logo
Курс лекций по мировой экономике

2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика

Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономиче­ской деятельности значительную роль в развитии внешней торгов­ли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнетор­говая политика государства это определение стратегии и сово­купность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками. Следует отме­тить, что помимо внешнеторговой политики государства осуще­ствляется и внешнеторговая политика иных субъектов междуна­родных экономических отношений (интеграционных союзов и группировок, например, внешнеторговая политика ЕС по отно­шению к третьим странам, не входящим в его состав, и к другим экономическим союзам и группировкам; ведущих транснациональ­ных корпораций; в рамках федеративных государств внешне­торговая политика субъектов федерации и др.). Однако роль госу­дарства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение. При этом его внешнеторговая политика тесно взаимо­связана с внутренней экономической политикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства. Внешнеторговая политика государства складывается:

Стратегия внешнеторговой политики состоит в определении ее целей и решении концептуальных, главных для развития и регу­лирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих стра­нах принимаются соответствующие законодательные акты, свя­занные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными, касающими­ся только внешнеторговой политики. Так, например, эти пробле­мы обязательно рассматриваются в ежегодном докладе президен­та США «О национальной безопасности США» и одновременно идет реализация уже более конкретного документа «Нацио­нальная экспортная стратегия США».

В России аналогичные проблемы затрагиваются в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержден­ной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. Более конкретным документом является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельно­сти» от 13 октября 1995 г., где даются определения, связанные с внешней торговлей, и основные положения ее развития. Однако специальный концептуальный документ по внешнеэкономиче­ской политике государства в России еще предстоит разработать.

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли (а тем самым и для эффективного развития национальной эконо­мики в целом). Помимо факторов, вытекающих из собственно на­ционального экономического развития, здесь действуют и факторы интернационализации экономической жизни (развитие международного совместного предпринимательства, деятельность ТНК, тенденции глобализации мировой экономики и др.). При этом внешнеторговая политика должна учитывать как тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и обострения международной конкуренции, все более отчетливо проявляющиеся в последние годы.

Кроме этого внешнеторговая политика так или иначе является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому не случайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене вплоть до военно-политического давления, что вызывает растущий про­тест со стороны других государств.

Двумя основными разновидностями внешнеторговой полити­ки в настоящее время являются протекционизм и либерализация. Протекционизм выступает как внешнеторговая (внешнеэкономи­ческая) политика государства, направленная на всемерную и все­стороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкурен­ции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развер­тывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса по захвату внешних рынков как страновых и региональных, так и конкретных товарных сегментов мирового рынка. Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препят­ствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.

Протекционизм и либерализация представляют собой опреде­ленные крайности внешнеторговой политики, в реальной же прак­тике, как правило, реализуется некий комбинированный, комп­ромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые госу­дарствами элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных эко­номических отношений, во внешнеторговой политике других го­сударств и (или) их группировок.

Тактический аспект внешнеторговой политики государства свя­зан с выбором и использованием соответствующих методов и средств внешнеторговой политики.

У большинства стран мира в настоящее время имеется обшир­ный арсенал различных инструментов внешнеторговой политики, которые позволяют оказывать активное воздействие как на форми­рование структуры и направлений развития собственных внешне­экономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внеш­неторговую политику других государств и их группировок. В наиболь­шей степени преуспели здесь США, стремящиеся как через соб­ственную внешнеторговую политику, так и через деятельность авто­ритетных международных организаций (например, ВТО) путем при­нятия решений по либерализации внешней торговли оказывать ак­тивное воздействие на внешнеторговую политику практически всех

стран мира.

В мировой практике развития и регулирования внешней торгов­ли в течение длительного периода проявлялась и продолжает проявляться своего рода «обратно пропорциональная зависимость» чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования используется и тем больше интенсивность и «жесткость» их при­менения. Во многих современных развитых странах на ранних стадиях формирования рыночной экономики практиковались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли (в США осо­бенно в период после Гражданской войны и до первой мировой войны, в Японии после второй мировой войны и т. д.). И толь-" ко после достижения высокого уровня экономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализации внешнеторгового регулирования.

Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекают­ся все новые продукты различных сфер экономической деятельно­сти (товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности, ка­питал). Это предполагает необходимость использования более ши­рокого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния вне­шних факторов, содействовать укреплению позиций отечествен­ных производителей на мировом рынке. Методы регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.

В настоящее время методы регулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациями делятся на 8 основных групп:

  1. тарифные методы;

  2. паратарифные методы;

  3. меры контроля за ценами;

  4. финансовые меры;

  5. методы количественного контроля;

  6. автоматическое лицензирование;

  7. монополистические меры;

  8. технические барьеры.

Тарифные методы являются наиболее распространенными и по­стоянно используемыми в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин. Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ}, который представляет собой систематизированный перечень (или номенк-натуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными по­шлинами, а также совокупность методов определения их таможен­ной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, измене­ния или отмены пошлин; правила определения страны происхож­дения товара.

Главными составляющими ИТТ являются:

• систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;

Методы определения таможенной стоимости (цены) ввози­мых товаров и взимания пошлин;

ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законо­дательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней на­логовой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

Активная часть ИТТ таможенные пошлины, являющиеся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

В зависимости от направления движения товаров пошлины бы­вают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто экспорт­ные и транзитные.

В соответствии со способом установления различаются:

Наиболее распространенные в международной торговле адва­лорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости им­портных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможен­ных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (подробнее о ГАТТ далее в насто­ящей главе). Как правило, импортные таможенные пошлины рас­тут по мере увеличения степени обработки товара (т. е. чем боль­ше в нем добавленная стоимость).

Специфические пошлины устанавливаются в абсолютном выра­жении от единицы измерения товара (за тонну, баррель, штуку и т. д.). Комбинированные пошлины представляют собой фактическую комбинацию двух указанных выше видов пошлин адвалорной и специфической.

В соответствии с направлением действия различаются преферен­циальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные по­шлины устанавливаются ниже минимального уровня с целью со­здания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной. Дискриминационные (повышенные) пошлины, напротив, устанавливаются с целью воздействия на экспортеров соответствующих товаров или на соответствующие страны, откуда осуществляется экспорт тех или иных товаров. Среди дискриминационных пошлин различают: ответные, компенсаци­онные и антидемпинговые пошлины. При этом ответные по­шлины представляют собой реакцию на определенные негатив­ные действия внешнеторговых партнеров, ухудшающие условия торговли данной страны. Компенсационные пошлины реакция на субсидии экспортерам, предоставляемые правительствами их стран (например, государство берет на себя расходы в области научно-технических разработок по данным товарам). Эти пошлины устанавливаются с целью выравнивания условий тор­говли с партнерами. Антидемпинговые пошлины высту­пают как разновидность компенсационных пошлин. Они устанав­ливаются с целью противодействия демпингу, при котором фирмы-конкуренты реализуют свои товары по искусственно занижен­ным ценам. В результате принятия антидемпинговых мер цены вы­равниваются до уровня, считающегося нормальным.

Принципиальное значение имеет и вопрос о стране происхож­дения товара, поскольку ставки таможенных пошлин во всех стра­нах мира дифференцируются (различаются) применительно к различным группам стран. Сначала в стране устанавливается так на­зываемая базовая ставка таможенной пошлины (она распростра­няется на страны, пользующиеся режимом наибольшего благо­приятствования). Затем решается вопрос о других группах стран: товары из наименее развитых стран поставляются в данную стра­ну, как правило, беспошлинно; из развивающихся стран со скидкой 50 % (в России в 2003 г. эта скидка составляла 25 %), из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятство­вания, по увеличенным базовым ставкам (в России в указан­ный период в 2 раза).

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (по­мимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных ме­тодов относятся прежде всего налог на добавленную стоимость и акцизы.

В некоторых странах имеются весьма специфичные формы па­ратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др.

Паратарифные методы, как правило, официально не связыва­ют с целями регулирования внешней торговли (как, например, таможенные пошлины), однако их воздействие нередко оказыва­ется весьма существенным.

Меры контроля за ценами представляют собой меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную стра­ну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иност­ранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что так­же искусственно повышает международную конкурентоспособность последних (компенсационные меры).

Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономи­чески уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего отраслей аграрного сектора) могут применяться скользящие им­портные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием осо­бых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторго­вого обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Методы количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Автоматическое лицензирование состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением автоматиче­ского лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой, однако он облегчает введение ограничений в случае необходимости.

Монополистические меры. В различные периоды времени от­дельные государства устанавливают свою монополию на торгов­лю определенными товарами вообще (включая и внутреннюю тор­говлю) или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в каче­стве монопольного продавца или покупателя государство опреде­ляет государственную компанию.

Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуще­ствлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества.