3. Машиностроение
В настоящее время машиностроение и по числу занятых (более 80 мл11 человек), и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности.
На долю машиностроительного комплекса по разным оценкам приходится примерно 35% стоимости мирового промышленного продукта. В развитых странах эта отрасль обеспечивает ок. 40%, в странах переходной экономики 2025%. В большинстве развивающихся стран машиностроение относительно слабо развито, хотя на современном этапе темпы его роста ускоряются. По наименее развитые страны фактически лишены современного машиностроения.
Специалисты считают, что в структуре машиностроительного комплекса действуют ок. 20 крупных отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. Часто крупные отрасли группируются в три подразделения, каждое из которых обладает определенной спецификой. Б первое входят отрасли общего машиностроения. Ключевыми здесь являются станкостроение, роботостроение, а также производство разнообразного промышленного оборудования. Вторая группа включает отрасли транспортного машиностроения. Третье подразделение состоит из разнообразных электротехнических и электронных производств. Сюда же нередко включаются некоторые наукоемкие производства, отрасли сельскохозяйственного машиностроения и некоторые другие. При такой, несколько условной, группировке на долю каждого из трех подразделений будет приходиться примерно 1/3 общей стоимости продукции мирового машиностроения.
Для последних десятилетий характерны высокие темпы роста машиностроения, которые часто превышают средние показатели всей промышленности. Но различия в темпах все же имеют место. Они затрагивают отдельные отрасли в каждом из трех больших подразделений и требуют конкретного анализа.
В группе общего машиностроения быстро развиваются станкостроение и роботостроение. Главным направлением развития сердцевины машиностроения станкостроительной промышленности является повышение уровня автоматизации производства. Совершенствование конструкций станков идет по пути перехода к станкам-полуавтоматам и автоматам. Растет производство и других видов специальных станков. Признанным лидером в этой сфере станкостроения издавна была Германия. Долгое время она занимала первое место в мире по общим объемам производства и экспорта станков и качеству изделий. Но активное использование достижений НТР позволило Японии уже в первой половине 90-х гг. опередить Германию. А в конце 90-х гг. Япония еще более укрепила свои позиции. Стоимость производимых станков здесь превысила 9 млрд долл., что составило 28% мирового выпуска станков. Германия со стоимостью произведенных станков 7,5 млрд долл. (18% мирового объема) стала занимать второе место. На третьем месте оказались США (4,9 млрд долл., 12% мирового объема). Ведущие позиции также занимают Италия (10%), Швейцария (5,9%), Китай (5,1%). Определенной специализацией обладают также Тайвань, Республика Корея, Великобритания, Франция. Россия известна высоким качеством многих видов станков. Но в их общем производстве в настоящее время она занимает лишь 2324-е место в мире.
Одним ил важнейших направлений современного технического прогресса является роботизация. Новая эра электронно-механических манипуляторов, которые чешский писатель К. Чапек еще в 20-е гг. назвал роботами, бурно разливается в последние десятилетия. Признанный лидер в этой области Япония, на долю которой в настоящее время приходится 60% мирового парка промышленных роботов. Здесь производится более половины роботов мира. Парк промышленных роботов США уступает японскому в 6 раз. Далее следуют Германия, Франции, Италия, Великобритании, Швеция.
Роботы все более широко используются в ряде отраслей промышленности; в частности в автомобильном производстве, особенно в Японии, а также в Германии, США, Франции. В Японии создан робот-геолог, который может работать в океане па глубине 6000 м и робот-музыкант, «читающий» ноты и «играющий» на электрогитаре. В настоящее время здесь успешно продвигаются работы по созданию роботов нового поколения, управляемых голосом человека и используемых для руководства разнообразными секторами, в том числе в домашнем хозяйстве, контроле программирования и др. В Италии ведутся разработки по созданию модели робота-домохозяйки. В Австралии успешно используются роботы-стригали овец. В США морские роботы заменяют водолазов.
В свою очередь возникновение робототехники стимулировало расширение использования гибких производственных систем, которые представляют собой соединения компьютеров и системы роботов, самых современных станков, а также транспортно-загрузочных устройств. ГПС и заводы-автоматы повышают производительность труда в десятки раз.
В то же время в некоторых других отраслях общего машиностроения имеют место серьезные противоречия в производстве. В ряде стран трудности испытывают, например, предприятия, производящие оборудование для черной металлургии.
К числу быстро растущих отраслей относится большая часть транспортного машиностроения. В XX в. и в настоящее время наиболее динамично развивается автомобильная промышленность. За последние полвека производство автомашин в мире выросло в 6 раз (с 10 млн в 1950 г. до 60 млн в 2000 г.). Из общего их объема примерно 70% приходится на легковые автомобили, а 30% на грузовые и автобусы. И структуре производства в последние годы особенно быстро увеличивается выпуск автомобилей класса «люкс» (только за 19982000гг. оно выросло в З раза) и микроавтомобилей. Согласно прогнозу, производство «карманных» автомобилей к 2004 г. возрастет на 40%, а средние темпы роста автомобильной промышленности составят 12,5%.
Меняется география отрасли. В начале 90-х гг. первое место в мире заняла Япония, опередив «вечного» лидера США. В прессе отмечали: «Детройтская «большая тройка» находится при смерти» (в Детройте расположены заводы крупнейших автомобильных предприятий General Motors, Ford и Chrysler). Но уже через несколько лет стало ясно, что журналисты поспешили США вновь вернули себе первенство. «Детройт возвращает утраченные позиции» такая оценка прессы правильно отражала происходившие изменения. Характерно, что американский президент Б. Клинтон считал возвращение первого песта в автомобильном производстве одним из самых больших экономических достижений США за последние годы.
Резко увеличивается активность Западной Европы. Европейский рынок соперничает с американским, особенно германские и французские фирмы, контролирующие около половины продаж автомашин в Европе. Суммарное производство автомашин в Германии и Франции, достигшее в 2000 г. 8,3 млн (5,1 млн в Германии и 3,2 млн во Франции), ставит их на современный уровень США и Японии. Растет производство автомашин также в Испании, Италии, Великобритании, в ряде стран Азии (Республика Корея), Латинской Америки (особенно в Бразилии). В большинстве развивающихся стран распространение получила преимущественно автосборка.
Соотношение сил между крупнейшими компаниями мира можно видеть из следующих данных о выпуске автомобилей в 2001 г. (тыс. шт.). Первое место занимала General Motors. Ее общее производство составляло 7583, в том числе легковых 4663. Далее следовали; Ford - 6676, 3699; Тоуоtа - 6055, 5021; Volkswagen - 5109, 4881; Daimler-Chrysler - 4364, 2393; Peugeot-Citroen 3102, 2710; Honda-Nissan 2559, 1967; Hynnai-Kia - 2518, 2088; Fiat- 2409, 1929; Renault - 2375,2070; Mitsubishi - 1648,1242.
Весьма противоречиво развивается судостроение. Меняется его структура, что связано с изменениями в характере, морских перевозок. Важные изменения происходят и в географии, отрасли. Старые центры судостроения (особенно Великобритании) теряют свое значение. Центр производства перемещается в Японию и Республику Корея, которые попеременно делят первое и второе места в мире, существенно превосходя все другие страны.
Большую роль в машиностроительном комплексе играют авиационно-космические производства. В мировой авиационной промышленности господствуют США и страны Западной Европы. После поглощения компании MacDonnel Douglas американской корпорацией Вoeing середине 90-х гг. стало ясно, что развитие мирового авиастроения будут определять два авиастроительных гиганта: Вoeng и европейский консорциум Airbus Industrie. Последний был создан по инициативе французской компании Aerospatial. В его капитале пакеты по 37,9% стали принадлежать Аerospatial и Daza (Германия), 20% British Aerospace (Великобритании) и 4,2% компании Саsa (Испания). Руководство Аirbus Industrie разместилось в Тулузе (Франция).
С самого начала между европейским консорциумом и капиталом США развернулась ожесточенная конкурентная борьба. Европейская промышленность «должна сконцентрировать силы, чтобы ответить на вызов Вoeing», отмечала французская газета «Моnde», Объединение Airbus Industrie развернуло широкую экспансию на мировых рынках. Особое значение это имеет в современных условиях, когда мировая авиационная промышленность вступила в период активного роста. В ближайшие 20 лет, по подсчетам экспертов, рынок гражданских пассажирских самолетов составит от 13 до 1б тыс. машин на сумму 1 трлн 100 млрд долл.
Террористические акты в США в сентябре 2001 г. нанесли удар по этим проектам. Но, несмотря па трудности, борьба двух гигантов за сверхприбыли продолжается.
Конкуренция имеет место в производстве и сбыте вертолетов. Если первое место в мире среди производителей боевых вертолетов принадлежит американской группе Сикорского, то в производстве и экспорте гражданских вертолетов па первое место вышла европейская группа Еurocopteur (70% капитала владеет Франция, 3096 Германия).
В космической промышленности доминирующие позиции принадлежат США. Но в последний период усиливается активность стран Западной Европы, в частности Европейского космического
агентства и европейского концерна Аrianspace. По размерам финансирования гражданских космических программ показатели Европы приближаются к американским. По информации, полученной от Аrianspace, с 1994 г. концерн вывел на околоземную орбиту 112 тяжелых спутников. Общая сумма контрактов, уже заключенных корпорацией, превышает 4 млрд долл., что составляет более половины всего мирового рынка коммерческих запусков искусственных спутников Земли.
Основу третьего подразделения составляют разнообразные отрасли электротехнической и электронной промышленности. Электротехника бурно развивается в последние десятилетия. Ее традиционные отрасли (производство оборудования для электростанций и электросетей) испытывают воздействие стремительного роста производства электроэнергии, строительства новых и модернизации старых мощностей. Производство энергетического оборудования наиболее развито в странах Западной Европы (для тепловых станций, особенно в Германии, ГЭС во Франции и др.), США и Японии. Лидер в производстве кабеля Франция. Эти же страны играют главную роль в производстве электронного оборудования, составляющего основу новейших коммуникативных технологий. Производство электронного оборудования промышленного назначения наиболее развито в США, бытовой электроники в Японии, Западной Европе, а также в новых индустриальных странах, особенно В Юго-Восточной Азии.
О важной роли комплекса электротехники и электроники свидетельствует распределение государственных расходов. Так, в последние годы в суммарных расходах государства на НИОКР в обрабатывающей промышленности па долю электротехники и электроники приходилось в США 28%, в Японии - 25, Германии 29, но Франции 43, в Великобритании 40, в Италии 30%.
Выпуск сельскохозяйственных машин сосредоточен в США, Канаде, странах Западной Европы. Производство несложного оборудования для аграрного сектора экономики имеет место в ряде развивающихся стран.
В современном мире сформировались три крупнейших ареала машиностроительной промышленности: США (на их долю приходится св. 1/3 мирового машиностроения), Западная Европа (ОК. 70) Япония (ок. 15%). Большими возможностями для развития машиностроения обладают страны переходной экономики (Китай, Россиян др.).
Развивающиеся страны производят всего 1/10 машиностроительной продукции мира. Но в последнее время темпы роста машиностроения здесь ускоряются, особенно в Республике Корея, Бразилии, Аргентине, Мексике, а также в Индии и в некоторых странах Среднего и Ближнего Востока.
- 1. Понятие мирового хозяйства
- 2. Основные этапы становления мирового хозяйства
- 5.Центр и периферия мирового хозяйства.
- 6. Россия в системе мирового хозяйства
- 1. Сущность международного разделения труда
- 2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на современном этапе
- 3. Роль нтр в развитии современного международного разделения труда
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Содержание процесса глобализации экономики
- 3. Антиглобализм
- 1. Понятие и формы международной экономической интеграции
- 2. Западноевропейская экономическая интеграция и Европейский Союз (ес)
- 1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2. Проблемы использования природных ресурсов. Современный экологический кризис
- 3 Природные ресурсы России
- 4. Демографические ресурсы
- 4.1 Естественное движение населения
- 4.2 Трудовые ресурсы
- 4. 3 Проблемы семьи
- 4. 4 Международные миграции рабочей силы
- 4. 5 Демографическая ситуация и международная миграция в России
- 6. Лидеры мирового бизнеса
- 1. Топливно-энергетический комплекс основа мировой экономики
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Машиностроение
- 4. Химический комплекс
- 12.5 | Текстилыю-швейион производство
- 6. Лидеры мирового бизнеса
- 7. Основные отрасли промышленности России
- 1. Международная торговля в системе международных экономических отношений, ее динамика и структура
- 2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика
- 4. Международное регулирование мировой торговли. Принципы деятельности и роль вто
- 1. Услуги в мировой экономике. Классификация услуг
- 2. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс)
- 3. Международный туризм
- 4. Международный рынок транспортных услуг
- 5. Международный рынок технологий
- Лекция 9. Мировой рынок и его конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках
- 2. Конъюнктура мирового рынка
- 4. Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен
- 1. Сущность, причины и формы вывоза капитала
- 2. Динамика и структура иностранных инвестиций в мировой экономике
- 3. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом движении капитала
- 5. Международное движение капитала и проблемы внешнего долга в современной мировой экономике
- 6. Регулирование международного движения капитала
- 7. Иностранный капитал в экономике России
- 1. Понятие, причины, формы и направления международной миграции рабочей силы
- 2. Регулирование процессов международной миграции рабочей силы
- 3. Россия в международной миграции рабочей силы