logo
Курс лекций по мировой экономике

3 Природные ресурсы России

Значительные размеры территории Российской Федера­ции, составляющей примерно 1/9 площади суши земного шара, оп­ределяют многообразие природных условий и ресурсов. По сово­купным размерам природно-ресурсного потенциала Россия — пер­вая страна в мире. С населением, составляющим 2,5% мирового, она обладает 25% мировых ресурсов. Россия превосходит вторую страну по размерам природных богатств — США, на долю которых, по разным оценкам, приходится 15—20% мировых ресурсов.

Ведущее место принадлежит России и по объему разведанных запасов. В стране открыто и разведано 20 тыс. месторождений, из которых промышленно освоены лишь 37%. Общая стоимость разведанного и оцененного минеральною сырья составляет 28,6 трлн долл., а прогнозного потенциала — 140 трлн. В недрах

России сосредоточено 64,5% разведанных мировых запасов апати­тов, 37% олова, 35,4% газа, 32% железа, 31% никеля, 21% кобальта, 16% цинка, 26% алмазов, 12,9% нефти, 12% угля, значительным удельный вес занимают запасы калийных солей, руд редких и цвет­ных металлов.

В структуре минерально-сырьевой базы страны более 70% прихо­дится на ресурсы топливно-энергетического комплекса.

По запасам природного газа (разведанным и прогнозируе­мым) Россия, как уже отмечалось выше, занимает первое место в мире. Потенциальные ресурсы природного газа оцениваются в 211,8 трлн м³, разведанные — 49 трлн м³. Ценность разведанных ресурсов составляет 92 трлн долл.

Российская Федерация располагает и значительными ресурсами нефти. Их оценочная стоимость превышает 4,5 трлн долл. В послед­нее время нефтегазовые корпорации России проводят интенсив­ные геологоразведочные работы. Так, к началу 2001г. на севере страны в Тимано-Печорском районе было открыто 190 месторож­дений, в том числе 149 нефтяных. Потенциальные ресурсы нефти в этом регионе в конце 2000г. оценивались в 4,3 млрд т. Выросли оценки месторождений в Каспийском районе. Разведанные запасы нефти Приобского месторождения в Западной Сибири увеличи­лись в последние годы на 600 млн т. Открыт ряд новых месторожде­ний нефти и газа в Ханты-Мансийском округе, в Татарии, на Ямале, на Сахалине и в других районах страны. В нефтегазоносном отно­шении перспективны также территории Восточной Сибири, Даль­него Востока, Северного Кавказа и др.

Потенциальные запасы угольных ресурсов России, по минималь­ным оценкам, составляют 30% мировых (1818 млрд т), а разведан­ные — 12% (202 млрд т). По разведанным запасам угля Россия зани­мает третье место в мире, уступая США (445 млрд т) и Китаю (272 млрд т). Максимальная величина прогнозируемых оценок за­пасов угля в стране в несколько раз превышает суммарные угольные запасы всех государств мира.

Одно из ведущих мест принадлежит РФ по запасам железных руд. Россия входит в состав небольшой группы стран, полностью обеспе­чивающих свои потребности в этом виде сырья. Разведанные запасы составляют 55,6 млрд т с оценочной стоимостью ок. 2 трлн долл.

Ценность запасов руд цветных и редких металлов России состав­ляет 1,8 трлн долл. Среди них выделяются запасы никелевых, мед­ных руд, сырья для алюминиевой промышленности, драгоценных металлов, для производства металлов платиновой группы.

Необходимо отметить широкие возможности нашей страны в до­быче фосфорсодержащего сырья (фосфоритов, апатитов), калий­ных солей.

Существенные позиции занимает Россия по обеспеченности земельными, водными, лесными ресурсами. Лесопокрытая пло­щадь Российской Федерации, например, составляет 756 млн га, или ок. 65% территории страны. Общий запас древесины оценива­ется в 81,6 млрд м³ или более 30% мировых. По запасам древесины Россия занимает первое место и мире.

Необходимо отметить и большие возможности РФ для организа­ции отдыха и туризма. Однако расширение использования рекре­ационных ресурсов требует проведении специальных мероприя­тий, определенных финансовых затрат.

После распада СССР объем природных богатств страны умень­шился. Россия, к примеру, утратила прежние возможности в обеспе­чении марганцем, ухудшились условия обеспечения собственной добычей потребностей в свинце, цинке, серебре и др. Традицион­но эти виды минералов поставлялись бывшими советскими респуб­ликами.

Ухудшение обеспеченности минеральными ресурсами во мно­гом связано также с состоянием геологоразведочных работ. В по­следние годы во многих случаях добыча не компенсируется новыми разведанными ресурсами. Разведка новых запасов, за исключением отдельных секторов (например, нефтегазовое хозяйство), ведется недостаточно, и новые месторождения в промышленное освоение практически не вводятся.

Особенно острой в России в последние годы стала проблема ис­тощения ресурсов и загрязнения природной среды. Масштабы за­грязнения столь велики, что в течение ряда лет специалисты гово­рят о настоящем экологическом кризисе. В его основе, как и в дру­гих странах, лежит характер воспроизводства, нерациональная для природной среды общая структура хозяйства. По современным международным стандартам эта структура имеет отсталый харак­тер. Огромный удельный вес в ней занимают материалоемкие и энергоемкие отрасли, добыча сырья. В итоге у нас потребляется на 1 долл. ВВП в 8 раз больше энергии, чем в среднем в Европе.

Другой причиной глубокого экологического кризиса являлось абсолютное огосударствление хозяйства в СССР, содействовавшее процессу бюрократизации экономики. С этой тенденцией был свя­зан и недостаточно высокий уровень экологизации пауки, образо­вания, культуры и сознания людей.

В стране возникла сложная экологическая обстановка, о чем сви­детельствуют показатели загрязнения воздуха, воды, деградация почв и др. Россия стала примером страны с «многоотходной» техно­логией. Большая часть добываемого в РФ сырья (90—95%) попадает в отходы, которые стали серьезной экологической проблемой. Еже­годно в России образуется 7 млрд т отходов. В отвалах и хранилищах накоплено 80 млрд т только твердых отходов, в том числе ток­сичных и содержащих канцерогенные вещества.

Несмотря на рост утилизации твердых отходов, эта проблема да­лека от полного решения. В настоящее время утилизацию проходит незначительная часть отходов, из 7 млрд — ок. 2 млрд т, а темпы их накопления на территории страны остаются прежними. Напри­мер, из скопившегося 1 млрд м³ отходов в отвалах угольной промышленности использовано менее 5%.

С этой проблемой тесно связан вопрос милитаризации хозяйст­ва. В России в настоящее время хранится ок. 40 тыс.т боевых от­равляющих веществ. Согласно международным договоренностям все они должны быть уничтожены. Однако этот процесс идет очень противоречиво. В период с 1997 по 2000г. РФ из-за нехватки средств не в полной мере выполнила требования международной конвенции. Вместо запланированных па 1997—2000 гг. 20 млрд р. реально было выделено чуть более 1 млрд.

Высок уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупнейших городах с населением более 1 млн жителей. Во мно­гих случаях концентрация одного или нескольких загрязняю­щих веществ в воздухе превышает предельно допустимые нормы. В 55 городах она превышала в 90-е гг. допустимый уровень не менее чем в 5 раз. Выбросы вредных веществ в атмосферу осуществляют, прежде всего, промышленные предприятия. Объемы выбросов в год составляют ок. 25 млн т.

Парадоксальная ситуация сложилась с водными ресурсами. Стра­на занимает второе место в мире по запасам пресной воды (на пер­вом — Бразилия). Однако распределена она крайне неравномерно: там, где проживает 80% населения, сосредоточено лишь 8% всей российской воды, зато в малонаселенной Сибири ее в избытке. Од­нако это еще не означает, что ее можно пить. «Самая страшная про­блема для нас сегодня, — утверждает один из руководителей Минис­терства природных ресурсов РФ, — не количество воды, а ее качест­во». Ситуация с качеством воды в России сложилась настолько критическая, что в 2001г. была принята федеральная целевая про­грамма «Обеспечение населения России питьевой водой». Ее авто­ры предупреждают об «угрозе национальной безопасности страны» и о резком ухудшении здоровья людей из-за употребления некаче­ственной воды. Рассчитанная на десять лет программа предусмат­ривает «ревизию» отечественного водного хозяйства: оздоровление рек, замену очистных сооружений и большей части водопроводом, восстановление водоохранных зон, внедрение новых технологий очистки воды.

Экологические трудности оказывают большое влияние на эволю­цию земельного фонда страны. Сокращается площадь сельскохо­зяйственных угодий, особенно пашни, растет площадь подверженнных эрозии угодий.

С деградацией почв тесно связана проблема вырубки леса. Обез­лесение автоматически приводит ко многим негативным последст­виям. В начале 90-х гг. местные власти дали разрешение западным компаниям на расширенную вырубку леса. Единственной целью и иностранных компании, и местной администрации было получение прибыли. Никто не задумывался в то время об экологических последствиях предпринимаемых действий. Их последствия оказа­лись удручающими: к концу 90-х гг. примерно 100 тыс. км² леса на территории Российской Федерации было уничтожено.

Отмечая многие негативные факторы экологической ситуации в нашей стране, необходимо, однако, учитывать и объективные трудности. Огромные размеры территории, разнообразие природных ресурсов, обилие национальных богатств помогают в решении экологических проблем. Недаром Россию называют «легкими пла­неты Земля», имея в виду поступления чистого воздуха в атмосфе­ру благодаря необъятным лесным массивам Сибири и Дальнего Востока.

Но, с другой стороны, нельзя и преуменьшать остроту экологиче­ского кризиса в стране. Его глубина требует от нас осуществления энергичных действий. За последние годы в РФ усиливается внима­ние к этим проблемам. Многое зависит от правильной постановки целей развития всего общественного производства. Курс экономи­ки к рыночным отношениям способствует переходу от экстенсив­ных к интенсивным формам хозяйствования. При этом решаются две основные задачи рационального природоиспользования — эко­номия ресурсов и охрана окружающей среды от порчи и загрязне­ния. Становится все более широким международное сотрудничест­во в решении экологических проблем.

Однако необходимо отметить, что мы находимся только в начале пути. Еще не приняли массового характера использование безот­ходных технологии и организация рециркулирования отходов. Требует улучшений нормотворческая деятельность и организация механизмов контроля принимаемых решений. Только начинается процесс экологизации науки, образования, культуры, воспитания нового отношения к природе у всех членов общества.