9.2.Европейский союз как первая региональная финансово-экономическая интеграция
Европейский союз объединяет 27 стран и является самым многочисленным интеграционным объединением в мире. В ЕС входят Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция, Турция и Болгария. По своему финансовому и экономическому потенциалу ЕС сопоставим лишь с США, представляя собой пример региональной валютной, кредитной и финансовой системы. Финансовая интеграция ЕС прошла долгий исторический путь и сегодня создает основу для политической интеграции европейских стран с возможным созданием в будущем конфедерации.
Официальным началом объединения Европы можно считать подписание в 1957 г. Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом легендарного Римского договора, который декларировал создание Европейского экономического сообщества. Позднее в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия (1973), Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Швеция и Финляндия (1995).
Как любая другая интеграционная группировка, ЕЭС чтобы достичь современного уровня экономической интеграции, прошла все ее этапы. В 1958-1968 гг. была сформирована зона свободной торговли, затем последовал переход к таможенному союзу (1968-1978) и возникли вопросы о создании экономического и монетарного союза. Еще при образовании ЕЭС в 1957 г. поднимались вопросы о реальности функционирования этого объединения без корректировки монетарных политик стран-участниц. Однако авторы Римского договора исходили из того, что стабильность европейских валют (в рамках Бреттонвудской валютной системы) - понятие постоянное и для создания единого европейского рынка достаточно обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала между странами сообщества.
История показала ошибочность этих суждений: Бреттонвудская система, основанная на золото-долларовом стандарте и жестко фиксированных валютных курсах, имела ряд противоречий. Уже в конце 1950-х гг. проявились первые признаки нестабильности доллара США, а в 1968-1969 гг. его колебания стали представлять реальную угрозу для европейского рынка. В результате возникла опасность резкой ревальвации немецкой марки и девальвации французского франка, т.е. денежных единиц двух центров общеевропейской интеграции, на которых держится весь союз. В таких условиях вызывала сомнения общая европейская ценовая политика, в особенности по отношению к продукции сельского хозяйства - наиболее ранимой отрасли европейской экономики, достижение равновесия в которой считалось достоинством европейских сообществ в то время. Выходом в данной ситуации стали предложения ввести режим фиксированного валютного курса в странах ЕЭС.
В 1961 г. в журнале American Economic Review была опубликована статья профессора экономики Р. Манделла «Теория оптимальных валютных зон», в которой он обосновал преимущества жестко фиксированного валютного курса в форме отказа от национальных валют и использования единой денежной единицы. В 1999 г., когда эта идея была реализована при введении евро, Р. Манделл получил Нобелевскую премию в области экономики.
Однако вместо предложения Р. Манделла одобрение получила идея установить фиксированные обменные курсы европейских валют, «озвученная» в 1965 г. как одно из предложений Европейской комиссии. Идея нашла поддержку в так называемом докладе Барра (1968) и была провозглашена одной из целей развития Сообщества на встрече глав государств и правительств в Гааге в 1969 г. Именно здесь была сформирована ставшая впоследствии широко известной благодаря своему докладу межгосударственная группа под председательством премьер-министра Люксембурга П. Вернера. План Вернера в окончательном варианте появился в 1970 г. и представлял собой программу финансовой интеграции в Европе в течение 10 лет (1971-1980).
Цель программы - взаимная конвертация европейских валют, беспрепятственное движение капитала в Европе и установление неизменных ставок обменных курсов европейских валют по отношению друг к другу. Лишь в случае благополучного решения этих задач предусматривалась в будущем замена национальных валют единой. Основными направлениями плана Вернера стали:
межгосударственная координация экономической политики стран Сообщества;
постепенное сокращение колебаний курсов валют стран-участниц (вплоть до перехода к их жесткой фиксации и полной взаимной обратимости);
банковские процентные обменные курсы; устанавливают их и управляют валютными резервами наднациональные органы на общеевропейском уровне (объединения центральных банков стран ЕЭС);
проведение участниками соглашения однонаправленной фискальной политики и взаимный контроль методов финансирования дефицита или использования профицита государственного бюджета;
кооперация при реализации структурной и региональной политики;
совместное «плавание» валют по отношению к доллару и валютам третьих стран;
введение европейской расчетной денежной единицы сначала на основе золотого паритета, а затем на базе корзины валют стран ЕЭС.
Однако план Вернера по финансовому объединению Европы не был реализован. Среди причин этого следует отметить, во-первых, явную политическую неготовность к созданию общего наднационального валютно-финансового центра. Во-вторых, значительные различия в экономическом развитии и положении стран-участниц (сегодня эти различия в результате экономического подъема в Европе с середины 1980-х гг. несколько уменьшились). В-третьих, имела значение общая неблагоприятная ситуация в мировой экономике в 1970-е гг., вызванная двумя «нефтяными шоками», стагнацией и инфляцией в ряде стран и т.п.
Попытка спасти европейскую финансовую интеграцию была предпринята в марте 1972 г. путем введения валютного механизма «змеи в тоннеле». «Змея» представляла собой механизм, который увязывал колебания европейских валют относительно друг друга, а также устанавливал ограничения колебания всей «змеи» по отношению к доллару.
Однако и эта система не ускорила финансовой интеграции. Поддержание валютных курсов в пределах «змеи» было делом добровольным, и время от времени становилось обременительным для отдельных стран (валютные интервенции требовали значительных средств). Поэтому некоторые страны вообще не участвовали в этой системе или периодически выходили из нее. Так Великобритания, Италия и Ирландия определяли свои курсы самостоятельно, а Франция то примыкала к обшей системе, то отсоединялась от нее.
Новое предложение об объединении валютно-финансовых систем было выдвинуто в 1977 г. Р. Дженкинсом, занимавшим в то время пост президента Еврокомиссии. Именно благодаря его предложению 13 марта 1979 г. на свет появилась Европейская валютная система - ЕВС. Ее основные задачи заключались в следующем:
создание внешней и внутренней валютной стабильности в Европе;
совершенствование экономического сотрудничества стран-членов;
содействие снижению валютной нестабильности. Были установлены пределы колебания курсов (±2,25 % - узкий предел, ±6 % - широкий предел) - так называемый Европейский механизм обменных курсов (ЕМОК). В 1993 г. в результате кризиса ЕМОК был установлен единый предел - 15 %. Система ЕМОК никогда не охватывала всех стран Европейского союза, состав ее участников не раз менялся. Соблюдение указанного режима подкреплялось рядом мер: изменением процентных ставок, влияющих на валютный курс, взаимным кредитованием центральных банков в целях поддержания курсовых отношений, валютными интервенциями.
Элементом этой системы явилась европейская валютная единица ЭКЮ (European Currency Unit, ECU). ЭКЮ берет начало от расчетной единицы ЕЭС, созданной в 1950 г. Европейским платежным союзом. Римским соглашением последняя была принята для институтов ЕЭС и равнялась 0,88867088 г чистого золота. Девальвация доллара США, а также решение о «плавании» валют и создании концепции корзины СДР сделали необходимым создание корзины собственной расчетной единицы ЕЭС. Таким образом, возникла так называемая европейская расчетная единица (European Unit of Account, EUA), стоимость которой колебалась в зависимости от ежедневных изменений валютного курса, что определялось удельным весом в ее составе валюты каждой страны. EUA была введена в бюджет Соглашения по углю и стали 1976 г., в бюджет ЕЭС 1978 г. и использовалась в таможенных операциях с 1979 г.
Как официальная валюта ЭКЮ появилась 18 декабря 1978 г., а 13 марта 1979 г. вступила в силу как составной элемент Европейской валютной системы. Стоимость ЭКЮ определялась по методу корзины валют, включавшей валюты 12 стран - членов ЕВС. Доля каждой валюты в этой корзине зависела от удельного веса страны в совокупном валовом продукте ЕЭС, их взаимном товарообороте и от участия в краткосрочных кредитах поддержки в рамках ЕВС. Поэтому наибольшую долю в ЭКЮ имела немецкая марка - примерно 33 %; на долю французского франка приходилось приблизительно 20, фунта стерлингов - 11,5, итальянской лиры - 8, датской кроны - около 3 % и т.д.
ЭКЮ имела государственный и частный характер. Официальный, или государственный, характер ЭКЮ - это важный элемент ЕВС и ее основные функции реализовывались: в бюджете ЕС, таможенных пошлинах, аграрной политике, статистике, финансах, сфере деятельности Европейского фонда развития и Европейского инвестиционного банка.
Частный характер ЭКЮ отражался в контрактном праве, но четко обусловливался нормами государственного права. В целом ЭКЮ выполняла три важные функции:
определяла центральный валютный курс, т.е. для каждой валюты, участвовавшей в соглашении об обмене, устанавливался центральный курс в ЭКЮ и в результате фиксировались двусторонние валютные курсы;
выступала единицей расчета по займам и кредитам, возникшим из механизма вмешательства или предусмотренным в ЕВС;
являлась инструментом расчетов внутри системы.
Как видим, функции ЭКЮ существенно отличаются от функций другой счетной, платежной и резервной коллективной единицы - СДР, эмитентом которой с января 1970 г. является Международный валютный фонд. Сфера использования ЭКЮ также значительно шире, она распространяется не только на официальный сектор (центральные банки и международные организации), как СДР, но и на частный сектор (коммерческие банки, фирмы). Итогом функционирования ЕВС стал уровень европейской финансовой интеграции, достигнутый к началу последнего десятилетия XX века.
Во время заседания в Ганновере в июне 1988 г. Европейский совет поручил Комитету управляющих центральных банков и экспертов под председательством Ж. Делора изучить состояние финансово-экономической интеграции Сообщества и предложить конкретные этапы перехода к экономическому и монетарному союзу. Доклад Комитета Делора, составленный в апреле 1989 г., создал техническую основу для формирования единого европейского рынка: он содержал описание экономического и монетарного союза и этапы его достижения.
Как упоминалось, еще в докладе Вернера в 1970 г., монетарный союз предполагает полную и необратимую взаимную конвертируемость валют (это уже было осуществлено); полную свободу движения капиталов и полную интеграцию банковских и финансовых рынков (это предусматривалось достичь к 1 января 1993 г.); отмену пределов колебаний и окончательное закрепление паритетов, что предполагало установление фиксированных курсов европейских валют. Доклад Делора содержал добавление, что принятие единой валюты позволило бы закрепить необратимость союза, снизить издержки по операциям и придать больше веса Европе в мировом сообществе.
Доклад Делора и основанный на нем Маастрихтский договор ознаменовали новый этап развития западноевропейской финансовой интеграции. Историческое Маастрихтское соглашение о трансформации Европейских сообществ в Европейский союз было подписано в декабре 1991 г., ратифицировано, несмотря на трудности, и вступило в силу в ноябре 1993 г. Трудности с ратификацией возникли в 1992 г. в Дании и Франции, в результате доверие к будущему единой Европы и, соответственно, к ЕВС оказалось в значительной степени подорвано. Это давление привело к тому, что в сентябре - октябре рынок европейских валют оказался в состоянии серьезного кризиса. Как следствие, британский фунт, итальянская лира покидают ЕВС, испанская песета и португальское эскудо девальвируются на 6 %. В январе 1993 г. ирландский фунт девальвировал на 10 %, а в мае последовало продолжение падения песеты и эскудо. В итоге министры финансов стран ЕС вынуждены были пойти на расширение допустимых границ колебаний европейских валют до ±15 %.
Маастрихтское соглашение календарно установило три этапа становления экономического и монетарного союза Европы, а соответственно достижения конечной цели финансовой интеграции - введения общей, а затем и единой денежной единицы Европейского союза - евро.
Первый этап занял период с 1 июля 1990 г. по 31 декабря 1993 г. В его рамках были устранены все остававшиеся ограничения на свободное движение капиталов внутри Европейского союза, а также между ЕС и третьими странами. Особое внимание уделено достижению сближения показателей экономического развития внутри ЕС.
Второй этап начался 1 января 1994 г. и завершился 31 декабря 1998 г. Главным организационным событием этого этапа стало учреждение Европейского валютного института (ЕВИ) во Франкфурте -на-Майне. К другим важнейшим событиям можно отнести:
принятие законодательства, запрещавшего кредитование государственного сектора экономики центральными банками в странах - членах ЕС, а также прямое приобретение центральными банками долгов государства; этот же запрет на третьем этапе становления экономического и монетарного союза распространяется и на ЕЦБ;
принятие законодательства, отменявшего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов: аналогичный запрет распространяется и на ЕЦБ на упомянутом выше третьем этапе.
В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая предусматривала критерии экономической конвергенции, которые должны выполнять страны, претендующие на введение единой валюты евро (см. табл.33).
После учреждения в 1998 г. Европейского центрального банка (ЕЦБ) в соответствии с положениями Маастрихтского договора Европейский валютный институт (ЕВИ) был ликвидирован, а все его активы и обязательства перешли к ЕЦБ. В это же время под руководством Европейского центрального банка была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), в которую вошли центральные банки всех 15 стран - членов Европейского союза.
Таблица 33
Критерии экономической конвергенции стран зоны евро
Критерий | Пороговое значение |
Дефицит государственного бюджета | Не более 3 % ВВП |
Государственный долг | Не более 60 % ВВП |
Ежегодный рост цен | Не более 1,5 % сверх среднего уровня инфляции в трех наиболее благопо- лучных в этом отношении странах ЕС |
Средний размер долгосрочной процентной ставки | Не выше 2 % среднего уровня этих ставок в тех же трех странах |
Пределы колебаний взаимных валютных курсов | ±15% |
Собственный капитал ЕЦБ был определен в размере 5 млрд ЭКЮ, теперь он составляет 5 млрд. евро. В дальнейшем по решению Совета управляющих он может увеличиться. Весь капитал принадлежит национальным центральным банкам, причем доля каждого определяется следующим образом: 50 % - в соответствии с удельным весом каждой страны в общем населении ЕС; 50 % - в соответствии с удельным весом страны в совокупном внутреннем продукте ЕС. Эти данные корректируются каждые пять лет. Часть чистой прибыли (не более 20 %) ЕЦБ перечисляется в общий резервный фонд, остаток распределяется между членами ЕЦБ пропорционально их взносам в капитал.
В перечне функций ЕЦБ - обычные функции центрального банка, только распространяются они не на одну, а на группу стран:
определение и реализация монетарной политики Европейского союза;
ведение валютных операций;
хранение официальных валютных резервов стран - членов ЕС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов («текущие балансы») остается в распоряжении правительств стан-участниц);
создание условий для нормального функционирования платежной системы.
Третий этап начался 1 января 1999 г. С этой даты окончательно были зафиксированы обменные курсы евро к национальным валютам стран-участниц, а евро стал общей валютой. Он заменил ЭКЮ в пропорции 1:1. В 1999 г. только 11 из 15 стран оказались готовы к введению евро. Великобритания, Дания и Швеция по политическим мотивам, а также из-за отрицательных результатов на референдуме отказались войти в группу стран - членов Европейского монетарного союза. Греция не вошла в зону евро, так как не выполнила экономические ограничения, она смогла сделать это только 1 января 2001 г. В 2002 г. были введены в обращение банкноты и монеты евро. Все счета в национальных валютах стран-участниц были конвертированы по официальным курсам в евро.
Европейская финансовая интеграция также предполагает функционирование единого регионального бюджета и налоговую гармонизацию. Бюджет ЕС призван содействовать реализации политики и стратегии развития Союза, которые состоят в следующем:
достижение валютной стабильности;
развитие современной и динамичной европейской промышленности;
стимулирование развития новых технологий;
выравнивание уровней социального и культурного развития различных регионов.
К основным принципам формирования доходов бюджета ЕС относятся: совместная финансовая ответственность (все члены ЕС обязаны участвовать в формировании доходов бюджета) и финансовая солидарность (взносы должны быть соразмерны финансовым возможностям стран).
Собственные ресурсы ЕС составляют:
сельскохозяйственные пошлины и налоги на сахар и глюкозу - введены для регулирования рынка и включают: налоги на производство и хранение, дополнительный налог для возмещения потерь;
таможенные пошлины ( взимаются по общему таможенному тарифу от таможенной стоимости товаров, импортированных в ЕС из государств – не членов ЕС, размер отчислений - 90 % общего таможенного тарифа;
НДС - ресурсы рассчитываются при применении единой нормы к базе НДС каждого государства члена ЕС, определенной по единой методике в соответствии с правилами ЕС. С июня 1998 г. единая норма составляет 1,4 % от базы НДС за вычетом общей компенсации, выплаченной Великобританией. База государств - членов ЕС не может превышать 55 % ВНП. В соответствии с новым решением о собственных ресурсах норма НДС постепенно снижалась до 1,0 %, а предельная норма - до 50 % к 1999 г. Результатом сокращения относительной доли НДС в общей величине собственных ресурсов стало усиление роли «четвертого ресурса»;
• «четвертый ресурс» - категория доходов, введенная в 1988 г. Она основана на ВНП и получена от применения нормы к сумме ВНП всех членов ЕС. Это переменный, балансирующий бюджет ресурс, для которого норма запроса рассчитывается в ходе бюджетной процедуры таким способом, чтобы покрыть недополученные доходы. Его цель - обеспечить соответствие доли, выплачиваемой каждой страной - членом ЕС, ее реальным возможностям. Весь этот доход плюс прочие доходы, такие как снижение заработной платы должностных лиц ЕС, проценты по просроченным платежам, штрафы и активное сальдо предыдущих лет, должны покрыть общие ассигнования по платежам, которые требуются для финансирования расходов, внесенных в бюджет на текущий год.
Принципами построения расходов бюджета ЕС являются: укрепление экономического и социального сплочения государств - членов ЕС (бюджетное финансирование должно содействовать выравниванию экономического положения членов ЕС, разрешению социальных противоречий); солидарность - хотя беднейшие страны и нуждаются в больших объемах финансовых ресурсов, остальные члены ЕС также имеют право на бюджетное финансирование (солидарно взносам); бюджетная дисциплина (экономическая эффективность расходования средств). Если объемы финансового содействия члену ЕС значительны по сравнению с его ВНП, то такие ресурсы трудно использовать эффективно, что может привести к структурным изменениям в экономике.
В ходе интеграции расходы ЕС значительно возросли и стали более разносторонними. Основными расходными статьями бюджета ЕС являются расходы на сельское хозяйство (более половины всех средств бюджета), социальные и региональные программы, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внутренние и внешние программы, управление, финансирование Европейского фонда развития, Европейского объединения угля и стали.
В Европейском союзе отсутствует единая система налогообложения. Налоговые платежи, поступающие в бюджет ЕС, не позволяют говорить о единой налоговой политике и налоговой системе. Вместе с тем в регионе активно проходит процесс координации налоговых систем стран-участниц, что способствует их гармонизации и созданию единых принципов, методов и способов налогообложения. Под налоговой гармонизацией следует понимать стратегию межгосударственной налоговой политики, которая проводится путем согласования и унификации национальных налоговых систем и их базовых элементов. После гармонизации европейских акцизов и НДС были сформулированы цели налоговой гармонизации в ЕС:
упразднение налоговых границ для создания равных конкурентных условий всем хозяйствующим субъектам;
приведение в соответствие структуры налоговых систем, порядка взимания основных видов налогов в странах сообщества;
объединение и унификация внутреннего рынка ЕС.
С введением единой валюты европейская финансовая интеграция достигла своей наивысшей ступени. Следующим этапом станет политическое объединение, которое будет строиться на основе финансового фундамента. Однако эффект масштаба ЕС пока не позволяет осуществлять дальнейшую геополитическую интеграцию без закрепления финансовых позиций. Процесс европейской финансовой интеграции тормозится многими проблемами единой Европы, среди которых:
неравномерность развития европейских стран: уровень экономического развития слабых стран не повышается, сильных государств - снижается. Германия и Франция являются финансовыми донорами менее развитых европейских стран. Присоединение 10 европейских государств к ЕС в мае 2004 г. легло дополнительным финансовым бременем на развитые страны. Особенно недовольно население Западной Германии: одно дело - выравнивание экономики восточных земель за счет западных и совершенно другое - решение общеевропейских проблем за счет немецкой экономики;
последствия введения евро. В первые месяцы обращения евро цены выросли во всех европейских странах, а за первые годы ухудшились экспортные позиции европейских товаропроизводителей. Это может негативно сказаться на политическом будущем единой Европы;
неконтролируемая миграция населения приводит к снижению оплаты труда и уровня жизни. Следствием открытого рынка труда и высокой мобильности рабочей силы, кроме положительного эффекта, являются также отток высококвалифицированных кадров в более развитые европейские страны и обострение проблемы терроризма. Любой специалист может выбрать страну с наиболее благоприятным социальным законодательством и остаться там. Большое предложение рабочей силы снижает уровень оплаты труда, что вызывает социальную напряженность и недовольство процессом европейской интеграции;
• недостаточная прозрачность государственной финансово-экономической политики стран-участниц. Финансовая интеграция в ЕС базируется на показателях, зафиксированных в Маастрихтском соглашении (процентные ставки, инфляция, внешний долг и пр.). Значения их принимались по величине фактических значений в большинстве стран ЕС. Именно поэтому лимит внешнего долга оказался столь высоким (60 % ВВП), а другие показатели вполне приемлемыми. Желание некоторых стран соответствовать требованиям для вступления в ЕС привело к искажению в отдельных случаях статистической информации (например, Франция и Италия иногда занижали данные о бюджетных дефицитах). В силу этого бывает трудно оценить реальное состояние европейской финансовой интеграции.
Таким образом, Европа является первопроходцем региональной финансово-экономической интеграции. Как всем идущим впереди, ей приходится решать проблемы, а для этого необходимо время. Вместе с тем расширение глобализации побуждает европейские страны ускорить процесс регионализации, они видят в нем и альтернативу, и противовес глобализации. Финансовая интеграция в Европе находится на зрелом этапе своего развития, но она не завершена. Политический союз возможен только после решения ЕС финансовых проблем, создания стабильной региональной валютной, кредитной и финансовой системы, а также достижения финансовой независимости и снижения уязвимости от внешних факторов, которые во многом определяются глобализацией.
- Международные валютно-кредитные
- Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080105.65 – «Финансы и кредит»
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- 2. Рабочие учебные материалы
- 1.4. Валюта и валютный курс: сущность, классификация (8 часов)
- Раздел 2. Сущность и структура мирового валютного рынка (24 часа)
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка) (24 часа)
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация (8 часов)
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения (6 часов)
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк) (8 часов)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка (26 часов) [4], c.6–35; [8], c.25–43
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка (8 часов)
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка (8 часов)
- Раздел 9. Международная финансовая интеграция и глобализация (26 часов) [4], c.6–35; [8], c.25–43
- Заключение (2 часа) [4], c.146–183; [8], c.527–546
- 2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 080105.65 – «Финансы и кредит» очно–заочной формы обучения*
- 2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 080105.65 – «Финансы и кредит» заочной формы обучения*
- 2.3. Структурно–логическая схема дисциплины «Международные валютно-кредитные отношения»
- Международные валютно-кредитные отношения
- Раздел 1.
- Раздел 2.
- Раздел 3.
- Раздел 4.
- Раздел 5.
- Раздел 6.
- Основы формирования международных финансовых отношений
- Раздел 7.
- Организация функционирования мирового финансового рынка
- Раздел 8.
- Раздел 9.
- Раздел 10.
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия для всех форм обучения
- 2.6. Балльно – рейтинговая система оценки знаний для студентов
- Оценка знаний для студентов специальности 080507.65 – менеджмент организации
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- 3.2. Опорный конспект лекций по дисциплине Введение
- Раздел 1. Мировая валютная система как форма организации международных валютных отношений
- 1.1.Международные деньги: сущность, функции, классификация
- Функции международных денег
- Сущность и роль международных валютных отношений
- 1.3.Мировая валютная система: сущность, этапы эволюции, структура
- Структура национальной валютной системы
- Эволюция мировой валютной системы
- Характеристика этапов эволюции мировой валютной системы
- 1.4.Валюта и валютный курс: сущность, классификации
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 2. Сущность и структура мирового валютного рынка
- 2.1.Организация мирового валютного рынка
- 2.2.Классификация валютных операций
- Раздел 3. Система анализа мирового валютного рынка и прогнозирования валютных курсов
- 3.1.Фундаментальный анализ мирового валютного рынка
- 3.2.Технический анализ мирового валютного рынка
- Раздел 4. Мировая кредитная система как форма организации международных кредитных отношений
- 4.1.Сущность и роль международного кредита и международных кредитных отношений
- 4.2.Мировая кредитная система: сущность, характеристика элементов
- 4.3.Этапы развития международных кредитных отношений
- 4.4.Формы и условия международного кредита
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка)
- 5.1.Понятие мирового рынка ссудных капиталов и его структура
- 5.2.Инструменты мирового рынка ссудных капиталов
- Раздел 6. Основы формирования международных финансовых отношений
- 6.1.Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка
- 7.3.Мировые финансовые центры
- 7.3.1. Сша
- 7.3.2. Великобритания
- 7.3.3. Япония
- Раздел 8. Международные финансовые организации как институциональный элемент валютной, кредитной и финансовой системЫ
- 8.1.Сущность и роль международных финансовых организаций
- 8.2.Сравнительный анализ деятельности международных финансовых организаций
- Раздел 9. Международная финансовая интеграция и глобализация
- 9.1.Международная финансовая интеграция: сущность, этапы
- 9.2.Европейский союз как первая региональная финансово-экономическая интеграция
- 9.3.Финансовая глобализация: сущность, этапы, виды, преимущества и недостатки
- Раздел 10. Сравнительный анализ инструментов стабилизации международных валютных, кредитных и финансовых отношений
- Заключение
- Глоссарий
- 3.3 Методические указания к выполнению практических заданий, в том числе с использованием дот
- Практическое занятие 1 по теме «Валюта и валютный курс: сущность, классификации»
- Практическое занятие 2 по теме «Классификация валютных операций»
- Практическое занятие 3 Семинар по теме «Технический анализ мирового валютного рынка»
- Практическое занятие 4 по теме «Формы и условия международного кредита»
- Практическое занятие 5 по теме «Инструменты мирового рынка ссудных капиталов»
- Практическое занятие 6 Семинар по теме «Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация»
- Практическое занятие 7 по теме «Классификация инструментов мирового финансового рынка»
- Практическое занятие 8
- 4.2.Текущий контроль (тестовые задания)
- Раздел 1. Мировая валютная система как форма организации международных валютных отношений
- 1.1.Международные деньги: сущность, функции, классификация
- 1.2.Сущность и роль международных валютных отношений
- 1.3.Мировая валютная система: сущность, этапы эволюции, структура На структуру мвс
- 48. Международная валютная ликвидность как элемент мировой валютной системы означает:
- 49. Международная валютная ликвидность как элемент мировой валютной системы не включает:
- 52.Режим корректируемой фиксации означает что:
- 53. Право нерезидентов на обмен национальной валюты страны пребывания на любую другую валюту называют …………. Конвертируемостью:
- 153. К фундаментальным факторам, которые можно получать в режиме реального времени не относятся:
- 206. Средства, передаваемые от кредитора одной страны к заемщику другой, в денежной или иной форме называются …
- 215. Установите соответствие между обозначенными формами международного кредита и их характеристикой …
- 216. Элементы договора кредитора и заемщика из разных стран – это…
- Раздел 5. Организация функционирования мирового рынка ссудных капиталов (мирового денежного рынка)
- 5.1.Понятие мирового рынка ссудных капиталов и его структура
- 5.2.Инструменты мирового рынка ссудных капиталов
- Раздел 6. Основы формирования международных финансовых отношений
- 6.1.Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- 6.2.Мировая финансовая система: сущность, структура, классификация
- 6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения
- 6.4.Международная финансовая деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- Раздел 7. Организация функционирования мирового финансового рынка
- 7.1.Сущность и структура мирового финансового рынка
- 7.2.Классификация инструментов мирового финансового рынка
- 7.3.Мировые финансовые центры
- Раздел 8. Международные финансовые организации как институциональный элемент валютной, кредитной и финансовой систем
- 8.1.Сущность и роль международных финансовых организаций
- 8.2.Сравнительный анализ деятельности международных финансовых организаций
- Вопросы для подготовки к экзамену для специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» (2 семестр)
- Вопросы для подготовки к зачету для специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- Сущность и этапы развития международных финансов и международных финансовых отношений
- К о н т р о л ь н а я р а б о т а
- Условия и факторы развития системы валютного контроля в России
- Содержание
- 191186, Санкт–Петербург, ул. Миллионная, д. 5