международных организаций и стран региона 27 июня 1997 г. в Москве было подписано так называемое Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Подписанный документ по существу является мирным договором. Таким образом, конфликт был урегулирован.