logo search
от юли / УМК МВКО УМК полная версия не сокращенный(Морунова)

9.2.Европейский союз как первая региональная финансово-экономическая интеграция

Европейский союз объединяет 27 стран и является самым много­численным интеграционным объединением в мире. В ЕС входят Авст­рия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Фран­ция, ФРГ, Швеция, Турция и Болгария. По своему финансовому и экономическому потенциалу ЕС сопоставим лишь с США, представляя собой пример региональной валютной, кредитной и финансовой системы. Финансовая интеграция ЕС прошла долгий исторический путь и сегодня создает основу для по­литической интеграции европейских стран с возможным созданием в будущем конфедерации.

Официальным началом объединения Европы можно считать под­писание в 1957 г. Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом легендарного Римского договора, который деклари­ровал создание Европейского экономического сообщества. Позднее в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия (1973), Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Швеция и Финляндия (1995).

Как любая другая интеграционная группировка, ЕЭС чтобы дос­тичь современного уровня экономической интеграции, прошла все ее этапы. В 1958-1968 гг. была сформирована зона свободной торговли, затем последовал переход к таможенному союзу (1968-1978) и воз­никли вопросы о создании экономического и монетарного союза. Еще при образовании ЕЭС в 1957 г. поднимались вопросы о реально­сти функционирования этого объединения без корректировки моне­тарных политик стран-участниц. Однако авторы Римского договора исходили из того, что стабильность европейских валют (в рамках Бреттонвудской валютной системы) - понятие постоянное и для соз­дания единого европейского рынка достаточно обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала между страна­ми сообщества.

История показала ошибочность этих суждений: Бреттонвудская система, основанная на золото-долларовом стандарте и жестко фик­сированных валютных курсах, имела ряд противоречий. Уже в кон­це 1950-х гг. проявились первые признаки нестабильности доллара США, а в 1968-1969 гг. его колебания стали представлять реальную угрозу для европейского рынка. В результате возникла опасность резкой ре­вальвации немецкой марки и девальвации французского франка, т.е. денежных единиц двух центров общеевропейской интеграции, на ко­торых держится весь союз. В таких условиях вызывала сомнения об­щая европейская ценовая политика, в особенности по отношению к продукции сельского хозяйства - наиболее ранимой отрасли евро­пейской экономики, достижение равновесия в которой считалось достоинством европейских сообществ в то время. Выходом в данной ситуации стали предложения ввести режим фиксированного валют­ного курса в странах ЕЭС.

В 1961 г. в журнале American Economic Review была опубликована статья профессора экономики Р. Ман­делла «Теория оптимальных валютных зон», в которой он обосновал преимущества жестко фиксированного валютного курса в форме от­каза от национальных валют и использования единой денежной еди­ницы. В 1999 г., когда эта идея была реализована при введении евро, Р. Манделл получил Нобелевскую премию в области экономики.

Однако вместо предложения Р. Манделла одобрение получила идея установить фиксированные обменные курсы европейских валют, «оз­вученная» в 1965 г. как одно из предложений Европейской комиссии. Идея нашла поддержку в так называемом докладе Барра (1968) и была провозглашена одной из целей развития Сообщества на встрече глав государств и правительств в Гааге в 1969 г. Именно здесь была сформирована ставшая впоследствии широко известной благодаря своему докладу межгосударственная группа под председательством премьер-министра Люксембурга П. Вернера. План Вернера в оконча­тельном варианте появился в 1970 г. и представлял собой программу финансовой интеграции в Европе в течение 10 лет (1971-1980).

Цель программы - взаимная конвертация европейских валют, беспрепят­ственное движение капитала в Европе и установление неизменных ставок обменных курсов европейских валют по отношению друг к дру­гу. Лишь в случае благополучного решения этих задач предусматрива­лась в будущем замена национальных валют единой. Основными на­правлениями плана Вернера стали:

Однако план Вернера по финансовому объединению Европы не был реализован. Среди причин этого следует отметить, во-первых, явную политическую неготовность к созданию общего наднацио­нального валютно-финансового центра. Во-вторых, значительные различия в экономическом развитии и положении стран-участниц (сегодня эти различия в результате экономического подъема в Евро­пе с середины 1980-х гг. несколько уменьшились). В-третьих, имела значение общая неблагоприятная ситуация в мировой экономике в 1970-е гг., вызванная двумя «нефтяными шоками», стагнацией и инфляцией в ряде стран и т.п.

Попытка спасти европейскую финансовую интеграцию была пред­принята в марте 1972 г. путем введения валютного механизма «змеи в тоннеле». «Змея» представляла собой механизм, который увязывал колебания европейских валют относительно друг друга, а также уста­навливал ограничения колебания всей «змеи» по отношению к доллару.

Однако и эта система не ускорила финансовой интеграции. Поддержа­ние валютных курсов в пределах «змеи» было делом добровольным, и время от времени становилось обременительным для отдельных стран (валютные интервенции требовали значительных средств). Поэтому некоторые страны вообще не участвовали в этой системе или периоди­чески выходили из нее. Так Великобритания, Италия и Ирландия оп­ределяли свои курсы самостоятельно, а Франция то примыкала к об­шей системе, то отсоединялась от нее.

Новое предложение об объединении валютно-финансовых систем было выдвинуто в 1977 г. Р. Дженкинсом, занимавшим в то время пост президента Еврокомиссии. Именно благодаря его предложению 13 марта 1979 г. на свет появилась Европейская валютная система - ЕВС. Ее основные задачи заключались в следующем:

Элементом этой системы явилась европейская валютная единица ЭКЮ (European Currency Unit, ECU). ЭКЮ берет начало от расчетной единицы ЕЭС, созданной в 1950 г. Европейским платежным сою­зом. Римским соглашением последняя была принята для институтов ЕЭС и равнялась 0,88867088 г чистого золота. Девальвация доллара США, а также решение о «плавании» валют и создании концепции корзины СДР сделали необходимым создание корзины собственной расчетной единицы ЕЭС. Таким образом, возникла так называемая европейская расчетная единица (European Unit of Account, EUA), стоимость которой колебалась в зависимости от ежедневных изме­нений валютного курса, что определялось удельным весом в ее составе валюты каждой страны. EUA была введена в бюджет Соглаше­ния по углю и стали 1976 г., в бюджет ЕЭС 1978 г. и использовалась в таможенных операциях с 1979 г.

Как официальная валюта ЭКЮ появилась 18 декабря 1978 г., а 13 марта 1979 г. вступила в силу как составной элемент Европей­ской валютной системы. Стоимость ЭКЮ определялась по методу корзины валют, включавшей валюты 12 стран - членов ЕВС. Доля каждой валюты в этой корзине зависела от удельного веса страны в совокупном валовом продукте ЕЭС, их взаимном товарообороте и от участия в краткосрочных кредитах поддержки в рамках ЕВС. По­этому наибольшую долю в ЭКЮ имела немецкая марка - примерно 33 %; на долю французского франка приходилось приблизительно 20, фунта стерлингов - 11,5, итальянской лиры - 8, датской кроны - около 3 % и т.д.

ЭКЮ имела государственный и частный характер. Официальный, или государственный, характер ЭКЮ - это важный элемент ЕВС и ее основные функции реализовывались: в бюджете ЕС, таможенных пошлинах, аграрной политике, статистике, финансах, сфере деятельности Европейского фонда развития и Европей­ского инвестиционного банка.

Частный характер ЭКЮ отражался в контрактном праве, но четко обусловливался нормами государственного права. В целом ЭКЮ вы­полняла три важные функции:

Как видим, функции ЭКЮ существенно отличаются от функций другой счетной, платежной и резервной коллективной единицы - СДР, эмитентом которой с января 1970 г. является Международный валютный фонд. Сфера использования ЭКЮ также значительно шире, она распространяется не только на официальный сектор (центральные банки и международные организации), как СДР, но и на частный сек­тор (коммерческие банки, фирмы). Итогом функционирования ЕВС стал уровень европейской финансовой интеграции, достигнутый к на­чалу последнего десятилетия XX века.

Во время заседания в Ганновере в июне 1988 г. Европейский совет поручил Комитету управляющих центральных банков и экспертов под председательством Ж. Делора изучить состояние финансово-эконо­мической интеграции Сообщества и предложить конкретные этапы перехода к экономическому и монетарному союзу. Доклад Комитета Делора, составленный в апреле 1989 г., создал техническую основу для формирования единого европейского рынка: он содержал описание экономического и монетарного союза и этапы его достижения.

Как упоминалось, еще в докладе Вернера в 1970 г., монетарный союз предполагает полную и необратимую взаимную конвертируе­мость валют (это уже было осуществлено); полную свободу движения капиталов и полную интеграцию банковских и финансовых рынков (это предусматривалось достичь к 1 января 1993 г.); отмену пределов колебаний и окончательное закрепление паритетов, что предполага­ло установление фиксированных курсов европейских валют. Доклад Делора содержал добавление, что принятие единой валюты позволи­ло бы закрепить необратимость союза, снизить издержки по операци­ям и придать больше веса Европе в мировом сообществе.

Доклад Делора и основанный на нем Маастрихтский договор озна­меновали новый этап развития западноевропейской финансовой ин­теграции. Историческое Маастрихтское соглашение о трансформации Европейских сообществ в Европейский союз было подписано в декаб­ре 1991 г., ратифицировано, несмотря на трудности, и вступило в силу в ноябре 1993 г. Трудности с ратификацией возникли в 1992 г. в Дании и Франции, в результате доверие к будущему единой Европы и, соот­ветственно, к ЕВС оказалось в значительной степени подорвано. Это давление привело к тому, что в сентябре - октябре рынок европей­ских валют оказался в состоянии серьезного кризиса. Как следствие, британский фунт, итальянская лира покидают ЕВС, испанская песета и португальское эскудо девальвируются на 6 %. В январе 1993 г. ир­ландский фунт девальвировал на 10 %, а в мае последовало продолже­ние падения песеты и эскудо. В итоге министры финансов стран ЕС вынуждены были пойти на расширение допустимых границ колебаний европейских валют до ±15 %.

Маастрихтское соглашение календарно установило три этапа становления экономического и монетарного союза Европы, а соответ­ственно достижения конечной цели финансовой интеграции - вве­дения общей, а затем и единой денежной единицы Европейского союза - евро.

Первый этап занял период с 1 июля 1990 г. по 31 декабря 1993 г. В его рамках были устранены все остававшиеся ограничения на сво­бодное движение капиталов внутри Европейского союза, а также ме­жду ЕС и третьими странами. Особое внимание уделено достижению сближения показателей экономического развития внутри ЕС.

Второй этап начался 1 января 1994 г. и завершился 31 декабря 1998 г. Главным организационным событием этого этапа стало учре­ждение Европейского валютного института (ЕВИ) во Франкфурте -на-Майне. К другим важнейшим событиям можно отнести:

В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая предусматривала критерии экономической конвергенции, которые должны выполнять страны, претендующие на введение единой валюты евро (см. табл.33).

После учреждения в 1998 г. Европейского центрального банка (ЕЦБ) в соответствии с положениями Маастрихтского договора Европей­ский валютный институт (ЕВИ) был ликвидирован, а все его активы и обязательства перешли к ЕЦБ. В это же время под руководством Ев­ропейского центрального банка была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), в которую вошли центральные банки всех 15 стран - членов Европейского союза.

Таблица 33

Критерии экономической конвергенции стран зоны евро

Критерий

Пороговое значение

Дефицит государственного бюджета

Не более 3 % ВВП

Государственный долг

Не более 60 % ВВП

Ежегодный рост цен

Не более 1,5 % сверх среднего уровня

инфляции в трех наиболее благопо-

лучных в этом отношении странах ЕС

Средний размер долгосрочной процентной ставки

Не выше 2 % среднего уровня этих ставок в тех же трех странах

Пределы колебаний взаимных валютных курсов

±15%

Собственный капитал ЕЦБ был определен в размере 5 млрд ЭКЮ, теперь он составляет 5 млрд. евро. В дальнейшем по решению Совета управляющих он мо­жет увеличиться. Весь капитал принадлежит национальным цен­тральным банкам, причем доля каждого определяется следующим образом: 50 % - в соответствии с удельным весом каждой страны в об­щем населении ЕС; 50 % - в соответствии с удельным весом страны в совокупном внутреннем продукте ЕС. Эти данные корректируются каждые пять лет. Часть чистой прибыли (не более 20 %) ЕЦБ перечис­ляется в общий резервный фонд, остаток распределяется между чле­нами ЕЦБ пропорционально их взносам в капитал.

В перечне функций ЕЦБ - обычные функции центрального бан­ка, только распространяются они не на одну, а на группу стран:

Третий этап начался 1 января 1999 г. С этой даты окончательно были зафиксированы обменные курсы евро к национальным валю­там стран-участниц, а евро стал общей валютой. Он заменил ЭКЮ в пропорции 1:1. В 1999 г. только 11 из 15 стран оказались готовы к введению евро. Великобритания, Дания и Швеция по политиче­ским мотивам, а также из-за отрицательных результатов на референ­думе отказались войти в группу стран - членов Европейского моне­тарного союза. Греция не вошла в зону евро, так как не выполнила экономические ограничения, она смогла сделать это только 1 января 2001 г. В 2002 г. были введены в обращение банкноты и монеты евро. Все счета в национальных валютах стран-участниц были конвертиро­ваны по официальным курсам в евро.

Европейская финансовая интеграция также предполагает функ­ционирование единого регионального бюджета и налоговую гармо­низацию. Бюджет ЕС призван содействовать реализации политики и стратегии развития Союза, которые состоят в следующем:

К основным принципам формирования доходов бюджета ЕС отно­сятся: совместная финансовая ответственность (все члены ЕС обязаны участвовать в формировании доходов бюджета) и финансовая солидар­ность (взносы должны быть соразмерны финансовым возможностям стран).

Собственные ресурсы ЕС составляют:

Принципами построения расходов бюджета ЕС являются: укреп­ление экономического и социального сплочения государств - членов ЕС (бюджетное финансирование должно содействовать выравниванию экономического положения членов ЕС, разрешению социальных про­тиворечий); солидарность - хотя беднейшие страны и нуждаются в больших объемах финансовых ресурсов, остальные члены ЕС также имеют право на бюджетное финансирование (солидарно взносам); бюджетная дисциплина (экономическая эффективность расходова­ния средств). Если объемы финансового содействия члену ЕС значи­тельны по сравнению с его ВНП, то такие ресурсы трудно использо­вать эффективно, что может привести к структурным изменениям в экономике.

В ходе интеграции расходы ЕС значительно возросли и стали более разносторонними. Основными расходными статьями бюджета ЕС яв­ляются расходы на сельское хозяйство (более половины всех средств бюджета), социальные и региональные программы, проведение науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внутренние и внешние программы, управление, финансирование Европейского фонда развития, Европейского объединения угля и стали.

В Европейском союзе отсутствует единая система налогообложе­ния. Налоговые платежи, поступающие в бюджет ЕС, не позволяют говорить о единой налоговой политике и налоговой системе. Вместе с тем в регионе активно проходит процесс координации налоговых систем стран-участниц, что способствует их гармонизации и созда­нию единых принципов, методов и способов налогообложения. Под налоговой гармонизацией следует понимать стратегию межгосударственной налоговой политики, которая проводится путем согласования и унификации национальных налоговых систем и их базовых элемен­тов. После гармонизации европейских акцизов и НДС были сформу­лированы цели налоговой гармонизации в ЕС:

С введением единой валюты европейская финансовая интеграция достигла своей наивысшей ступени. Следующим этапом станет поли­тическое объединение, которое будет строиться на основе финансово­го фундамента. Однако эффект масштаба ЕС пока не позволяет осуще­ствлять дальнейшую геополитическую интеграцию без закрепления финансовых позиций. Процесс европейской финансовой интеграции тормозится многими проблемами единой Европы, среди которых:

недостаточная прозрачность государственной финансово-эконо­мической политики стран-участниц. Финансовая интеграция в ЕС ба­зируется на показателях, зафиксированных в Маастрихтском соглаше­нии (процентные ставки, инфляция, внешний долг и пр.). Значения их принимались по величине фактических значений в большинстве стран ЕС. Именно поэтому лимит внешнего долга оказался столь высоким (60 % ВВП), а другие показатели вполне приемлемыми. Желание не­которых стран соответствовать требованиям для вступления в ЕС при­вело к искажению в отдельных случаях статистической информации (например, Франция и Италия иногда занижали данные о бюджетных дефицитах). В силу этого бывает трудно оценить реальное состояние европейской финансовой интеграции.

Таким образом, Европа является первопроходцем региональной финансово-экономической интеграции. Как всем идущим впереди, ей приходится решать проблемы, а для этого необходимо время. Вместе с тем расширение глобализации побуждает европейские страны уско­рить процесс регионализации, они видят в нем и альтернативу, и про­тивовес глобализации. Финансовая интеграция в Европе находится на зрелом этапе своего развития, но она не завершена. Политический союз возможен только после решения ЕС финансовых проблем, созда­ния стабильной региональной валютной, кредитной и финансовой системы, а также достижения финансовой независимости и снижения уязвимости от внешних факторов, которые во многом определяются глобализацией.