logo
SNG

Внешнеэкономические связи

Кризис 1990-х гг. отрицательно отразился на внешнеэкономических связях Армении. На протяжении всего периода с 1990 г. страна имела пассивный торговый баланс, причём импорт в несколько раз превышал экспорт. В 2010 г. стоимость экспорта составила 1011 млн. долл. (в 1995 – 271 млн. долл.), импорта – 3783 млн. долл. (в 1995 – 674 млн. долл.). При этом доля стран СНГ значительно снизилась: в экспорте – с 62 % в 1995 г. до 17 % в 2010 г., в импорте – с 49 % до 31 % соответственно.

Основными статьями экспорта являются цветные металлы (как концентраты, так и готовые металлы и сплавы; их доля составляет около 60 % экспорта), драгоценные камни, продукция пищевой промышленности (в том числе алкогольная продукция – коньяки и вина). Основные составляющие армянского импорта – продукция машиностроения (27 %), минеральное сырьё (в первую очередь, топливо; 20 %) и продовольственные товары (20 %).

Главными торговыми партнёрами по экспорту, по данным 2010 года, являлись Германия (15,8 %), Болгария (15,3 %), Россия (13,3 %), Грузия (9,3 %), Нидерланды (9,1 %), США (8,9 %), Бельгия (8,8 %). Германия является основным покупателем армянской меди (немецкий капитал владеет Алавердинским комбинатом), Болгария ввозит изделия армянской алюминиевой промышленности, Бельгия, Нидерланды и США – покупатели ювелирных изделий и алмазов, производимых в Армении, Россия и Грузия закупают продукцию пищевой промышленности. Ведущий партнёр по импорту – Россия (22,6 %), далее со значительным отставанием идут Китай (11,0 %), Украина (6,0 %), Германия, Турция и Иран (чуть более 5 % на долю каждой страны).