logo
SNG

Непризнанная Нагорно-Карабахская республика

Нагорный Карабах впервые проявил себя как предмет спора между Арменией и Азербайджаном в 1918 году. На съезде карабахских армян 22 июля 1918 г. в Шуше была провозглашена независимость Нагорного Карабаха. Несмотря на сопротивление Азербайджана, Карабах оставался независимым до весны 1920 года, когда под давлением Советской России Армянская Республика вынуждена была подписать заявление, по которому «спорные области Карабах, Зангезур и Нахичевань занимаются войсками РСФСР», при этом подчеркивалась временность этой меры до мирного урегулирования спора между Арменией и Азербайджаном. На заседании Бакинского совета 1 декабря 1920 г. Нагорный Карабах был включен в состав Армении, это подтвердило Кавбюро ЦК РКП(б) решением от 3 июня 1921 г. Однако на пленуме Кавбюро уже 5 июля того же года решение было пересмотрено, и Карабах был включен в состав Азербайджана с предоставлением ему «широкой областной автономии».

Межэтническая напряженность, прежде всего, имела в своей основе доминирование армянского населения в Нагорно-Карабахской Автономной Республики (НКАО): в 1926 г армяне составляли почти 90% населения области. В дальнейшие годы наблюдается постепенное сокращение численности армян в автономии, что подтверждает сведения о проводимой властями Азербайджана ассимиляционной политике.

Отсчет новейшего этапа противостояния начался в 1988 г. На фоне прихода к власти Горбачева и повсеместного ослабления политических ограничений в январе 1988 года все районные советы Нагорно-Карабахской области, за исключением населенного в основном азербайджанцами Шушинского района, приняли резолюции, призывающие к переходу Карабаха от Азербайджана к Армении. Зарождающийся конфликт был сильно отягощен трехдневным антиармянским погромом в азербайджанском городе Сумгаите в конце февраля 1988 года. По итогам референдума 20 февраля (по некоторым данным за отделение проголосовало 80 из 162 тыс. жителей области, 123 тыс. которых – армянское население) областной совет народных депутатов НКАО обратился к Верховным Советам СССР, Армении и Азербайджана с просьбой санкционировать выход НКАО из Азербайджана и его присоединение к Армении. Президиум Верховного Совета СССР отклонил эту просьбу, в то время как парламент Армении под давлением народа принял постановление об удовлетворении просьбы Карабаха.

Таким образом, к лету 1988 года связи НКАО с Баку были полностью разорваны. К концу года насильственные действия и акты мести в армяно-азербайджанском конфликте достигли апогея, политика этнических чисток стала обоюдной. Кратковременное вмешательство центрального правительства не привело к каким-либо положительным результатам. Летом 1989 г. Азербайджан ввел блокаду Карабаха и Армении. После принятия Верховным Советом Армении резолюции о включении Нагорного Карабаха в состав республики (1 декабря 1989 г) в Баку начались массовые армянские погромы. Конфликт постепенно перерос в полномасштабную войну между иррегулярными формированиями Азербайджана и Карабаха, при активной поддержке последнего Арменией.

Центральная власть окончательно доказала свою неспособность урегулировать затянувшийся конфликт, Советский союз находился на грани распада. 31 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию о восстановлении независимой Республики Азербайджан, существовавшей в 1918–1920 годах. Армяне восприняли этот акт как делегитимизацию правовой основы автономного статуса НКАО советской эпохи. 2 сентября 1991 года было провозглашено создание Нагорно-Карабахской Республики (НКР), в которой 10 декабря того же года был проведен референдум о независимости, а 6 января 1992 года была принята Декларация независимости.

Враждебные действия между Карабахом и Азербайджаном еще больше усилились после того, как противники получили (легально и нелегально) вооружение из бывших советских войсковых частей. После периода боевых действий 1991–94 гг. закрепилась ситуация, когда Нагорный Карабах контролирует всю юго-западную часть Азербайджана, около 15% территории этого государства.

12 мая 1994 г. было подписано соглашение о прекращении огня – Бишкекский протокол. Необычность его в том, что он был подписан парламентариями, что является необычным в дипломатической практике. Сравнительно долгое время этот документ определял условия перемирия в конфликте.