5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
В результате либерализации торговли у стран появилась возможность повысить благосостояние за счет выгодного размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек по сделкам, улучшения условий окружающей среды, повышения активности капиталовложений и технического прогресса в результате действия статического эффекта. Важнейшее значение для всех участниц имело проведенное таможенное разоружение (между США и Канадой почти полное, а между Мексикой и ее северными соседями – частичное), что способствовало интенсификации внешней торговли между ними. За первые пять лет функционирования НАФТА американский экспорт в Канаду возрос (в текущих ценах) на 56 %, а в Мексику − на 92 %. За этот же период экспорт Канады в США увеличился на 35 %, а экспорт Мексики − на 91 %. Заметный рост произошел в канадо-мексиканской торговле. Канадский экспорт в Мексику увеличился, по данным канадской статистики, на 76 %, а по мексиканским данным − на 127 %. Что касается мексиканского экспорта в Канаду, то он возрос на 106 %, т. е. более чем удвоился.
В целом экспорт Канады и Мексики развивался более высокими темпами, чем американский. В результате доля США в совокупном экспорте трех стран сократилась с 66,9 % в 1995 г. до 61,3 % в 2001 г., а импорта − с 76,5 % до 74,1 % соответственно. Доля Канады в экспорте возросла с 23,3 % в 1995 г. до 24 % в 2001 г., в импорте сократилась с 16,3 % до 13,9 % в этот же период. Наиболее динамично развивалась внешняя торговля Мексики, доля в совокупном экспорте которой возросла с 9,8 % в 1995 г. до 14,7 % в 2001 г., в совокупном импорте − с 7,2 % до 12 % за соответствующие годы. Таким образом, мексиканская внешняя торговля в большей степени стала ориентироваться на страны НАФТА, и главным образом на США, на долю которых в 2001 г. приходилось почти 89 % экспорта и 67 % импорта Мексики.
Еще одним положительным эффектом реализации НАФТА явилось увеличение объема инвестиций вследствие либерализации движения капиталов. Так, объем накопленных прямых инвестиций США в Канаде за первые пять лет увеличился (в текущих ценах) почти в 1,5 раза, а в Мексике в 1,8 раза. Объем инвестиций Канады в экономику США возрос за этот же период в 1,9 раза, а мексиканских − в 3,2 раза.
Особенно выросли прямые иностранные инвестиции в Мексику, в основном за счет инвестиций США и Канады, доля которых возросла с 50 % в 1994 г. до 79 % их годового объема в 2000 г. Кроме того, наблюдается изменение в структуре иностранных инвестиций в 2001–2002 гг., касающееся их сокращения в предприятия макиладорес в результате переноса работы таких предприятий в страны Азии с более дешевой рабочей силой, и одновременного их роста в сектор услуг, таких как финансовые услуги, транспорт, связь, розничная торговля.
Так, если в 1994 г. на иностранные банки приходился только 1 % активов мексиканской банковской системы, то уже в 2001 г. они уже владели 90 % всех банковских активов Мексики.
Отрицательные эффекты НАФТА.
Вместе с тем динамичное развитие внешней торговли Мексики в рамках НАФТА сделало экономику этой страны еще более ориентированной на США, а следовательно, и более зависимой от американской экономической конъюнктуры. В результате изменения экономической конъюнктуры США имеют для Мексики глубокие социально-экономические последствия. В Канаде также наблюдается подобное явление, хотя и менее выраженное. Кроме того, НАФТА не оправдала надежд в сфере занятости.
В США и Канаде исчезают новые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, в том числе из Мексики. Кроме того, ухудшилось положение и на мексиканском рынке труда. В результате либерализации торгового режима между Мексикой и ее более конкурентоспособными северными соседями разоряются местные мелкие предприятия, ухудшаются условия и для среднего бизнеса.
В связи с открытием мексиканского рынка сельскохозяйственной продукции, а также высокими издержками сельскохозяйственная отрасль не выдерживает конкуренции с дешевой сельскохозяйственной продукцией из США и Канады, особенно в отношении пшеницы, фасоли, сорго, сои, кукурузы, которые в США в 3−7 раза дешевле, чем в Мексике.
В Мексике наблюдается достаточно высокий уровень безработицы: 65 % трудоспособного населения либо не имеют работы, либо заняты неполную неделю.
Не улучшилось положение и в области экологии. Особенно страдают мексиканцы. С увеличением числа макиладорес в Мексике и автомобильных перевозок в районе американо-мексиканской границы возросли и выбросы вредных веществ. В результате в 18 % городов, находящихся в 100-километровой приграничной зоне, нет чистой питьевой воды, в 30 % нет очистных коммунальных сооружений, в 43 % нет мусороперерабатывающих мощностей. И это несмотря на создание в Мексике министерства экологии и принятие этой страной с началом реализации Соглашения НАФТА соответствующих законов об охране окружающей среды. Таким образом, загрязнение окружающей среды вследствие роста производства опережает рост специальных защитных мер, для создания которых нужны и средства, и желание изменить привычные стереотипы, чего Мексике не хватает. Все это показывает, насколько сложно интегрироваться развивающейся стране в экономическое пространство высокоразвитых стран.
Кроме того, США, внося существенный вклад в ухудшение экологии в регионе, сами от этого страдают. Предприниматели США, перенося экологически грязные производства в Мексику, в значительной степени ухудшают экологическую обстановку в собственной стране. Дело в том, что в соответствии с мексиканскими законами макиладорес обязаны возвращать токсичные отходы в ту страну, откуда они получили сырье, т. е. обратно в США. В результате наблюдается увеличение экспорта токсичных отходов мексиканских предприятий в США.
В целом, даже принимая во внимание ряд отрицательных последствий НАФТА для стран-участниц, значение интеграционного процесса в Северной Америке трудно переоценить.
Как для США, так и для стран Латинской Америки НАФТА является основой для более широкой интеграции стран Западного полушария. В этой связи еще в 1994 г. на форуме 34 глав государств и правительств Западного полушария в Майями, несмотря на различные подходы (НАФТА, МЕРКОСУР и др.) к перспективе огромной зоны свободной торговли «от Аляски до Тиерра дель Фуэго «Огненной земли», удалось подписать «Декларацию принципов партнерства во имя развития и процветания: демократия, свободная торговля и развитие на Американском континенте» и «План действий», в которых провозглашалось создание в 2005 г. Всеамериканской зоны свободной торговли (Free Trade Arеа оf Americas − FТАA). В настоящее время проект находится на стадии согласования между государствами.
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание