Система органов государственной власти ру
Президент РУ (с 24 марта 1990 г. этот пост бессменно занимает Ислам Каримов, последний раз переизбран на должность 23 декабря 2007 г.) – глава государства и исполнительной власти, избирается всенародным голосованием на срок семь лет. На высший пост в государстве может быть избран гражданин РУ не моложе 35 лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть президентом республики более двух сроков подряд.
Согласно Конституции, президент «принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства», представляет парламенту кандидатуру премьер-министра и председателя верхней палаты парламента. Кроме того, президент назначает 16 членов верхней палаты парламента. По представлению главы правительства президент утверждает кандидатуры членов кабинета министров. Также президент представляет на рассмотрение парламента кандидатуры генерального прокурора, председателя и судей Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов, председателя правления Центрального банка РУ. Глава государства назначает на должности глав исполнительной власти (хокимов) областей РУ и города Ташкента (с последующим утверждением их в должности местными парламентами). Президент подписывает принятые парламентом законы.
Президент на сегодня является, конечно, центральной фигурой в системе высших органов власти республики, как и в других государствах Средней Азии и в Казахстане. Следует при этом отметить, что круг полномочий, предоставленный главе Узбекистана, в общем примерно такой же, что и у его коллег в соседних государствах, и его нельзя назвать чрезмерно широким. Более того, в целях ограничения президентской власти 6 декабря 2001 года И.А. Каримов предложил реформу исполнительной власти с целью передачи части президентских полномочий правительству, которое будет формироваться парламентом. Для реализации выдвинутых предложений приняты соответствующие законодательные акты. Так, были внесены изменения в Конституцию и изменён закон «О Кабинете Министров Республики Узбекистан», причём за парламентом были закреплены полномочия по рассмотрению и назначению премьер-министра. Такое новшество в рамках существующей политической системы было существенным изменением в системе управления.
На сегодня центральное положение президента в Узбекистане объясняется, как и в соседних странах, в первую очередь особенностями политической культуры и менталитета населения Узбекистана, а также личными качествами действующего главы государства. Будучи бессменным главой государства почти 20 лет (с учётом пребывания в 1989–90 гг. на посту первого секретаря ЦК Узбекистана), имея ряд вполне реальных заслуг в деле осуществления преобразований в республике, И.А. Каримов приобрёл статус уже не просто избранного президента, но и «отца народа», безусловного авторитета в Узбекистане.
Олий Мажлис (Парламент РУ) – высший законодательный орган в РУ. Согласно Конституции, Олий Мажлис состоит из двух палат – Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Законодательная палата Олий Мажлиса состоит из 120 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе. Сенат является палатой территориального представительства и состоит из членов Сената (сенаторов). Члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан избираются в равном количестве – по шесть человек – от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента путем тайного голосования на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса (парламента) Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов. 16 членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан назначаются президентом РУ «из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности». Кроме того, членом Сената становится президент РУ после истечения срока его полномочий. Всего в составе Сената – 100 членов.
Депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса, а также членом Сената может быть гражданин Узбекистана, достигший ко дню выборов 25 лет и постоянно проживающий на территории республики не менее пяти лет. Палаты Олий Мажлиса заседают, как правило, раздельно. Нижняя палата заседает в период сессий, верхняя – по мере необходимости, но не реже трёх раз в год.
Учитывая, что в Узбекистане исполнительная власть обладает неограниченным ресурсом, узбекский парламент играет своеобразную роль в системе власти. За Олий Мажлисом закрепилась репутация «кадрового мусоропровода». Попавшие в опалу чиновники исполнительной власти фактически «переводятся на работу» в Сенат либо Законодательную палату. Такой «перевод» автоматически лишает политического влияния в системе власти. Проведенные в 2002 году реформы по наделению Олий Мажлиса дополнительными властными функциями (назначение премьер-министра), фактически не изменили реального статуса парламента во властной системе Узбекистана.
Все законопроекты, в которых возможен политический или социально-экономический интерес, проходят процедуру многочисленных согласований в органах исполнительной власти и поступают в Олий Мажлис только для формального голосования «за». Отсутствие властных полномочий у представителей обеих палат парламента является причиной того, что в Олий Мажлисе практически не развита система лоббирования.
Кабинет министров (правительство) разрабатывает и реализует внутреннюю политику Узбекистана, а также решает ряд вопросов внешней политики. Узбекское законодательство не предусматривает возможности парламента выразить недоверие Кабинету Министров (это уникальный случай даже для Средней Азии); правительство слагает свои полномочия лишь перед вновь избранным Олий Мажлисом. Только Президент страны может отправить Правительство в отставку. Смещение с должности Премьер-министра не означает автоматической отставки всего кабинета.
Судебная система. Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда РУ (осуществляет конституционное правосудие), Верховного суда РУ (высшая судебная инстанция в республике), Высшего хозяйственного суда РУ, верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, избираемых сроком на пять лет, областных, Ташкентских городских судов по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных, городских судов по гражданским и уголовным делам, военных и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок.
- Оглавление
- Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития 14
- Часть 2. Евразийский регион: политика и безопасность 381
- Предисловие
- Часть 1. Евразийский регион: тенденции развития интеграционные и трансформационные процессы в современном мире
- Институционально-правовая структура содружества независимых государств
- Республика беларусь
- Геополитическое положение рб
- Система органов государственной власти рб
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Украина
- Геополитическое положение Украины
- Система органов государственной власти Украины
- Политические партии и электоральные процессы
- Территориально-политическая система Украины
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Молдова
- Геополитическое положение рм
- Система органов государственной власти рм
- Политические партии и электоральные процессы
- Приднестровская Молдавская республика (пмр)
- Переговорный процесс
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Страны закавказья грузия, армения, азербайджан, абхазия, южная осетия Общая характеристика региона
- Историко-географические особенности
- Геополитическое положение Грузии
- Система органов государственной власти Грузии
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Абхазия
- Современная ситуация
- Переговорный процесс
- Республика Южная Осетия
- Современная ситуация
- Республика Армения
- Геополитическое положение
- Система органов государственной власти ра
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Непризнанная Нагорно-Карабахская республика
- Современная ситуация
- Переговорный процесс
- Азербайджанская Республика
- Геополитическое положение
- Система органов государственной власти
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Страны центральной азии: киргизия, узбекистан, таджикистан, туркмения Общая характеристика региона
- Историко-географический очерк
- Республика Узбекистан
- Геополитическое положение ру
- Система органов государственной власти ру
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Киргизская Республика
- Геополитическое положение кр
- Система государственной власти кр
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности хозяйственной деятельности
- Внешнеэкономические связи
- Туркменистан
- Геополитическое положение Туркмении
- Система органов государственной власти Туркмении
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Республика Таджикистан
- Геополитическое положение рт
- Система органов государственной власти рт
- Политические партии и электоральные процессы в рт
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Казахстан
- Геополитическое положение Республики Казахстан
- Система органов государственной власти Республики Казахстан
- Политические партии и электоральные процессы
- Природные условия и ресурсы
- Историко-географические особенности
- Население
- Особенности развития и общая характеристика хозяйства
- Внешнеэкономические связи
- Часть 2. Евразийский регион: политика и безопасность интеграционные процессы в регионе
- Договор о коллективной безопасности
- Международные экономические отношения в снг
- Заключение
- Список литературы