logo search
от юли / УМК МВКО УМК полная версия не сокращенный(Морунова)

6.3.Государственные и частные международные финансовые отношения

Государство и частный сектор в своем взаимодействии являются не антиподами, а равноправными партнерами. Они дополняют друг друга в едином экономическом процессе, делая его более эффектив­ным и совершенным. Преследуя собственные цели, государство и ча­стный сектор создают конкурентную среду, которая позволяет реали­зовать любые экономические возможности. Все это справедливо и для международных финансов.

Международные финансовые отношения государств можно раз­делить на две сферы:

В первом случае международная финансовая деятельность страны зависит от ее особенностей. Если это государство с развитой эконо­микой, как, например, страны «большой двадцатки», то государст­венный капитал экспортируется по нескольким причинам.

Во-первых, это происходит в рамках государственной внешней политики. Финансовая помощь, кредиты и инвестиции направляют­ся в страны, имеющие договорные отношения или попадающие под геополитическое влияние, а также туда, где присутствует стратегиче­ский интерес развитой страны.

Во-вторых, государственные интересы развитых стран во многом совпадают с приоритетами частного сектора, например крупных ТНК. Поэтому государственные инвестиции или кредиты в развивающиеся страны часто дополняют частные капитало­вложения.

В-третьих, развитые страны проводят широкое международное инвестирование просто, потому что могут это делать - они обладают соответствующей финансовой мощью. Никто кроме них не способен предоставить крупные средства на решение таких глобальных проблем, как исследование озонового слоя, освоение космоса, борьба с бедностью, лечение раковых заболеваний и СПИДа, борьба с тер­роризмом, нераспространение ядерного оружия и пр. Для этих целей финансовые средства предоставляются как напрямую нуждающимся странам и проектам, так и через международные организации.

В-четвертых, участниками международных финансовых отноше­ний развитых стран движет желание любого финансового субъекта - получение прибыли. С новыми рынками и новыми возможностями открываются и новые направления государственных финансовых по­токов. Кроме того, власти развитых стран участвуют в операциях на мировых финансовых рынках.

Страны с менее развитой экономикой, развивающиеся страны с переходной экономикой преимущественно выступают заемщика­ми, а не кредиторами. На проведение международных финансовых операций у них не хватает средств. Однако в периоды высоких дохо­дов такие страны, стремясь сохранить полученные средства, разме­щают их на рынках капиталов развитых государств, вкладывая как в государственные, так и в частные ценные бумаги. Например, Рос­сия в 2004 г., получая сверхдоходы от реализации энергоресурсов, создала резервный фонд, вложив его средства в ценные бумаги Ка­значейства США.

Таким образом, большинство государств выступают импортерами капиталов, а не его экспортерами. Нехватка собственных финансо­вых ресурсов вынуждает страны обращаться к внешним заемным средствам. Внешнее финансирование государства включает следую­щие важные звенья:

• финансовая помощь (гранты на развитие отраслей и пр.). Внешнее финансирование может отражаться на структуре госу­дарственного долга.

Государственные займы (долги) могут иметь государственные и частные источники. Займы у иностранных государств могут быть на двусторонней или многосторонней основе - когда заем предоставля­ется одновременно несколькими странами или международными фи­нансовыми организациями. Кредиты, взятые у зарубежных частных организаций, делятся на банковские и коммерческие, займы на миро­вых финансовых рынках, а также портфельные инвестиции (кроме инвестиций в акционерный капитал). Внешнее финансирование, не формирующее долги, - это финансовая помощь, прямые инвести­ции и акционерные портфельные инвестиции.

Наиболее привлекательными элементами внешнего финансиро­вания для государства являются прямое иностранное инвестирование и портфельное акционерное инвестирование. Таким образом, финан­сируется создание предприятий, как иностранных, так и совмест­ных. Кредиты могут использоваться на вложения в уставные фонды (прямое инвестирование) или для приобретения прав собственно­сти (акционерное инвестирование). В этом случае финансирование не формирует долги, стимулирует развитие производства, повышает занятость, привлекает высокие технологии, укрепляет экспортный потенциал страны. Вместе с тем государства осторожно подходят к акционированию государственной собственности иностранными инвесторами, так как существует угроза овладения последними наи­более развитыми и перспективными сегментами промышленного производства, а также проникновения в научно-исследовательские структуры и сброс устаревших и экологически опасных технологий. Крупнейшими странами - получателями прямых иностранных инвестиций являются США (121 млрд долл. в 2004 г.), Китай (62 млрд долл.), Великобритания (55 млрд долл.). Всего же с 1980 по 2002 г. страны ЕС получили 2 624 млрд долл. прямых иностранных инвести­ций (37 % всех прямых иностранных инвестиций за этот период), США- 1 351 млрддолл. (19 %), Китай -447,7 млрд долл. (6 %).

Для притока прямых иностранных инвестиций государство про­водит специальную инвестиционную политику. Это может быть об­щая либерализация, когда для всех потенциальных инвесторов соз­дается благоприятная рыночная среда. Кроме того, правительства могут стимулировать инвестиции в те или иные предприятия или от­расли экономики. Такая политика направлена на увеличение норм прибыли, снижение расходов и степени риска. Стимулами могут быть налоговые льготы (налоговые каникулы, освобождение от им­портных пошлин), бюджетные льготы (государственные субсидии, субсидированные кредиты, участие государства в уставном капита­ле) или различные методы защиты от конкуренции.

Портфельное инвестирование наряду с акционерным включает вложения капитала в долговые ценные бумаги. Главным инструмен­том, которым пользуется государство при получении внешних зай­мов через национальный рынок ценных бумаг, является облигация.

Облигация - это ценная бумага, подтверждающая долговое обя­зательство, по которому кредитор получает доход в виде фиксиро­ванного процента. Доход может выплачиваться в форме выигрышей в специальных лотереях или купонов (процентов). Облигации подле­жат погашению (выкупу) в течение оговоренного при выпуске займа срока. Они погашаются либо единовременно, либо периодически - по сериям. Купонная ставка, т.е. определенный заранее процент от номинальной стоимости, который должен получить владелец облига­ции и обязуется выплачивать эмитент, устанавливается в расчете на год, но выплачиваться может и чаще (раз в полгода или квартал).

Облигации выпускают государственные и муниципальные органы власти. Когда их приобретают зарубежные инвесторы, они становятся объектом международных финансовых отношений государства. Госу­дарственные облигации являются основой рынка облигаций. В Япо­нии они составляют 60 % рынка облигаций, в Германии - 70 %, во Франции - 35 %. Использование государственных облигаций для финансирования расходов центральных и местных органов власти - обычная практика. Однако государственные облигации могут участво­вать и в более сложных схемах.

Одна из них представлена в примере 8.1.

Пример 8.1. Табачная отрасль в Соединенных Штатах достаточно моно­полизирована. Четыре крупнейшие компании контролируют 96,4 % рын­ка: Philip Morris Incorporated (49,6 %), R.J. Reynolds Tobacco Company (23 %), Brown and Williamson Tobacco Corporation (13,4 %)nLorillard(\0,4 %). В 1998 г. Департамент юстиции засвидетельствовал перед конгрессом, что курение может вызывать рак. Табачные компании столкнулись с угрозой массо­вых судебных исков, которые обернулись бы крупнейшими финансовыми потерями. В результате 23 ноября 1998 г. 50 штатов и табачные компании подписали Соглашение (Master Settlement Agreement"). Сумма Соглаше­ния оказалась самой большой за всю историю Америки, которую ко­гда-либо выплачивали властям штатов, а само Соглашение не требовало одобрения конгресса. Начиная с 2000 г. власти штатов стали получать от­числения от прибыли табачных компаний, которые за 25 лет составят 206 млрд долл. Взамен табачные компании получили от штатов обязатель­ства не возбуждать против них судебные дела.

В штатах же средства используются следующим образом: 30 % направ­ляется на финансирование социальных расходов, 70 % - на финансиро­вание капитальных расходов. Для этих целей в 2000 г. были выпущены об­лигации специально организованной корпорации. Общая стоимость выпуска составила 163,4 млн долл. Структура эмиссии облигаций основы­валась на принципе сглаживания колебаний на рынке табачных изделий, поскольку именно конъюнктура этого рынка оказывает наибольшее влия­ние на будущие платежи штатам. Наименее рискованными вложениями для инвесторов являются облигации с максимальным сроком погашения 19 лет, поскольку маловероятно, что в этот период на табачном рынке мо­гут произойти серьезные изменения. Облигации выпуска 2000 г. не могут обращаться на вторичном рынке, и владелец обязан держать их до момен­та погашения. Инвесторы, купившие «табачные» облигации, по сути кре­дитуют не правительства штата, а табачные компании, поскольку облига­ции зависят от конъюнктуры рынка сигарет. При этом сами власти штатов фактически выступают посредниками, брокерами от имени табачных компаний, продавая свои ценные бумаги, но пользуясь их финансовыми ресурсами.

Классификация государственных и муниципальных облигаций представлена в таблице 23.

Таблица 23 - Классификация государственных облигаций

Классификационный признак

Вид облигаций

В зависимости от валюты займа

Внешние, выраженные в евровалютах

Внутренние, выраженные в местных ва­лютах

По возможности обращения

Свободно обращающиеся

С ограниченным кругом обращения

По способу выплаты дохода

С фиксированным доходом, т.е. с уста­новленной заранее купонной ставкой, рассчитываемой как часть номинальной стоимости облигации

С плавающим процентом - купонная ставка зависит от ставок денежного рынка

С нулевым купоном - реализуется с лю­бым дисконтом от номинала и погашает­ся по номиналу в конце срока

По способу погашения

  • Конвертируемые - владелец может обме­нять их на акции государственных пред­приятий или иные государственные обли­гации в обусловленный срок

  • Неконвертируемые

  • Отзывные (с опционом) - если владелец захочет, их можно погасить досрочно. В решении о выпуске облигации власти определяют стоимость погашения и дату, когда они могут быть предъявлены к по­гашению досрочно

  • Безотзывные - погашаются в установ­ленный государством срок по номиналу

  • С правом обратной продажи - по услови­ям выпуска они могут быть возвращены государству по номинальной стоимости до наступления срока погашения

  • Вечные - срок обращения не зафиксиро­ван, устанавливаются определенная дата и (или) периоды времени, по истечении ко­торых купонные ставки пересматриваются и в пределах которых может быть реализо­вано право владельца на возврат долга

Государственные облигации размещаются на первичном рынке пу­тем организации подписки или аукционной продажи, а также посред­ством заключения договора купли-продажи без проведения аукциона и вторичных торгов. Цена первичного размещения облигации называ­ется эмиссионной. Она может быть как ниже, так и выше номинала.

Иностранные займы, предоставленные государству, формируют внешний государственный долг. Он специфичен, поскольку выданный государству международный кредит не имеет реального обеспечения, а к заемщику, отказавшемуся от своих обязательств, сложно предъя­вить судебные санкции (в большинстве случаев подобные иски расце­ниваются как нарушение суверенитета). Поэтому главным вопросом внешнего государственного долга является платежеспособность за­емщика. Государство обслуживает свои внешние долги за счет потока доходов от экспорта товаров и услуг.

Отношение платежей по обслу­живанию долга к данным поступлениям называется коэффициентом нормы обслуживания долга K1.

К, = (P/E) * 100%,

где Р - платежи по обслуживанию долга; Е - поступления от экспор­та товаров и услуг.

Принято считать, что страна неплатежеспособна, если К1 превы­шает 20 %.

Помимо экспортных доходов, государство может финансировать свои внешние долги за счет поступлений нового внешнего финанси­рования. Это отношение характеризуется коэффициентом «плате­жи-поступления» К2.

К2 =(P/F) * 100%,

где F - поступления нового внешнего финансирования. Считается, что страна платежеспособна, если К2 не превышает 50 %.

В экономических отчетах Международного валютного фонда час­то используется такой показатель платежеспособности, как индекс К3. Он позволяет сопоставить сумму валютных ресурсов страны с плате­жами по обслуживанию долга:

K3 = (R+F)/(M+N)* 100%,

где R - резервы страны на начало года; F - поступления в текущем году от внешнего финансирования; М- сальдо баланса текущих рас­четов в данном году; N - сальдо операций коммерческих банков за границей за год.

Если норма платежеспособности К3 > 1, считается, что страна мо­жет расплатиться со своими кредиторами, если К3< 1, то страна не­платежеспособна. Основное достоинство этого индекса в том, что с его помощью можно довольно точно рассчитать платежеспособ­ность страны-должника на ближайшие 2-3 года.

Получение новых внешних кредитов при уже имеющемся государ­ственном долге сталкивается с проблемой «долгового навеса» (debt overhang), уже взятые страной обязательства внушают кредиторам опасение, сможет ли она их выплатить. «Долговой навес» может так­же негативно сказаться на мотивации страны-заемщика выплачивать долги. В этом случае частичное «прощение» долга оказывается для кредиторов более предпочтительной стратегией по сравнению с пре­доставлением дополнительных займов в надежде на их будущее воз­мещение.

Отметим, что далеко не все поступления могут быть направлены на обслуживание государственной задолженности. Лишь некоторая часть активов (потенциальный трансферт) предназначается для вы­плат кредиторам страны. Потенциальный трансферт, который может быть направлен кредиторам, вообще говоря, неизвестен заранее. Он определяется исключительно желанием страны обслуживать собст­венные обязательства, что в свою очередь зависит от издержек дефол­та и политических соображений. В этих условиях возникает ситуация торга между кредитором и заемщиком. Первый стремится получить как можно больше, второй - отдать как можно меньше.

Проблемы внешнего государственного долга решаются реструк­туризацией, когда по согласию должников и кредиторов принимают­ся меры по поддержанию платежеспособности должника в средне- и долгосрочной перспективе. История знает много случаев оригиналь­ной реструктуризации долга (пример 8.3).

Пример 8.3. Чтобы погасить огромный государственный долг Франции после разрушительных религиозных войн конца XVIв., ГенрихуIVпри­шлось жениться на Марии Медичи, особе некоролевской крови, но бас­нословно богатой. Приданого, которое давал торговый и банкирский Дом Медичи, было достаточно для погашения внутреннего и внешнего долга Франции.

В 1801 г. Наполеон Бонапарт, став первым консулом, столкнулся с проблемой большого государственного долга, вызванного 12-летней ре­волюцией. Чтобы его погасить, Наполеон поступил по-военному просто - продал недавно образовавшимся Северо-Американским Соединен­ным Штатам Луизиану. На упрек своего министра иностранных дел Талейрана в разбазаривании заморских владений Франции Бонапарт от­ветил по обыкновению кратко: «Через пару лет пришлось бы отдать бес­платно». В 1917 г. после октябрьского переворота правительство большевиков, столкнувшись с огромным внешним долгом страны, просто отказалось платить по всем царским долгам, мотивируя свой отказ тем, что новый по­литический строй страны не отвечает за долги правившего эксплуататор­ского класса.

Сегодня реструктуризация долгов проводится по одной из следую­щих схем: перенос платежей, сокращение суммы долга, прощение долга, продажа долгов на вторичном рынке со скидкой, перевод дол­га, рекапитализация, выкуп долга. Их характеристика представлена в таблице 24.

Роль государства в международных финансовых отношениях мно­гогранна, хотя и проявляется в основном в импорте капиталов для развития национальной экономики. Государство в международных финансах отличается от частного сектора, так как ставит перед собой цель не «прибыль любой ценой».

Таблица 24 – Схемы реструктуризации долгов

Наименование

Характеристика

Перенос платежей

перенос сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний срок по сравнению с изначально согласованным. Перенос платежей включает конверсию и консолидацию, которые могут применяться как вместе, так и по отдельности. В этом случае под конверсией понимается изменение доходности займов, причем может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходно­сти государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов здесь понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения.

Сокращение суммы долга

снижение суммы невыплаченной за­долженности путем либо списания части долга, либо продажи со скидкой на вторичном рынке, либо перевода в какие-либо нацио­нальные активы страны-должника.

Прощение долга

применяется довольно редко на двусторонней и многосторонней основе преимущественно по отношению к долгам тех стран, которые не могут их выплатить в среднесрочной перспек­тиве ни при каких условиях.

Продажа долгов

Продаются долги на вторичном рынке со скидкой от номинальной стоимости. Часто используют кредиторы латиноаме­риканских стран, для возврата хотя бы какой-то части своих прошлых кредитов.

Перевод долгов в акции

означает погашение невыплаченной части задолженности фирмы своими акциями, а государства - облигация­ми. Банки-кредиторы становятся тем самым совладельцами предприятий стран-должников, могут получать дивиденды по таким акциям, а также продавать их на вторичном рынке. С одной стороны, такой своп позволяет одновременно решить две проблемы: уменьшить го­сударственный долг и обеспечить приток капитала в реальный сектор экономики. Так, эта схема предусматривает изменение расписания выплат и снижает краткосрочную нагрузку на бюджет. Более того, если до свопа поток выплат по долгу был жестко задан в номинальном выражении, то после поток доходов от компании зависит от экономи­ческого состояния страны, уровня внутренней и внешней инфляции, других факторов. Таким образом, выплаты по долгу привязываются к экономическому положению страны-заемщика, что расширяет возможности для компромисса. С другой стороны, инвестор, полу­чивший акции в результате обмена, в действительности не делает реальных вложений в экономику страны. Напротив, бюджет теряет потенциальные доходы от приватизации. Говорить об уменьшении объема государственного долга в масштабах страны также не вполне правомерно. Кредиторы вместо долговых обязательств получили в собственность национальные компании, т.е. фактически обменяли государственный долг на обязательства частного сектора. Помимо очевидных плюсов своп долгов на акции имеет и негативные момен­ты, такие как возможное «бегство капитала» - когда инвестор, полу­чив на руки акции, сразу же старается продать их на рынке, чтобы как можно скорее вывести капиталы из страны. В этом случае обмен будет эквивалентен досрочному выкупу обязательств за счет резервов цен­трального банка. Если резервов будет недостаточно для удержания курса, последующая девальвация национальной валюты неизбеж­но приведет к еще более серьезным последствиям для экономики в целом.

Рекапитализация

обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплатить прошлые долги. Наиболее известным в этой группе мер сокращения задолженности является обнародованный в 1989 г. план министра финансов США Н. Брейди, в соответствии с которым некоторые развивающиеся страны, согласовавшие с МВФ программы эконо­мических реформ, могли обменять свои долги иностранным банкам на облигации по рыночным ценам на мировом финансовом рынке.

Выкуп долга

мера менее популярная и используется, например, в таких ситуациях. Некоторые страны-должники имеют значительные объемы золотовалютных резервов или могут достаточно быстро их нарастить за счет стимулирования экспортных отраслей. В то же вре­мя долги этих государств на рынке продаются с большим дисконтом, что свидетельствует о сомнениях инвесторов в платежеспособности заемщика. В такой ситуации можно было бы разрешить заемщику са­мостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке. Это позволило бы на рыночных условиях сократить общий объем госу­дарственного долга без принятия кредиторами каких-либо согласо­ванных решений. Из-за дисконта такая стратегия чем-то похожа на частичное прощение. Однако согласно стандартным условиям пре­доставления займов должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, не со­блюдается принцип главенства кредиторов, т.е. попирается их право на преимущественное получение любых свободных средств должни­ка. Во-вторых, проявляется асимметрия информации из-за психоло­гического риска и неблагоприятного отбора, когда фактически выиг­рыш получают худшие заемщики, долги которых продаются с самым большим дисконтом.

А, как правило, удовлетворение об­щественных благ за счет собственных и привлеченных ресурсов. По­этому экспорт капитала и проведение спекулятивных операций отно­сятся преимущественно к прерогативе частных компаний.

Их участие в международных финансовых отноше­ниях обусловлено получением прибыли и диверсификацией инвести­ционного портфеля путем размещения средств на мировых финансо­вых рынках. Привлечением международных финансовых ресурсов за­нимаются компании, оперирующие крупными капиталами: банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения и транснациональ­ные корпорации. Цели их деятельности по импорту капитала могут быть различными: от временного улучшения ликвидности до приобретения ресурсов или долгов для получения спекулятивной прибыли от их перепродажи. Экспорт и импорт международных частных капита­лов тесно переплетаются и проявляют себя в следующих формах:

Прямые и портфельные инвестиции в зарубежные страны - эле­менты экспорта частных капиталов. Хотя они и ограничены внеш­неэкономической средой принимающего государства, со стороны частной компании их можно отнести к сегменту ее более общих ме­ждународных финансовых отношений. Прямое иностранное инве­стирование постоянно увеличивается.

Если в 1982 г. трансгранич­ное движение прямых иностранных инвестиций составляло 82 млрд долл., то в 1990 г. уже 451 млрд долл., а в 2000 г. достигло 1 393 млрд долл. Общеэкономическая рецессия мировой экономики, начавшая­ся в 2001 г., привела к сокращению прямых иностранных инвести­ций. В 2001 г. их объем составлял 818 млрд долл., в 2002 г.- 681 млрд долл., в 2003 г. - 580 млрд долл., в 2004 г. - 612 млрд долл.

Мотивы прямого инвестирования за рубежом частных компаний описаны в таблице 25.

Таблица 25 – Причины прямого инвестирования частных компаний за рубежом

Мотив

Характеристика

Доступ на новые рынки

При принятии решений о создании предприятия с иностранными инвестициями рассматриваются также возможности выхода на региональные рынки (например, рынок ЕС). Так, значительный приток прямых иностранных инвестиций в Венг­рию не в последнюю очередь объясняется тем, что эта страна - «во­рота» в Центральную Европу;

Предпринимательские цели

Прежде всего открытие, сохранение и расширение рынков сбыта продукции и стремление получить более высокий доход на вложенный капитал;

Уровень налоговой нагрузки.

Чем выше налоговые ставки, тем сильнее стимулы искать легальные и нелегальные способы уклонить­ся от налогов, в том числе страны с наименьшими ставками налогов;

Научно-технический прогресс

Доступ посредством предприятия с иностранными инвестициями к современным научным разработкам ученых, прежде всего в области фундаментальных исследований;

Экологические мотивы

Выбор страны, где экологические нор­мы ниже, для переноса «грязного» производства с целью избежать больших штрафов.

В начале нового века доля портфельных иностранных инвестиций в инвестиционном портфеле уменьшилась. Инвесторы при осущест­влении международных финансовых операций предпочитали на­правлять свои капиталы на финансовые рынки развитых стран, т.е. фактически на мировой финансовый рынок. Так, если в 1999 г. чистый приток портфельных иностранных инвестиций частных компа­ний в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой со­ставлял 66 млрд долл., то начиная с 2001 г. этот показатель стал отрицательным и лишь в 2005 г. достиг 36,9 млрд долл.

Портфельное инвестирование в зарубежных странах можно разде­лить на вложения капиталов в акции и облигации. Отметим, что, ис­пользуя механизм портфельного инвестирования, частные компании могут не только вкладывать, но и привлекать финансовые ресурсы. Основным инструментом в последнем случае выступает акция.

Акция - ценная бумага, представляющая собой свидетельство о вложении некоторого капитала в акционерное общество и дающая ее владельцу право на участие в управлении, получение части при­были в виде дивидендов, а также части имущества в случае ликвида­ции общества. С юридической точки зрения каждый владелец акции (акционер) считается совладельцем акционерного предприятия, однако факти­чески хозяевами акционерного предприятия являются немногочис­ленные крупные акционеры - держатели контрольного пакета акций (формально - более 50 %, фактически - 20-30 %).

На рынке ценных бумаг акции размещаются по рыночным ценам, но не ниже их номинальной стоимости путем открытой (продажа всем желающим) или закрытой (только лицам ограниченного круга) под­писки. Рыночная цена акции, или ее курс, объявляется путем котиров­ки. Теоретически считается, что рыночная цена акции прямо зависит от выплачиваемого дивиденда и обратно - от уровня ссудного процен­та. Поэтому расчетный курс можно определить как частное от деления прогнозируемой величины дивиденда к ставке банковского процента. Практически на рыночную цену акции оказывает влияние спрос и предложение, которыми движут различные факторы, дивиденды, про­центная ставка, макроэкономические показатели, уровень развития компании, политическая ситуация в стране, новости и другие психо­логические факторы. Кроме рыночной цены акция имеет балансовую стоимость, которая зависит от величины собственных активов общест­ва, приходящихся на одну акцию. Акции классифицируются по следую­щим признакам:

  1. по размеру приносимого дохода:

обыкновенные - дивиденды по ним меняются в зависимости от прибыли акционерного общества;

привилегированные - доход равен заранее установленному твердому проценту и не меняется с изменением прибыли акционерного общества;

  1. по порядку обмена и выкупа:

конвертируемые - с правом обмена, например привилегированных акций на обыкновенные;

отзывные - с правом выкупа в течение определенного срока; 3. по характеру распоряжения:

именные - на каждой акции указано имя владельца, такие акции передаются только с разрешения правления акционерного общества;

предъявительские - на предъявителя; 4. по предоставляемым акционерам правам:

«безголосые» - не дают права голоса на общих собраниях; 5. по характеру выплаты доходов:

Инвестирование в акции осуществляется в порядке, предусмот­ренном фондовой биржей, или через внебиржевую компьютерную сеть с помощью профессиональных посредников. Доход по операци­ям с акциями рассчитывается как сумма полученных дивидендов (за текущий год или за весь период владения акциями) и разницы между ценами продажи и покупки.

Частная компания, являющаяся акционерным обществом, чтобы увеличить собственный капитал, может сама выпустить акции. Для повышения инвестиционной привлекательности акций необходимо получить у рейтингового агентства инвестиционный рейтинг. После анализа прибыли и выплачиваемых дивидендов за долгосрочный пе­риод рейтинговые агентства Standard & Poor's Corporation, Moody's и др. присваивают акциям свой рейтинг, на который ориентируются инве­сторы, оценивая качество акции. Аналогичную процедуру проходят облигации, выпускаемые частными компаниями на мировые финан­совые рынки для получения дополнительных финансовых ресурсов.

Выпуск облигаций для частной компании предпочтительнее, чем эмиссия акций, поскольку не грозит сторонним вмешательством в дела компании и установлением контроля над нею. Облигацион­ный заем выгоднее также банковского кредита, так как можно сни­зить стоимость заимствования средств и увеличить срок погашения. Вместе с тем выпуск облигаций увеличивает долги компании и ухуд­шает структуру ее баланса.

Портфельное долговое инвестирование частных компаний на рынках отдельных стран осуществляется преимущественно в госу­дарственные облигации. Последние являются более надежными инструментами, чем облигации частных компаний. Качественные корпоративные и банковские облигации в основном представлены на мировых финансовых рынках.

Специфической международной финансовой сферой выступает оффшорная деятельность. Так, в последние годы от трети до полови­ны мировых денежных потоков проходило через оффшорные цен­тры, они обслуживали до 50 % мирового движения капитала. По данным ФБР США, на счетах банков и инвестиционных компаний, зарегистрированных в 42 оффшорных центрах мира, сосредоточено около 5 трлн. долл.

Первые оффшоры появились в 1960-е гг., когда бывшие колони­альные государства, получив независимость, начали предоставлять налоговые льготы компаниям-нерезидентам с целью привлечения капиталов. Изначально оффшорный бизнес был прерогативой бан­ковского дела, но по мере развития международных финансовых от­ношений стали появляться иные оффшорные структуры - страхо­вые, инвестиционные и др. В итоге в 1990-е гг. начался настоящий бум оффшорного бизнеса. По данным журнала Offshore Express, сей­час в мире насчитывается почти 3 млн оффшорных компаний.

Частные компании, участвующие в международных финансовых отношениях, становятся оффшорными при регистрации в странах и на территориях, предоставляющих юридическим лицам, принадле­жащим иностранцам и не осуществляющим хозяйственную деятель­ность в стране регистрации, льготы в налогообложении при проведе­нии валютной, кредитной и финансовой деятельности. Оффшорные компании регистрируются в одной стране, а предмет их деятельности находится в других странах. При этом все международные финансо­вые операции проходят через оффшорную территорию.

Выделяют следующие признаки оффшорных компаний:

Любая оффшорная компания независимо от места регистрации имеет строго определенную законом структуру. С юридической точ­ки зрения оффшорные компании чаще всего представляют собой ак­ционерные общества закрытого типа. Уставный капитал варьирует от 2 до 50 тыс. долл. Необходимость полной оплаты капитала отсутству­ет и существует понятие «частично выплаченный капитал». На прак­тике это означает, что, приобретя две-три долларовые акции, два-три таких «владельца» могут контролировать оффшорную компанию.

Каждая оффшорная компания должна иметь секретаря, в роли ко­торого выступает специализированная секретарская компания. Мест­ные власти требуют, чтобы у оффшорной компании был секретарь из местных граждан или юридических лиц, реально следящий за теку­щей деятельностью фирмы. В круг обязанностей секретаря входит подготовка документации (кроме бухгалтерской) для местных вла­стей, выполнение всех условий законодательства для обеспечения жизнедеятельности оффшорной компании и контроль за своевре­менной выплатой ежегодных пошлин.

Обращение к секретарской компании или ее представителям - первый шаг предпринимателя на пути к созданию оффшорной фир­мы. Второй шаг - выбор юрисдикции. В последнем случае исходят не из географической близости региона, а из вида внешнеэкономиче­ской деятельности и финансовых расходов на регистрацию и ежегодное обслуживание работы оффшорной компании. Также принимают во внимание ограничения в выборе названия для компании, требования к уставному капиталу, минимально допустимое количество акционе­ров, конфиденциальность ведения бизнеса, возможность свободного общения (национальный язык), условия и ограничения на вывоз ка­питала. В основе классификации оффшорных юрисдикции лежит принцип налогообложения, который позволяет выделить три их группы:

Оффшорные юрисдикции можно классифицировать и по другим признакам.

По принадлежности к правовым системам разделяются:

По виду предоставляемых льгот и соответственно по преобладаю­щим операциям выделяют следующие виды юрисдикции:

финансовые центры: острова Гернси, Джерси; Ирландия, Панама, Гонконг, Сингапур, Нидерланды, Люксембург, Лихтенштейн и др. Финансовые центры, в свою очередь, подразделяются:

Оффшорный бизнес является, пожалуй, одной из самых дискусси­онных форм международных финансовых отношений частных компа­ний. Используя механизм минимизации налогообложения, он по сути балансирует между легальными инструментами налогового планиро­вания и криминальным уклонением от обязательных поступлений в бюджет. Сегодня оффшорный бизнес стал естественной практикой сохранения налогооблагаемой прибыли за рубежом, «отмывания» не­законно заработанных денег (см. пример 8.4). Кроме отмывания денег, угрозой для национальной экономики является массовый отток капиталов из страны (см. пример 8.5).

Пример 8.4. По оценке швейцарской федеральной полиции, с 1990 г. кри­минальные структуры только России перевели на Запад более 50 млрд долл. Финансово-техническим плацдармом для различных российских криминальных группировок является оффшорный центр на Кипре, где 300 российских банков содержат для проформы свои отделения и декла­рируют годовой оборот в 12 млрд долл. Кроме того, эти банки имеют доступ к электронным платежным системам Германии и Австрии. Венские эксперты по безопасности подсчитали, что мафиозные кланы держат в банках этой альпийской республики около 20 млрд долл.

Пример 8.5. Журнал Der Spiegel утверждает, что богатые немцы припрята­ли более 200 млрд евро только в люксембургских отделениях и инвестици­онных фондах германского финансового сектора. Министерство финан­сов Германии теряет от этого свыше 10 млрд евро в год. Большую часть «сбежавших» денег управляющие фонды вкладывают вновь в Германии, часто в государственные облигации. Таким образом, государство стано­вится должником людей, которые обманывают его на налогах, и даже вы­плачивает им проценты, что приносит кредиторам дополнительный до­ход, свободный от налогообложения. По данным МВФ, всего под сенью оффшорных карликовых государств «крутится» свыше 2 трлн долл., не­доступных странам, откуда были экспортированы эти деньги. Одни толь­ко Кайманы за последние 10 лет объявили об иностранных инвестициях, превышающих тот же показатель всех финансовых учреждений Германии вместе взятых.

К «плюсам» оффшорного бизнеса можно отнести лишь его рыноч­ную сущность, которая основана на праве выбора частной компании наименьшего налогообложения. Однако этот выбор постепенно огра­ничивается каждым государством и мировым сообществом в целом.

Государства, пытаясь защитить свои интересы, устанавливают различные ограничения на ведение оффшорного бизнеса. В боль­шинстве развитых стран созданы налоговые барьеры для вывоза дохо­дов в налоговые гавани. Такие страны неохотно идут на подписание налоговых соглашений с государствами, предоставляющими льготы на налог на прибыль. Как следствие, при объявлении о переводе до­хода в адрес налоговой гавани доходы облагаются в полном объеме. Похожий барьер используют и страны с умеренным налогообложе­нием. Но есть и исключения. В таких странах умеренного налогооб­ложения, как Нидерланды и Швейцария, доходы в виде процента и платежей ройялти разрешается вывозить в налоговые гавани без до­полнительных налогов. Существует и другой способ преодолеть нало­говый барьер по отношению к налоговым гаваням. Ряд стран имеют налоговые соглашения с налоговыми гаванями - своими сателлитами, т.е. небольшими государствами, с которыми они исторически тесно связаны. Так, Нидерланды имеют благоприятное налоговое соглаше­ние со своим сателлитом на Антиллах, Великобритания - с островом Мэн. В соответствии с налоговыми соглашениями, льготы в этих двух случаях предоставляются не только на вывоз банковского процента и ройялти, но и дивидендов.

Создание равных прав и возможностей для всех компаний предпо­лагает сокращение льготирования финансовых операций. Так, для стран, претендующих на вступление в ЕС, существует требование о создании равных условий хозяйствования для национальных и ино­странных компаний, т.е. отказа от практики льготирования и соот­ветственно дискриминации. Польша, чтобы вступить в ЕС в 2004 г., ликвидировала все свои свободные экономические зоны, а Кипр рас­прощался со статусом оффшорной территории. Кроме того, после те­рактов 11 сентября 2001 г. оффшорные компании и банки стали рас­сматриваться мировым сообществом сквозь призму существования каналов финансирования террористических организаций. Поэтому появились предложения если не по ликвидации оффшорного бизнеса, то по повышению его прозрачности. Таким образом, в связи с проти­водействием многих государств в целом наблюдается сокращение сферы оффшорной деятельности.