logo
SNG

Особенности развития и общая характеристика хозяйства

После получения независимости Узбекистан столкнулся с большим количеством проблем. В составе Союза экономика имела сырьевую направленность как в сельском хозяйстве (хлопководство), так и промышленности (газ, нефть, цветные металлы). Многие отрасли имели незаконченный цикл и ориентировались на предприятия других республик. Разрыв отношений особенно сильно сказался на хлопководстве, так как большая часть хлопка-волокна перерабатывалась в России (главным образом, в Центральном экономическом районе). Поэтому в начале 90-х годов Узбекистан испытывал большие трудности с рынками сбыта этой продукции, подобная ситуация имела место и в других отраслях.

Таблица 3

Индексы объема ВВП Узбекистана, в % к 1990 г.

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

88,4

81,1

98,4

128,9

138,3

151,4

163,5

176,7

Несмотря на снижение ВВП и производства промышленной продукции в 90-е годы, экономическое положение по сравнению с другими странами СНГ сохранялось относительно стабильным. Падение ВВП продолжалось до 1995 г., глубина падения составила 18,9% от уровня 1990 г. По меркам стран СНГ это было относительно небольшим спадом, прочие бывшие республики понесли гораздо большие экономические потери. С 1996 г. начался устойчивый рост ВВП, позволивший уже в 2001 г. (раньше всех в СНГ) восстановить советский уровень. Рост ВВП связан, в первую очередь, с высокой инвестиционной активностью, которая наблюдается в период независимости. Стратегией государства является достижение полной экономической независимости, прежде всего энергетической и продовольственной.

До недавнего времени в структуре ВВП преобладало сельское хозяйство, в настоящее время на первое место вышла промышленность (39,5%), доля сельского хозяйства – 26,8%, прочих секторов экономики – 33,7%.

Территориальная структура ВВП отличается относительно равномерным распределением при заметной, однако, концентрации в столице. Наиболее значителен вклад в ВВП Ташкента и Ташкентской области (26,3%), а также Кашкадарьинской (7,7%), Ферганской (7,7%) и Андижанской (6,9%) областей. Наименьший вклад в ВВП дают Сырдарьинская (1,7%) и Джизакская (2,7%) области, а также Каракалпакия (2,7%).

По показателю душевого ВРП разрыв между административно-территориальными единицами страны относительно умеренный. Регион-лидер по значению данного показателя (Ташкент) превосходит «аутсайдера» (Каракалпакию) в 4,7 раза (2008 г.). Помимо Ташкента, лидирующие позиции занимает также Навоийская область. К аутсайдерам, кроме Каракалпакии, относятся Наманганская и Сурхандарьинская области.

Промышленность. В отличие от прочих стран СНГ, Узбекистан смог уберечь свою индустрию от глубокого спада. Промышленное производство в республике в первой половине 90-х гг. снизилось незначительно, уже с 1993 г. наблюдался устойчивый рост. При этом узбекское руководство смогло осуществить коренную реструктуризацию индустрии. К 2008 г. промышленность превзошла уровень советского периода в 2,5 раза, это абсолютный рекорд не только для СНГ, но и для всего постсоветского пространства.

Таблица 4

Индексы объема промышленной продукции Узбекистана (1990 г. = 100)

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

95

99,8

124

179

199

223

251

Структура промышленного производства в 2008 г. выглядела следующим образом: первое место занимал ТЭК, на долю которого приходилось 28,5% общего объёма промышленного производства, на втором месте находилось машиностроение (16,1%), на третьем – металлургия (15,4%), на четвёртом – лёгкая промышленность (12,6%), на пятом – пищевая промышленность (10,7%), на шестом – химия и нефтехимия (5,1%), на седьмом – промышленность стройматериалов (5,0%) и на восьмом – отрасли лесного комплекса (1,0%). По сравнению с советским периодом резко понизился удельный вес лёгкой промышленности (в 1991 г. давала 39,8% объёма промышленной продукции), напротив, сильно возросла доля ТЭКа (в 1991 г. – 6,3%). Также вырос удельный вес машиностроения и металлургии.

По объёму промышленной продукции в Узбекистане выделяются следующие регионы: а) Ташкент и Ташкентская область; б) в Ферганской долине – Андижанская и Ферганская области; в) в центральной части страны – Навоийская и Кашкадарьинская области. На долю остальных семи областей и Каракалпакии в совокупности приходится чуть более 16% объёма производства.

Энергетика. В Узбекистане осуществляется добыча всех видов топлива. Добыча угля снизилась, нефти и газа – возросла.

Таблица 5

Добыча топлива в Узбекистане в 1990–2008 гг.

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

Газ, млрд. м³

Нефть, млн. т

Уголь, млн. т

36,9

2,8

6,0

43,9

7,6

3,0

51,1

7,5

2,4

54,0

5,4

3,1

54,5

5,4

2,7

59,1

4,9

2,7

62,2

4,8

Источник: British Petroleum, British Geological Survey.

Страна полностью обеспечивает свои потребности в газе, кроме того, поставляет его в Киргизию и Казахстан. В г. Мубарек работает газоперерабатывающий завод. В Фергане и г. Хамзе построены НПЗ.

Производство электроэнергии за рассматриваемый период несколько снизилось и составило в 2008 г. 50,1 млрд. кВт·час (в 1991 г. – 54,1 млрд.). 72% электроэнергии Узбекистана вырабатывается в двух областях – Ташкентской и Сырдарьинской. Основу электроэнергетики представляют ТЭС, работающие на угле Ангренского бассейна и природном газе. Наиболее мощными являются Сырдарьинская (3000 МВт), Ново-Ангренская (2100 МВт), Ташкентская (1920 МВт), Навоийская (1250 МВт) ГРЭС. Рядом с Талимарджанским водохранилищем в Кашкадарьинской области сооружается Талимарджанская ГРЭС мощностью в 4000 МВт (первый блок этой станции уже введён в эксплуатацию). Доля ТЭС в производстве энергии составляет 87%.

Около 13% узбекской электроэнергии вырабатывается на ГЭС. Чирчик-Бозсуйский каскад ГЭС построен в среднем и нижнем течении реки Чирчик. Он состоит из 19 станций суммарной мощностью 1200 МВт (в т.ч. самая мощная ГЭС – Чарвакская, имеет мощность 600 МВт).

В Узбекистане работает единственное предприятие черной металлургии в регионе – Узбекский металлургический комбинат в г. Бекабаде Ташкентской области, работающий на металлоломе. В 2009 г. предприятие произвело 687 тыс. т готового проката.

Цветная металлургия – одна из важнейших отраслей промышленности для страны. На Алмалыкском горно-металлургическом комбинате (Ташкентская область) добываются и перерабатываются медно-молибденовые руды. В Чирчике (Ташкентская область) на ОАО «УзКЖТМ» производятся концентраты вольфрама и молибдена. Добыча меди в 2007 г. оценивалась в 103,5 тыс. т, выплавка рафинированной меди составила 89,6 тыс. т. Добыча молибдена в 2007 г. оценивалась в 500 т, вольфрама – в 300 т.

В Узбекистане в 2002 г. было добыто 73 т золота, основные месторождения сосредоточены в Кызылкуме. В эту отрасль вкладывают инвестиции США и Япония. В Ферганской долине добывается серебро, в 2007 г. добыча составила 60 т. Урановое сырье перерабатывается на Навоийском горно-металлургическом комбинате, в 2007 г. добыто 2320 т (5% мировой добычи). Узбекистан – третья страна в СНГ по добыче урана (после России и Казахстана). В 2007 г. произведено 2270 т урановых концентратов.

Химическая промышленность развивалась в стране, ориентируясь на потребности сельского хозяйства. Азотные удобрения производились в Чирчике, Навои, Фергане, фосфорные (на сырье из Казахстана) – в Фергане, Коканде, Самарканде, Алмалыке. В последние годы в Фергане активно развивается производство продукции химии органического синтеза, получила развитие в последние годы фармацевтическая промышленность по лицензиям и на оборудовании ФРГ.

Машиностроение Узбекистана создавалось для обслуживания отраслей сельского хозяйства, прежде всего хлопководства. Крупнейшим центром является Ташкент и прилегающие к нему районы, где сосредоточено производство техники для хлопководства (тракторов, сеялок, хлопкоуборочных машин) и хлопкоочистительного оборудования. Выпускаются машины для текстильной промышленности, ирригационное оборудование, также здесь развита электротехническая промышленность (производство электродвигателей, трансформаторов, кабельных изделий), выпускается химическое и подъемно-транспортное оборудование.

В 1996 г. при содействии южнокорейской корпорации Daewoo в г. Асака Андижанской области был пущен автомобильный завод проектной мощностью 200 тыс. автомобилей в год. В 2005 году Узбекистан выкупил 50% акций Daewoo в СП, а в 2007 году «Узавтопром» и General Motors создали на базе завода совместное предприятие GM Uzbekistan, в котором американской стороне принадлежат 25% акций. В 2009 году предприятие произвело 205 тыс. автомобилей Nexia, Matiz, Damas, Lacetti и др. Автобусы и грузовые автомобили выпускает автозавод в Самарканде. Первоначально производство осуществлялось совместно с Турцией, но после банкротства СП в 2006 г. завод стал полностью узбекским предприятием.

В Ташкенте со времён Великой Отечественной войны существует авиационный завод (ТАПО им. В.П. Чкалова; эвакуирован в 1941 г. из подмосковных Химок), в настоящее время входящий в состав российской Объединённой авиастроительной корпорации. Производство на нём, однако, крайне незначительно – ежегодно выпускается лишь по несколько штук региональных пассажирских самолётов Ил-114 и транспортных Ил-76. В 2009 г. на части неиспользуемых производственных площадей авиазавода компанией GM Узбекистан развёрнуто производство автомобилей.

Одним из крупных центров развития лёгкой промышленности является Ферганская долина. Именно здесь сосредоточена значительная часть хлопкоочистительных заводов, в Фергане работает текстильный комбинат, старейшее производство шелковых тканей существует в Маргилане, Андижан – центр производства хлопчатобумажных тканей. Кроме того, текстильная промышленность развита в Ташкенте, Самарканде и Бухаре. В стране развито ковроткачество, кожевенная промышленность, производится каракуль.

Сельское хозяйство. Как и в промышленности, падение производства в аграрном секторе Узбекистана в период независимости было относительно неглубоким. Уже с 1997 г. начался рост производства, в 2000 г. был достигнут предкризисный уровень. На сегодня объём сельскохозяйственного производства советского периода превзойдён уже более чем на 60%.

Таблица 6

Индексы объема сельскохозяйственной продукции, (1990 г. = 100)

1992

1995

2000

2005

2006

2007

2008

93

89

100,7

137

146

155

162

В структуре сельскохозяйственного производства доминируют мелкие производители. В 2008 г. 65,3% общего объёма производства приходилось на долю дехканских хозяйств (мелкотоварные и натуральные хозяйства, не использующие наёмный труд), 32,5% продукции произвели фермерские хозяйства, и лишь 2,2% – сельскохозяйственные предприятия.

Структура посевных площадей Узбекистана в постсоветский период претерпела существенные изменения. В советский период до 45% посевов занимали технические культуры (в основном хлопчатник). После образования независимого государства для обретения большей продовольственной независимости расширилась площадь, занятая зерновыми. При общем сокращении посевных площадей зерновой клин увеличился в полтора раза и в настоящее время он занимает 43% посевных площадей. Зерновые выращиваются преимущественно на богарных (неполивных) землях, главным образом в предгорьях и на пологих склонах гор, где выпадает достаточное количество осадков. Наиболее значительные посевы зерновых расположены в Самаркандской, Джизакской и Кашкадарьинской областях. Валовой сбор зерна возрос с 1,9 млн. т в 1991 г. до 6,6 млн. т в 2008 г. Пшеница, занимающая подавляющую часть зернового клина, выращивается практически повсеместно, рис возделывается в Каракалпакии и в Хорезмской области.

Ведущее место в сельском хозяйстве принадлежит хлопководству на поливных землях. Хлопчатник выращивается в оазисах, наибольшие посевы в Узбекистане сосредоточены в Ферганской долине, долинах Сырдарьи и Зеравшана, низовьях Амударьи. Важнейшей проблемой хлопководства является нехватка воды, которая нерационально расходуется из-за несовершенной системы оросительных каналов. Производство хлопка-сырца в 2007 г. составило 3,7 млн. т, это пятое место в мире (в 1990 г. – 5,2 млн. т). Страна вышла на второе место в мире по экспорту хлопка, при этом около трети его намечается вывезти на Запад по транскавказскому коридору через Грузию с меньшей оплатой за транзит, чем при транспортировке через Россию.

К районам орошаемого земледелия приурочено и шелководство. Шелкомотальные фабрики и шелковые комбинаты расположены в Ташкенте, Фергане, Маргилане, Самарканде. Из других культур следует назвать табак и кенаф (волокно используется для производства канатов, упаковочного материала). В Узбекистане стали выращивать сахарную свеклу. Важное место всегда отводилось выращиванию фруктов (в том числе и винограда), бахчевых, овощей.

За период независимости в Узбекистане возросла численность поголовья всех видов скота, кроме свиней (в советский период оно было и без того не очень многочисленно) и птицы.

Главной отраслью животноводства является разведение каракулевых овец, которые выпасаются на пустынных и полупустынных пастбищах. Наиболее крупные массивы пустынно-пастбищных угодий локализуются в Бухарской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Сурхандарьинской областях и в Каракалпакии. В предгорьях, где имеются посевы зерновых и хорошие пастбища, разводятся мясосальные и мясошерстные (курдючные) породы. По численности овец и коз Узбекистан занимает третье место в СНГ, уступая России и Туркмении. По производству каракуля республика находится на втором месте в мире (после Афганистана).

В оазисных районах, где мало пастбищных угодий, разводится крупный рогатый скот молочно-мясного направления. Большую часть продукции производят личные подсобные хозяйства (включая фермерские, доля которых очень незначительна). Товарность и продуктивность этих хозяйств остается низкой.

Транспорт. Важнейшим видом транспорта является автомобильный. Этим видом транспорта перевозится 85% грузов и 97% пассажиров. Резко преобладает он и в пассажирообороте (86%), что является нетипичным явлением, особенно с учётом значительной площади территории Узбекистана. Однако в грузообороте доля автотранспорта относительно невелика, он уступает трубопроводному и железнодорожному транспорту. Общая протяженность автомобильных дорог составляет более 80 тыс. км. Данный вид транспорта играет важную роль во внутренних перевозках, также перспективным является транспортировка грузов из Китая через Казахстан, затем через Узбекистан, Туркмению, паромной переправой в Закавказье с выходом в Европу.

Протяженность железных дорог составляет 3645 км, из них 620 км электрифицировано (в основном вблизи столицы страны). Важнейшими дорогами, дающими выход в Россию являются Ташкент – Оренбург, Ташкент – Ургенч – Кунград – Гурьев – Астрахань. В период независимости трасса дороги Ташкент – Астрахань была существенно откорректирована. Ранее она несколько раз пересекала границу Узбекистана с Туркменией, что значительно затрудняло её нормальное функционирование. Также была построена линия, соединившая участки в Ферганской долине с основной сетью, т.к. после распада СССР они были отрезаны территорией Таджикистана.

В грузообороте лидирует трубопроводный транспорт. С Россией Узбекистан связывает магистральный трубопровод Средняя Азия – Центр. Из Бухарской области проложен трубопровод через Ташкент на Бишкек и далее на Алма-Ату. В конце 2009 г. через территорию Узбекистана был проведён газопровод, соединивший Китай с туркменскими газовыми месторождениями.

Воздушный транспорт имеет большое значение для труднодоступных горных районов и сообщения Узбекистана с другими странами. В стране насчитывается 13 аэропортов, 5 из них имеют статус международных. В советское время ташкентский авиаузел по объёму пассажирских перевозок являлся крупнейшим в Средней Азии. По этому показателю он занимал третье место в СССР, уступая только московскому и ленинградскому авиаузлам. В настоящее время объём авиаперевозок резко сократился, что обусловлено, как и в большинстве постсоветских стран, распадом единого союзного государства и падением платежеспособного спроса со стороны населения. Коэффициент авиаподвижности (годовое число авиаперелётов, отнесённое к численности населения) в Узбекистане в 5 раз ниже, чем в России.