logo search
Книга Интеграция

4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес

Формирование таможенного союза явилось одной из первоочередных задач, которые были определены Римским договором о создании Европейского экономического сообщества, подписанном шестью государствами в 1957 г. Основные принципы и порядок становления таможенного союза закреплены в первой и второй главах первого раздела Римского договора. При этом первая глава (ст. 9−29) определяет правила и график поэтапного устранения таможенных пошлин в торговле между странами-членами Сообщества, а вторая глава (ст. 30−37) регламентирует порядок устранения Количественных ограничений во взаимной торговле. Статья 9 раздела о свободном перемещении товаров закрепляет положение о том, что Сообщество будет основано на принципах таможенного союза, «который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях». Этот запрет в равной степени распространялся на пошлины, имеющие фискальный xapaктep (По целям взимания пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальными принято считать пошлины, основной целью взимания которых является пополнение бюджета). В соответствии со ст. 14 Римского договора в качестве базовой ставки пошлины, в отношении которой должны были производиться последующие снижения, была зафиксирована пошлина, взимавшаяся на 1 января 1957 г. Первое снижение предусматривалось через год после вступления Договора в силу, второе − через 18 месяцев после первого, третье снижение планировалось на четвертый год существования ЕЭС27.

Римский договор закрепил и обосновал основные цели создания таможенного союза, к которым, согласно ст. 29, относятся следующие:

− содействие развитию торговли между странами ЕЭС;

− усиление конкурентных позиций предприятий;

− устранение диспропорций на рынках готовой продукции, сырьевых материалов и полуфабрикатов;

− устранение серьезных различий в развитии стран  членов ЕЭС, росте объема производства и потребления.

Учитывая тот факт, что все Договаривающиеся стороны имели разные тарифы, второй задачей явилось согласование ставок таможенных пошлин и разработка единого таможенного тарифа (ЕТТ), что также было предусмотрено ст. 19 Римского договора.

Создание таможенного союза и гармонизация таможенных тарифов сыграли важную роль в устранении дисбаланса в обеспеченности рынков европейских стран важными товарами и в снижении цен на них.

Следует отметить, что, закладывая основы тарифной политики, Римский договор не обеспечил четкой законодательной базы для гармонизации национальных таможенных правил. В ст. 13 Римского договора отмечено, что «государства − члены ЕЭС по мере необходимости принимают шаги по сближению законодательных положений, административных мер, связанных с таможенным регулированием. В задачи Комиссии входит предоставление рекомендаций по этим вопросам». С момента, когда ЕТТ вступил в силу и пошлины в торговле в рамках Сообщества были устранены, начинается второй этап формирования таможенного союза, связанный с унификацией таможенных правил и процедур. В 1968 г. Совет министров принял три существенных постановления и одну директиву, касающиеся вопросов таможенных правил, которые необходимо гармонизировать.

Первой была принята директива, касающаяся вопросов таможенного регулирования импорта товаров из третьих стран. Что касается постановлений, то они были посвящены следующим вопросам:

1) определению таможенной территории ЕС;

2) правилам определения страны происхождения товара;

3) правилам определения таможенной стоимости товара.

Уже в этот период стало ясно, что в целях устранения рыночных диспропорций, противодействия нечестной конкуренции необходимо унифицировать все сферы деятельности таможенных органов и все таможенные правила. В то же время таможенный механизм являлся инструментом проведения многих видов согласованной политики в рамках ЕС, как, например, сельскохозяйственной, социальной, промышленной, региональной и некоторых других.

В начале 80-х гг., когда создание единого внутреннего рынка стало объективной необходимостью и важным фактором усиления конкурентных позиций Европы (Необходимо учитывать также и тот факт, что к началу 80-х гг. в составе ЕС насчитывалось девять членов, в 1981 г. присоединилась Греция, а о своем намерении присоединиться к интеграционной группировке уже заявили Испания и Португалия), было принято множество постановлений и регламентов, которые в значительной степени свидетельствовали о том, что таможенный союз стал практической реальностью и его положения распространяются непосредственно на отношения с третьими странами. Однако все нормативные акты и документы были разбросаны по отдельным публикациям Официального бюллетеня за разные годы и содержали некоторые расхождения и непоследовательность, что неизбежно происходит тогда, когда законодательные акты подготавливаются и издаются в разное время и разными специалистами. Более того, таможенные правила Сообщества не во всех странах имели одинаковое толкование и применялись неодинаково, что не позволяло странам ЕС сохранять единую таможенную территорию. Именно все эти причины и обусловили необходимость начала работы над единым таможенным кодексом ЕС.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1988 г. с введением единого административного документа, представлявшего собой унифицированную форму таможенной декларации при импорте в ЕС из третьих стран. В настоящее время правила этого документа используют практически все страны Европы. Введение единого административного документа способствовало существенной рационализации таможенных процедур на границах ЕС, однако при этом по-прежнему сохранялись существенные различия по другим видам формальностей.

В марте 1990 г. на рассмотрение Европейского совета был вынесен проект Таможенного кодекса, и в октябре 1992 г. он получил одобрение. Решение о формировании с 1 января 1993 г. единого внутреннего рынка ЕС сделало принятие Таможенного кодекса крайне своевременным. Отсутствие внутренних границ в рамках ЕС и существование единой внешней границы привели к тому, что все таможенные правила, меры и нормы должны применяться единообразно во всех странах. В свою очередь, торговые партнеры ЕС также вправе ожидать одинакового отношения со стороны всех участников единого рынка.

Принятие вышеуказанных документов явилось существенным дополнением к Белой книге 1985 г., ставшей программой завершения создания единого внутреннего рынка. В рамках Белой книги была обоснована необходимость унификации всех мер таможенного контроля, используемых в странах ЕС. В программе формирования единого внутреннего рынка насчитывалось около 300 Мер, которые страны ЕС должны были принять, чтобы устранить во внутренней торговле и унифицировать во внешней торговле три вида барьеров: физические, фискальные и технические. Эти же положения были закреплены в ст. 8а Единого европейского акта, принятого в 1987 г.

Важной составной частью таможенного оформления грузов является его таможенная очистка. Общие правила устанавливают необходимость осуществления таможенной очистки в первом пункте прибытия груза (порт, аэропорт, железнодорожный узел и т. п.) на территорию ЕС, однако возможны случаи очистки внутри страны (контейнерные перевозки). Эта процедура осуществляется на основании получения разрешения от таможенного органа.

Импортируемые в общем порядке в ЕС товары облагаются пошлинами, таможенными доплатами, внутренними налогами и сборами. Некоторые страны до сих пор сохраняют дополнительные сборы (Такими сборами могут быть сборы на защиту окружающей среды (Дания), парафискальные налоги (Франция), сборы на развитие торговли (Австрия) и некоторые другие). Что касается экспорта из ЕС, то все товары могут вывозиться только через определенные таможенными органами пункты пересечения границы ЕС, при этом должна быть представлена таможенная декларация, содержащая наиболее полную информацию о грузе и его назначении. Большая часть экспортируемых товаров свободна от обложения пошлинами и сборами.

Учитывая тот факт, что внешнеторговая политика ЕС все же сохраняет значительную дифференциацию в применении мер внешнеторговой политики в отношении отдельных стран, особое значение среди таможенных правил имеют правила определения страны происхождения товара.

Одной из трудностей в применении ЕТТ является определение происхождения конкретного товара при ввозе его на территорию ЕС, если два или более государства были вовлечены в его производство или обработку. Другая проблема состоит в обеспечении единообразия процедур установления происхождения товаров во всех странах ЕС. В 1968 г. страны ЕС установили, что страной происхождения товара является страна, где товар был произведен или существенно переработан (Страной происхождения должна считаться страна, в которой была выполнена последняя существенная, экономически оправданная операция, причем на предприятии, специально оборудованном для данных целей. Эта операция должна быть значительным этапом в производстве данного продукта или ее целью может быть даже производство нового продукта), что полностью соответствует нормам и правилам ГАТТ и еще раз подтверждает тот факт, что в целом европейская внешнеторговая политика основана на положениях Генерального соглашения.

Однако впоследствии этот тезис получил различную интерпретацию и некоторые специфические правила были установлены для отдельных отраслей. Значение этих правил усиливается также обострением конкуренции и стремлением ЕС стимулировать европейских производителей и ограничить проникновение иностранных фирм на европейский рынок. Это касается в основном понятия существенной переработки товара, для которого необходимо уточнение того, как процент добавленной стоимости позволяет судить о существенной переработке товара и его европейском происхождении:

− радио и телевизоры будут считаться европейскими, если 35–45% добавленной стоимости произведено в ЕС;

− до 90 % добавленной стоимости японских автомобилей должно быть произведено в ЕС для того, чтобы они могли считаться европейскими и беспрепятственно преодолевать внутренние границы ЕС;

− низкий уровень тарифов на автомобили, происходящие из стран ЕАСТ, будет применяться только в том случае, если 60 % добавленной стоимости будет произведено в странах ЕАСТ;

− интегральные схемы должны быть собраны, на силиконовой плате в Европе.

Таким образом, подобные правила вынуждают производителей определенных видов товаров размещать свои производства в Европе с тем, чтобы обходить высокие барьеры на пути импортных товаров. В свою очередь, инвестиции в Европу позволят форсировать развитие экономически отсталых регионов в Европе.

Поскольку ЕТТ содержит в основном адвалорные пошлины, другим важным правилом таможенной политики ЕС является правило определения таможенной стоимости товара. Для правильного применения ЕТТ требуется также единообразие расчета таможенных сборов независимо от места ввоза товара на территорию ЕС. Список правил, регулирующих методы расчета таможенных сборов и обеспечивающих единообразие ставок во всех странах ЕС, содержатся в Распоряжении № 1224/80.

В соответствии с ним, если иное не оговорено в контракте, таможенная стоимость товара оценивается в момент прибытия товара на европейскую границу, следовательно, все расходы по складированию и транспортировке по территории ЕС не учитываются в таможенной стоимости.

В рамках ЕС действуют достаточно строгие caнитapнo-вeтepинарные нормы и стандарты, применяемые прежде всего к товарам растительного и животного происхождения. При ввозе этих товаров необходимо предоставление фитосанитарного сертификата, а целый ряд товаров подлежит прохождению санитарно-ветеринарного контроля в пункте прохождения таможенной очистки. В качестве одного из примеров можно привести известный и описанный во многих документах ЕС стандарт «кривизны» на импортируемые бананы, определяющих их сорт.