logo
SNG

Заключение

По причине финансового и экономического кризисов спрогнозировать на ближайшее время развитие стран СНГ достаточно сложно. Но очевидно, что с наименьшими потерями из создавшейся ситуации выйдут наиболее устойчивые страны. Сейчас же можно говорить лишь о том, с какими показателями страны входят в период рецессии.

В ряде стран СНГ введен достаточно либеральный режим предпринимательской деятельности, что дает возможность надеяться на привлечение иностранных инвестиций. По индексу экономической свободы, рассчитываемому Heritage Foundation в 2008 г. среди 157 стран мира, Армения находилась на 28 месте, Грузия – на 32, Кыргызстан – на 70, Казахстан – на 76, Молдова – на 89, Азербайджан – на 107, Таджикистан на 114, Узбекистан на 130, Украина – на 133, Россия – на 134, Беларусь – на 150, Туркменистан – на 152. По классификациям этого индекса, среди стран СНГ только Армения входит в число стран «в основном свободных». К «относительно свободным» были отнесены были отнесены Грузия, Кыргызстан, Казахстан. Остальные страны были квалифицированы как «экономически несвободными»73. Очевидно, что в подобных классификациях экономические показатели тесно переплетены с политическими пристрастиями.

Л. Вардавский и А. Шурубович (институт экономики РАН) предлагают классификацию стран по целям и задачам модернизации. По их мнению это также дает возможность учитывать этот фактор при разработке программ взаимного экономического сотрудничества. Таким образом по нацеленности процессов экономической модернизации страны СНГ можно разделить на три группы:

1. Страны Центральной Азии без Казахстана – Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, в которых модернизация экономики тесно связана с продолжение индустриализации.

2. Ведущие страны СНГ – Россия, Казахстан, Беларусь, Украина, а также, вероятно, и Азербайджан, в которых модернизация предполагает реиндустриализацию с последующим переходом к постиндустриальной экономике.

3. Армения, Грузия и Молдова, в которых модернизация нацелена на формирование современной сферы услуг и отдельных конкурентноспособных секторов промышленности и сельского хозяйства74.

Поэтому очевидно, что сотрудничество стран СНГ играет большую роль в процессах модернизации. Однако интеграционные объединения этого региона не всегда имеют четко выраженную ориентацию на модернизацию национальных экономик. В свою очередь, различия в темпах модернизации выступают существенным фактором растущих различий СНГ по многим социальным и экономическим показателям. Они затруднят поиск баланса интересов стран – лидеров по модернизации и стран-аутсайдеров. Подтягивание отстающих стран должно происходить путем развития в сферах образования, исследований и разработок. Наблюдающийся дефицит в странах СНГ квалифицированных и креативных кадров затрудняют процессы модернизации. Страны, располагающие большими финансовыми ресурсами для обновления экономики, притягивают к себе кадры из бедных стран. Это еще больше усиливает дифференциацию стран по темпам модернизации.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что прошедший период для государств Содружества характеризовался развитием национальных экономик, созданием предпосылок для роста взаимовыгодного сотрудничества. В среднем по государствам – участникам СНГ валовой внутренний продукт увеличился на 9%, производство промышленной продукции – на 7%, инвестиции в основной капитал – на 20%, перевозки грузов – на 5%, розничный товарооборот – на 16% 75 .

Это не может не внушать определенный оптимизм в вопросе регионализации поссоветского пространства.