logo search
Книга Интеграция

4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес

Основу единой таможенной политики ЕС составляет единый таможенный тариф (ЕТТ), который вступил в силу с 1 января 1968 г. и закрепил общие для ЕС таможенные ставки. ЕТТ заменил все национальные таможенные ставки в отношении товаров из третьих стран. Разработка ЕТТ и порядок его проведения закреплены в Договоре, учреждающем Европейское экономическое сообщество в ст. 18−29 первого раздела.

Единый таможенный тариф ЕС является одним из основных признаков развития европейской интеграции. ЕТТ распространяется на все товары, ввозимые на территорию Европейского союза, и основан на принципе режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении всех стран − членов ГАТТ, если не существует каких-либо двусторонних специальных договоренностей или соглашений (ЕС − третья страна), предполагающих предоставление РНБ стране, не входящей в ГАТТ, или предоставление более благоприятного режима. Последняя редакция ЕТТ ЕС была утверждена постановлением Европейского совета № 2886/89.

При введении ЕТТ в действие необходимо было гармонизировать тарифы отдельных стран  участниц таможенного союза. В связи с этим уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой категории товаров был рассчитан как средняя арифметическая величина ставок национальных таможенных тарифов (ст. 19 Римского договора закрепляет положение о том, что пошлины ЕТТ рассчитываются как средняя арифметическая величина пошлин четырех таможенных территорий: Франции, Италии, Германии и Бенилюкса). До момента создания ГАТТ средний уровень таможенных пошлин составлял примерно 40 %, а по некоторым товарам превышал эту величину. С тех пор в результате развития переговоров в рамках ГАТТ в таможенный тариф ЕС были внесены существенные изменения. После окончания так называемых Диллон-раунда (1960−1962 гг.) и Кеннеди-раунда (середина 60-х гг.) уровень тарифной защиты был снижен вдвое. Решения Токийского раунда привели к дальнейшему сокращению (еще на 30 % в 1978 г.). В настоящее время средний уровень таможенной защиты в ЕС составляет 3,5 %, что является одним из самых низких показателей в мире. Сокращение уровня тарифной защиты обусловлено результатами переговоров о снижении пошлин в рамках ВТО, а также увеличением числа преференциальных соглашений с третьими странами. Тем не менее, роль таможенных пошлин в качестве средства пополнения европейского бюджета остается весьма значительной. В 1999 г. импортные таможенные пошлины составили 17,3 % бюджета ЕС. Кроме того, таможенная стоимость и уплаченные пошлины являются основой для исчисления налога на добавленную стоимость (НДС), что усиливает их фискальную роль.

В соответствии с Римским договором торговля между государствами – членами интеграционной группировки осуществляется на беспошлинной основе и любое решение по таможенно-тарифному регулированию, даже если оно затрагивает интересы хотя бы одной страны-участницы, принимается решением Совета по предложению КЕС. Впоследствии Единый европейский акт внес изменение в ст. 28 Договора об учреждении ЕЭС, состоящее в том, что «все автономные изменения или приостановки действия пошлин в рамках единого таможенного тарифа принимаются решением Совета квалифицированным большинством, по предложению Комиссии».

Важной особенностью таможенного регулирования в ЕС является применение принципа свободного перемещения товаров, происходящих из третьих стран, если при первом пересечении этими товарами границы ЕС (одной из стран) были выполнены все необходимые формальности и уплачены все необходимые налоги и сборы.

Следует признать, что таможенный механизм ЕС стал важным инструментом реализации не только торговой, но также промышленной и сельскохозяйственной политики. ЕТТ наиболее полно отражает относительное значение тех или иных товаров для экономики ЕС.

Его номенклатура первоначально была основана на номенклатуре Совета по таможенному сотрудничеству, который хотя и не входит в структуру ЕС, но с 1951 г. объединял все страны ЕС. С 1988 г. страны ЕС используют Гармонизированную систему кодирования и описания товаров, основанную на используемой ранее Брюссельской таможенной номенклатуре. Номенклатура ЕТТ имеет 21 раздел, 99 групп. Более детальная классификация предусматривает наличие 1241 позиции и свыше 5 тысяч субпозиций, имеющих шестизначный код и предусматривающих дальнейшую детализацию до 11 знаков.

Размеры ставок таможенных пошлин зависят от степени обработки товара. Наиболее низкими являются тарифные ставки на сырье, трудоемкие изделия и промышленные товары, за исключением текстильных изделий и некоторых других товаров, конкурирующих с аналогичными европейскими изделиями. Эти ставки примерно одинаковы по всем пунктам тарифа. В этом состоит их существенное отличие от ставок на сельскохозяйственные товары. В свою очередь, наукоемкие товары и изделия, производство которых отличается повышенной технологической сложностью, характеризуются высоким уровнем таможенной защиты. Именно эти товары составляют экспортный профиль европейской экономики и предмет острой конкуренции в мировом масштабе. При этом, однако, ЕС может временно снижать или вообще отменять пошлины на отдельные комплектующие части для создания сложных изделий, тем самым сокращая издержки производства и повышая конкурентоспособность конечного продукта. Примером могут служить такие отрасли конечного продукта, как химическое производство; микроэлектроника, авиа- и судостроение; высокотехнологичные и наукоемкие производства. Таким образом, при выработке механизма таможенного регулирования в ЕС учитываются интересы промышленной политики.

Весь импорт ЕС подразделяется на беспошлинный и облагаемый пошлинами в соответствии с товарной классификацией Гармонизированного Тарифа ЕС. Большинство пошлин являются адвалорными.

Исходя из принципа режима наибольшего благоприятствования, ЕТТ ЕС предполагает, прежде всего, наличие так называемых договорных (конвенционных) пошлин, распространяемых на товары, происходящие из стран, участвующих в ГАТТ или имеющих соглашения о предоставлении РНБ.

Помимо договорных используются также автономные пошлины. Они применяются в тех редких случаях, когда они ниже договорных или в отношении той группы товаров, по которым не существует договорных пошлин (например, на многие сельскохозяйственные товары).

Совет ЕС может санкционировать полную или частичную отмену автономных пошлин на определенный период времени в случае, если производство данных товаров в рамках Союза недостаточно или вообще отсутствует.

В некоторых случаях может происходить сокращение или отмена пошлин в отношении импорта отдельных товаров. Это касается главным образом двусторонних соглашений о торговле и сотрудничестве ЕС с отдельными странами, соглашений об ассоциированном членстве или соглашений о создании зоны свободной торговли. Сокращение уровня таможенного обложения является также составной частью политики предоставления помощи, как это происходит, например, в рамках Общей системы преференций (ОСП) и в соответствии с Ломейскими конвенциями в отношении стран Африки, Карибского бассейна или Тихого океана. В этих случаях может происходить полная отмена, сокращение пошлин или установление предельной тарифной ставки или тарифной квоты, что позволяет изменять величину конвенционной пошлины в зависимости от объема импорта данного товара.

Внешнеторговая политика является частью общей экономической политики ЕС. Подтверждением этого является сама структура пошлин ЕТТ, отражающая относительную важность тех или иных товаров для экономики интеграционного объединения. Можно констатировать, что низкий уровень таможенных пошлин на сырьевые или трудоемкие изделия, как уже было отмечено выше, свидетельствует о том, что Сообщество заинтересовано в импорте этих товаров.

С другой стороны, высокая степень защищенности рынка высокотехнологичных и наукоемких изделий позволяет судить о том, что ЕС является важным конкурентом на мировом рынке этих товаров. В то же время определенные компоненты, необходимые для высокотехнологичных производств, могут быть получены в результате полного или частичного, временного или постоянного снижения таможенных пошлин. Этот принцип действует и в отношении импортных пошлин и экспортных субсидий, на которых основывается сельскохозяйственная политика.

Снижение или устранение пошлин служит также и политическим целям, если осуществляется в рамках предоставления определенных преференций. Как уже было подчеркнуто, внешнеторговая политика ЕС в существенной мере опирается и служит внешнеполитическим и дипломатическим интересам стран − участниц группировки.

С течением времени и, прежде всего, в результате деятельности ГАТТ тариф Европейского союза, как и тарифы других стран, фактически сохранил значение основного инструмента торговой политики, однако в практической сфере усилилась роль нетарифных барьеров. ГАТТ запрещает своим членам повышать тарифы и после завершения Уругвайского раунда большая часть тарифов на промышленные товары была устранена. В этой связи во внешнеторговой деятельности промышленно развитых стран все чаще используются меры нетарифного характера, в том числе таможенные правила и административные формальности, количественные меры, позволяющие защищать рынки так называемых чувствительных товаров. В 2001 г. Комиссия ЕС представила на рассмотрение Европейского Совета и Европейского парламента доклад, в котором определяются стратегические направления развития таможенного союза в новых условиях мирового и интеграционного развития. В качестве основных факторов, влияющих на изменение стратегии Евросоюза в сфере реализации свободы перемещения товаров, отмечены те изменения, которые уже произошли или ожидаются в ближайшем будущем.

В качестве наиболее важных тенденций отмечены:

Наиболее важной, с точки зрения Комиссии, является задача сконцентрировать все усилия таможенных органов стран ЕС на контроле за осуществлением операций на внешних границах Евросоюза, поскольку с 1 января 1993 г. (1 января 1993 г. принято считать датой вступления в силу единого рынка в рамках ЕС) таможенный контроль на внутренних границах не осуществляется, за исключением случаев, когда возникают подозрения и отдельные операции требуют проверки.

Большое значение придается развитию и совершенствованию системы ТАРИК (TARIC) (TARIC − Community's integrated tariff), которая представляет собой информационную базу Комиссии ЕС, содержащую свыше 4000 законодательных актов в электронном виде. Информация в системе ТАРИК обновляется ежедневно и транслируется в странах − членах ЕС на 11 языках.

Другая проблема связана с непосредственной работой таможенных органов. Разработанная в 2000 г. про грамма «Таможня 2000» позволяет постепенно максимально унифицировать порядок пропуска товаров через таможенные посты и деятельность таможенных операторов в целом.

Возрастающие требования к работе таможенных органов обусловлены также и растущими объемами и номенклатурой международной торговли. Единый рынок и отсутствие внутренних границ делают эту работу еще более ответственной. В условиях существования национальных таможен ошибка одного таможенного поста могла быть исправлена на таможенном посту другой страны, в то время как в условиях таможенного союза товар подлежит таможенному контролю лишь в первом пункте пересечения таможенной границы ЕС. Эта проблема приобретает особую остроту в связи с расширением географических рамок и границ ЕС.

Особое значение таможенная очистка и правильный порядок таможенного контроля приобретают с точки зрения таких аспектов международной торговли, как защита интеллектуальной собственности и контроль за соблюдением экологических норм.

Принципиально новой сферой деятельности таможенных органов является развитие электронной торговли товарами и услугами. В этих условиях труднее определить экспортера или импортера товара, что в значительной степени увеличивает вероятность нелегального проникновения товара на европейский рынок.

Еще одним фактором, требующим активизации и увеличения пропускной способности таможенных постов на границах Евросоюза, является развитие экспресс-почты (Таможенную очистку в аэропорту Брюсселя ежедневно проходят свыше 150 000 почтовых отправлений. В порту Роттердама новый контейнер поступает на контроль каждые 6 секунд круглосуточно в течение всего года). Условия доставки груза за 24 часа требуют проведения быстрой таможенной очистки и таможенного контроля. Решение данной проблемы возможно лишь в условиях компьютеризации всей системы таможенного контроля и тесного взаимодействия между национальными операторами.

Новые условия функционирования таможенного союза возникают в связи с присоединением десяти новых членов. Все присоединяющиеся страны обязаны принять нормы коммунитарного права. Важную роль в адаптации правовых норм, в том числе систем таможенно-тарифного регулирования, играет программа, по которой выделяются средства на модернизацию таможенной инфраструктуры и консультационную помощь в законодательной области. В то же время остается еще много проблем, которые будут решены уже после присоединения новых стран.

Обозначенные выше факторы обусловливают необходимость увеличения капиталовложений в развитие таможенной инфраструктуры в рамках Европейского союза в целом и в присоединяющихся странах в частности. Инвестиции должны быть нацелены прежде всего на оснащение таможни наиболее современным оборудованием, позволяющим в короткие сроки и максимально эффективно проводить таможенную проверку грузов по всем параметрам, а также координировать действия таможенных операторов всех стран ЕС. Кроме того, таможенное законодательство постоянно совершенствуется с учетом требований международных организаций, прежде всего ВТО и Всемирной таможенной организации. Оптимизация деятельности таможенных операторов в рамках таможенного союза требует использования информационных технологий и разработки систем электронной таможни.

В качестве стратегических задач совершенствования таможенного союза Комиссия европейских сообществ определила следующие:

1) обеспечение условий для развития международной торговли на основе четких, прозрачных и стабильных правовых норм, применяемых на согласованной основе;

2) совершенствование фискальной функции и обеспечение бюджета Европейского союза и стран – членов ЕС;

3) защита национальных интересов, противодействие нечестной деловой практике и угрозе нанесения ущерба национальным производителям, а также защита здоровья и окружающей среды в рамках ЕС.

Таким образом, подводя итог, следует подчеркнуть, что и на высшей ступени интеграционного взаимодействия, какую представляет в настоящее время экономический и валютный союз европейских стран, роль таможенного союза как основы развития интеграции не только не снижается, но и возрастает. Таможенный союз сохраняет свое значение как основной инструмент реализации интересов интеграционной группировки на глобальных рынках.