1.3. Теории политической интеграции
Традиционный подход к экономической интеграции основывается на дифференциации различных уровней сотрудничества между странами. Эти уровни могут существовать независимо друг от друга. Переход от одного уровня к другому не происходит автоматически. Экономическая интеграция всех уровней требует также соответствующего уровня политической интеграции. Скорость, с которой Германия перешла от экономического и валютного Союза в июле 1990 г. к Политическому союзу в октябре того же года, является подтверждением данного критерия.
Политическая интеграция определялась Карлом Дойтчем как «создание в пределах данной географической территории чувства сообщности, основанного на взаимных ценностях. Для политической интеграции также требуется наличие необходимых институтов, призванных обеспечивать мирное существование членов сообщества»1.
Теории политической интеграции, появившиеся для объяснения интеграционных процессов в Европейском Союзе и других интеграционных группировках, можно разделить на несколько категорий. Следует заметить, что ни одна их из этих моделей не дает полного описания природы ЕС и не позволяет смоделировать будущее развитие ЕС.
Федерализм. Федералистский подход – старейшее направление в теории политической интеграции. Союзы с федеральными характеристиками существовали со времен Древнегреческих городов-государств. Другим примером является Датская Федерация в 1579 г. и Швейцарская Федерация, утвердившаяся в четырнадцатом веке. Джон Пиндер датирует возникновение современных идей о федеративной Европе в период с 1935 по 1940 гг2. Также следует отметить, что опыт ранней федеральной Америки сыграл свою роль в деятельности британского политического философа Дж. Лока.
Федерализм – это способ формирования политического союза между различными государствами, который дает им ряд преимуществ перед их существованием в унитарной системе. Центральное место в теории занимает метод разделения власти правительства таким образом, чтобы задачи, выполняемые центральным и региональными правительствами, были координируемы, но оставались независимыми. Распределение власти правительства должно быть произведено таким образом, чтобы власть центрального правительства была ограничена. Пределы этой власти должны находиться под контролем избираемых в Парламент представителей граждан Союза и поддерживаться существованием Федерального Суда.
Для сторонников федерализма учреждение конституции, которая бы распределяла роли правительства, является важной стадией в начале интеграционного процесса. Подобные рассуждения являются прямой противоположностью функциональному подходу к интеграции, который избегает формальных конституционных процедур.
Функционализм. Функционалистский подход к интеграции основывался на работах Давида Митрани, который выдвинул свой тезис в середине 1960-х гг., в котором разрушает традиционную связь между властью и территорией и связывает власть с конкретной деятельностью. Первостепенной целью данного подхода являлось обеспечение мирного и стабильного международного режима, что в теории Минтрани «… скорее будет достигнуто совместным трудом в мастерских и на рынках, чем подписыванием пактов в хоромах».
Истоки международного Валютного Фонда (МВФ) представляют собой данную теорию в действии. МВФ соответствовал другим попыткам интеграции, основанных на создании международной экономической системы, а не политического режима. МВФ был основан в результате Бреттон-Вудской Конференции, прошедшей в 1944 г. в США. На конференции была учреждена новая валютная система, которая была призвана заменить существовавшую ранее довоенную валютную систему. Новая валютная система основывалась на фиксированных обменных курсах и обеспечивалась долларом и стерлингом, как резервными валютами. В тоже время был учрежден Международный банк реконструкции и развития, призванный кредитовать Европейские страны, пострадавшие во второй Мировой войне. МВФ служил достижению целей новой экономической системы. Страны-участники должны были вносить взносы, которые могли быть выданы в форме кредитов другим государствам, испытавшим серьезные трудности с платежным балансом.
Основной проблемой функционалистского подхода к интеграции являлась узкая направленность и пренебрежение влияния окружения, в котором протекала интеграция. Это отразилось и на деятельность МВФ, который согласно целям инициаторов, должен был облегчить преодоление экономических трудностей переходного периода, имеющих краткосрочный характер, которые в конечном итоге просто должны были исчезнуть. Данный подход выявил недооценку масштабов проблем послевоенного восстановления.
Нео-функционализм. Нео-функционалистский подход, выработанный в начале 1970-х гг., предлагает более сбалансированную модель интеграционных процессов и позволяет выполнять некоторое прогнозирование развития событий. В данном подходе принимается во внимание окружение, в котором происходят интеграционные процессы. Хотя интеграция в своей основе это не политическое действие, политическое институты с соответствующей ответственностью и властью являются участниками, а не наблюдателями интеграционных событий. Важным является то, что сферы деятельности, избранные для интеграции не являются противоречивыми, и регулирующие меры не угрожают интересам участников. Кроме того, для успеха интеграции совместная деятельность должна приносить больше выгоды, чем деятельность, выполняемая в изоляции от других государств.
Учреждение Европейского Сообщества угля и стали (ЕСУС) объединило угольную и стальную промышленность шести государств-членов. Функционирование данного промышленного сектора управлялось Высшим Советом, который имел межнациональное влияние. С утверждением институциональной структуры Европейского Экономического Сообщества в 1958 г., Европейская Комиссия стала эквивалентом Высшей Власти ЕСУС.
Согласно нео-функционалистскому подходу интеграция осуществляется постепенно по мере достижения преимуществ совместной деятельности в некотором экономическом секторе, что стимулирует объединение других секторов экономики.
Интерговерментализм. Интерговерментализм концентрируется на национальной власти государства. Группы государств, силу ряда причин, приходят к соглашению о сотрудничестве, но с условием сохранения своей независимости и контроля за своей политикой. Обычно в этом ракурсе проводится различие между ЕС и другими международными межправительственными организациями по признаку степени достигнутой интеграции. До начала 1970-х гг. интерговерментализм наиболее полно описывал ЕС, поскольку национальные интересы выделялись на фоне общих. Однако, сфера влияния ЕС была расширена подписанием Соглашения о Европейском Союзе. В данном Соглашении государствам предоставляется возможность сотрудничества на межправительственном уровне, в отличие от наднационального уровня Европейского Сообщества. Соглашение о Европейском Союзе установило интерговерменталистский подход к формированию внешней политики и политике безопасности. Данное действие отражает степень сотрудничества между странами-членами ЕС и позволяет им группироваться в целях достижения определенных целей.
Взаимозависимость. Взаимозависимость между странами-членами ЕС существенно трансформировалась на протяжении последних 20-30 лет, как в экономическом, так и в социальном плане. Однако данный аспект взаимоотношений между странами не является свойственным исключительно странам вышеупомянутой группировки. Характерной чертой ЕС является то, что в его состав входят зажиточные страны, расположенные компактно относительно друг друга, что позволило им учредить ряд наднациональных институтов для обеспечения эффективного сотрудничества. Очевидно, что в данном случае сотрудничества наблюдается объединение суверенитетов на благо всего ЕС.
Для управления экономической взаимозависимостью, правительственная система обладает некоторыми характеристиками федеральной структуры, но поскольку страны-члены продолжают защищать свои национальные интересы, Европейский Союз в настоящее время не трансформируется в Европейскую Федерацию.
Таким образом, можно отметить, что политическая интеграция в ракурсе интеграционных процессов должна обеспечить сбалансированное взаимодействие всех экономических субъектов, вовлеченных в данный процесс. Следует иметь в виду, что экономика есть основа политики, а политика управляет экономикой, и поэтому пренебрежение одним из взаимосвязанных элементов может существенно сдерживать рост благосостояния стран-членов интеграционной группировки.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание