3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
Как уже говорилось, создание Экономического и валютного союза − ЭВС (economic aпd monetary union − так что правильнее было бы именовать его монетарным союзом) предполагает введение единой валюты и проведение единой денежно-кредитной политики. Тем самым обеспечивается интеграция денежного рынка. Этим он отличается от валютного союза (сurrеnсу union) − группы стран, которая фиксирует свои взаимные валютные курсы и валютной зоны (сurrеnсу аrеа), в которой функционирует единая валюта.
Монетарная интеграция требует фиксирования курсов и обеспечения полной конвертируемости валют стран-членов. (В принципе, создание таможенного союза (ТС) предполагает свободную конвертацию по текущим счетам, а общего рынка (ОР) − по счетам движения капитала.) Но для того чтобы гарантировать неизменность политики, необходимо про ведение как кредитно-денежной политики, так и валютной (политики платежного баланса) и их передача наднациональному органу, который должен также получить контроль за совокупными валютными резервами стран союза. Помимо прочего это ведет к тому, что страны не могут иметь доступ к монетарному кредиту (за пределами заранее согласованных рамок) и дефицит бюджета стран-участниц союза должен финансироваться на рынке капитала. Если эти условия выполнены, то в ЭВС может быть введена единая валюта.
Если страны фиксируют курсы и достигают 100 %-ной конвертируемости, но интеграции политики не происходит, то всегда остаются риски изменения режима. У. М. Корден предложил называть такие объединения псевдосоюзами, которые, однако, могут являться важным шагом на пути к формированию собственно ЭВС17.
Создание ЭВС и объединение денежных рынков усиливает эффекты предыдущих стадий интеграции, а именно способствует более эффективному функционированию товарных и факторных рынков, географическому распределению экономической активности, поскольку национальные рынки регионов, вошедших в союз, становятся более интегрированными.
Создание ЭВС приводит к следующим экономическим выигрышам, которые связаны:
1) с фиксированием взаимных курсов.
Ликвидация валютных рисков во взаимной торговле. При этом даже незначительное снижение рисков, как показал Р. Е. Болдуин, приводит к ускорению экономического роста18.
Повышение конкурентоспособности и увеличение возможностей проведения антиинфляционной политики. В союзе может быть достигнута более высокая экономическая стабильность хотя бы потому, что большая масса обладает большей инерцией, а стало быть, менее подвержена превратностям валютного рынка;
2) с переходом на единую валюту.
Снижение трансакционных издержек по международным операциям, расходов на конвертацию при введении единой валюты. В экономическом союзе с единой мерой счета достигается большая прозрачность относительных цен, снижаются издержки на получение информации.
Эффекты масштаба на финансовом рынке: снижение общественных издержек на финансовое посредничество и трансформацию сбережений в инвестиции; расширение спектра доступных финансовых инструментов (различного срока и риска), что позволяет фирмам оптимизировать финансирование. (Требует гармонизации регулирования странами финансовых рынков.) Увеличение масштабов операций ведет также к снижению вероятности шоков и росту ликвидности финансовых активов.
Переход платежей в торговле с третьими странами на валюту союза. Центральный банк ЭВС может также извлекать сеньораж, если третьи страны будут переводить свои валютные резервы на валюту союза;
3) с интеграцией монетарной политики.
Увеличение доверия к Центральному банку ЭВС, особенно если в создании этого банка непосредственно участвуют те страны союза, которые имеют хорошую репутацию и ЦБ которых доверяют, что привлекательно для стран, желающих повысить доверие к проводимой денежно-кредитной политике (правда, для стран с хорошей репутацией это, скорее, дополнительные риски). ЭВС в целом, если ему удастся завоевать репутацию региона с низкой инфляцией, получает выигрыш, способствует распространению политики низкой инфляции на все страны-члены.
Формирование при создании единой валюты и переходе к единой кредитно-денежной политике единых валютных резервов, которых требуется меньше, так как устранены риски в торговле стран друг с другом (взаимное компенсирование шоков, не требуется конвертация), что приводит к высвобождению средств.
Вместе с тем создание ЭВС также имеет свои издержки. Оно может вести к снижению процентных ставок и прибылей фирм. Однако основные «проигрыши» связаны с потерей странами важнейшего инструмента политики. Как известно, чтобы достичь определенного числа независимых экономических целей необходимо как минимум такое же количество инструментов. С точки зрения макроэкономики традиционно рассматривается достижение равновесия внешнего (равновесие платежного баланса) и внутреннего (соотношение между уровнем безработицы и инфляцией) при помощи фискальной и кредитно-денежной политики. Передача последней наднациональному органу приводит к возникновению проблем, которые в трактовке кейнсианских, монетаристских и новых классических теорий имеют свои особенности.
Таблица 3.2
- 2 Октября 2007 г., протокол № 2
- Введение
- Раздел 1.
- Тема 1.
- 1.2. Сущность категории «экономическая интеграция»
- 1.3. Теории политической интеграции
- Тема 2. Сущность международной экономической интеграции
- 2.1. Сущностные характеристики региональной интеграции
- 2.2. Основные формы и этапы региональной интеграции
- Тема 3.
- 3.2. Динамические (множительные) эффекты от присоединения стран к торгово-экономическим группам
- 3.3. Теоретический анализ выгод и издержек различных форм интеграционных объединений «Создание» и «отклонение» торговли в таможенном союзе и зоне свободной торговли
- 3.4. Теории эффектов интеграции товарных рынков (распределение таможенных доходов)
- Эффекты от интеграции товарных рынков
- 3.5. Общий рынок в современных теориях
- 3.6. Создание Экономического и валютного союза. Макроэкономический монетарный анализ
- Издержки и выгоды различных форм валютной интеграции
- 3.7. Гатт/вто и региональные соглашения
- Раздел II.
- Тема 4.
- 4.2. Основные этапы формирования таможенногo союза в рамках ес
- 4.3. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес
- 4.4. Институциональная система и финансовые ресурсы ес
- 4.5. Общая сельскохозяйственная политика ес
- 4.6. Общая торговая политика. Экономические отношения с третьими странами
- 4.7. Особенности единой внешнеторговой политики ес
- 4.8. Проблемы расширения ес и его дальнейшего развития
- Тема 5. Экономическая интеграция на американском континенте
- 5.1. Предпосылки и особенности североамериканской
- Интеграции
- 5.2. Основные положения соглашения нафта
- 5.3. Положительные и отрицательные эффекты нафта
- Тема 6.
- 6.2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
- 6.3. Инвестиционная зона асеан: цели, основные направления создания и результаты. Взаимное экономическое сотрудничество
- Тема 7. Форум «азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс)
- 7.1. Атэс: цели и направления деятельности.
- Организационная структура
- 7.2. Основные решения, принятые на саммитах атэс в 1993−2002 гг.
- 7.3. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты
- Тема 8.
- Интеграция в латинской америке
- Общая характеристика
- Латиноамериканской экономической интеграции
- Ведущие интеграционные группировки в Латинской Америке
- Тема 9.
- 9.2. «Таможенная пятерка» и Евразийское экономическое сообщество
- 9.3. Союз России и Беларуси: основные пути формирования
- 9.4. Единое экономическое пространство (еэп)
- 9.5. Центрально-азиатское экономическое сообщество
- 9.6. Гууам
- Содержание