7. Иностранный капитал в экономике России
Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вывозящая капитал).
По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения:
иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени снимая при этом все барьеры и ограничения;
иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости.
Исходя из положений второй точки зрения делается вывод о том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну только в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инвестиций в экономику России).
На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:
1) международная миграция капитала это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;
2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).
В целом, как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимального соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечественные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, если в стране неблагоприятен инвестиционный климат, то в нее «не придет» иностранный капитал и, более того, из нее будет «уходить» свой собственный, отечественный капитал. На практике соотношение объемов ввоза и вывоза капитала конкретно для каждой страны с учетом ее специфики (политических, социально-экономических, финансовых и других условий) и тех задач, которые стоят перед данной страной в настоящий момент и на перспективу.
Несколько слов об истории привлечения иностранного капитала в Россию. По существу, первый опыт в этой области относится еще к правлению Петра I. В последующем эта политика с большей или меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплоть до 80- 90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основном в форме государственных займов, получаемых у иностранных банков. Займы способствовали развитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним надо было выплачивать большие проценты, для чего приходилось брать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займам превышали поступления по новым.
Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр финансов России в 1892 - 1903 гг. и глава правительства в 1905 - 1906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлечения прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, а также в строительство железных дорог.
Иностранных инвесторов привлекали в России: богатые природные ресурсы; дешевая рабочая сила; достаточно устойчивый внутренний рынок; недостаток собственных капиталов (вследствие чего - не очень острая конкуренция); низкие налоговые ставки и высокая доходность вложения капитала; достаточно развитое законодательство, обеспечивающее благоприятные условия функционирования иностранного капитала и одновременно защиту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возможность иностранным инвесторам обойти высокие импортные пошлины, которые ограничивали ввоз в страну импортных товаров.
В результате политики привлечения иностранного капитала прямые иностранные инвестиции в акционерные общества России составили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в стране капитала. Приток почти половины этих инвестиций осуществляли филиалы иностранных компаний или обществ, специально учрежденных за границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъемлемым элементом экономического развития нашей страны, выступая в качестве одного из существенных факторов формирования российского капитализма и одновременно включения России в общую систему мировых хозяйственных связей.
Тем не менее историки России дают неоднозначные оценки роли иностранного капитала в России в дореволюционный (до 1917 г.) период. С одной стороны, иностранный капитал способствовал возникновению и развитию в России новых отраслей промышленности, научно-технических разработок, использованию накопленного опыта организации производства, банковской системы и других рыночных институтов, росту занятости и конкуренции. С другой - в ряде случаев представители иностранного капитала тормозили производительное использование мощностей в некоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства (иногда они были существенно больше вложений иностранного капитала в России).
Характерно, что и общественные деятели того периода по-разному оценивали место и роль иностранного капитала в экономике России. Так, премьер-министр С. Ю. Витте, выдающийся ученый и организатор промышленности Д. И. Менделеев в своих программах промышленного развития России рассматривали иностранные инвестиции едва ли не как единственное средство подъема производительных сил страны. Однако Московский биржевой комитет в тот же период принял обращение к правительству, в котором говорилось о вреде и несоответствии интересов иностранного капитала национальным интересам России. Нетрудно убедиться в том, что подобная дискуссия продолжается до настоящего времени.
К 1913 г. в экономике России 40 % инвестиций составлял иностранный капитал. Главной формой иностранных капиталовложений стали прямые инвестиции в действующие в России акционерные общества. Во многом благодаря иностранному капиталу за 1890 1913 гг. промышленное производство в стране увеличилось в 4 раза.
После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов в России существенно изменилось: в промышленности была проведена национализация, акции национализированных компаний аннулированы. Правда, интерес к иностранному капиталу советское правительство проявило сразу после прихода к власти: уже через два месяца после прихода к власти было сделано первое предложение о концессиях американскому представителю в России.
Практически иностранные капиталовложения стали поступать в народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (новой экономической политике). Иностранный капитал привлекался главным образом в форме концессий (от лат. concessio разрешение, уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. При этом использовались формы так называемых чистых концессий, где капитал был полностью иностранным, и смешанных обществ акционерных обществ, где государству принадлежала определенная часть.
Привлечение иностранного капитала в СССР в 2030-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется факторами политического характера, а также общим тяжелым состоянием народного хозяйства страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимых сырья и полуфабрикатов соответствующего качества и их дороговизна, значительные общие расходы по оплате труда иностранных специалистов, сложности в обеспечении транспортных перевозок, завышение курса советской валюты, высокие таможенные тарифы и т. п. все это затрудняло деятельность иностранных инвесторов. Основная масса концессий прекратила существование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая часть смешанных обществ несмотря на острую потребность в дополнительных финансовых ресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанные предприятия с участием отечественного капитала создавались исключительно за рубежом.
В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени со второй половины 60-х гг. Начиная с этого момента иностранный капитал поступал в страну в виде целевых кредитов, которые шли на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т. п., а также кредитов в рамках компенсационных соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий.
Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвестиций в экономику СССР длительное время считалось нецелесообразным. Этому препятствовали как существовавшие в тот период объективные причины нерыночный механизм хозяйствования, так и субъективные некоторые идеологические догмы, переоценка собственных научно-технических и технологических возможностей.
Определенный пересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций начал происходить уже в конце 80-х гг. (это было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальные сдвиги в отношении иностранных инвестиций произошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.
В целом для этого периода был характерен по существу обвальный экономический спад (по объемам ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д., но в еще большей степени инвестиционной сфере). И только в 1999 г. проявились первые признаки повышения активности в инвестиционной сфере, когда общие инвестиции в основной капитал выросли на 4,5%. В 2000 г. этот показатель составил уже 17,7 %. В 2001 2003 гг. инвестиционная активность в России продолжала возрастать.
Что же происходило в 90-е гг. с процессом привлечения в нашу страну иностранного капитала?
У современной России имеется целый ряд факторов, способствующих «приходу» в страну иностранного капитала:
огромные запасы природных ресурсов;
еще сохранившийся научно-технический и производственный потенциал (прежде всего у предприятий оборонно-промышленного комплекса);
кадровый потенциал;
потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны;
отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса;
перспективы экономического роста, связанные с реформированием экономики России.
Однако имеют место и факторы, сдерживающие приток иностранного капитала в Россию:
неразвитость инфраструктур транспорта и связи;
устаревший (со значительным физическим и моральным износом) производственный аппарат во многих отраслях экономики;
«утяжеленность» структуры экономики, где высок удельный вес отраслей добывающей и тяжелой промышленности при относительной неразвитости современных отраслей перерабатывающейпромышленности;
сохраняющийся со времен СССР высокий удельный вес оборонно-промышленного комплекса в структуре экономики страны;
низкий уровень развития сельскохозяйственного производства;
• высокий уровень коррупции и криминализации экономики. Соотношение указанных позитивных и негативных факторов
(учитывая, что влияние негативных факторов было велико) выразилось в том, что доля РФ в общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций составляла в конце 90-х гг. лишь около 0,5%.
В 90-е гг. можно выделить три основных этапа привлечения иностранных инвестиций в Россию (на примере прямых иностранных инвестиций).
Первый этап (с 1991 г. до финансового кризиса августа 1998 г., когда произошла девальвация отечественной валюты, рубль «упал» по отношению к доллару в течении одного месяца в 4 раза).
В этот период объемы прямых иностранных инвестиций в РФ возрастали. Если затри года (1991- 1993 гг.) они составили 2,9 млрд. долл. (т. е. менее 1 млрд. долл. в год), а в 1994 г. - 1,05 млрд. долл., то в 1997 г. - уже 5,3 млрд. долл. К концу 1997 г. в России было зарегистрировано 25,7 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, в том числе и предприятия со 100%-ным участием иностранного капитала.
Второй этап характеризовался спадом прямых иностранных инвестиций в связи с негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 г. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции составили 3,5 млрд. долл.
Для третьего этапа, начавшегося в 1999 г., характерен постепенный рост объемов прямых иностранных инвестиций: 1999 г. - 4,26 млрд.долл., 2000 г. - 4,43 млрд. долл. В 2001-2002 гг. ежегодные прямые иностранные инвестиции в России стабилизировались на уровне 4 млрд. долл.
К концу 90-х гг. в России было зарегистрировано свыше 27 тыс. предприятий с иностранными инвестициями. Несмотря на то, что фактически из них работала только половина предприятий (другие же по существу сохраняли свое присутствие в России), их удельный вес в основных макроэкономических показателях РФ был достаточно высок. Доля предприятий с иностранными инвестициями в ВВП России в 1999 г. составляла 9,6 %, в промышленном производстве - 11,4 %, в инвестициях в основной капитал - 10,2 % (при этом в пищевой промышленности и в сфере услуг связи .- по 24 %), в общей численности занятых в экономике РФ - 1,4 %. Производительность труда на предприятиях с иностранными инвестициями была в 2 раза, а заработная плата в 1,5 раза выше, чем в среднем по промышленным предприятиям России.
По имеющимся оценкам, общий объем накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2003 г. составлял 43,0 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций - 20,5 млрд. долл.
В целом же приток иностранных инвестиций в Россию к концу 2003 г. оставался на относительно низком уровне и не соответствовал реальным возможностям привлечения иностранного капитала в нашу страну.
Как же изменялось соотношение между прямыми, портфельными и прочими иностранными валютными инвестициями в 90-е начале 2000 гг.? Об этом свидетельствуют данные табл. 1.
Таблица 1. Структура поступивших в 1991 2002 гг. в Российскую Федерацию иностранных валютных инвестиций (%)
Инвестиции | 1991 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Всего: в том числе: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
прямые | 87,9 | 67,1 | 21,9 | 44,6 | 40,4 | 27,9 | 20,2 |
портфельные | 2,4 | 1,1 | 1,6 | 0,3 | 1,3 | 3,2 | 2,4 |
Прочие* | 9,7 | 31,8 | 76,5 | 55,1 | 58,3 | 68,9 | 77,4 |
* Относятся кредиты (в том числе и торговые) и банковские вклады.
Анализ данных табл. 7.1 позволяет выделить следующие характерные тенденции в соотношении прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций:
снижение (по 1998 г. включительно) заинтересованности иностранных инвесторов к прямым инвестициям, а затем рост их удельного веса в 1999 г.;
уменьшение удельного веса портфельных иностранных инвестиций (при небольшом росте в 1995-1998 гг.);
существенный рост до 1998 г., а затем снижение в 1999 г. Доли прочих иностранных инвестиций (причины - замораживание кредитов МВФ, замораживание и приостановление правительственных, в том числе торговых, кредитов, банковских вкладов);
начиная с 1999 г. по 2002 г. снова существенное сокращение удельного веса прямых иностранных инвестиций и значительный рост прочих инвестиций при сохраняющемся относительно небольшим удельном весе портфельных иностранных инвестиций.
Отраслевая структура иностранных валютных инвестиций в России в 2002 г. выглядела следующим образом: торговля и общественное питание 44 % (включая и 22 % иностранных инвестиций, которые приходились на внешнюю торговлю). При этом 87 % всех инвестиций в торговлю и общественное питание составляли прочие иностранные инвестиции. Это значит, что иностранные инвесторы заинтересованы в большей степени не в развитии и модернизации реального сектора экономики России, а в финансировании поставок, прежде всего импортных в РФ.
В промышленность РФ были направлены 37% всех иностранных инвестиций в 2002 г.. Из них 26,4 % составили прямые иностранные инвестиции, 71,5% - прочие и 2,1 % - портфельные иностранные инвестиции. При этом самыми привлекательными для иностранных инвесторов были цветная металлургия - 12,5 % всех иностранных инвестиций, топливная промышленность - 9,8 %, пищевая промышленность - 6,1 %.
Традиционно большие иностранные инвестиции направляются в общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка, а также в транспорт и связь (соответственно 6,9 % и 3,1 % иностранных инвестиций в Россию в 2002 г.). Существенной проблемой является привлечение и использование иностранных инвестиций в техно- и наукоемких отраслях промышленности, в том числе и экспортно-ориентированных, а также в аграрно-промышленном комплексе страны.
В целом распределение иностранных инвестиций между основными отраслями (сферами) экономики России в период с начала 90-х гг. по 2003 г. выглядит неудовлетворительно, поскольку крайне незначительна в их структуре доля реального сектора экономики. Но эта структура иностранных инвестиций сложилась не только в результате политики иностранных инвесторов, но и определенной непоследовательности (а нередко и ошибочности) экономической политики в самой России. В настоящее время в нее вносятся необходимые коррективы.
В 2003 г. в России были сняты существовавшие ранее ограничения для иностранного банковского капитала, однако сохранились ограничения для поступления иностранного капитала в страховой бизнес страны в связи с недостаточной конкурентоспособностью отечественных страховых компаний.
Как распределяется иностранный капитал по регионам России?
Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются следующие регионы России: города Москва и Санкт-Петербург, области Сахалинская, Тюменская, Московская, Нижегородская, Иркутская, Омская, Челябинская, Ленинградская, Краснодарский край, Республика Коми, Республика Татарстан. Недостаток региональной структуры иностранных инвестиций состоит в том, что их основная часть сосредоточена в небольшом числе регионов, что сдерживает выравнивание уровней их социально-экономического развития.
В 2002 г. в Россию были инвестированы средства из 107 стран. При этом по всем накопленным инвестициям в Россию первое место занимала Германия (19% всех накопленных иностранных инвестиций в РФ), далее - Кипр (13,1 %), США (12,9 %), Великобритания (11,8%), Франция (7,1%), Нидерланды (6,6%).
Характерно то, что в число ведущих стран-инвесторов в Россию в начале 2000-х гг. входили не только ведущие развитые страны с рыночной экономикой (Германия, США, Франция, Великобритания и др.), обладающие значительными инвестиционными ресурсами, но и такие страны, как Кипр (не опускавшийся в 2000 2002 гг. ниже третьего места в списке ведущих стран-инвесторов в РФ), Гибралтар, Антильские острова, Виргинские острова, Люксембург. Все они не относятся к разряду ведущих стран с рыночной экономикой, но в течение продолжительного времени выступают как наиболее известные оффшорные центры или зоны.
Анализ показывает, что в данном случае мы имеем дело в значительной мере с российским капиталом, ранее ушедшим в указанные оффшорные центры, а теперь возвращающимся в Россию уже под маркой иностранных инвестиций. Причины этого связаны как с улучшением инвестиционного климата в самой России, повышением выгодности вложений капитала и снижением риска этих вложений, так и повышением прозрачности финансовых отношений в некоторых из указанных стран (в частности, на Кипре) и формированием в них более жесткого налогового режима.
Из стран СНГ значительные рублевые инвестиции в России приходились на Казахстан, Украину и Узбекистан. Развитие инвестиционного сотрудничества является одной из наиболее актуальных проблем хозяйственного взаимодействия стран СНГ.
Рассмотрим, каким образом регулируются иностранные инвестиции в России.
Регулирование иностранных инвестиций в России на современном этапе осуществляется международными и российскими законодательными и нормативно-правовыми актами. На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию инвестиционного пространства с общими для большинства стран унифицированными нормами, гарантирующими соблюдение баланса интересов как инвестора, так и принимающей инвестиции стороны, как конкретного хозяйствующего субъекта, так и соответствующего государства. К числу международных документов, подписанных Россией, относятся: соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров и учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осуществляют также международные экономические организации, такие как МВФ, группа Всемирного банка, в состав которой входят МБРР, Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), ОЭСР, а также ряд региональных организаций, среди которых важное значение отводится ЕБРР. Россия является членом этих международных экономических организаций или участвует в их деятельности.
Указанными международными экономическими организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров. МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАИГ.
В чем состоит законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России?
Нормативно-правовая база регулирования иностранных инвестиций в РФ начала создаваться еще во времена Советского Союза. В годы «перестройки» (1986 1987 гг.) был принят ряд постановлений, которые определили основные направления изменений во внешнеэкономической деятельности: прямой выход на внешний рынок широкого круга предприятий, переход от преимущественно торговых отношений к специализации и кооперированию производства. Было признано, что должны получить развитие новые формы участия в международном разделении труда: совместное предпринимательство, производственная кооперация с фирмами зарубежных стран, компенсационные сделки и т.д.
Первый российский Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 1991 г. был принят еще в рамках СССР и действовал до 1999 г., когда был принят новый российский закон об иностранных инвестициях.
В последующие годы был принят целый ряд нормативных актов общефедерального характера, определяющих политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Подобные документы не являются документами «прямого» действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм. Однако деятельность иностранного капитала регламентируется этими актами, Имеются в виду прежде всего так называемые базисные законы Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты по акционерным обществам, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, валютному регулированию и контролю, финансово-промышленным группам и т. д.
Важными шагами в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 № 220-ФЗ, Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ и в 1997 2000 гг. нескольких законов об участках недр, которые могут разрабатываться на условиях соглашений о разделе продукции. Кроме указанных законов к 2000 г. вступили в силу законы, способствующие улучшению инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 02.01.2000 № 22-ФЗ, «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10.02.99 № 32-ФЗ. Однако к началу 2001 г. не были приняты законопроекты «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» и «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации».
Существенное значение для «чистоты» отношений, складывающихся в инвестиционной сфере, имеет Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 07.08.04 № 115-ФЗ.
В целом же в 2001 г. действовавшее российское законодательство охватывало все основные сферы, связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Одно из главных положений данного Федерального закона обеспечение стабильных условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормам международного права и международной практикой инвестиционного сотрудничества.
Существенным аспектом данного Федерального закона является то, что он не распространяется:
На отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании («Закон об иностранных инвестициях» от 1991 г. распространялся на эти сферы, но вводил фактические ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии в федеральных органах власти РФ на право заниматься такой деятельностью);
На отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения какой-либо общественно полезной цели (образовательной, благотворительной, научной или религиозной), которые регулируются законодательством РФ о некоммерческих организациях.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 г. № 160-ФЗ содержит целый ряд очень важных понятий:
а) «иностранный инвестор», которым в соответствии с указанным законом являются:
иностранные юридические лица;
иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но которые вправе в соответствии с законодательством того государства, где они учреждены, осуществлять инвестиции на территории РФ;
иностранные граждане, которые по своей гражданской правоспособности и дееспособности в соответствии с законодательством «своего» государства могут осуществлять инвестиции на территории РФ;
лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ и имеющие право в соответствии с законодательством страны своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ;
международные организации, которые в соответствии с международным договором вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;
иностранные государства;
б) к иностранным инвестициям согласно указанному закону относятся: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права; имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), услуги и информация.
В Федеральном законе даются определения понятий прямых и портфельных инвестиций, инвестиционного проекта (в том числе приоритетного инвестиционного проекта), срока окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налоговой нагрузки и др.
В соответствии с указанным Федеральным законом, приоритетным считается инвестиционный проект, если суммарный объем иностранных инвестиций составляет не менее 1 млрд. р. (или не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату вступления этого закона, т. е. свыше 40 млн. долл.) или если в нем минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале составляет не менее 100 млн. р. (или не менее 4 млн. долл.).
Однако с учетом девальвации национальной валюты ситуация в стоимостной оценке инвестиционных проектов меняется. Поэтому важно то, что в соответствии с указанным Федеральным законом инвестиционный проект приобретает статус приоритетного только согласно решению Правительства РФ.
В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» имеются также такие важные статьи, как правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, где фактически развиваются положения о национальном режиме деятельности иностранных инвесторов, в соответствии с которыми условия деятельности последних не могут быть менее благоприятными по сравнению с российскими юридическими лицами (за исключением ряда изъятий). Изъятия устанавливаются иными законодательными актами Российской Федерации.
Согласно российскому законодательству имеются изъятия как стимулирующего, так и ограничительного характера.
Изъятия ограничительного характера в РФ, как и в других странах, преследуют цели защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности стран. Изъятия же стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Несмотря на отрицательное отношение к подобной практике со стороны международных финансовых организаций она отражает объективные реалии конкурентной борьбы за привлечение прямых иностранных инвестиций и является неотъемлемым элементом стратегии стран, которые добились наибольшего успеха в данной сфере (в этом смысле показателен опыт Китая). В условиях национального режима именно льготы определяют в значительной мере правовые, экономические, финансовые и другие условия деятельности иностранных инвесторов в России.
Согласно Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» важной, хотя и косвенной льготой для предприятий с иностранными инвестициями реального сектора экономики является государственная гарантия, заключающаяся в иммунитете по отношению к неблагоприятному изменению законодательства РФ (так называемая стабилизационная, или «дедушкина» оговорка). Однако ее использование ограничено следующими критериями:
1. Стабилизационной оговоркой могут воспользоваться только следующие категории организаций с иностранным капиталом:
осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты;
организации, в которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале превышает 25 %.
2. Стабилизационная оговорка распространяется только на изменения:
ввозимых таможенных пошлин (кроме введенных в целях защиты экономических интересов стран при осуществлении внешней торговли);
федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, производимые на территории РФ);
взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);
иных изменений в законодательстве, ведущих к увеличению совокупной налоговой нагрузки либо устанавливающих режим дополнительных запретов на осуществление по сравнению с теми, которые действовали на момент начала инвестиционного проекта.
3. Стабилизационная оговорка действует на протяжении всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет
с начала его финансирования.
Следует заметить, что предусмотрена возможность его продления в исключительных случаях на основании решения Правительства РФ (при осуществлении инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной или иной инфраструктуры с суммарным объемом предприятия с иностранными инвестициями ПИИ не менее 1 млрд. руб.).
Таким образом, в Федеральном законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь перечислены условия, факторы, которые определенное время могут оставаться неизменными. Понятно, что подобный перечень не является исчерпывающим. Более того, речь идет исключительно об инвесторах, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. И понятие «неизменности совокупной налоговой нагрузки» относится только к этим приоритетным инвесторам. При этом стабилизационная оговорка связана лишь с окупаемостью (возвратом вложенных денег). Никак не оговорена проблема сохранения «коммерческих результатов», долгосрочной доходности инвестора, имеющих для последнего первостепенное значение.
Понятно, что в условиях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд РФ и т.д., о стабильности условий инвестирования говорить достаточно сложно.
Помимо этого в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы. Это означает, что предоставление тарифных льгот возможно в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями, а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.
Таким образом, инвесторы ввозят имущество, предназначенное для уставных капиталов предприятий с иностранными инвестициями, беспошлинно. При этом следует учитывать ранее установленные правила: ввозимые товары должны относиться к основным производственным фондам, не быть подакцизными и срок их ввоза не должен превышать одного года с даты регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Эти же инвесторы имеют возможность беспошлинного (или по сниженным ставкам) вывоза произведенных либо в достаточной степени переработанных продуктов (в случаях, когда вывозные пошлины на такие товары установлены).
Льготы иностранным инвесторам могут быть предоставлены и субъектами РФ в пределах их компетенции. Помимо льгот они могут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств. Такая деятельность практикуется российскими регионами уже достаточно давно: практически половина субъектов РФ имела в 2000 г. свои законы или иные законодательные акты.
Льготы предоставляются и другими нормативными актами, которые напрямую не связаны с иностранными инвестициями, но на которые ПИИ могут рассчитывать. В частности, речь идет о части первой Налогового кодекса РФ (ст. 66 - 67), предусматривающего условия предоставления предприятиям инвестиционного налогового кредита, Федеральном законе «О лизинге», постановлении Правительства РФ «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств Федерального бюджета» от 26 февраля 1999 г. № 228 и некоторых других.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собою изменение срока уплаты налога, при котором организациям предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в соответствии с условиями договора о предоставлении налогового кредита. На получение налогового кредита могут претендовать инвесторы, осуществляющие: НИОКР либо техническое перевооружение производства; внедренческую или инновационную деятельность; выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, предоставление особо важных услуг населению.
Федеральный закон «О лизинге» не содержит прямых льгот для участников совместных проектов, но предусматривает меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний. Среди них: разработка и реализация лизинговых программ на федеральном уровне и в регионах; предоставление инвестиционных кредитов; выделение лизинговым предприятиям государственного заказа на поставки товаров для государственных нужд; финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов; предоставление льгот лизингополучателям в отраслях народного хозяйства РФ и др.
В целях направления дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику России постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1999 г. № 272 иностранным инвесторам - нерезидентам разрешено использование средств, находящихся на специальных счетах типа «С», по финансированию создания мощностей для увеличения производства экспортной продукции. Доля средств со специальных счетов типа «С», которые используются для закупки оборудования, технических средств и материалов, произведенных в России юридическими лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ, должна составлять не менее 70 %.
В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определен статус филиала иностранного юридического лица, созданного на территории РФ. Филиалу предоставлено право заниматься на территории России той же деятельностью, что и его головная организация в стране регистрации.
Специальная статья Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» посвящена вопросам разработки и реализации государственной политики в сфере иностранных инвестиций. Это прежде всего функции Правительства РФ в области международного инвестиционного сотрудничества:
определение целесообразности введения запретов и ограничений на осуществление иностранных инвестиций на территории РФ, подготовка законопроектов по таким мерам;
определение мер по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов;
разработка и реализация федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
привлечение инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование инвестиционных проектов федерального значения;
решение проблем взаимодействия с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
контроль за подготовкой и заключением международных дговоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Значительную роль в привлечении и использовании иностранных инвестиций в России играет и Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Это по сути синтетический закон, который был принят в развитие законодательства РФ в области использования недр России, «недропользования» и инвестиционной деятельности.
Данный Федеральный закон определяет правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
Соглашение о разделе продукции (СРП) - это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в данном соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор (отечественный или иностранный) обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами Соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
Существенно при этом, что условия пользования недрами, установленные в СРП, не должны противоречить требованиям Закона РФ «О недрах».
Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», устанавливаются федеральными законами. В 1997- 2001 гг. принято 9 федеральных законов об участках недр, право использования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. Всего выделено 25 таких участков.
В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» субъекты Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами) осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях.
В СРП участвуют две стороны:
государство (Российская Федерация), от имени которого выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, где расположен предоставляемый в пользование участок недр;
инвесторы как отечественные, так и иностранные (граждане, юридические лица, объединения юридических лиц), которые осуществляют вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являются пользователями недр на условиях СРП.
Инвесторы получают соответствующую лицензию у субъектов РФ и федерального органа управления Государственным фондом недр. Для выбора инвестора проводятся конкурсы или аукционы.
В некоторых случаях (по совместному решению Правительства РФ и органа субъекта Федерации) СРП могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов.
В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» это возможно в следующих случаях:
если интересы обороны и безопасности государства требуют заключения СРП с конкретным инвестором;
если объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного инвестора. В этом случае СРП заключается с данным единственным инвестором;
если к моменту принятия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» инвестор уже являлся пользователем недр на других условиях, отличных от условий СРП. В этом случае СРП можно заключать именно с данным инвестором;
если переговоры от имени Правительства РФ и субъектов Российской Федерации по подготовке СРП уже велись до принятия указанного закона.
Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта СРП по каждому конкретному объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решение о подписании СРП со стороны государства принимается Правительством РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ или (в указанных выше особых случаях) Правительством РФ по согласованию с субъектом Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания
Раскройте основные цели и причины вывоза капитала в современных условиях.
В чем проявляются противоречия между принимающей и вывозящей капитал сторонами? Проиллюстрируйте эти противоречия на реальных примерах.
Дайте классификацию форм вывоза капитала по следующим критериям:
источникам происхождения; характеру использования; срокам вложения; целям вложения.
Покажите разницу между прямыми и портфельными иностранными инвестициями.
Какие основные тенденции в динамике и структуре прямых иностранных инвестиций проявились в мировой экономике во второй половине XX в.? Назовите страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами прямых инвестиций.
Перечислите основные виды свободных (специальных) экономических зон в мировой экономике. Что представляют собой оффшорные зоны, как оценивается их роль в современной мировой экономике?
Что такое «утечка» («бегство») капитала из России? Каковы причины, последствия и основные формы «утечки» («бегства») капитала из России?
Охарактеризуйте масштабы и остроту проблемы внешнего долга в современной мировой экономике. Какие проблемы в этой области стоят перед Россией?
Какие противоречия проявлялись в прошлом и проявляются в настоящее время в связи с привлечением иностранных инвестиций в Россию?
Какова роль иностранных инвестиций в современном экономическом развитии России?
Раскройте специфику отдельных этапов привлечения иностранных инвестиций в Россию в 90-е гг. XX в.
Каково соотношение между прямыми, портфельными и прочими иностранными инвестициями, привлекавшимися в 90-е гг. в Россию?
Как распределяются иностранные инвестиции по регионам России?
Какие страны являются крупнейшими инвесторами в России?
Кто относится к иностранным инвесторам согласно Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»?
16. Охарактеризуйте понятие «национальный режим» применительно к деятельности иностранных инвесторов.
17. Какие льготы предоставляются иностранным инвесторам в соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»?
Лекция 12. Международная миграция рабочей силы
1. Понятие, причины, формы и направления международной миграции рабочей силы
2. Регулирование процессов международной миграции рабочей силы
3. Россия в международной миграции рабочей силы
- 1. Понятие мирового хозяйства
- 2. Основные этапы становления мирового хозяйства
- 5.Центр и периферия мирового хозяйства.
- 6. Россия в системе мирового хозяйства
- 1. Сущность международного разделения труда
- 2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на современном этапе
- 3. Роль нтр в развитии современного международного разделения труда
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Содержание процесса глобализации экономики
- 3. Антиглобализм
- 1. Понятие и формы международной экономической интеграции
- 2. Западноевропейская экономическая интеграция и Европейский Союз (ес)
- 1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2. Проблемы использования природных ресурсов. Современный экологический кризис
- 3 Природные ресурсы России
- 4. Демографические ресурсы
- 4.1 Естественное движение населения
- 4.2 Трудовые ресурсы
- 4. 3 Проблемы семьи
- 4. 4 Международные миграции рабочей силы
- 4. 5 Демографическая ситуация и международная миграция в России
- 6. Лидеры мирового бизнеса
- 1. Топливно-энергетический комплекс основа мировой экономики
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Машиностроение
- 4. Химический комплекс
- 12.5 | Текстилыю-швейион производство
- 6. Лидеры мирового бизнеса
- 7. Основные отрасли промышленности России
- 1. Международная торговля в системе международных экономических отношений, ее динамика и структура
- 2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика
- 4. Международное регулирование мировой торговли. Принципы деятельности и роль вто
- 1. Услуги в мировой экономике. Классификация услуг
- 2. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс)
- 3. Международный туризм
- 4. Международный рынок транспортных услуг
- 5. Международный рынок технологий
- Лекция 9. Мировой рынок и его конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках
- 2. Конъюнктура мирового рынка
- 4. Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен
- 1. Сущность, причины и формы вывоза капитала
- 2. Динамика и структура иностранных инвестиций в мировой экономике
- 3. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом движении капитала
- 5. Международное движение капитала и проблемы внешнего долга в современной мировой экономике
- 6. Регулирование международного движения капитала
- 7. Иностранный капитал в экономике России
- 1. Понятие, причины, формы и направления международной миграции рабочей силы
- 2. Регулирование процессов международной миграции рабочей силы
- 3. Россия в международной миграции рабочей силы