logo
SNG

Современная ситуация

Под контролем Южной Осетии на сегодняшний момент находится 3,9 тыс. км². Республика расположена в центральной части Кавказских гор, около 90% ее территории лежит на высотах свыше 1000 м. Основной перевал через Главный Кавказских хребет – Рокский (2995 м), под ним проложен Рокский тоннель на Транскавказской магистрали, проходящий через территорию республики.

В связи с таким географическим положением контакты с союзными силами, а ими в сложившихся условиях воспринимаются Северная Осетия и Россия в целом, значительно затруднены. В то же время расстояние от Цхинвали до Тбилиси составляет всего 120 км, а сама столица Южной Осетии расположена буквально на границе республики, южные кварталы Цхинвали почти вторгаются в пределы Горийского района Грузии.

Нынешний президент самопровозглашенной республики Эдуард Кокойты вступил в эту должность в 2001 году, опередив на выборах первого президента Южной Осетии Людвига Чибирова. Процедура передачи власти прошла довольно сложно. После оглашения предварительных результатов выборов 21 ноября, когда стало известно о том, что действующий президент выбыл из соревнования, спецназ местного КГБ под командованием Алексея Чибирова, сына президента, ворвался в здание парламента с намерением заставить парламентариев пересмотреть результаты голосования. Собравшаяся вооруженная толпа, вставшая на защиту парламента, предотвратила попытку переворота.

12 ноября 2006 года президентом вновь избран Э.Д. Кокойты, набравший 96% голосов избирателей. Одновременно с выборами был проведён референдум о независимости республики. 99% проголосовавших высказались за независимость (явка избирателей составила 95,2%), однако итоги референдума не были признан международным сообществом. На альтернативных выборах в сёлах (преимущественно грузинских), контролируемых Тбилиси, победил Дмитрий Санакоев, возглавивший прогрузинскую администрацию Цхинвальского региона в селе Курта.

В административно-территориальном отношении нынешняя Южная Осетия разделена на 4 административных района: Дзауский (ранее – Джавский), Знаурский, Ленингорский, Цхинвальский, и город республиканского подчинения Цхинвали.

Достоверных данных о численности населения Южной Осетии нет. Последняя советская перепись 1989 г. зафиксировала 99 тыс. жителей автономной области. Сейчас оценки численности населения варьируются в пределах от 80 до 60 тыс.36 Военные действия 1990–1992 гг. изменили этническую структуру населения. По переписи 1970 г. 66,5% населения Юго-Осетинской АО составляли осетины, 28,3% – грузины, 1,6% – русские. В настоящее время доля грузин несколько сократилась (до четверти всех жителей региона), осетин – выросла. Серьезные изменения постигли лишь русскую общину края: из 6,5 тыс. русских, живших здесь до конфликта, ныне осталось около тысячи.

Непризнанная республика занимает исключительно выгодное геополитическое положение: через нее проходит важнейшая стратегическая шоссейная дорога – Транскавказская автомагистраль (ТрансКАМ) – кратчайший путь между европейским центром России и Южным Кавказом, Турцией и Ираном. Таможенные пошлины и другие поступления от эксплуатации автомагистрали – основная доходная статья бюджета республики. Но большая часть товаров провозится по ТрансКАМу контрабандно.

В качестве основного формата переговоров между Грузией и Южной Осетией была создана Смешанная контрольная комиссия (СКК), сопредседателями которой являются Россия, Грузия, Северная Осетия и Южная Осетия. По Дагомысским соглашениям, подписанным в июне 1992 г. в зоне югоосетинского конфликта находятся Смешанные миротворческие силы в составе трех миротворческих батальонов – грузинского, российского и североосетинского – численностью по 500 военнослужащих. В Южной Осетии также действует Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ).

8 августа 2008 года войска Грузии вторглись на территорию Южной Осетии. В боевой операции участвовали авиация и тяжелое артиллерийское вооружение, танки, установки «Град». Обстрелу подверглись посты российских миротворческих сил, населенные пункты Южной Осетии. Особенно пострадала югоосетниская столица – город Цхинвал, который в ходе штурма грузинской армией был частично захвачен и значительно разрушен.

Грузинская сторона утверждает, что она вынуждена была действовать решительно и начать действия по восстановлению конституционного порядка в зоне конфликта. Россия классифицировала действия Грузинской стороны как неспровоцированную агрессию. Российские дипломаты обратили внимание, что Грузия неслучайно отказывалась на протяжении многих лет подписать соглашение о неприменении военной силы в этом регионе.

По требованию российской делегации в ООН уже 8 августа состоялось обсуждение ситуации в зоне грузино-югоосетинского конфликта в рамках Совета Безопасности этой организации. Но ни первое, экстренное заседание СБ ООН, ни последующие встречи не привели к выработки какого либо обязывающего документа. Россия выдвинула требования признать Грузию агрессором, а произошедшие в Южной Осетии события – геноцидом осетинского народа со стороны Грузии и гуманитарной катастрофой. Россия с целью предотвращения гуманитарной катастрофы была вынуждена провести операцию по принуждению Грузии к миру. По данным российской стороны в результате боевых действий погибли 75 миротворцев, более 300 были ранены. Потери мирного населения, по официальным данным Цхинвала, составили ошеломляющую цифру – более двух тысяч человек.

Российская сторона разработала комплекс экстренных мер по возращению ситуации в Южной Осетии в мирное русло, по защите находящегося там мирного населения с учетом имеющегося миротворческого мандата, защите российских граждан и национальных интересов России. На территорию непризнанной республики были введены войска российской 58-й армии.

По мнению Запада, озвученного на заседании СБ ООН, такие действия России «являются чрезмерными» и российские войска должны быть выведены с территории Грузии.

Тем временем в Москве во время встречи президентов Российской Федерации и Франции был согласован План Медведева – Саркози. Этот план включал «Шесть принципов», предложенных президентом России для урегулирования грузино-осетинского конфликта:

1. Не прибегать к использованию силы;

2. Окончательно прекратить все военные действия;

3. Свободный доступ к гуманитарной помощи;

4. Вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации;

5. Вооруженные силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий;

6. Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

В дальнейшем, из последнего пункта было удалено по согласованию сторон положение о будущем статусе двух отделившихся от Грузии республик. После этого данный документ был подписан президентом Грузии М. Саакашвили. Таким образом, была достигнута договоренность о прекращении огня. Россия вывела свои войска с территории Грузии, укрепив посты миротворцев. Наша страна заявила об окончании операцию по принуждению Грузии к миру.

В настоящее время в республике проводятся восстановительные работы.

25 августа обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации – Совет Феде6рации и Государственная Дума приняли обращение к президенту нашей страны с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии по просьбе этих республик.

Резкое обострение рассматриваемого конфликта, к сожалению, еще раз подтвердило низкую эффективность СНГ и его институтов. Так, в первые дни конфликта в поддержку России не выступил ни один из лидеров стран Содружества. В перевооружении армии Грузии принимала участие наряду с США, Израилем и другими западными странами, государство-член СНГ – Украина. Президент Грузии пообещал вывести страну из СНГ. Поднять вопрос целесообразности нахождения в СНГ Украины пообещал министр иностранных дел этой страны.

20 августа 2008 года Исполком СНГ получил ноту Грузии о ее выходе из Содружества. Эта нота Грузии была препровождена другим странам – участницам Содружества. До полного и окончательного выхода Грузии согласно уставу было отведено 12 месяцев, в течение которых Грузия должна была завершить все свои обязательства по тем документам, которые были подписаны ею в течение всего периода. После завершения указанного срока 18 августа 2009 года Грузия окончательно покинула СНГ.