logo
Курс лекций по мировой экономике

6. Лидеры мирового бизнеса

Важную роль и развитии современной мировой экономики играют лидеры крупнейших промышленных объединений, продолжающие дело «основателей» мирового хозяйства.

Джек Уэлч глава американской ТНК General Electric в последние годы стал культовой фигурой мирового бизнеса. Журнал «Fortune» признал председателя совета директоров General Electric лучшим менеджером XX в., а компанию неоднократно (например, в 1998. 1999, 2000 и 2001 гг.) мировая деловая пресса называла «самой уважаемой» компанией мира. Начинал Уэлч как скромный инженер-химик. В 1960 г. его годовой заработной платы едва ли хватило бы на два современных холодильника фирмы General Electric. В настоящее время он зарабатывает 50 тыс. долл. в час.

На посту крупнейшей в мире многопрофильной компании Уэлч завоевал репутацию человека, способного осуществить поистине революционные преобразования в бизнесе (журналисты называют его «революционером столетия»). Возглавив корпорацию в 1981 г. он сумел кардинально изменить ее, прекратив в гибкую, динамичную и свободную от бюрократических барьеров структуру. Сократилось число работающих, уменьшилась диверсификация производства, при этом прибыли растут из года в год. Рыночная стоимость за этот период выросла почти и 40раз: с 14 млрд долл. в 1980 г. до 415 млрд в 1999 г. и более 500 млрд долл. в 2000 г.

Стратегия Уэлча включает в себя несколько важных принципов. Во-первых, глобализацию 40% доходов корпорация получает за пределами США, при этом она стремится быть во всех странах «местным игроком», оставаясь частью глобальной организации; во-вторых, развитие сектора услуг при сохранении важной роли специализированного производства (по словам Уэлча, «кто не име­ет производства не имеет ничего»); в-третьих, жесткий конт­роль качества. Компания в настоящее время приближается к фан­тастически низкому уровню ошибок не более двадцати на милли­он операций.

Но главным залогом успеха, как считает Уэлч, является «глобаль­ная концентрация интеллектуальных ресурсов». Вице-президент корпорации К. Сантьяго так объясняет содержание основной поли­тики Уэлча: «Речь идет, но сути, о постоянном накоплении человече­ского капитала. Люди это единственное конкурентное преимуще­ство, которое есть сегодня у компаний. На протяжении многих лет таким конкурентным преимуществом было обладание технология­ми. Это до некоторой степени верно и сейчас. Но технологии в наш век могут очень быстро копироваться конкурентами. Поэтому, что­бы быть всегда па полшага впереди конкурентов, надо все время предлагать что-то новое. Как можно сохранить подобный темп раз­вития? Только за счет интеллектуального капитала». В настоящее время стиль менеджмента Уэлча изучается в ведущих бизнес-шко­лах США и других стран.

Филипп Кондит принадлежит к числу наиболее известных ру­ководителей современного промышленного капитала. Он являет­ся главой концерна Воeing лидера мировой авиакосмической промышленности. По мнению американских специалистов, кон­церн характеризует прежде всего большая восприимчивость к ин­новациям. Сам Кондит уверен, что и ближайшие годы ведущие позиции на рынке займут высокоскоростные самолеты, без оста­новки преодолевающие большие расстояния; Бизнесмен имеет способность привлекать к совместной деятельности талантливых людей. Его концерн отличает также высокая активность на миро­вых рынках.

Международную экспансию крупнейший авиастроительный кон­церн продолжает развивать даже в 20002002 гг., когда в амери­канской экономике возникли значительные трудности. Многие экс­перты полагают, что всю аэрокосмическую отрасль США поразил системный кризис. Но глава Воeing не согласен с данной оценкой. Основная задача, по его мнению, состоит в том, чтобы усилить свое «присутствие» во всех странах, В 2001 г., например, активизирова­лась борьба за третий в мире по величине авиарынок японский. Отражая попытки европейской компании Аirbus «очаровать япон­цев», Воeing фактически узурпировал рынок японских пассажир­ских самолетов.

В ответ на планы европейцев создать пассажирский трехпалуб­ный самолет-гигант, способный перевозить более 550 пассажи­ров на расстояние до 15 тыс. км, Кондит заявил, что его корпорация также планирует создать супергигант Воeing-747-Х, который будет сделан раньше, чем европейский самолет, и обойдется всего в 4 млрд долл. По оценке Кондита, американский самолет будет гораздо эффективнее, чем любой лайнер Аirbus . Европейцы также высоко оценивают свои проекты и даже получают заказы на них. Не теряя оптимизма, Кондит уже разослал предложения крупнейшим авиакомпаниям мира о возможное™ покупки Воeing -747-Х.

Среди предпринимателей Японии необходимо отметить Акио Морита, который является одним из творцов японского «экономического чуда». Он сумел превратить маленькую и никому не известную компанию в одну из крупнейших транснациональных корпораций мира. Sony Соrporation это не просто крупная компания, а фирма-новатор. Она первой запустила в массовое производство транзисторный радиоприемник и создала первый в мире домашний видеомагнитофон. Портативный кассетник с наушниками непременный атрибут современной культуры тоже детище «Sony», и главным образом лично А. Мориты. Совместно с голландским концерном Phillips фирма разработала и внедрила принципиально новую лазерную технологию звукозаписи, и компакт-диски во многом заменили долгоиграющие пластинки.

В книге «Сделано в Японии. История фирмы «Sony» Акио Морита рассказывает о своей жизни. Он родился в деревне Косугая в семье, которая на протяжении трехсот лег варила саке, видя в нем не только национальный напиток Японии, по также один из символов культуры японского народа. С детства Акио Морита увлекался техникой. «Я был одержим новой аппаратурой», вспоминает он. И это определило его дальнейшую судьбу.

Успехи Sony Соrporation были во многом связаны с технологическими и организационными нововведениями. Среди них Морита выделяет искусство управлять фирмой. Антибюрократический стиль управлении дополняют методы, которые специалисты называют «имитацией структур мелкой фирмы в рамках гигантской компании». В ряде случаев она осуществляется путем прямого выделения подразделений, обладающих широкой самостоятельностью.

Другим методом служит патернализм воспитание у занятых па фирме чувства коллективизма. Предприятия превращаются в своего рода большую семью. На многих из них разрабатывается собственная символика. Часто рабочий день начинается с подъема флага и исполнения гимна предприятия. Морита рассматривает фирму не как пассивный механический объект управления, а как живой организм, наделенный душой. Таким образом формируется отношение рабочих и служащих к предприятию.

Акио Морита отмечает также огромную роль в развитии его фирмы международных экономических отношений. «Лишь расширяя мировую торговлю и стимулируя рост производства, подчеркивает японский бизнесмен, мы сможем воспользоваться возможнос­тями, открывающимися перед нами».

К числу выдающихся лидеров мирового промышленного бизне­са, бесспорно, относится глава всемирно известного концерна Гер­мании Volkswagen Фсрдинанд Пих. Пресса, которая, как известно, склонна создавать кумиров для публики, уже давно провозгласила Пиха «бизнесменом века». Он стал мировой знаменитостью и вошел в список самых богатых людей Австрии (родина Пиха). Личное со­стояние промышленно-финансового гения, по данным, опублико­ванным в журнале «Business Week», равняется 3,5 млрд долл.

Не каждому суждено быть племянником знаменитого автомо­бильного конструктора. Но, даже родившись в «автомобильной» семье, не все способны достойно продолжать традиции семейно­го бизнеса. И только единицы могут сохранить и преумножить его славу.

Фердинанд Пих один из таких людей. Его мать Луиза Пих была родной сестрой известного немецкого конструктора Ферди­нанда Порше. Пих родился в 1938 г. Получил хорошее техническое образование (диплом инженера-конструктора).

Автомобильная карьера Фердинанда Пиха началась в фирме Роrsche, которую основали его дядя и двоюродный брат после оконча­нии Второй мировой войны. Уже в молодости проявились его кон­структорские способности и выдающиеся деловые и организатор­ские качества. Затем последовала работа в известной фирме Аudi, которая с 1965 г. стала входить в состав концерна Volkswagen. Бла­годаря своим деловым качествам главный конструктор Audi полу­чил высший пост в «головной» компании. В 1993 г. Пих стал предсе­дателем правления концерна Volkswagen.

Под руководством Пиха концерн добился выдающихся достиже­ний. Так, только за 5 лет (с 1994 по 1998 г.) его доходы выросли бо­лее чем в 1,5 раза, а за 19982000 гг. еще почти в 2 раза. Наиболь­шего успеха концерн достиг в 19992001 гг. В 2000г. он поставил клиентам почти 80 стран рекордное количество автомобилей 5,06 млн, что составило 12,2% мирового рынка.

Особых успехов концерн добился и Южной Америке, Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, т. е. там, где в ближайшее время ожидается существенный рост рынка. Volkswagen лидер европей­ского автомобилестроения. На его долю в 2000 г. приходилось 18,8% европейского рынка.

В настоящее время концерн является поистине мировым пред­приятием. Его заводы действуют в 18 странах. Он входит в число четырех крупнейших автомобильных концернов мира. А все начи­налось с автомобиля, о котором один из американских журналис­тов сказал, что его «Бог сотворил в гневе». На современном этапе этот известный «Кafer» (жук), насчитывающий 21 млн экземпляров, является самым продаваемым автомобилем в мире.

Заслугой Пиха можно считать создание на предприятиях концерна развитой системы социального обеспечения, а также большое внимание, которое он по-прежнему уделяет инновационному процессу. Сам Пих в речи по случаю производства стомиллионного автомобиля концерна Volkswagen так определял факторы, обусловившие его успехи: «Привлекательная продукция, инновационные технологии и творческие решения были и остаются решающими факторами успеха Volkswagen».

Крупные бизнесмены успешно занимаются предпринимательской деятельностью не только и отраслях тяжелой промышленности. Ярким примером может служить парфюмерная промышленность. В последние годы самым богатым человеком Европы некоторые специалисты считают француженку Лилиан Бетанкур,

Ей принадлежит крупный пакет акции огромного концерна L'Огеа1, а также часть капитала известной швейцарской фирмы Nestle. Объем богатств, контролируемых Бетанкур, оценивается приблизительно в 20 млрд долл.

Группа L'Огеа1 обеспечивает в настоящее время 12% всего мирового оборота косметических и ароматических товаров и занимает первое место в международной парфюмерной иерархии.

Фирма была основана в начале XX в. Ее создатель ученый-химик Эжен Шуалле, отец Лилиан, изобрел химическую краску и лак для волос, шампунь (в составе которого не использовалось мыло), специальный крем для загара. Последнее изобретение стало особенно актуальным в 30-егг., когда французские профсоюзы добились увеличения продолжительности отпусков, и «солнечный крем» стал предметом массового спроса.

Ь'Огеа1 уже давно является гигантским транснациональным предприятием. 2/3 tго оборота осуществляется за пределами Франции. Из 74 заводов компании 40 действуют в США, Германии, Бельгии, Великобритании, Италии и во многих других странах.

Другой пример текстильно-швейные производства.

«Король» хлопчатобумажной промышленности Франции и первый богач Европы в начальный период после Второй мировой войны, Марсель Буссак, начинал со спекуляций парашютами, которые были оставлены американцами после ухода ИЗ страны. Поскольку из шелковых Парашютов изготавливались предметы мужского туалета, Буссака вначале называли «королем кальсон».

Но впоследствии он резко усилил контроль над хлопчатобумажным производством. В 60-х гг. в его руках находилось св. 50% фабрик этой отрасли. Ему принадлежали также некоторые дома моделей, газета «Аurore», несколько конных заводов и известная скаковая конюшня. По свидетельству газеты «Моnde», в отдельные годы группа Буссака за счет продажи лошадей и участия в различных конноспортивных соревнованиях получала 2025% своих валютных доходов. Он являлся собственником св. 20 крупных ферм, большого количества домов в Париже и в других городах Франции.

В личных разговорах с одним из авторов данного учебника Мар­сель Буссак подчеркивал важное значение «политики кадров». Пер­сональные связи были средством развития группы. Хотя Буссак при­знавал важную роль холдинга Сomptoir de lindustrie cotonniere etablishment Буссак, как организационного центра своей империи, он любил повторять: «Моя группа в моей голове». Подтверждая свою скрытность, вошедшую в поговорку, он говорил: «Лучший спо­соб жить счастливо жить скрытно». Его личные богатства оценивались примерно в 10 млрд долл.

Удивляла и скромность его внешнего облика, а также бытовые ус­ловия жизни. Буссак с большим интересом относился к нашей стра­не, любил русскую литературу.

После кончины основателя группы ее мощь резко ослабла.

Среди деятелей мирового бизнеса заслуживают упоминания деятели высокой моды. В сентябре 2001 г. закончилась трехлетняя война двух французских миллиардеров Бернара Арно и Франсуа Пино за итальянскую компанию Gucci. Самым богатым человеком в мире моды считается Бернар Арно. Его личное имущество оцени­вается в 10,7 млрд долл. Франсуа Пино занимает пятое место с иму­ществом 6,6 млрд долл. По сообщениям печати, в длительной борь­бе за Gucci победу одержал Пино, основатель компании Pinault-Printemps-Redoute.

На современные достижения высокой моды огромное влияние оказало творчество Габриэль Шанель (она же Коко), которая стала одним из наиболее богатых бизнесменов мира.

Шанель осуществила революционный вклад в развитие моды, внеся в нее струю демократизма. Многие созданные ею модели по­пулярны и в настоящее время. Всемирной известностью пользуются духи «Шанель № 5».

Она скончалась в 1971 г. в возрасте 88 лет. В свое время Шанель дружила с деятелями русского искусства, являлась спонсором И. Ф. Стравинского и С. П. Дягилева.

Другим примером успешной предпринимательской деятельнос­ти может служить кутюрье и бизнесмен Пьер Кардан. Этот венецианец завоевал Париж и весь мир. Он был одним из первых деятелей высокой моды, который стал диверсифицировать свою деятель­ность. В его магазинах в 24 странах мира продается более 500 видов разных товаров. На предприятиях Кардена во всем мире трудятся более 200 тыс. человек. В составе его империи и дома моды, и теат­ры, и магазины, и рестораны, и многое другое (именно фирма Кар­дена изготовила костюмы для известных балетов Майи Плисецкой на музыку Родиона Щедрина). Имущество группы превышает не­сколько миллиардов долларов, из которых по меньшей мере 90% принадлежат лично Пьеру Кардену.