7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
В 1993 г. на первом саммите в Сиэтле (США) впервые озвучена мысль о возможности создания Тихоокеанского сообщества. Спустя год, в 1994 г. на Богорском саммите (Индонезия) принимается принципиальное решение о готовности стран АТЭС создать зону свободной торговли товарами и движения капиталов к 2010−2020 гг.
В 1995 г. на Осакском саммите принята программа действий, детализировавшая направления либерализации в регионе: сокращение пошлин, либерализация торговли услугами и гармонизация национальных стандартов в соответствии с международными, также названа дата начала формирования зоны свободной торговли − 1 января 1997 г. В целом определены 15 направлений, и только четыре из них непосредственно связаны с целями Богорской декларации. Программа выдвинула концепцию гибкости, по которой страны должны вести свободную и открытую торговлю на основе прогрессивного снижения пошлин и увеличения прозрачности таможенных режимов.
При этом нигде не записано о полной ликвидации пошлин − подразумевается лишь их снижение до нуля. Еще один важный итог Осакского саммита − разработка принципов деятельности АТЭС: недискриминация; прозрачность; сотрудничество; гибкость; соответствие нормам ВТО; стендстил; сравнимость; всеобщий охват; синхронное начало; продолжающийся процесс; дифференцированные сроки реализации либерализационных мер.
Следующим шагом стал Филиппинский саммит 1996 г., на котором была принята Манильская программа действий (МАПА), представляющая собой развернутый пакет мер по достижению глобальной цели формирования Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) на основе трех направлений − коллективного плана действий, индивидуальных планов действий и технико-экономического сотрудничества.
На саммите в Ванкувере (Канада), состоявшемся в 1997 г., принято решение об ускоренной отраслевой либерализации на добровольной основе в пятнадцати сферах.
На Малайзийском саммите (1998 г.) в Куала-Лумпуре девять отраслей переданы в ВТО для проведения либерализации (несмотря на протесты Японии в отношении ускоренного снижения пошлин на рыбопродукты и лесную продукцию). Основной акцент был сделан на поиске путей выхода из азиатского финансового кризиса, поразившего многие экономики, и достижение экономической стабильности в регионе.
На саммите в Окленде (Новая Зеландия) в 1999 г. приняты Принципы АТЭС по стимулированию конкуренции и дерегулированию экономики. Они стали рамочной программой стабилизации национальных рынков на основе повышения прозрачности и предсказуемости регулирования частнопредпринимательского и государственного секторов; повышения значения конкуренции среди компаний в целях роста эффективности их функционирования; повышения качества регулирования, разработки и выполнения политики стабильного развития; снижения издержек; формирования благоприятного климата для свободной и справедливой конкуренции. Намеченные цели требуют повышения уровня развития инфраструктуры и людских ресурсов, особенно в развивающихся странах, развития электронной коммерции. Страны АТЭС также выступили с инициативой проведения нового раунда переговоров в рамках ВТО, включая устранение экспортных субсидий на аграрную продукцию и выделение восьми секторов по либерализации таможенных пошлин.
В 2000 г. на проходившем в Брунее восьмом саммите рассматривались важные вопросы либерализации торговли и инвестиций, создания так называемой «новой экономики» за счет освоения новейших информационных и коммуникационных технологий. На саммите выдвинуты новые интеграционные проекты формирования двусторонних зон свободной торговли. Были приняты следующие решения: (1) инициировать начало нового раунда переговоров в ВТО не позднее 2001 г.; (2) оценить масштаб деятельности субрегиональных торговых соглашений с учетом их важности в качестве инструмента сокращения ограничений (практически каждая страна АТЭС участвует как минимум в одной группировке).
Шанхайский (КНР, 2001 г.) саммит лидеров стран − членов Форума принял документ «Шанхайское согласие» как стратегический план действий АТЭС на ближайшие годы в целях формирования Азиатско-тихоокеанского сообщества. Поставлены три основные задачи:
1) разработка концепции деятельности Форума в XXI в. с учетом глобализации и формирования «новой экономики» (основанной на интернет-технологиях). В 2005 г. намечено проанализировать достигнутый на среднесрочную перспективу прогресс выполнения Богорской цели, снизить на 5 % трансакционные издержки в течение пяти лет на основе реализации принципа прозрачности в руководстве экономикой и ликвидации или упрощения административных процедур;
2) уточнение направлений реализации Богорской цели, в том числе на основе пересмотра положений Осакской программы действий и приведения их в соответствие с современными реалиями, а также активизация индивидуальных и коллективных действий экономик по созданию свободной и открытой зоны торговли и инвестиций к 2010−2020 гг.;
3) укрепление механизма АТЭС на основе тщательного обзора положений индивидуальных планов действий стран и стимулирования экономического и технического сотрудничества.
В рамках данного саммита лидеры АТЭС провели ряд дискуссий по формированию зон свободной торговли в качестве вспомогательного инструмента достижения свободной торговли в регионе. Было решено, что региональные и двусторонние зоны свободной торговли станут цементирующим элементом многосторонней либерализации в ВТО при условии их соответствия правилам этой организации.
В 2002 г. на проходившем в Лос Кабосе (Мексика) десятом саммите стран − членов АТЭС основное внимание было уделено проблеме реализации цели создания зоны свободной торговли и инвестиций и расширения преимуществ сотрудничества в целях экономического роста и развития, а также борьбе с терроризмом (что стало следствием атаки террористов на Нью-Йорк). Наиболее значительным результатом саммита можно считать разработку плана по содействию торговле, нацеленного на сокращение трансакционных издержек на 5 % к 2006 г., а также оказание помощи развивающимся странам по созданию инфраструктуры. Лидеры призвали продолжить переговоры по открытию рынков, ускорению экономического роста, сокращению бедности, содействию устойчивому развитию (в качестве одной из целей таких переговоров признано устранение всех форм экспортных субсидий на сельскохозяйственную продукцию и несовместимых с международными правилами прочих экспортных субсидий и ограничений). Еще один документ, принятый в Лос Кабосе, − заявление лидеров стран − членов АТЭС по выполнению принципов прозрачности (определены общие и специальные принципы).
Саммит 2003 г., проходивший в Бангкоке (Таиланд), занимался в основном проблемами борьбы с терроризмом. Вместе с тем рассматривались и экономические вопросы: формирование во всех странах региона экономики, основанной на знаниях; создание новой финансовой архитектуры в регионе; создание новых предприятий малого и среднего бизнеса. Однако по этим вопросам четких программ или заявлений не было сделано.
В 2004 г. очередной саммит АТЭС в Сантьяго (Чили) проходил под девизом «Наше общество, наше будущее». Среди множества рассмотренных проблем особое внимание было уделено расширению торговли в рамках АТЭС, что нашло отражение в программном документе «Инициатива Сантьяго».
За пятнадцать лет своего функционирования АТЭС превратился из консультативного органа в динамичный инструмент содействия либерализации в регионе и в мире в целом. Однако анализ принятых на разных саммитах решений показывает их расплывчатый необязательный характер, слишком далекий от интеграционных планов в ЕС или в НАФТА, а с учетом добровольности выполнения решений, принципов невзаимности и консенсуса, положенных в основу Форума, свидетельствует о трудности достижения Богорской цели по формированию зоны свободной торговли и инвестиций в АТЭС.
На Манильском саммите (1996 г.) лидеры стран − членов Форума определили главную цель торговой и инвестиционной либерализации и расширения экономического и технического сотрудничества − формирование Азиатско-Тихоокеанского сообщества.
Впервые эта идея прозвучала еще в 1993 г. из уст президента США Б. Клинтона.
Манильская программа действий (МАЛА) включила три раздела:
индивидуальные планы действий каждой страны-участницы;
коллективный план действий АТЭС;
развитие экономического и технического сотрудничества на основе разработки совместных проектов.
Индивидуальные планы действий (ИПД) предусматривают реализацию мер либерализации торговли и инвестиций: по таможенным пошлинам, нетарифным барьерам, услугам, инвестициям, политике конкуренции, правительственным закупкам, урегулированию споров, миграции предпринимателей, ускоренной реализации итогов Уругвайского раунда ГАТТ, правилам происхождения товаров, национальным стандартам.
Индивидуальные планы носят добровольный характер, но так как они принимаются с учетом результатов переговоров и консультаций, то фактически являются минимально обязательными. В сферах торговой и инвестиционной либерализации ИПД нацелены на одностороннее снижение пошлин; определение временных рамок либерализации, в том числе более быстрые темпы снижения барьеров для отдельных стран; на принятие более широких обязательств в отличие от Уругвайских договоренностей; выполнение соглашения по информационным технологиям (ИТА); на сокращение уровня покрытия импорта нетарифными ограничениями; увеличение прозрачности на основе разработки базы данных таможенных процедур и средневзвешенных пошлин (1997 г.); на составление списка идентифицированных НТО (1998 г.); сокращение издержек предпринимательской деятельности; разработку информационной базы данных таможенных процедур (2000 г.); на подписание соглашений по взаимному признанию стандартов и соответствию национальных стандартов международным; обмен информацией (1997 г.), на сокращение и постепенную ликвидацию экспортных субсидий, запретов и ограничений на экспорт; прогрессивную либерализацию торговли услугами, в отдельных странах более быстрыми темпами и идущая дальше обязательств в рамках ГАТС; на создание более открытого инвестиционного режима на основе пересмотра сложившихся правил. А восемь государств обязались провести либерализацию инвестиционных ограничений с указанием конкретных сроков; упрощение выдачи виз для деловых поездок предпринимателей; повысить прозрачность процедур правительственных закупок; создать эффективный механизм защиты прав интеллектуальной собственности, а также механизма разрешения споров; разработать наиболее эффективную практику реформирования сферы регулирования; подписать соглашения в сфере конкурентной политики; создать высокоразвитые инфраструктурные объекты. В 2004 г. введена новая (16-я по счету) глава ИПД по продовольствию с учетом поставленной на саммите в Бангкоке цели – создание системы продовольственной безопасности в регионе АТЭС.
Коллективные планы действий (КПД) определили 15 направлений стимулирования торговли и капиталовложений, формирование наиболее благоприятного предпринимательского климата − более прозрачного, упрощенного, с меньшими издержками. Среди уже выполненных мер можно выделить: упрощение и гармонизацию процедуры таможенной очистки; защиту прав интеллектуальной собственности; гармонизацию таможенных номенклатур. В коллективном плане действий зафиксировано:
1) разработать компьютерную базу данных по таможенным пошлинам (для этого предусмотрено обновить формат таможенных обязательств стран-членов, включая индивидуальные планы действий);
2) обновить формат обязательств стран-членов и включенных в ИПД по прогрессивной либерализации нетарифных барьеров. Для этого намечено провести анализ нетарифных мер, включая их разновидности с точки зрения интенсификации работы по снижению уровня НТО;
3) разработать совместные меры по прогрессивному сокращению экспортных субсидий с учетом обязательств в ВТО с целью их полной ликвидации; для активизации миграции предпринимателей расширить количество стран с 9 до 12, на территории которых действует единый миграционный документ (Business Travel Card).
В целом меры КПД ежегодно дополняются и уточняются на основе мониторинга и докладов стран-членов. С 2000 г. действует правило периодических отчетов стран о ходе выполнения планов действий. Так, в 2003 г. перед Секретариатом АТЭС отчитались Япония, Канада, Республика Корея, Гонконг (всего 9 стран), а по итогам 2004 г. − 6 стран, в том числе США.
Другой существенный элемент МАПА − содействие торговле на основе сотрудничества в сфере стандартов, гармонизации таможенных процедур, координации при проведении конкурентной политики и разрешении споров.
Таким образом, Манильская программа действий зафиксировала такие долгосрочные цели, как сокращение средневзвешенных ставок пошлин до 05 % и ликвидация нетарифных барьеров к 20102020 гг.; введение национального режима в инвестиционной сфере к 20102020 гг. с минимальными изъятиями, т. е. не повышение уровня протекционистской защиты и проведение прогрессивной либерализации; снижение уровня торговых ограничений, в том числе сокращение тарифных пиков некоторых видов НТО в отдельных отраслях, уменьшение числа изъятий, сокращение разрыва в ставках пошлин между отраслями.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание