4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
Отсутствие ограничений внутри ЕС.
В качестве первых шагов по созданию Единого внутреннего рынка ст. 110 Римского договора предусматривала снятие таможенных и количественных ограничений на взаимную торговлю стран-участниц как фактора повышения конкурентоспособности европейских государств. В ст. 112 этого же раздела страны взяли на себя обязательство проводить последовательную гармонизацию всех мер внешнеторговой политики, включая помощь третьим странам, при этом принимая во внимание позицию всех стран Сообщества. Впоследствии все эти и многие другие меры были заложены в Программу формирования единого внутреннего рынка ЕС, который окончательно начал функционировать с 1 января 1993 г.
Единая внешнеторговая политика 15 стран.
Являясь одним из крупнейших рынков мира, ЕС представляет собой привлекательную среду для осуществления международного бизнеса во всех его формах, прежде всего торговли и инвестирования. С этой точки зрения следует отчетливо представлять себе все нормы и правила, регулирующие взаимодействие с этим рынком, правила выхода на него, сохраняя при этом понимание того, что единые нормы и правила (зачастую достаточно строгие) установлены исходя из интересов 15 государств и согласованы ими на уровне законодательных органов власти.
Постоянное расширение группировки.
Проблема существования единых барьеров и преференций становится еще более актуальной и требующей подробного анализа и детального рассмотрения в связи с постоянным расширением группировки и ее фактическим почти двукратным увеличением, прежде всего за счет стран Центральной и Восточной Европы. Расширение группировки будет иметь серьезные последствия для всех основных партнеров и конкурентов ЕС, как с позитивной, так и с негативной точек зрения.
Особенности использования инструментов, мер внешнеторговой политики и преференций по группам стран.
Являясь объединением 25 стран и в значительной степени реализуя свои политические интересы посредством использования мер внешнеторговой политики, страны ЕС сформировали особую и принципиально отличную от конкурентов схему взаимодействия с основными партнерами по мировому рынку, разработав сложный, но вполне обусловленный в каждом конкретном случае арсенал средств регулирования внешнеторговых связей с учетом специфики того или иного партнера. Примером могут служить Соглашения об ассоциации со странами ЦВЕ, представлявшие собой механизм постепенной адаптации переходных экономик в условиях новой для них экономической интеграционной системы, или Соглашения о партнерстве и сотрудничестве со странами СНГ, в том числе и с Россией, предусматривающие сочетание сотрудничества и мер технической и экономической помощи и консультации в процессе решения сложных внутриэкономических и кризисных проблем. Особым примером являются Ломейские конвенции, объединившие системой предоставления особых преференций бывшие колонии, традиционно имеющие наибольшую привязку к рынкам европейских стран (в 2001 г. Ломейские конвенции сменил Котонийский договор).
Различные вопросы внешнеторговых связей, включая подписание международных соглашений, использование единого таможенного тарифа, единых правил определения страны происхождения товара, а также использование и различных процедур, в том числе антидемпинговых, входят в компетенцию наднациональных органов Союза. Эта компетенция закреплена в ст. 110−115 Римского договора.
Что касается компетенции ЕС в сфере заключения соглашений с третьими странами, в эту компетенцию согласно Римскому договору входит подписание договоров четырех типов, включая преференциальные. Только органы ЕС компетентны проводить торговую политику государств-членов и, в частности, обсуждать тарифные соглашения в рамках ГАТТ/ВТО.
Кроме торговых соглашений, компетенция наднациональных органов ЕС распространяется на заключение соглашений о приеме новых членов.
Наряду с соглашениями о приеме новых членов, к компетенции Союза относится подписание соглашений об ассоциированном членстве, которые, помимо простых торговых аспектов, определяют взаимные права и обязанности сторон по регулированию зоны свободной торговли. Подобные соглашения были подписаны ЕС со всеми государствами Центральной и Восточной Европы, а также со странами Балтии. Помимо этого, в компетенцию ЕС входит подписание специальных соглашений со странами и заморскими территориями, поддерживающими особые отношения с Бельгией, Францией, Италией, Нидерландами и Великобританией.
Однако страны ЕС сохраняют некоторую автономию в вопросах заключения соглашений с третьими странами в тех сферах экономики, в которых до сих пор еще органы ЕС не обладают должной компетенцией, например соглашений об открытии финансовых рынков.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание