logo search
Книга Интеграция

Интеграции

С 1 января 1994 г. на территории США, Канады и Мексики вступило в действие Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения между тремя странами были и остаются основным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса.

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Линия на организацию торгово-политического объединения США с Канадой и Мексикой активно начала проводиться Вашингтоном с конца 70-х гг. Первоначально речь шла лишь об оформлении энергетического союза трех стран. Американский Конгресс принял директиву в адрес президента США в законе 1979 г. о торговых соглашениях изучить перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли (секция 1104). В 80-е гг. президенты Р. Рейган и Дж. Буш не раз заявляли о своей поддержке долгосрочной цели обеспечения свободной торговли в Северной Америке.

В сентябре 1988 г. после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (СПИРТА), согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.

Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе, растущая конкуренция со стороны Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрос об экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики, о необходимости «возврата» американского бизнеса в Западное полушарие и, в конечном итоге, о создании Североамериканской зоны свободной торговли, которая, по словам бывшего президента США Б. Клинтона, «станет основой для продвижения к объединению всей Латинской Америки  с населением 700 млн человек  в торговую единицу, которая принесет процветание всем народам, проживающим на американском континенте». Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика, Канада и США рассматривали значение, потенциал НАФТА с различных позиций.

Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно  составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: «НАФТА  хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам». Уже тогда в 1992 г. речь шла об «одном континенте и одной экономике».

Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок (с перспективой вытеснения оттуда «азиатских тигров»), увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника прямых зарубежных инвестиций. Кроме того, создание зоны свободной торговли могло обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечь капиталы и из третьих стран.

Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с возможностью не только сохранения преимуществ зоны свободной торговли, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.

На новом «витке цивилизационной эволюции», на этапе заключения НАФТА США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия гармоничному развитию мировой торговли; создания расширенного и надежного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установления четких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.

НАФТА  первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 67 место в мире, а Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира. В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки.

С другой стороны, американо-канадская и американо-мексиканская степень интегрированности гораздо глубже и шире. При этом впечатляют масштабы взаимозависимости США и Канады, США и Мексики в качестве партнеров по внешней торговле товарами и услугами, в сфере миграции капиталов и на рынке рабочей силы. Так, в начале 90-х гг. приблизительно 1/5 часть внешнеторгового оборота США была ориентирована на Канаду, что составило 1 % ВНП США, или 15 % ВНП Канады. В США направлялось около 75−80 % канадского экспорта, или до 20 % ВНП Канады30. В области вывоза капитала сложилась аналогичная ситуация.

США являются основной страной приложения канадского капитала (61 % всех прямых зарубежных инвестиций Канады в 1990 г.). В начале 90-х гг. на Канаду приходилось 16 % всех американских инвестиций за рубежом. Являясь главным зарубежным инвестором для Канады, на США приходилось 64 % всех прямых зарубежных инвестиций в Канаде, в то время как канадская доля капиталовложений в США намного скромнее и составила 7%31. Экономические отношения США и Мексики также характеризуются взаимозависимостью. Накануне подписания Соглашения НАФТА 2/3 мексиканского товарного экспорта приходилось на США (более 13 % ВНП Мексики). Доля Мексики во внешнеторговом обороте США составила 8 %. Такая же ситуация во взаимном переливе капитала. На долю США приходилось 65 % прямых зарубежных инвестиций в Мексике. В Мексике у американских компаний приблизительно вдвое больше прямых капиталовложений, чем на всем Ближнем Востоке. Мексиканская же доля в прямых иностранных капиталовложениях в США − 0,2 %.

Таким образом, в интеграционном блоке НАФТА наблюдается огромное превосходство лидирующей державы над остальными участниками, вместе взятыми. Причем с развитием интеграционного процесса оно сохраняется. По данным на 2001 г., на долю США приходится 85,4 % совокупного ВВП, 63,6 % экспорта и 75,2 % импорта стран-участниц по НАФТА. Доля США в мировом экспорте в 2002 г. − 10,8 %, Канады − 3,9 %, Мексики − 2,5 %. Приток иностранных инвестиций в американскую экономику в шесть раз превышает агрегированный показатель Мексики и Канады. Вывоз иностранных капиталовложений США в девять раз превосходит его вывоз из двух других участников интеграционного блока.

Такое доминирующее положение США можно рассматривать с точки зрения как положительных, так и отрицательных последствий.

С одной стороны, являясь лидером по интеграционному процессу, США обеспечивают продвижение НАФТА вперед и при необходимости могут оказать незамедлительную помощь более слабому партнеру. В частности, в условиях экономических потрясений, обрушившихся на Мексику в декабре 1994 г., т. е. почти через год после вступления в силу Соглашения НАФТА, США, опасаясь за стабильность мировой финансовой системы, предоставили вместе с международными Финансово-кредитными институтами финансовую помощь Мексике и тем самым помогли ей выйти из экономического тупика и остановить углубление кризиса уже к сентябрю 1996 г.

С другой стороны, лидеру присуще искушение действовать с позиции силы, задевая интересы партнеров по интеграционному блоку и не считаясь с их мнением.

Еще одной особенностью североамериканской интеграции является то, что ее участники находятся в разных стартовых условиях.

НАФТА явилось первым соглашением, которое объединило в один интеграционный блок на равноправной основе развивающуюся страну и два высокоразвитых государства. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на США приходится 85 % ВВП трех стран НАФТА, а Канада и Мексика многократно уступают США. К началу подписания Соглашения в 1992 г. ВВП Канады составлял 9,5 %, а ВВП Мексики всего 5,5 % от американского уровня, а ВВП на душу населения Канады − 87,7 %, а Мексики − только 15,8 % от уровня США.

Хотя в ходе интеграционного взаимодействия Канаде удалось приблизиться к США по основным экономическим показателям, тем не менее сохраняется научно-техническое и финансовое превосходство американских компаний. Затраты на научные исследования и разработки в США составляют почти 3 % ВВП, в Канаде − в два раза меньше (соотношение расходов на гражданские исследования и разработки − 2,1 % и 1,3 %).

Что касается Мексики, то она еще в 70−80-е гг. была экономически отсталым государством, занимавшим второе место в мире по объему внешней задолженности. Уровень экономического развития Мексики был ниже не только развитых стран, но и некоторых развивающихся государств. И только после решения мексиканского правительства о кардинальных переменах экономического курса в середине 80-х гг., вступления Мексики в ГАТТ в июле 1986 г., либерализации ее торгово-экономической политики экономическая ситуация в стране начала улучшаться, открыв возможность для активного подключения к интеграционным процессам в регионе. Тем не менее, Мексика все еще отстает от своих партнеров по интеграционному процессу по основным базовым экономическим показателям.

Следующая особенность интеграционного процесса в Северной Америке заключается в том, что присоединение Мексики к североамериканскому интеграционному процессу осуществлялось без предоставления ей особого статуса. Льготы же для Мексики в основном были связаны с более поздними сроками либерализации, с количеством исключений и учетом ее особенностей. В то же время опыт ЕС показал, что менее развитым государствам необходима длительная экономическая помощь и другие виды поддержки для интегрирования с высокоразвитыми странами. НАФТА не предусматривала такой поддержки для Мексики, поэтому этот интеграционный блок представляет своего рода экспериментальную модель экономического взаимодействия стран с различными уровнями экономического развития.

В НАФТА, в отличие от ЕС, интеграционные процессы начались без создания каких-либо наднациональных структур. Стабильность правового климата обеспечивается межгосударственным взаимодействием, а не надгосударственными институтами, а все решения принимаются странами − участницами Соглашения самостоятельно, хотя и в русле внешнеэкономической политики США.

Особенностью североамериканской интеграции является тот факт, что страны − участницы НАФТА, создавая зону свободной торговли, с начала действия Соглашения ввели элементы общего рынка, которые выразились в либерализации контроля инвестиций, мерах по сближению стандартов, либерализации в сфере услуг, гармонизации политики в отдельных сферах, например в области охраны окружающей среды и трудовых отношений.