logo
Курс лекций по мировой экономике

4. Международное регулирование мировой торговли. Принципы деятельности и роль вто

Помимо форм государственного регулирования внешней тор­говли во второй половине XX в. получили свое развитие и различ­ные формы и методы ее международного регулирования. Это про­является как в форме деятельности региональных экономических организаций, союзов и группировок (примером наиболее разви­той региональной экономической группировки является ЕС, на­чало которому было положено еще в 1957 г.), так и в деятельности организаций общемирового масштаба, охватывающей подав­ляющую часть современной международной торговли.

Несмотря на превалирование в международной торговле тен­денций либерализации не только на уровне отдельных государств, но и торгово-экономических блоков, союзов и группировок, дей­ствуют формы протекционистской политики. С одной стороны, эти блоки и союзы способствуют развитию международной тор­говли, снимая всевозможные барьеры во взаимной торговле стран-участниц, а с другой устанавливают определенные барьеры для «третьих» стран, не входящих в их состав, и для других торгово-экономических союзов.

Хотя все страны в своей внешнеторговой политике исходят из собственных национальных экономических интересов (групповых интересов отдельных торгово-экономических блоков), они объек­тивно вовлечены в процесс интернационализации экономиче­ской жизни, все больше приобретающий черты глобализации. По­этому актуальной является необходимость согласованного регу­лирования международной торговли на многосторонней основе. Это позволяет решить целый ряд реальных проблем:

В рамках ООН международное регулирование мировой торговли осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию ( United Nations Conference on Trade and Development UNCTAD, ЮНКТАД) и Комиссией ООН по праву международной торговли ( United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL, ЮНСИТРАЛ). Одновременно с ними действуют Всемирная торго­вая организация (ВТО), а также Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (International Trade Center UNCTAD/WTO), входя­щие в группу «Автономные организации, связанные с ООН». Наиболее существенную роль при этом играет ВТО.

ЮНКТАД была создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1964 г. в качестве специального постоянного органа. В 2000 г. членами ЮНКТАД являлись 185 государств чле­нов ООН и 3 члена представляли специализированные агентства.

Основными целями ЮНКТАД являются:

. согласование политики правительств и региональных эконо­мических группировок в области торговли и связанного с ней раз­вития.

В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, опреде­ленные резолюцией 1995 г. (XIX) Генеральной Ассамблеи ООН, и которые охватывают по существу все основные экономические и правовые аспекты международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.

К числу основных направлений деятельности ЮНКТАД относятся:

  1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов развития ми­ровой торговли.

  2. Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами.

  3. Разработка мер и средств торговой политики и экономиче­ского сотрудничества.

  4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами.

  1. Проведение совещаний экспертов, представителей прави­тельств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.

  2. Регулирование ограничительной деловой практики.

  3. Ведение аналитической работы по широкому кругу про­блем. В 1996 г. IX сессия ЮНКТАД выделила четыре важнейшихнаправления этой работы:

• глобализация и развитие;

. инвестиции, развитие предприятий и технологий;

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наиме­нее развитых странах (Least Developed Countries Reports), Бюл­летень ЮНКТАД (UNCTAD Bulletin), Транснациональные кор­порации (Transnational Corporations), Наука и технология сегод­ня (Science and Technology Update), Бюллетень по системе оцен­ки передовых технологий (Advanced Technology Assessment System Bulletin), Обзор морского транспорта (Review of Maritime Transport), Ежемесячный бюллетень по ценам на сырьевые товары (Monthly Commodity Price Bulletin), ЮНКТАД Ревю (UNCTAD-Review).

  1. Выполнение роли форума для обсуждения и сопоставления позиций правительств по широкому кругу вопросов международ­ных экономических отношений, а также для переговоров между различными группами стран по конкретным вопросам международной торговли и развития.

  2. Содействие координации деятельности в рамках ООН по воп­росам международной торговли.

10. Сотрудничество с международными экономическими орга­низациями, прежде всего ВТО, МТЦ ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятель­ности.

С точки зрения степени охвата современной международной торговли (свыше 95% в 2003 г.) крупнейшей организацией, в рамках которой проходят переговоры и консультации по пробле­мам международной торговли, является Всемирная торговая орга­низация (ВТО, World Trade Organization, WTO).

Ее предшественником явилось Генеральное соглашение по та­рифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tarifs and Trade, GATT), подписанное в Женеве в 1947 г. (само соглашение и сфор­мированная на его основе организационная структура начали действовать в 1948 г.). Инициатором создания ГАТТ были США, которые после второй мировой войны, имея значительные кон­курентные преимущества, сформировали мощный экономичес­кий и научно-технический потенциал и начали борьбу за фор­мирование стабильных правил осуществления международной торговли.

ГАТТ представляло собой многостороннее соглашение об ос­новных принципах, нормах и правилах ведения и государственно­го регулирования взаимной торговли стран-участниц. Важно то, что данные принципы, нормы и правила были выработаны на основе мировой практики и не только определяли многосторон­ние условия международной торговли, но и были положены в основу национального регулирования внешней торговли страна­миучастницами ГАТТ.

Круг стран участниц ГАТТ, а затем его правопреемницы ВТО за годы существования этой организации существенно рас­ширился: в 1948 г. в состав ГАТТ входили 22 страны, а к концу 2003 г. участниками ВТО были 146 стран (из бывших республик СССР в состав ВТО входили Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония). Около 50 стран в начале 2004 г. имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия).

За годы существования ГАТТ/ВТО было проведено 8 раундов конференций по фундаментальным вопросам развития международной торговли. На Уругвайском раунде 19861994 гг. было при­нято решение о создании на базе ГАТТ/ВТО, а также приняты соглашения Генеральное соглашение по торговле услугами (The General Agreement on Trade in Services, GATS ГАТС), Соглаше­ние по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS ТРИПС), Соглашение о торговых аспектах инве­стиционных мер (The Agreement on Trade Related Investment Measures, TRIMS ТРИМС), около 60 других, более конкрет­ных соглашений и принята новая редакция ГАТТ (ГАТТ-94). Та­ким образом, в отличие от ГАТТ деятельность ВТО базируется на целой системе соглашений.

Однако основу деятельности ВТО составляет ГАТТ, главными принципами которого являются:

  1. Режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации).

  2. Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (в соответствии с которым за­щита отечественной промышленности от иностранной конкуренции может осуществляться только путем установления таможен­ных пошлин, а не количественных ограничений).

  3. Сокращение размера пошлин в результате многосторонних пе­реговоров и исключение возможности их повышения в дальнейшем.

  4. Предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем международной торговли (все возникающие в рамках ГАТТ проблемы международной торговли должны решаться путем переговоров).

  1. Развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции.

  2. Предоставление льготного режима международной торговли для развивающихся стран.

  3. Заключение региональных торговых соглашений.

  4. Установление особых норм регулирования международной торговли текстильной продукцией и одеждой.

Эти принципы были зафиксированы в ГАТТ, позднее в pезультате переговоров к ним добавился еще и принцип националь­ного режима.

Поскольку в основу ГАТТ были заложены идеи свободы торговли и равенства всех участвующих сторон, то существенное значение приобретает принцип режима наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Его суть состоит в необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешнеторговой деятельности. Этот принцип предполагает обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины, величина которых не выше установлен­ных по отношению к любой третьей стране.

В ГАТТ этот тезис допускает исключения в случае создания специальных экономических (интеграционных) группировок. На момент подписания ГАТТ исключения из этого принципа предо­ставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями осо­быми соглашениями. Однако позднее, с распадом колониальной системы, ситуация с такого рода исключениями изменилась: раз­вивающимся странам было предоставлено право пользоваться пре­ференциальным таможенным режимом на односторонней осно­ве, т. е. без взаимного снижения ими пошлин на товары, импор­тируемые из промышленно развитых стран.

Требует своего разъяснения второй принцип ГАТТ право­мочности применения средств внешнеторгового регулирования. Речь в данном случае идет о том, какие средства внешнеторгового регулирования допустимы в рамках ГАТТ (позднее ВТО). В каче­стве единственно приемлемого средства ГАТТ были признаны внешнеторговые пошлины. Все остальные формы и методы внеш­неторгового регулирования применяться не должны, а если они применяются, то это должно носить временный характер и обо­сновываться исключительными обстоятельствами.

Принципиальным здесь является вопрос об отношении ГАТТ к количественным ограничениям в международной торговле ГАТТ не рекомендует странам использовать квоты, а также экс­портные или импортные лицензии, но в тексте ГАТТ есть перечень возможных исключений, т. е. оговорены случаи, когда введение количественных ограничений допустимо. К ним относятся:

ГАТТ отрицательно относится к таким государственным ме­рам внешнеторгового регулирования, как стимулирование произ­водства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и др. Данные меры не допустимы, когда это ведет к дискриминации стран участниц ГАТТ.

Из второго принципа логически вытекает и третий принцип ГАТТ постепенного, неуклонного снижения пошлин во вза­имной торговле стран-участниц в результате переговоров (без их дальнейшего повышения). Если в начале действия ГАТТ (конец 40-х гг.) таможенные пошлины стран-участниц были на уровне 4060 %, то к концу 90-х гг. они составляли 35 %.

На первых этапах деятельности ГАТТ механизм снижения по­шлин состоял в том, что основные страны-производители и стра­ны-потребители товаров договаривались о величине снижения, пос­ле чего эти сокращения автоматически распространялись на все страны участницы соглашения. На последних же этапах деятель­ности ГАТТ (когда величина таможенных пошлин значительно сни­зилась и одновременно возросло число участников ГАТТ) снижения таможенных пошлин стали осуществляться на основе списков, подготавливаемых странами-участницами. Списки составлялись та­ким образом, что величина потерь для национального, бюджета от снижения импортных пошлин должна быть равна сумме выигрыша национальных производителей, поставляющих свои товары за гра­ницу (за счет снижения импортных пошлин стран-контрагентов (покупателей)), т.е. действовал принцип равенства уступок.

В 70-е гг., когда участники ГАТТ стали решать проблемы регу­лирования нетарифных мер, принцип равенства уступок начал применяться в модифицированном виде основой переговоров стали подсчеты стоимостных эквивалентов потерь, понесенных стра­нами от введения тех или иных ограничений.

В целом же для стран участниц ГАТТ стало характерным бо­лее широкое и комплексное воздействие на мировую торговлю. По существу начал вводиться контроль за деятельностью госу­дарств в тех областях национальной экономической политики, которые влияют на международную торговлю опосредованно: внут­реннее налогообложение, акцизные сборы, инвестиционная и фи­нансовая политика.

Четвертый принцип ГАТТ отказ стран-участниц от односто­ронних действий в пользу переговоров и консультаций. В соответ­ствии с этим принципом страны обязуются не осуществлять од­носторонних действий, связанных с ограничением свободы тор­говли (все решения принимаются только на основе взаимных тор­говых переговоров). Действительно, в рамках ГАТТ до 2000 г. было проведено 8 раундов, некоторые из которых продолжались по не­сколько лет.

На пяти первых раундах (1947 г., 1949 г., 1950 г., 1956 г., 1960-1961 гг.) рассматривались вопросы снижения таможенных пошлин.

На раунде в 1964 1967 гг. (Женева, так называемый Кеннеди-раунд) помимо рассмотрения вопросов снижения таможенных по­шлин были введены преференции для развивающихся стран и раз­работан первый международный антидемпинговый кодекс.

На Токио-раунде 1973 1979 гг. (Токио, затем Женева) поми­мо рассмотрения традиционных вопросов, связанных со сниже­нием таможенных пошлин, был подписан ряд соглашений по не­тарифному регулированию международной торговли, в том чис­ле: Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам', принят но­вый текст Антидемпингового кодекса; Кодекс по государственным заказам; Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных про­цедур; подписано Соглашение по вопросам стандартизации и сер­тификации продукции.

Особую роль сыграл так называемый Уругвайский раунд 1986 1994 гг., (Пунта-дель-Эсте, Уругвай, затем Женева). В его рамках помимо рассмотрения традиционного вопроса снижения пошлин и проблем совершенствования механизма реализации ГАТТ был принят целый ряд кардинальных решений:

После начала своего самостоятельного функционирования ВТО сохраняет все основные положения ГАТТ в редакции 1994 г. и решает новые задачи обеспечения свободы международной тор­говли, считая, что сфера деятельности ВТО существенно рас­ширилась и включает не только товары, но и услуги (спектр ко­торых значителен и постоянно расширяется), связанные с тор­говлей права интеллектуальной собственности, и инвестици­онные меры. При этом официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития пу­тем создания условий для свободной торговли товарами и услу­гами.

В частности, ВТО обеспечивает свободу торговли не просто ее либерализацией, а так называемыми «увязками», основной смысл которых состоит в том, что страны участницы обязуются при­нимать решения по вопросам, связанным с односторонним по­вышением импортных пошлин только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Фактически ВТО реализуется попытка заставить страны согласовывать принимаемые ими протекционистские программы с мерами по либерализации международной торговли.

В качестве основных принципов ВТО выступают режим наи­большего благоприятствования (РНБ) и национальный режим. При этом страны участницы ВТО должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле товарами и услугами, обеспечивая преференциальный режим для развивающихся стран. Национальный режим применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что после того, как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги. Решая вопросы их налогообложения, инспекции качества, транспортировки, ре­ализации и потребления, страны - члены ВТО не должны вво­дить никаких специальных правил, которые ставили бы их в не­выгодное положение по сравнению с отечественными товарами и услугами. Решениями ВТО запрещается установление более стро­гих стандартов для импортных товаров или введение для отече­ственных предприятий обязательных норм потребления отечествен­ной продукции (либо введение для них льгот, связанных с по­треблением этой продукции).

После создания ВТО принимаются новые решения по либе­рализации международной торговли. В декабре 2000 г. на мини­стерском совещании в Сиэтле (США) была предпринята по­пытка начать новый раунд переговоров стран- членов ВТО, од­нако она оказалась неудачной в результате острого противосто­яния, с одной стороны США и стран ЕС, а с другой разви­вающихся стран, а также двусторонних торговых противоречий между США и ЕС. Однако эти противоречия удалось несколько смягчить в ноябре 2001 г. на министерской конференции ВТО в Дохе (Катар), на которой в состав ВТО были приняты Китай и Тайвань. С этого периода начался новый раунд переговоров в рамках ВТО, который осуществлялся в форме так называемых министерских конференций. Последней из них к началу 2004 г. была министерская конференция ВТО в г.Канкуне (Мексика,

сентябрь 2003 г.)

Если ранее переговоры в сфере мировой торговли вели чаще всего США, страны ЕС, Япония и Канада, то в конце XX в. в этот процесс все активнее стали включаться другие страны- члены ВТО. С принятием в состав ВТО Китая ситуация в рамках этой организации существенным образом изменилась, поскольку экономический потенциал и, соответственно, авторитет этой страны на мировой экономической и политической арене возрастают.

В целом же к началу 2004 г. ВТО была представлена целой сис­темой соглашений (помимо ГАТТ-94, ГАТС, ТРИПС и ТРИМС ) ВТО осуществляет собственный регулярный контроль за внешне­экономической политикой стран-участниц с точки зрения соблю­дения принятых ими соглашений.

Международный торговый центр (МТЦ) ЮНКТАД/ВТО был создан в 1964 г. по решению стран - членов ГАТТ с целью оказа­ния содействия развитию торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в обла­сти международной коммерческой деятельности, а также предо­ставления технических услуг по осуществлению конкретных про­ектов. В 1968 г. к ГАТТ в качестве участника МТЦ присоединилась ЮНКТАД. В 1974 г. Генеральной Ассамблеей был определен пра­вовой статус МТЦ как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующей через ЮНКТАД. В 1995 г. в связи с созда­нием ВТО как преемника ГАТТ его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО.

Учитывая указанный статус этой организации, МТЦ не имеет собственного членства, фактически его членами являются госу­дарства - члены ЮНКТАД и ВТО. Правовой статус МТЦ дает воз­можность объединять ресурсы, поступающие от ВТО и ЮНКТАД, устранять параллелизм и дублирование в деятельности этих орга­низаций в сфере содействия развитию внешней торговли разви­вающихся стран, позволяет целенаправленно использовать фон­ды Программы развития ООН (ПРООН).

ЮНСИТРАЛ, являющаяся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН, была создана в 1966 г. с целью содействия развитию права международной торговли путем, в частности подготовки проектов международных конвенций и других документов. Так, ЮНСИТРАЛ были подготовлены: Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. и Протокол о поправках к ней 1980 г., Конвенция о морской перевозке грузов 1974 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.

С целью регулирования международной торговли некоторыми сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглаше­ния и созданы международные организации с участием госу­дарствимпортеров и экспортеров: по какао (Международная организация по какао МОКК, International Cocoa Organization), по кофе (Международная организация по кофе МОК, International Coffee Organization ICO), no натуральному кау­чуку (Международная организация по натуральному каучуку МОНК, International Natural Rubber Organization INRO), no сахару (Международная организация по сахару МОС, International Sugar Organization ISO). Страны экспортеры не­фти представлены в деятельности ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти, Organization of the Petroleum Exporting Countries OPEC). Кроме этого действуют межгосударственные ассоциации или международные советы, а также международ­ные консультативные организации экспортеров меди, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, древесины тропических пород, кожи, зерна, кокосовых продук­тов, джута, хлопка, черного перца, чая, бананов, арахиса, цит­русовых, мяса и маслосемян, а также международные исследо­вательские группы по сырьевым товарам (например, по каучу­ку, свинцу, цинку и меди).

Значение внешней торговли для экономики России. Формирование внешнеторговой политики страны

Одной из традиционных форм участия нашей страны в систе­ме международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потен­циальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой по­литики, использования тарифных и нетарифных методов регули­рования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.

В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизо­ванной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

Дальше всего Россия продвинулась в решении первой задачи и, частично, третьей, тогда как структурная перестройка эконо­мики еще находится на стадии разработки программ.

Тем большее значение приобретает внешнеэкономический ком­плекс страны, развитие внешней торговли и других форм внеш­неэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, фор­мирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 19992000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Поэтому в соответствии с изменениями в экономической по­литике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. происходил переход от безогляд­ной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «лю­бой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отече­ственного производителя.

Для развивающихся экономик в течение десятилетий были ха­рактерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 5070-е гг. экономики Индии и Бра­зилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустри­альных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти мо­дели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значитель­ным научно-техническим, производственным, кадровым и интел­лектуальным, а не только природным, потенциалом.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой оте­чественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энерге­тическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторго­вой политике обеспечение равноправного, недискриминаци­онного участия России в международной торговле. На этом на­правлении важно завершить процесс вступления в ВТО.

Охарактеризуем динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России в 90-е годы.

В период, предшествовавший 1992 г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзны­ми республиками не рассматривались как внешнеторговая дея­тельность, а товары российского производства, поступая на ми­ровой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.

Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географическая и, в меньшей степени, товарная структура претерпели значительные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988 г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989 г. в условиях углубляющегося эко­номического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начи­нает снижаться, сальдо внешней торговли становится отрицательным, что является дополнительной причиной роста внешнего долга.

1991 г. последний год существования СССР охарактеризо­вался резким спадом объема экспорта и импорта. Одной из важ­ных причин этого спада стал перевод с начала 1991 г. внешней торговли со странами СЭВ на мировые цены и свободно конвер­тируемую валюту и последующий роспуск этой организации, фун­кционировавшей более 40 лет (с 1949 г.).

С 1992 г. Россия выступает самостоятельным субъектом миро­вой экономики и объемы внешней торговли исчисляются в дол­ларах США по текущему курсу.

Из этого не следует, что все внешнеторговые сделки осущест­вляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. До 20 % объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируе­мых валютах, распространены и бартерные сделки (товар на товар).

С 1992 по 1997 гг. наблюдался непрерывный рост внешнеторго­вого оборота (с 96,6 до 161,0 млрд долл.) и импорта (с 43,0 до 72,0 млрд долл.). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997 1998 гг. цен на нефть главный экспортный товар России привел к резкому спаду внешнеторгового оборо­та, экспорта и импорта (табл. 4.1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 19992003 гг., когда цены на этот товар существенно возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличивать объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо (максимальный объем которого 60,6 млрд. долл. был достигнут в 2000 г.).

Таблица 1. Динамика внешней торговли России (млрд. долл.)*

Пока­затели

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996

г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Оборот

96,6

103,9

118,3

145,5

158,6

161,0

132,9

115,2

150,4

155,8

167,4

Экс­порт

53,6

59,6

67,8

82,9

90,6

89,0

74,9

75,7

105,5

102,9

106,9

Им­порт

43,0

44,3

50,5

62,6

68,0

72,0

58,0

39,5

44,9

52,9

60,5

Внеш­нетор­говое сальдо

+ 10,6

+ 15,3

+ 17,3

+20,3

+22,6

+17,0

+ 16,9

+36,2

+60,6

+50,0

+46,4

С учетом неорганизованной торговли.

Несмотря на колебания объемов импорта и экспорта, с 1992 г. неизменно положительным остается сальдо внешней торговли, до­стигшее максимальной величины в 2000 г. В условиях высокой внеш­ней задолженности, проблем, связанных с оттоком капитала, и неопределенности в отношениях с международными финансовы­ми центрами положительное сальдо внешней торговли способству­ет накоплению иностранной валюты, поддержанию курса рубля, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведе­нию Россией более самостоятельной экономической политики.

С 1992 г. в географической структуре внешней торговли России произошли коренные сдвиги, которые частично наметились еще в конце 80-х гг.

Во внешней торговле СССР неизменно преобладали страны члены СЭВ и другие социалистические страны, доля которых пре­вышала 60 %. В связи с переходом на торговлю по мировым ценам и расчеты в СКВ уже с 1990 г. началась переориентация внешней торговли СССР с рынков стран Восточной Европы (бывшие чле­ны СЭВ) на западные рынки с их более качественными товарами. Уменьшение доли бывших стран СЭВ во внешней торговле СССР было связано и с объединением Германии. Торговый оборот с этой группой стран в целом сократился на 60 %, ас некоторыми государствами еще больше. Бывшие ранее лидерами среди внеш­неэкономических партнеров СССР Польша, Чехословакия и Бол­гария отступили на второй план.

Преобладающее место во внешней торговле СССР в 1991 г. за­няли развитые страны с рыночной экономикой, удельный вес которых вырос с 26,2 до 57,3 %. Сокращение торгового оборота с этой группой стран тоже произошло, но оно не было столь об­вальным, а торговля с США даже выросла. Объединенная Герма­ния заняла первое место во внешней торговле СССР. Наметился рост экономических связей с КНР.

В статистике внешней торговли России выделяются два круп­ных политико-географических сектора: страны СНГ, «ближнее за­рубежье», и страны вне СНГ, или «дальнее зарубежье». Выделе­ние этих двух секторов связано с рядом различий в регулирова­нии, системе расчетов и ценообразовании.

Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой. Так, в 2001 г. удель­ный вес 15-ти государств ЕС в обороте внешней торговли России составил более 37 %. Если к этому показателю прибавить другие индустриальные страны (США, Канаду, Японию и т.д.), то доля индустриальных государств превысит 50 %. Если же прибавить к ним 10 новых стран-членов ЕС (вступивших в ЕС в мае 2004 г.), то кар­тина изменится еще более существенным образом. В географиче­ской структуре внешней торговли РФ продолжается действие тен­денции, наметившейся еще в конце 80-х годов.

Страны СНГ занимают устойчивое второе место среди внеш­неторговых партнеров России. Их максимальный удельный вес (24 25 %) был достигнут в 1993 1994 гг., а к 2002 г. он сокра­тился в российском экспорте до 14,8 %, а в российском импор­те до 22,2.%.

Третью группу внешнеторговых партнеров России составляют государства Центральной и Восточной Европы бывшие члены СЭВ. Их удельный вес составляет 12 13 % и имеет тенденцию к снижению. Важнейшие партнеры России в этой группе Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.

В целом сохранялась тенденция сокращения в российской внеш­ней торговле удельного веса развивающихся стран. Главные парт­неры здесь Турция, Южная Корея, Индия, а также Иран, Еги­пет, Бразилия. До минимума сократилась торговля с такими стра­нами (бывшими членами СЭВ), как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.

Один из крупнейших торговых партнеров России Китай. Если во второй половине 90-х гг. оборот российско-китайской тор­говли сокращался, несмотря на важные политические и эконо­мические договоренности на высшем уровне, то в 2000 2002 гг. он существенно возрос и доля Китая в российском экспорте в 2002 г. составила 6,4 %, а в российском импорте 5,2 %.

Основными внешнеторговыми партнерами России в 2002 г. были: Германия 7,6 % российского экспорта; Италия 7,0; Нидер­ланды 6,8; Китай 6,4; Украина 5,5 % (всего на первые пять стран приходилась 1/3 часть российского экспорта); далее Бело­руссия 5,5%; Швейцария 5,1; США 3,7; Великобрита­ния 3,5; Польша 3,5 % (всего на десять первых стран прихо­дилось более 1/2 части российского экспорта).

Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рын­ке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке Рос­сии. Однако сложившаяся к началу XXI в. товарная структура внеш­ней торговли не соответствует экономическому, интеллектуаль­ному, промышленному и агроклиматическому потенциалам Рос­сии. Она является следствием экономического кризиса и спада производства, с одной стороны, неконкурентоспособности мно­гих российских производств и неудач в структурной трансформа­ции народного хозяйства с другой. Многие особенности товар­ной структуры унаследованы от советского периода, однако ряд проблем возник уже в 90-е гг.

В экспорте России, как и СССР в недавнем прошлом, господ­ствующее место занимает укрупненная группа «Минеральные про­дукты», включающая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты (табл. 4.2). Удель­ный вес этой группы традиционно превышает 40 %, а его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен, тогда как в натуральном выражении поставки энергоресурсов держатся при­мерно на одном уровне (132 млн. т нефти в 2000 г.).

Таблица 2. Товарная структура импорта и экспорта России в 2000 т., % к итогу*

№ п/п

Укрупненная товарная группа

Экспорт

Импорт

1

Машины, оборудование и транспортные средства

9,0

31,7

2

Минеральные продукты

53,8

6,3

3

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

21,6

8,2

4

Продукция химической промышленности, каучук

7,2

17,9

5

Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности

4,6

4,2

6

Текстиль, текстильные изделия и обувь

0,8

5,9

7

Продовольственные товары и сельско­хозяйственное сырье (кроме текстильного)

1,6

21,9

8

Прочие товары

1,4

3,9

* Источник: Россия в цифрах. М., 2001. С. 357.

В экспорте России 2-е место занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. Экспортные поставки металлов, в пер­вую очередь различных сортов и марок проката черных металлов, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российских товаров черных металлов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинго­вая компания, угрожающая российским поставщикам запрети­тельно высокими импортными пошлинами.

По сравнению с советским периодом значительно возрос экс­порт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.), поскольку их потребление внутри страны резко сократилось. Рос­сия один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.

Что касается драгоценных камней, то по соглашению с алмаз­ным монополистом фирмой «Де Бирс» эта корпорация обяза­лась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год.

Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» за­нимает очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети экспорта машинотехнической продукции направ­ляется в страны СНГ. Именно здесь - самое слабое место в струк­туре российского экспорта, отражающее как неконкурентоспо­собность российского машиностроения, так и недостатки госу­дарственной промышленной политики и «пороки» конверсии во­енно-промышленного комплекса.

В СССР доля машинотехнической продукции в экспорте была более чем в 3 раза выше. Но не следует забывать, что на рынки стран Западной Европы, США и Японии советская техника до 1992 г. почти не поступала. В настоящее время рынки стран Центральной и Восточ­ной Европы для российского машиностроения практически потеря­ны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран. То же самое относится и к тор­говле оружием, где Россия должна жестко конкурировать с США, Францией и другими странами. В 90-е гг. поставки оружия и военной техники из России колебались в пределах 2,03,5 млрд. долл. Однако с начала 2000-х гг. Россия занимала на мировом рынке вооружений и военной техники уже третье место после США и Великобритании. В 2003 г. поставки вооружений и военной техники из России превы­сили 5 млрд. долл. Значительное место в машинотехническом экс­порте России занимают изделия электротехнической промышлен­ности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.

В вывозе химических товаров (4-е место) преобладают калий­ные, азотные и фосфорные удобрения. Положение в этой группе товаров сходно с металлургией: низкий внутренний спрос, опас­ность антидемпинговых санкций в отношении товаров с более высокой степенью обработки.

На 1-м месте по ввозу находится товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (3136 %), высокий удель­ный вес которой характерен для импорта развитых стран; он был примерно таким же и в советский период. Однако товарная струк­тура данной группы в 90-е гг. значительно изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли те товары, которые в советское время не ввозились легковые ав­томобили, бытовая техника, цветные телевизоры, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышлен­ности России оказались неконкурентоспособными и, за исключе­нием автомобилестроения, сократили до минимума свое произ­водство, не приспособившись к условиям открытой экономики.

Примерно такое же положение сложилось с ввозом товаров группы «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сы­рье» (2-е место, 22 25 %). Удельный вес этой группы примерно соответствует советскому периоду. В 80-е гг. главной статьей ввоза было зерно (максимально до 42 млн. т в год). В 90-е гг. централизо-ванные закупки зерна прекратились, а его ввоз в целом сократился до минимума. Основное место в импорте заняли готовые продоволъственные изделия, в том числе в мелкой расфасовке, алко­гольные и безалкогольные напитки, кондитерские и табачные изделия.

Финансовый кризис августа 1998 г. в сочетании с «потреби­тельским патриотизмом» привел к определенному вытеснению им­портной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных ин­вестиций. Это касается, в первую очередь, молочной, масложи-ровой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленно­сти, производства соков, безалкогольных напитков и т. д., неред­ко под привычными российскими марками. Тем не менее агропро­мышленный комплекс (АПК) России остается нереформирован­ным, восстановление многих отраслей животноводства требует дли­тельного времени и больших инвестиций, чисто торговые меры, включая протекционистские пошлины, для развития АПК и обес­печения продовольственной безопасности недостаточны.

Группа «Продукция химической промышленности» занима­ет 3-е место в российском импорте (1418 %). Высокий удельный вес этой группы объясняется ввозом большого количества това­ров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров, фармацевтических изделий. Указанные товары большей частью в советское время не ввозились вообще, они же составили сильную конкуренцию соответствующим российским предприятиям. И для этой группы, особенно товаров бытовой химии, характерно импортозамещение на базе прямых иностранных инвестиций и им­порта технологий.

Следует заметить, что основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны.

Хотя в мае 2002 г. Министерство торговли США и Комиссии ЕС предоставили России статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ог­раничений в отношении российского экспорта готовой продук­ции, завершения переговоров о вступлении во Всемирную торго­вую организацию.

Диверсификация российского экспорта и наращивание вывоза продукции с высокой степенью обработки будет связано с рест­руктуризацией промышленности и развитием ее конкурентоспо­собности на мировом рынке производств.

Рассмотрим формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России. Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно даже предшествовало радикальным реформам начала 90-х гг. и проводи­лось более решительно и последовательно. Рыночные отноше­ния стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь, с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, т.е. исключительное право го­сударства на осуществление внешнеэкономической деятельности но всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. Начало было положено расширением прав государствен­ных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональ­ные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной про­дукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.

Существенное изменение во внешнеторговой политике и регулировании внешнеэкономической деятельности связано с Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы соб­ственности.

Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия становится само­стоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосред­ственное влияние на этот процесс оказывают: переход к свободному рыночному ценообразованию, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.

Главные задачи Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической (в более узком смысле внешнеторговой) политики определяются российским законодательством следую­щим образом:

• обеспечение экономической безопасности, защита экономических интересов государства в целом, субъектов Российской Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности;

В 90-е гг. постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внеш­неторговой деятельности субъектов Российской Федерации. Уста­новлен приоритет экономических методов регулирования внеш­ней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.

Важнейшие Федеральные законы, составившие в 2003 г. осно­ву российского законодательства во внешней торговле, следую­щие:

Федеральный закон «О таможенном тарифе» содержит основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком. В нем даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Закон предусматривает также предоставление тарифных льгот (преференций) и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Ввозная пошлина исчисляется на основе таможенной стоимо­сти товара, по которой рассчитываются также налоги на ввози­мые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (дек­ларантом), и проверяется таможней, оформляющей груз. Тамож­ня решает вопрос о величине пошлины на основе документов декларанта либо собственной ценовой информации.

Таможенная стоимость определяется шестью методами, глав­ные из которых - расчет по цене сделки с ввозимым товаром и расчет по цене сделки с аналогичным товаром. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспорт­ные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы импортера, увеличивающие стоимость товара.

К числу налогов на ввозимые товары относятся НДС (почти на все товары) и акцизы, которые взимаются только с подакцизных товаров.

Таможенный тариф включает код товара, название товара, став­ку (ставки) таможенной пошлины.

В России преобладают адвалорные ввозные пошлины (от 5 до 20 %), определенное распространение имеют комбинированные, увеличивающие общее обложение. Вывозные пошлины большей частью специфические или комбинированные.

Таможенный кодекс РФ это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономиче­ские и организационные основы таможенного дела. Таможенный кодекс РФ регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможен­ного оформления и таможенного контроля. Ответственность за на­рушения таможенных правил также предусмотрена специальны­ми разделами кодекса. Таможенный кодекс РФ устанавливает так­же правила ведения таможенной статистики и товарной номенк­латуры внешнеэкономической деятельности.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней тор­говли России. Внешнеторговая деятельность рассматривается как Деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственнос­тью. Под товаром понимается любое движимое имущество, а ре­зультаты интеллектуальной деятельности включают интеллекту­альную собственность.

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:

При этом иностранные лица осуществляют свою внешнетор­говую деятельность в России в соответствии с российским зако­нодательством. Непосредственное участие государства и муници­пальных образований во внешнеторговой деятельности регулиру­ется законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов. Все участники внешнеторговой деятельности равноправны и на­ходятся под защитой государства.

Состав участников внешней торговли России реально выгля­дит следующим образом.

  1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности (порядка 650 тыс.), которые выступают главными субъектами внешне­торговых связей и обеспечивают основной (порядка 80 %) объем экспортно-импортных операций.

Государственные внешнеторговые организации - правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь со­зданные, имеющие статус федеральных государственных унитар­ных предприятий. Они действуют в сфере торговли оружием и военно-технического сотрудничества в целом. Кроме того, сохраняется их роль в поставках российского оборудования и дру­гих инвестиционных товаров по межгосударственным соглашениям.

Участники неорганизованной мелкооптовой торговли («чел­ноки»). Сотни тысяч «челноков» в основном поставляют потреби­тельские товары (одежду, обувь и прочие) на внутренний рынок из Турции, Китая, ОАЭ и других стран, продовольственные това­ры (включая фрукты и овощи) - из стран СНГ. В 1996- 1997 гг. стоимость «челночного» импорта составляла в среднем более 20 млрд. долл. в год, в 1990 2000 гг. она снизилась до 10- 11 млрд. долл., а в 20012002 гг. вновь повысилась до 1314 млрд. долл. Удельный вес «челночного» ввоза в общем российском импорте вновь колеблется по годам в пределах 23 30 %.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осу­ществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с пере­мещением товаров и транспортных средств через таможенную гра­ницу РФ, подлежат учету в таможенных органах, причем учет официально носит добровольный характер.

Основные методы регулирования внешнеторговой деятельно­сти носят экономический характер. В то же время не исключаются государственная монополия на торговлю определенными катего­риями товаров, ограничения и временные запреты на ввоз и вы­воз товаров в интересах национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Законы и другие нормативные акты, принятые во второй по­ловине 90-х гг., способствовали усилению государственного ре­гулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и националь­ного производителя. Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и направления внешнеторговой политики, Россия начала жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.

Рассмотрим тарифное регулирование внешней торговли России. В государственном регулировании внешней торговли России ис­пользуются все общепринятые в мировой практике методы и ин­струменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ог­раничений.

Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные го­сударственную и таможенную границы с Норвегией, Финлянди­ей, Китаем, Монголией и КНДР. Вместе с тем таможенные гра­ницы с новыми независимыми государствами необходимо было создавать заново. Уже в конце 1992 г. зона таможенного контроля и таможенные посты были созданы на границах со странами Бал­тии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое по­ложение в этом отношении занимают только границы с Белорус­сией, где таможенный контроль формально снят в 1995 г., и Ка­захстаном, где таможенная граница только оборудуется.

С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в Россию или вывозимые из России, под­лежат таможенному оформлению. Это относится и к странам членам СНГ. Точно так же обязательным является взимание та­моженных сборов за оформление и хранение товаров, санитар­ный и ветеринарный контроль и т.д. Только оформление тран­зитных перевозок в пределах СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию или из Украины в Казахстан) освобождается от таможенных сборов.

Таможенные органы совмещают фискальные (взимание таможенных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоохранительные функции. В исполнении фискальной и контрольной функций таможенная служба сотрудничает с налоговыми органами и Министерством финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла функция валютного и экспортного контроля.

При современном экономическом положении России особое значение приобрела фискальная функция. В отличие от большин­ства развитых стран таможенные пошлины составляют в России одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета, Например, в 2000 и 2001 гг. совокупный объем ввозных и вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов на ввозимые товары составил около 30 % доходной части федерального бюджета.

Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Государственный таможенный комитет (ныне Федеральная таможенная служба - ФТС), 7 территориальных таможенных управлений, та­можни и таможенные посты. Общая протяженность охраняемой таможенной границы составляет 21,2 тыс. км.

Таможенная служба контролирует движение через таможенную границу товаров, движимого имущества и услуг. При взимании пошлин она руководствуется Товарной номенклатурой внешне­экономической деятельности (ТН ВЭД). Единообразная класси­фикация и кодирование товаров в системе ТН ВЭД были введены Правительством РФ в 1992 г. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, приня­той в Европейском Союзе, и совпадает с ТН ВЭД .

ТН ВЭД включает 97 групп товаров, объединенных в 24 разде­ла, и имеет свыше 10 тыс. товарных позиций, например:

01.Живые животные.

02.Мясо и пищевые мясные субпродукты.

10. Зерновые хлеба.

30. Фармацевтические товары.

39. Пластмассы и изделия из них.

72. Черные металлы и изделия из них.

84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические приспособления.

97. Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

Внутри товарных групп каждая товарная позиция имеет 10-значный код, которым и руководствуется таможенник при контроле за прохождением товара.

Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Ввоз­ной (импортный) тариф и ввозные пошлины в 90-е гг. неоднок­ратно менялись в соответствии с изменениями во внешнеторго­вой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. сложной проблемой считалась нехватка продоволь­ствия и других потребительских товаров и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потребительского рынка в условиях либерализации цен на первый план вышла дру­гая проблема затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и уси­ления конкуренции со стороны иностранных товаров.

Вследствие этого с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тен­денция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению очень высоких (протекционистских) пошлин на многие товары (авто­мобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, некоторые виды сырья для легкой промышленности, мебель, отде­лочные строительные материалы и т.д.).

Ныне действующий таможенный тариф утвержден постанов­лением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. и введен в дей­ствие с 1 апреля 2000 г.

Вопрос о принципиальных изменениях в таможенном тарифе почти сразу стал в повестку дня. На новом этапе развития выяс­нилось, что высокие ставки ввозных таможенных пошлин вовсе не обеспечивают ни ожидаемых бюджетных поступлений, ни за­щиты национальных производителей и национального рынка, не способствуют развитию промышленного производства.

Слишком высокие ставки и значительные различия ввозных пошлин внутри групп ТН ВЭД и между близкими группами привели к расцвету так называемого серого импорта, факти­чески контрабанды, по недостоверным таможенным деклара­циям и заниженной таможенной стоимости. Широко известны такого рода операции при ввозе куриного мяса под видом индюша­тины, дорогой мебели под видом древесно-стружечных плит, декларирование цветов как зелени, а телевизоров как бытовых товаров или комплектующих изделий с низкими ставками ввоз­ных пошлин.

Высокие ввозные пошлины отрицательно влияли на покупа­тельную способность населения и формирование конкурентной среды на российском рынке потребительских товаров. Кроме того, переговоры о вступлении России в ВТО требовали изменения ста­вок ввозных пошлин в сторону их снижения.

Изменения в Таможенном тарифе с начала 2001 г. коснулись примерно трети всех товарных позиций. В результате общего сни­жения ввозных пошлин их средневзвешенная ставка составила 10 11 %. Это в 2,5 раза выше, чем средневзвешенная ставка импорт­ных пошлин для членов ВТО в 2000 г., но существенно ниже сло­жившейся в России к 2000 г. ставки 1315 %.

Общее снижение ввозных пошлин коснулось большого числа потребительских товаров, как промышленного, так и сельскохо­зяйственного назначения, например пошлины на импортные те­левизоры, видеомагнитофоны, целый ряд сырьевых и продоволь­ственных товаров.

Снижение пошлин (при необходимости до нулевых значений) может в будущем коснуться технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов, ряда полуфабрикатов и ком­плектующих изделий, что должно снизить издержки в промыш­ленности и оживить деловую активность, а также ускорить рекон­струкцию, модернизацию и новое строительство промышленных предприятий.

Проведена общая унификация адвалорных ставок (5, 10, 15 и 20 %). максимальные размеры ставок сохраняются только как исключение для очень немногих товаров автомобилей (25 %), са­хара и табачных изделий (30 %).

Размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны проис­хождения товара и, следовательно, от торгового режима, предос­тавленного той или иной стране. Поскольку Россия еще не доби­лась вступления в ВТО, внешнеторговые режимы устанавливают­ся преимущественно на основе двусторонних торговых договоров и соглашений.

Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предус­матривающие режим наибольшего благоприятствования. В 90-е гг. в этом списке числилось 126 государств, а также ЕС (фактически РНБ распространялся также и на Тайвань).

В соответствии с мировой практикой Россия представляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающим­ся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). В перечне развивающихся стран пользователей схемой преференций РФ в 1999 г. числи­лось 105 государств и территорий. В их числе Китай, новые инду­стриальные страны Юго-Восточной Азии, Болгария, Румыния, балканские государства. В список наименее развитых стран вклю­чены 46 государств Азии, Африки, Океании, а также Гаити.

В отличие от установок ВТО размер преференциальных пошлин составляет не 50, а 75 % от базовой. Кроме того, указанные выше преференции распространяются только на часть товаров из разви­вающихся и наименее развитых стран, главным образом продо­вольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (чай, кофе, рис, какао, плоды и орехи, каучук и т.д.), натуральных волокон (хлопок, шерсть, шелк), ковров, древесины и некоторых неслож­ных промышленных изделий. Беспошлинный (с рядом изъятий) режим предоставляется также странам членам СНГ.

Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, обла­гаются пошлиной в двойном размере (в 90-е гг. это относилось практически только к Эстонии).

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. Как известно, эк­спортные пошлины не характерны для развитых стран с рыночной экономикой. Однако в России вывозные (экспортные) пошлины использовались достаточно широко в 19921996 гг. Затем они были отменены и вновь введены после валютно-финансового кризиса августа 1998 г. При взимании вывозных пошлин преобладают спе­цифические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции.

Вывозные пошлины в России связаны со следующими эконо­мическими обстоятельствами: во-первых, это пополнение доход­ной части бюджета, во-вторых, защита внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

В начале 90-х гг. на внутреннем рынке ощущалась острая не­хватка всех товаров, а цены на многие товары еще дотировались государством. Поэтому в 1992 1993 гг. вывозные пошлины охва­тывали до 3/4 российского экспорта. Ими облагались не только сырье и топливо, но и продовольствие, алкоголь, промышлен­ные полуфабрикаты, авиационная техника. Размеры пошлин были очень высокими: специфические достигали 80 тыс. ЭКЮ за тон­ну (серебряная руда), адвалорные 70 % (растительное масло, сахар).

В связи с изменением ситуации на внутреннем рынке (насыще­ние товарами, либерализация цен) в 19941996 гг. наблюдался про­цесс, с одной стороны, снижения ставок вывозных пошлин и, с другой стороны, сокращения списка облагаемых пошлинами това­ров. Последними были отменены (в середине 1996 г.) вывозные пошлины на основные товары российского экспорта нефть и нефтепродукты.

С начала 1999 г. в связи с кризисной экономической ситуацией вновь были установлены вывозные пошлины исключительно на сырьевые товары и полуфабрикаты: нефть и нефтепродукты, дру­гие виды топлива; цветные металлы, алюминий, лом черных ме­таллов; ценные породы древесины; необработанные шкуры до­машнего скота; некоторые химические удобрения.

Размеры вывозных пошлин на нефть зависят от уровня цен на мировом рынке. То же самое относится и к пошлинам на нефте­продукты (бензин, дизельное топливо, мазут).

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговле, за исключением членов Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Значение вывозных пошлин для экономики подтверждается тем фактом, что в условиях высоких мировых цен на энергоно­сители доходы федерального бюджета 2000 г. от вывозных по­шлин в 2,6 раза превысили доходы от ввозных пошлин (16,2 % всех доходов).

Рассмотрим нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка. Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений, обычных для мировой прак­тики. Однако не все они реально применяются в России.

В соответствии с Федеральным законом «О таможенном тари­фе» в целях защиты экономических интересов России ввозимые товары будут облагаться особыми видами пошлин. К ним отно­сятся:

• специальные пошлины;

•антидемпинговые пошлины;

•компенсационные пошлины.

Особые виды пошлин могут применяться в случаях, когда ино­странные товары ввозятся в количествах и на условиях, которые наносят ущерб отечественным производителям таких же или по­добных товаров в результате недобросовестной конкуренции (за­нижение цен, субсидии экспортерам и т. д.). Специальные пошлины могут быть также введены как ответная мера против государств и союзов, ущемляющих интересы России.

Введение особых видов пошлин требует специального расследования и решения правительства по каждому конкретному слу­чаю. Однако пока в России антидемпинговые расследования не проводятся и антидемпинговые пошлины практически не приме­няются, хотя по ряду товаров имеются основания для их введения и создана соответствующая нормативная база.

Случаев введения специальных пошлин в 90-е гг. было немно­го: на сахар-сырец и белый сахар и на такой малозначительный товар, как крахмальная патока.

Основной категорией нетарифных ограничений в России оста­ются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров. Эволюция данной категории не­тарифных ограничений происходила в том же направлении, что и эволюция вывозных пошлин до их отмены в 1996 г.

В 1994 г. количественные ограничения и другие нетарифные ме­тоды регулирования охватывали от 2/3 до 3/4 российского экс­порта. Существовал специальный режим вывоза так называемых стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ)1.

1 Товары военного назначения в этот список не включались.

Право вывозить товары, включенные в этот список, имели только фирмы - спецэкспортеры, которые проходили обязательную регистрацию в тог­дашнем Министерстве внешнеэкономических связей. Однако в 1995 г. система СВСТ и спецэкспортеров была ликвидирована. С этого времени количественные ограничения ввоза и вывоза мо­гут вводиться в целях выполнения международных обязательств России. Это возможно, в частности, в случаях добровольного ог­раничения экспорта в порядке международных соглашений, про­тиводействующих падению мировых цен (например, алюминий), а также в случаях введения ограничений на экспорт российских товаров по соглашениям с ЕС или США.

Исключением из этого правила является введение квот на ввоз сахара-сырца и белого сахара. В свое время вводилось квотирова­ние ввоза украинского сахара, а на 20002001 гг. была установ­лена квота ввоза сахара-сырца из развивающихся и наименее раз­витых стран с взиманием пошлины в размере 5 %. Кроме того, имеет место квотирование вывоза нефти и нефтепродуктов через систему балансовых заданий и регулирования доступа к нефте­проводам.

В отличие от количественных ограничений лицензирование ввоза и вывоза отдельных категорий товаров имеет тенденцию к рас­ширению.

Крупнейшие группы лицензируемых товаров следующие:

1) вооружение, товары, работы и услуги военно-технического назначения, товары двойного назначения, ядерные материалы и технологии. Выдача лицензий осуществляется в порядке, опреде­ляемом Президентом РФ и Правительством РФ. Фактически тор­говля большинством товаров этой группы составляет государствен­ную монополию. Государственным посредником по экспорту и им­порту вооружения и других военно-технических товаров и техно­логий является созданное в 2000 г. Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт», которое обеспечи­вает 8090 % валютной выручки в военно-технической сфере;

2) валютные ценности, в состав которых входят: а) драгоцен­ные металлы (золото, серебро, платина, палладий и другие ме­таллы платиновой группы), их руды, лом и отходы; б) драгоцен­ные камни (природные, сырье или обработанные алмазы, руби­ны, сапфиры, изумруды и александриты). Ювелирные изделия к категории валютных ценностей не относятся.

Нетарифные ограничения включают и ряд технических мер, ад­министративных ограничений и таможенных формальностей. В их числе:

К мерам нетарифного регулирования относятся также экспор­тный контроль, участие в выполнении международных экономи­ческих санкций и другие меры, предусмотренные национальным законодательством и международными обязательствами России.

В рамках валютного контроля и в целях увеличения валютных резервов ЦБ РФ действует обязательная продажа 50 % валютной выручки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке.

Рассмотрим особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами - членами СНГ. Страны СНГ изначально имели преимущества в развитии эко­номического сотрудничества (географическая близость и общая транспортная система, технико-экономическая взаимодополняемость, существовавшая система кооперирования между предприятиями, единый язык общения и т.д.). Однако инерция распада единого государства, различия экономических интересов и политических ориентации, другие отрицательные факторы, в том числе и субъективные, привели к тому, что система СНГ в отношении экономических связей до сих пор действовала неэффективно. Единое экономическое пространство не сохранилось и не восстанавливается. Центробежные тенденции, по-видимому, оказываются сильнее интеграционных. Даже в рамках Таможенного союза, образованного в 1995 г. и преобразованного в октябре 2000 г. в Евразийское экономическое сообщество1, и более тесного Союза Белоруссии и России не удается в полной мере создать общее таможенное пространство и единую систему тамо­женного тарифа.

В развитии торговых отношений России со странами СНГ важ­ная роль отводится реализации идеи о формировании зоны сво­бодной торговли. Договор о ее создании был подписан еще в 1994 г., но до сих пор свободная беспошлинная торговля осуществляется между государствами СНГ на двусторонней основе с многочис­ленными изъятиями и ограничениями, часто вводимыми спон­танно и без согласования с партнерами.

В 1999 г. работа по созданию зоны свободной торговли активи­зировалась, и к началу 2000 г. большинство стран СНГ ратифици­ровали договор о свободной торговле. Одно из немногих исключе­ний в этом отношении Россия, поскольку считается, что в настоящий момент полное включение механизмов свободной тор­говли в рамках СНГ и даже Таможенного союза может нанести ущерб российским национальным интересам.

Опасения России в этой области вызваны следующими обсто­ятельствами:

• во-первых, контрактные цены в торговле со странами СНГ значительно отличаются от мировых. Частично это объясняется большим удельным весом бартерных сделок и несовершенством системы денежных расчетов. Средневзвешенная цена на экспорт­ные товары России в страны СНГ, как правило, ниже, чем в страны «дальнего зарубежья», а цена на ввозимые из стран СНГ товары выше;

• во-вторых, Россия должна будет отменить вывозные пошли­ны на российские энергоносители, поступающие прежде всего в Украину, а также и в другие республики за рамками Таможен­ного союза. Существуют противоречия по вопросам взимания НДС и акцизов.

В вопросах создания зоны свободной торговли Россия выступа­ет не за ее немедленное формальное провозглашение, а за даль­нейшие переговоры по этой проблеме со всеми странами СНГ и, по всяком случае, за договоренности по ряду изъятий из режима свободной торговли. В сентябре 2003 г. Россией, Белоруссией, Ка­захстаном и Украиной было подписано Соглашение о формиро­вании Единого экономического пространства этих стран, где цент­ральное место снова занимают идеи завершения формирования зоны свободной торговли.

Развитие торговли России со странами СНГ тормозится не толь­ко нерешенными вопросами внешнеторгового регулирования. Сложнейшая проблема неупорядоченность платежно-расчетных отношений. В настоящее время расчеты осуществляются, кроме бартерных сделок, в долларах США, евро, российских рублях и других национальных валютах. Попытки создать международную клиринговую систему не увенчались успехом. Нестабильность и неопределенность в расчетах снижают эффективность экспортно-импортных операций.

Другая не менее серьезная проблема задолженность ряда стран СНГ России. К началу 2000 г., по данным Внешэкономбанка, она составляла 8,2 млрд долл.

Основная часть этого долга (больше половины) приходится на долю Украины, которая была и остается важнейшим внешнетор­говым партнером России. Несмотря на это, наибольшие противо­речия во взаимной торговле со странами СНГ у России именно с Украиной, которая высказывает, в то же время, большую заинте­ресованность в создании зоны свободной торговли.

Несмотря на существующие сложности, торговля России со странами СНГ имеет хорошие перспективы при прагматических подходах и реальном учете российских интересов. Вместе с тем формирование единого экономического пространства, Евразий­ского экономического сообщества и СНГ в целом остается акту­альной задачей.

Рассмотрим государственное стимулирование экспорта. Российское законодательство, регулирующее внешнеторговую деятельность, наряду с защитными мерами в отношении нацио­нального рынка и отечественных производителей предусматрива­ет и государственное содействие развитию внешнеторговой дея­тельности путем стимулирования экспорта.

В поддержке и стимулировании экспортеров взаимодействуют государственные и коммерческие структуры, причем роль госу­дарства особенно велика в создании благоприятных условий экс­порта сложной машинотехнической продукции, в том числе ком­плектного оборудования, проектно-строительных услуг. В обязан­ность государства входит непосредственное содействие продви­жению отечественной продукции на внешний рынок, что следует рассматривать, с одной стороны, как элемент формирования кон­курентоспособной и эффективной экономики, а с другой - как составную часть внешней политики.

В целом разработка государственной политики поощрения экс­порта и развития экспортного производства, соответствующей на­учно-техническому кадровому и производственному потенциалу России, находится в начальной стадии. Существенное значение имеет разработка как федеральных, так и региональных программ развития внешнеторговой (или более широко внешнеэконо­мической) деятельности.

Фактически такая программа была разработана только один раз. В ней, в частности, было предусмотрено наращивание в 2 раза объемов вывоза машинотехнической продукции, главным обра­зом за счет реализации крупных инвестиционных проектов за ру­бежом. Впервые рассматривалось в качестве составной части на­циональной экспортной стратегии выделение средств на поддер­жку экспорта в размере 0,3 0,35 % объема валового продукта. Од­нако программа не была выполнена из-за нехватки бюджетных средств.

Формирование системы поддержки экспорта тесно связано с необходимостью модернизации экспортного потенциала страны. С точки зрения поощрения экспорта неотложной задачей пред­ставляется выделение приоритетных экспортно-ориентированных отраслей и создание для них преимущественных условий разви­тия, что соответствует и мировой практике.

Известно, что ведущую роль в экспорте России занимают от­расли топливно-энергетического комплекса, которым принадле­жит и основная роль в формировании доходов бюджета. Конку­рентоспособность российской нефти и природного газа на миро­вом рынке несомненна. Государственная поддержка топливно-энергетического комплекса лежит в сфере налогообложения, привлечения иностранных инвестиций, включая соглашения о разделе продукции.

По-иному стоит вопрос о поддержке экспортного потенциала машиностроения, особенно предприятий военно-промышленного комплекса, которые приватизированы в наименьшей степени больше других отраслей зависят от государственных заказов и соответственно, сильнее всего пострадали от их сокращения, неполной и несвоевременной оплаты.

В этой группе отраслей производство экспортной продукции могло бы стимулироваться помимо размещения государственных заказов предоставлением государственных кредитов, гарантий по привлекаемым предприятиями иностранных кредитов (там, где возможно), выделением беспроцентных ссуд на технологическое обновление, финансовым участием государства в расширении вы­пуска экспортной продукции, не исключая и прямых государствен­ных субсидий.

В мировой практике главными инструментами продвижения эк­спорта является его кредитование, в том числе льготное, а также страхование и гарантирование экспортных кредитов со стороны частных институтов.

В России система долгосрочного кредитования экспорта и стра­хования внешнеторговых рисков только складывается. В частно­сти, создан Российский экспортно-импортный банк (Росэксим-банк), которому предписано предоставлять экспортные кредиты как от имени государства, так и от собственного имени.

Образовано Российское экспортно-импортное страховое обще­ство, контрольный пакет которого принадлежит Росэксимбанку. Функции общества состоят в страховании рисков по экспортным и импортным операциям, осуществляемым в соответствии с меж­дународными соглашениями.

Важное место в государственной поддержке экспорта занимает создание системы внешнеторговой информации, информационно-аналитического и экспертного сопровождения российских экс­портеров. Государство, в том числе и на самом высоком уровне, начинает нелегкую работу по презентации и продвижению россий­ских товаров на новые рынки, например в страны Азиатско-Тихо­океанского экономического сотрудничества (АТЭС), и возвраще­нию на потерянные рынки стран Восточной и Центральной Евро­пы, Кубы, Монголии, Ирака и других стран. Поддерживается ак­тивность российских фирм по участию в тендерах на осуществле­ние крупных инвестиционных проектов, в том числе на модерни­зацию и достройку предприятий, созданных или начатых с участи­ем СССР. В этом же направлении действуют соглашения по постав­кам и модернизации вооружений. Однако именно в указанных выше сферах российский экспорт сталкивается с сильнейшей конкурен­цией и усилия российских фирм, даже при государственной под­держке, далеко не всегда завершаются заключением сделок.

Далее коснемся вопроса о развитии Новых тенденций в регулировании внешней торговли России. С 2000 г. Россия вступила в новый этап экономического и поли­тического развития. Достигнута определенная экономическая ста­билизация и начался экономический рост. Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г. утверждена Концеп­ция национальной безопасности РФ, принята правительственная Программа социально-экономического развития РФ на средне­срочную перспективу (2003 2005 гг.), в которой поставлены за­дачи повышения национальной конкурентоспособности России на мировой хозяйственной арене. Опубликована также представ­ленная МИД РФ Концепция внешней политики РФ со специальным разделом «Международные экономические отношения». В этих до­кументах содержится целый блок задач, касающихся регулирова­ния внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой, поли­тики:

создание общих благоприятных условий для интеграции рос­сийской экономики в общую систему мирохозяйственных связей;

расширение доступа российских товаров и услуг на мировые рынки;

обеспечение доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития страны (та­ким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);

эффективный уровень защиты внутреннего рынка и отечественных производителей в условиях дальнейшей либерализации и внешней торговли;

повышение эффективности государственной поддержки экс­порта продукции с высокой добавленной стоимостью, включая экспортные субсидии и другие формы поддержки экспортеров.

Правительство РФ подтверждает необходимость завершения пе­реговоров о присоединении России к ВТО.

Россия должна на равноправных началах участвовать в новом раунде многосторонних переговоров и выработке его решений, чтобы устранить дискриминацию российских товаров на мировом рынке.

Правительство РФ намерено привести законодательство стра­ны в соответствие с требованиями ВТО, включая процедуры раз­решения споров и порядок применения нетарифных ограничений и защитных мер, признает необходимость снижения барьеров для участников внешнеторговой деятельности и инвесторов.

В данном контексте следует рассматривать все изменения в та­рифном и нетарифном регулировании внешнеторговой деятель­ности в России.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы различия в понятиях «экспорт» и «реэкспорт», «им­порт» и «реимпорт»?

2. Что представляют собой внешнеторговое сальдо и внешнеторговый оборот, как они рассчитываются?

3. Охарактеризуйте изменения, происшедшие в географической структуре мировой торговли во второй половине XX в.

4. Какие изменения произошли в указанный период в товарной структуре мировой торговли?

  1. Дайте определение внешнеторговой политике государства, что входит в ее состав.

  2. Охарактеризуйте понятия «протекционизм» и «либерализация» в международной торговле.

  3. Охарактеризуйте понятия «тарифные методы» и «нетариф­ные методы» регулирования внешней торговли.

  4. Приведите примеры международных организаций, играющих наиболее существенную роль в регулировании современной международной торговли.

  5. Назовите наиболее важные из соглашений, заключенных в рамках ВТО.

10. Что такое внешнеторговая политика, кто и в каких целях ее проводит?

11. В чем заключаются главные проблемы развития внешнеторговых связей России?

12. Перечислите законы и другие нормативные документы, со­ставляющие основу государственного регулирования внешней торговли России.

13. Расскажите о тенденции развития внешней торговли России.

14. Расскажите о тенденции развития торговых отношений Рос­сии со странами СНГ.

15. Какова товарная структура импорта и экспорта России?

16. Что такое таможенная пошлина, таможенный тариф, тамо­женная стоимость?

17. Для чего необходимы особые виды пошлин?

18. Для чего необходимо знать страну происхождения ввозимого товара?

19. Назовите главные задачи, стоящие перед экономической политикой.

20. Какие коренные сдвиги произошли в географической струк­туре внешней торговли России?

21. В чем состоят особенности регулирования внешнеторговых связей со странами СНГ?

22. Оцените товарную структуру экспорта и импорта России с точки зрения ее производственного, интеллектуального и ресурс­ного потенциалов.

23. Назовите крупнейшие группы лицензируемых товаров.

24. Какие проблемы связаны с присоединением России к ВТО?

25. Что выиграет Россия, став членом этих организаций?

26. Как отразился финансовый кризис 1998 1999 гг. на внеш­ней торговле России и на ее внутреннем рынке?

27. Назовите крупнейшие группы лицензируемых товаров.

28. Назовите основные задачи, касающиеся регулирования внеш­неэкономической политики.

Лекция 8. Международная торговля услугами

1. Услуги в мировой экономике. Классификация услуг

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

3. Международный туризм

4. Международный рынок транспортных услуг

5. Международный рынок технологий