6. Лидеры мирового бизнеса
Важную роль и развитии современной мировой экономики играют лидеры крупнейших промышленных объединений, продолжающие дело «основателей» мирового хозяйства.
Джек Уэлч глава американской ТНК General Electric в последние годы стал культовой фигурой мирового бизнеса. Журнал «Fortune» признал председателя совета директоров General Electric лучшим менеджером XX в., а компанию неоднократно (например, в 1998. 1999, 2000 и 2001 гг.) мировая деловая пресса называла «самой уважаемой» компанией мира. Начинал Уэлч как скромный инженер-химик. В 1960 г. его годовой заработной платы едва ли хватило бы на два современных холодильника фирмы General Electric. В настоящее время он зарабатывает 50 тыс. долл. в час.
На посту крупнейшей в мире многопрофильной компании Уэлч завоевал репутацию человека, способного осуществить поистине революционные преобразования в бизнесе (журналисты называют его «революционером столетия»). Возглавив корпорацию в 1981 г. он сумел кардинально изменить ее, прекратив в гибкую, динамичную и свободную от бюрократических барьеров структуру. Сократилось число работающих, уменьшилась диверсификация производства, при этом прибыли растут из года в год. Рыночная стоимость за этот период выросла почти и 40раз: с 14 млрд долл. в 1980 г. до 415 млрд в 1999 г. и более 500 млрд долл. в 2000 г.
Стратегия Уэлча включает в себя несколько важных принципов. Во-первых, глобализацию 40% доходов корпорация получает за пределами США, при этом она стремится быть во всех странах «местным игроком», оставаясь частью глобальной организации; во-вторых, развитие сектора услуг при сохранении важной роли специализированного производства (по словам Уэлча, «кто не имеет производства не имеет ничего»); в-третьих, жесткий контроль качества. Компания в настоящее время приближается к фантастически низкому уровню ошибок не более двадцати на миллион операций.
Но главным залогом успеха, как считает Уэлч, является «глобальная концентрация интеллектуальных ресурсов». Вице-президент корпорации К. Сантьяго так объясняет содержание основной политики Уэлча: «Речь идет, но сути, о постоянном накоплении человеческого капитала. Люди это единственное конкурентное преимущество, которое есть сегодня у компаний. На протяжении многих лет таким конкурентным преимуществом было обладание технологиями. Это до некоторой степени верно и сейчас. Но технологии в наш век могут очень быстро копироваться конкурентами. Поэтому, чтобы быть всегда па полшага впереди конкурентов, надо все время предлагать что-то новое. Как можно сохранить подобный темп развития? Только за счет интеллектуального капитала». В настоящее время стиль менеджмента Уэлча изучается в ведущих бизнес-школах США и других стран.
Филипп Кондит принадлежит к числу наиболее известных руководителей современного промышленного капитала. Он является главой концерна Воeing лидера мировой авиакосмической промышленности. По мнению американских специалистов, концерн характеризует прежде всего большая восприимчивость к инновациям. Сам Кондит уверен, что и ближайшие годы ведущие позиции на рынке займут высокоскоростные самолеты, без остановки преодолевающие большие расстояния; Бизнесмен имеет способность привлекать к совместной деятельности талантливых людей. Его концерн отличает также высокая активность на мировых рынках.
Международную экспансию крупнейший авиастроительный концерн продолжает развивать даже в 20002002 гг., когда в американской экономике возникли значительные трудности. Многие эксперты полагают, что всю аэрокосмическую отрасль США поразил системный кризис. Но глава Воeing не согласен с данной оценкой. Основная задача, по его мнению, состоит в том, чтобы усилить свое «присутствие» во всех странах, В 2001 г., например, активизировалась борьба за третий в мире по величине авиарынок японский. Отражая попытки европейской компании Аirbus «очаровать японцев», Воeing фактически узурпировал рынок японских пассажирских самолетов.
В ответ на планы европейцев создать пассажирский трехпалубный самолет-гигант, способный перевозить более 550 пассажиров на расстояние до 15 тыс. км, Кондит заявил, что его корпорация также планирует создать супергигант Воeing-747-Х, который будет сделан раньше, чем европейский самолет, и обойдется всего в 4 млрд долл. По оценке Кондита, американский самолет будет гораздо эффективнее, чем любой лайнер Аirbus . Европейцы также высоко оценивают свои проекты и даже получают заказы на них. Не теряя оптимизма, Кондит уже разослал предложения крупнейшим авиакомпаниям мира о возможное™ покупки Воeing -747-Х.
Среди предпринимателей Японии необходимо отметить Акио Морита, который является одним из творцов японского «экономического чуда». Он сумел превратить маленькую и никому не известную компанию в одну из крупнейших транснациональных корпораций мира. Sony Соrporation это не просто крупная компания, а фирма-новатор. Она первой запустила в массовое производство транзисторный радиоприемник и создала первый в мире домашний видеомагнитофон. Портативный кассетник с наушниками непременный атрибут современной культуры тоже детище «Sony», и главным образом лично А. Мориты. Совместно с голландским концерном Phillips фирма разработала и внедрила принципиально новую лазерную технологию звукозаписи, и компакт-диски во многом заменили долгоиграющие пластинки.
В книге «Сделано в Японии. История фирмы «Sony» Акио Морита рассказывает о своей жизни. Он родился в деревне Косугая в семье, которая на протяжении трехсот лег варила саке, видя в нем не только национальный напиток Японии, по также один из символов культуры японского народа. С детства Акио Морита увлекался техникой. «Я был одержим новой аппаратурой», вспоминает он. И это определило его дальнейшую судьбу.
Успехи Sony Соrporation были во многом связаны с технологическими и организационными нововведениями. Среди них Морита выделяет искусство управлять фирмой. Антибюрократический стиль управлении дополняют методы, которые специалисты называют «имитацией структур мелкой фирмы в рамках гигантской компании». В ряде случаев она осуществляется путем прямого выделения подразделений, обладающих широкой самостоятельностью.
Другим методом служит патернализм воспитание у занятых па фирме чувства коллективизма. Предприятия превращаются в своего рода большую семью. На многих из них разрабатывается собственная символика. Часто рабочий день начинается с подъема флага и исполнения гимна предприятия. Морита рассматривает фирму не как пассивный механический объект управления, а как живой организм, наделенный душой. Таким образом формируется отношение рабочих и служащих к предприятию.
Акио Морита отмечает также огромную роль в развитии его фирмы международных экономических отношений. «Лишь расширяя мировую торговлю и стимулируя рост производства, подчеркивает японский бизнесмен, мы сможем воспользоваться возможностями, открывающимися перед нами».
К числу выдающихся лидеров мирового промышленного бизнеса, бесспорно, относится глава всемирно известного концерна Германии Volkswagen Фсрдинанд Пих. Пресса, которая, как известно, склонна создавать кумиров для публики, уже давно провозгласила Пиха «бизнесменом века». Он стал мировой знаменитостью и вошел в список самых богатых людей Австрии (родина Пиха). Личное состояние промышленно-финансового гения, по данным, опубликованным в журнале «Business Week», равняется 3,5 млрд долл.
Не каждому суждено быть племянником знаменитого автомобильного конструктора. Но, даже родившись в «автомобильной» семье, не все способны достойно продолжать традиции семейного бизнеса. И только единицы могут сохранить и преумножить его славу.
Фердинанд Пих один из таких людей. Его мать Луиза Пих была родной сестрой известного немецкого конструктора Фердинанда Порше. Пих родился в 1938 г. Получил хорошее техническое образование (диплом инженера-конструктора).
Автомобильная карьера Фердинанда Пиха началась в фирме Роrsche, которую основали его дядя и двоюродный брат после окончании Второй мировой войны. Уже в молодости проявились его конструкторские способности и выдающиеся деловые и организаторские качества. Затем последовала работа в известной фирме Аudi, которая с 1965 г. стала входить в состав концерна Volkswagen. Благодаря своим деловым качествам главный конструктор Audi получил высший пост в «головной» компании. В 1993 г. Пих стал председателем правления концерна Volkswagen.
Под руководством Пиха концерн добился выдающихся достижений. Так, только за 5 лет (с 1994 по 1998 г.) его доходы выросли более чем в 1,5 раза, а за 19982000 гг. еще почти в 2 раза. Наибольшего успеха концерн достиг в 19992001 гг. В 2000г. он поставил клиентам почти 80 стран рекордное количество автомобилей 5,06 млн, что составило 12,2% мирового рынка.
Особых успехов концерн добился и Южной Америке, Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, т. е. там, где в ближайшее время ожидается существенный рост рынка. Volkswagen лидер европейского автомобилестроения. На его долю в 2000 г. приходилось 18,8% европейского рынка.
В настоящее время концерн является поистине мировым предприятием. Его заводы действуют в 18 странах. Он входит в число четырех крупнейших автомобильных концернов мира. А все начиналось с автомобиля, о котором один из американских журналистов сказал, что его «Бог сотворил в гневе». На современном этапе этот известный «Кafer» (жук), насчитывающий 21 млн экземпляров, является самым продаваемым автомобилем в мире.
Заслугой Пиха можно считать создание на предприятиях концерна развитой системы социального обеспечения, а также большое внимание, которое он по-прежнему уделяет инновационному процессу. Сам Пих в речи по случаю производства стомиллионного автомобиля концерна Volkswagen так определял факторы, обусловившие его успехи: «Привлекательная продукция, инновационные технологии и творческие решения были и остаются решающими факторами успеха Volkswagen».
Крупные бизнесмены успешно занимаются предпринимательской деятельностью не только и отраслях тяжелой промышленности. Ярким примером может служить парфюмерная промышленность. В последние годы самым богатым человеком Европы некоторые специалисты считают француженку Лилиан Бетанкур,
Ей принадлежит крупный пакет акции огромного концерна L'Огеа1, а также часть капитала известной швейцарской фирмы Nestle. Объем богатств, контролируемых Бетанкур, оценивается приблизительно в 20 млрд долл.
Группа L'Огеа1 обеспечивает в настоящее время 12% всего мирового оборота косметических и ароматических товаров и занимает первое место в международной парфюмерной иерархии.
Фирма была основана в начале XX в. Ее создатель ученый-химик Эжен Шуалле, отец Лилиан, изобрел химическую краску и лак для волос, шампунь (в составе которого не использовалось мыло), специальный крем для загара. Последнее изобретение стало особенно актуальным в 30-егг., когда французские профсоюзы добились увеличения продолжительности отпусков, и «солнечный крем» стал предметом массового спроса.
Ь'Огеа1 уже давно является гигантским транснациональным предприятием. 2/3 tго оборота осуществляется за пределами Франции. Из 74 заводов компании 40 действуют в США, Германии, Бельгии, Великобритании, Италии и во многих других странах.
Другой пример текстильно-швейные производства.
«Король» хлопчатобумажной промышленности Франции и первый богач Европы в начальный период после Второй мировой войны, Марсель Буссак, начинал со спекуляций парашютами, которые были оставлены американцами после ухода ИЗ страны. Поскольку из шелковых Парашютов изготавливались предметы мужского туалета, Буссака вначале называли «королем кальсон».
Но впоследствии он резко усилил контроль над хлопчатобумажным производством. В 60-х гг. в его руках находилось св. 50% фабрик этой отрасли. Ему принадлежали также некоторые дома моделей, газета «Аurore», несколько конных заводов и известная скаковая конюшня. По свидетельству газеты «Моnde», в отдельные годы группа Буссака за счет продажи лошадей и участия в различных конноспортивных соревнованиях получала 2025% своих валютных доходов. Он являлся собственником св. 20 крупных ферм, большого количества домов в Париже и в других городах Франции.
В личных разговорах с одним из авторов данного учебника Марсель Буссак подчеркивал важное значение «политики кадров». Персональные связи были средством развития группы. Хотя Буссак признавал важную роль холдинга Сomptoir de lindustrie cotonniere etablishment Буссак, как организационного центра своей империи, он любил повторять: «Моя группа в моей голове». Подтверждая свою скрытность, вошедшую в поговорку, он говорил: «Лучший способ жить счастливо жить скрытно». Его личные богатства оценивались примерно в 10 млрд долл.
Удивляла и скромность его внешнего облика, а также бытовые условия жизни. Буссак с большим интересом относился к нашей стране, любил русскую литературу.
После кончины основателя группы ее мощь резко ослабла.
Среди деятелей мирового бизнеса заслуживают упоминания деятели высокой моды. В сентябре 2001 г. закончилась трехлетняя война двух французских миллиардеров Бернара Арно и Франсуа Пино за итальянскую компанию Gucci. Самым богатым человеком в мире моды считается Бернар Арно. Его личное имущество оценивается в 10,7 млрд долл. Франсуа Пино занимает пятое место с имуществом 6,6 млрд долл. По сообщениям печати, в длительной борьбе за Gucci победу одержал Пино, основатель компании Pinault-Printemps-Redoute.
На современные достижения высокой моды огромное влияние оказало творчество Габриэль Шанель (она же Коко), которая стала одним из наиболее богатых бизнесменов мира.
Шанель осуществила революционный вклад в развитие моды, внеся в нее струю демократизма. Многие созданные ею модели популярны и в настоящее время. Всемирной известностью пользуются духи «Шанель № 5».
Она скончалась в 1971 г. в возрасте 88 лет. В свое время Шанель дружила с деятелями русского искусства, являлась спонсором И. Ф. Стравинского и С. П. Дягилева.
Другим примером успешной предпринимательской деятельности может служить кутюрье и бизнесмен Пьер Кардан. Этот венецианец завоевал Париж и весь мир. Он был одним из первых деятелей высокой моды, который стал диверсифицировать свою деятельность. В его магазинах в 24 странах мира продается более 500 видов разных товаров. На предприятиях Кардена во всем мире трудятся более 200 тыс. человек. В составе его империи и дома моды, и театры, и магазины, и рестораны, и многое другое (именно фирма Кардена изготовила костюмы для известных балетов Майи Плисецкой на музыку Родиона Щедрина). Имущество группы превышает несколько миллиардов долларов, из которых по меньшей мере 90% принадлежат лично Пьеру Кардену.
- 1. Понятие мирового хозяйства
- 2. Основные этапы становления мирового хозяйства
- 5.Центр и периферия мирового хозяйства.
- 6. Россия в системе мирового хозяйства
- 1. Сущность международного разделения труда
- 2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на современном этапе
- 3. Роль нтр в развитии современного международного разделения труда
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Содержание процесса глобализации экономики
- 3. Антиглобализм
- 1. Понятие и формы международной экономической интеграции
- 2. Западноевропейская экономическая интеграция и Европейский Союз (ес)
- 1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2. Проблемы использования природных ресурсов. Современный экологический кризис
- 3 Природные ресурсы России
- 4. Демографические ресурсы
- 4.1 Естественное движение населения
- 4.2 Трудовые ресурсы
- 4. 3 Проблемы семьи
- 4. 4 Международные миграции рабочей силы
- 4. 5 Демографическая ситуация и международная миграция в России
- 6. Лидеры мирового бизнеса
- 1. Топливно-энергетический комплекс основа мировой экономики
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Машиностроение
- 4. Химический комплекс
- 12.5 | Текстилыю-швейион производство
- 6. Лидеры мирового бизнеса
- 7. Основные отрасли промышленности России
- 1. Международная торговля в системе международных экономических отношений, ее динамика и структура
- 2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика
- 4. Международное регулирование мировой торговли. Принципы деятельности и роль вто
- 1. Услуги в мировой экономике. Классификация услуг
- 2. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс)
- 3. Международный туризм
- 4. Международный рынок транспортных услуг
- 5. Международный рынок технологий
- Лекция 9. Мировой рынок и его конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках
- 2. Конъюнктура мирового рынка
- 4. Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен
- 1. Сущность, причины и формы вывоза капитала
- 2. Динамика и структура иностранных инвестиций в мировой экономике
- 3. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом движении капитала
- 5. Международное движение капитала и проблемы внешнего долга в современной мировой экономике
- 6. Регулирование международного движения капитала
- 7. Иностранный капитал в экономике России
- 1. Понятие, причины, формы и направления международной миграции рабочей силы
- 2. Регулирование процессов международной миграции рабочей силы
- 3. Россия в международной миграции рабочей силы