4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
1 мая 2004 г. произошло пятое по счету расширение Европейского союза: странами – членами ЕС стали государства Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии (ЦВЕ), а также Кипр и Мальту. Это расширение отличалось от предыдущих не только количественно, но и качественно.
Число членов Евросоюза увеличилось сразу на 10 государств − с 15 до 25, тогда как раньше к ЕС присоединялись одновременно не более трех стран. Территория и население ЕС увеличились сразу почти на одну треть, между тем в результате прошлых расширений оно росло постепенно. В начале ХХI в. новыми странами − членами Евросоюза стали государства, значительно отличающиеся от существовавших до этого 15 его членов как по своему политическому, так и экономическому развитию.
Если раньше в Сообщество вступали государства с одинаковым политическим и социально-экономическим устройством и более или менее одинаковым уровнем социально-экономического развития, то пятое расширение охватило страны, политическое и экономическое устройство которых находится на стадии трансформации, а экономическое развитие значительно отстает от западноевропейского.
Достаточно сказать, что, по оценкам экспертов КЕС, средний ВНП Союза в результате расширения уменьшился на 12,5 %.
Таким образом, последнее расширение создает совершенно новую ситуацию в Сообществе и, безусловно, является беспрецедентным вызовом и проверкой на прочность для существующей уже 50 лет европейской интеграции.
Договор о Европейском союзе содержит положение о возможности расширения ЕС. Согласно Договору, вступить в Союз может любая европейская страна, разделяющая основные политические и экономические принципы функционирования Союза, определяющими из которых являются принципы демократии и рыночной экономики.
Процесс присоединения к Сообществу стран ЦВЕ начался после падения в них социалистических режимов. Подготовка к новому расширению началась в конце 90-гг. Первоначально экономические отношения ЕС с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), которые в 1989−1990 гг. встали на путь перехода к рыночной экономике и выразили желание стать членами ЕС, строились на основе оказания им содействия в этом переходе.
Первым шагом к новым отношениям между ЕС и странами ЦВЕ была введенная в действие в июле 1989 г. Программа технического содействия Польше и Венгрии в проведении экономических реформ. Эта программа была разработана развитыми странами при координирующей роли ЕС. Позже она была распространена на все государства ЦВЕ и позволяла направлять на цели содействия этим странам в их подготовке к вступлению в ЕС до 1,5 млрд ЭКЮ в год. Ее главными направлениями являлись оказание помощи правительствам стран ЦВЕ, выразившим желание вступить в ЕС, в освоении права Сообщества, мобилизации государственных и частных инвестиций в целях обеспечения соответствия стран-кандидатов стандартам ЕС в таких областях, как транспорт, охрана окружающей среды, условия труда, качество промышленных товаров и проч.
Другими инструментами оказания финансовой и технической помощи указанным странам являлись программы ISPA для финансирования модернизации общественной инфраструктуры стран-кандидатов с ежегодным выделением средств в размере 1 млрд евро, а также SAPARD – предназначенная исключительно для оказания содействия в развитии сельского хозяйства и обустройства сельской местности. По последней программе выделялось 520 млн евро ежегодно. Все эти средства распределялись между странами в соответствии с численностью их населения. Больше всех получали Польша (30 % всех средств) и Румыния (28 %).
Большую роль в финансировании подготовки стран ЦВЕ к вступлению в ЕС играл Европейский инвестиционный банк. Всего с 1990 г. по 2002 г. Банк предоставил странам − кандидатам из ЦВЕ займов на сумму 19,6 млрд евро. При этом ЕИБ тесно сотрудничает с Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития (созданным в 1991 г. развитыми странами по инициативе ЕС специально для содействия рыночным реформам путем предоставления кредитов).
В первой половине 90-х гг. Сообщество заключило со странами, выразившими желание вступить в ЕС, так называемые Европейские соглашения, которые по сути являются соглашениями об ассоциации. (Заключение подобных соглашений предусматривалось законодательством ЕС.) Эти соглашения предусматривали создание зоны свободной торговли промышленными продуктами между сторонами, на что максимально отводился 10-летний период. Процесс либерализации торговли такими «чувствительными» для рынка товарами, как текстиль, сельскохозяйственные товары, уголь и сталь, регламентировался на основании прилагаемых к соглашению протоколов.
Европейские соглашения базировались на принципах наибольшего благоприятствования, а также на так называемой «асимметрии», что предусматривало наличие торговых оговорок в пользу ассоциированных членов. Эти соглашения включают положения о поэтапной либерализации движения товаров, услуг, капиталов и лиц.
На сессии Европейского совета в Копенгагене в 1993 г. было принято принципиальное решение о том, что ассоциированные страны могут быть приняты в ЕС. При этом были установлены критерии, которым они должны были для этого соответствовать. Основные из них: гарантия демократических преобразований, верховенства закона, прав человека, уважения и защиты прав меньшинств (всего того, что составляет основу правового государства); существование жизнеспособной рыночной экономики, способной выдержать конкуренцию и действие рыночных сил в Союзе; способность взять на себя обязанности, связанные со вступлением в ЕС, т. е. поддерживать цели политического, экономического и валютного союза. Кроме того, была подчеркнута важность определения возможности самого ЕС принять новых членов, не ставя под угрозу цельность и стабильность Сообщества.
В 1994 г. Польша и Венгрия первыми из государств ЦВЕ подали официальные заявки на членство в ЕС, за ними в 1995 г. последовали Румыния, Словакия, Латвия, Эстония, Литва и Болгария, а в 1996 г. с просьбой о принятии в члены Европейского союза обратились Чехия и Словения.
В течение 10 последних лет вероятные сроки присоединения стран-кандидатов неоднократно переносились, и, наконец, 24−25 октября 2002 г. в Брюсселе состоялось заседание Европейского совета, на котором эти сроки были окончательно установлены. Руководители стран – членов ЕС согласились с выводом Комиссии, что Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика и Эстония уже отвечают всем политическим критериям присоединения, а к 2004 г. добьются соответствия экономическим критериям. Эти 10 стран-кандидатов подписали договоры о присоединении в Афинах в апреле 2003 г., а с 1 мая 2004 г. они официально стали членами ЕС. В отношении Болгарии и Румынии было решено, что они смогут вступить в ЕС не ранее 2007 г.
Бюджет ЕС на 2000–2006 гг. предусматривает продолжение оказания финансовой поддержки странам-кандидатам и вновь вступившим членам (см. п. 2.2). А с 2013 г. предполагается, что новые страны ЕС будут получать такую же поддержку, какая оказывается в Союзе менее развитым государствам Сообщества в настоящее время в соответствии с политикой сплочения. Новые члены ЕС должны интегрироваться во все структуры Евросоюза, и на них распространятся все «политики» Сообщества (сельскохозяйственная, социального и экономического сплочения и др.). Предполагается, что этот процесс будет происходить постепенно.
Что касается участия новых стран в работе органов Евросоюза, а именно в Европейском парламенте и Комиссии, то этот порядок уже был согласован заранее. Новый порядок составлен с учетом перспективы расширения ЕС до 27 его членов. В соответствии с этим решением число мест в Европейском парламенте увеличено к выборам 2004 г. до 732 (в Парламенте созыва 1999–2004 г. их было 626), при этом представительство «старых» членов было несколько сокращено, для того чтобы создать достаточное число мест для вновь вступивших государств. В составе Комиссии, которая приступила к своим обязанностям в январе 2005 г., все 25 государств имеют по одному представителю.
Региональная политика и политика сплочения уже начали применяться по отношению к странам – кандидатам в члены ЕС на этапе их подготовки к вступлению. Для этих стран данные направления политики Сообщества имеют исключительно важное значение. Как отмечают многие эксперты, средства, которые уже были выделены и намечены к выделению странам ЦВЕ Сообществом на 2000−2006 гг. − 22 млрд евро, являются явно недостаточными для значительного ускорения их развития и сближения с уровнем экономического развития ЕС в целом.
Страны ЦВЕ являются крупными производителями сельскохозяйственной продукции. С их вступлением в Евросоюз сельскохозяйственные угодья Сообщества увеличились наполовину, а число занятых в аграрном секторе удвоилось. Это требует опять радикального пересмотра организации сельскохозяйственных рынков ЕС, поскольку распространение ОСХП на новые страны-члены может создать невыносимое финансовое бремя для бюджета ЕС.
Что касается участия в Экономическом и валютном союзе, то вновь вступившим странам сначала надо будет добиться соответствия критериям конвергенции и доказать свою способность выполнять обязательства, связанные с участием в ЭВС. Для этого потребуется неопределенный пока период времени. Однако, учитывая то значение, которое придается в ЕС валютной стабильности, сотрудничество с этими странами может осуществляться на основе предусмотренного Европейской валютной системой так называемого механизма обменных курсов-2 (МОК-2). Этот механизм предусматривает установление курсов валют по отношению к евро при относительно широких пределах колебаний − ± l5 %.
Безусловно, пятое расширение ЕС внесет новые элементы в интеграционные процессы в этой группировке, они уже не будут такими, как они были до расширения. Еще до принятия новых десяти членов в ЕС-15 стала очевидна разнородность состава Сообщества, что потребовало дифференциации при осуществлении отдельных видов политики. 15 стран разделились на тех, которые участвуют в Экономическом и валютном союзе (12 государств), и тех, которые не участвуют (Великобритания, Дания, Швеция). Однако это пока считается «временным исключением», и такое положение не привело к расколу группировки. В Сообществе, состоящем из 25 государств − а в перспективе количество членов еще возрастет, необходимость дифференциации еще увеличится. Такая ситуация создает потребность изменений в интеграционных концепциях Евросоюза. Возможно, «разноскоростная» интеграция является следующим этапом развития экономической интеграции вообще. К этому этапу интеграции ЕС подошел, уже имея определенный опыт − Сообщество расширялось 4 раза за 50 лет своего существования, однако это не помешало интеграции развиваться и вглубь.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание