logo
Курс лекций по мировой экономике

5. Международный рынок технологий

Специфической составной частью международного рынка услуг является международный рынок технологий, отличающийся большим разнообразием и динамизмом развития.

Международная торговля технологиями - это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и прикладную ценность (освоение на их основе производства новых товаров, предоставление новых видов коммерческих услуг и т.д.).

Объектами международной торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме, причем четкой границы между этими формами нет.

Неовеществленной формой могут считаться техническая документация, знания, опыт, рецептура, лицензии на использование результатов научно-технических разработок, компьютерных программ и т. д.

К овеществленной форме относятся промышленные образцы, отдельные агрегаты и технологические линии, которые передаются для дальнейшего производства по той или иной технологии.

К промышленно-интеллектуальной собственности, связанной с торговлей технологиями, относятся также товарные знаки, иногда называемые брэндами (от англ, brand клеймо, фабричная марка). Товарный знак на конкурентном рынке свидетельствует об определенном качестве товара, его техническом уровне и уровне гарантийного обслуживания. Следовательно, он влияет на пред­почтения покупателей и поэтому представляет собой реальную ценность.

Субъектами международного рынка технологий могут высту­пать государства, высшие учебные заведения и научно-исследова­тельские организации, различные фирмы и фонды, а также физи­ческие лица изобретатели и ученые. Другими словами, собствен­никами созданных технологий и других результатов научно-технической деятельности выступают либо их создатели, либо те государственные и негосударственные организации, которые фи­нансируют их деятельность.

Хотя и в современную эпоху возможна деятельность изобрета­телей-одиночек, однако значительные затраты на научно-иссле­довательские и научно-конструкторские работы под силу только крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров, пользующихся спросом и конкурентоспо­собных на рынке. Затраченные средства окупаются не сразу. Отсю­да вытекает тенденция к монополизации технологий на опреде­ленный период. Они передаются в первую очередь филиалам или дочерним компаниям ТНК и, в гораздо меньшей степени, неза­висимым фирмам.

Это не значит, что создание новых технологий и их распрост­ранение возможно только в рамках ТНК. В научно-технических разработках и производственном освоении их результатов боль­шая роль отводится мелким и средним фирмам, которые получи­ли название венчурных, или рисковых.

Технологии являются частью интеллектуальной собственности и, соответственно, охраняются национальным законодательством и международными соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной (промышленной) собственности базирует­ся на принимаемых в отдельных странах соответствующих патент­ных законах. Однако в международном масштабе пока еще полно­стью не сформирована система, регламентирующая единообраз­ный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и устанавли­вающая обязательные критерии патентоспособности техническо­го решения (когда на данное техническое решение может быть выдан патент), определяющая сроки действия охранных докумен­тов и т. д.

К началу XXI в. единые международно-правовые (патентные) требования были выработаны лишь в ЕС. Европейская региональ­ная патентная система была создана на базе Европейской патентной конвенции, подписанной в 1973 г. Первый патент Европейс­ким патентным ведомством, входящим в Европейскую патент­ную организацию, был выдан в 1980 г., а к 1992 г. уже был оформ­лен 200-тысячный европейский патент и опубликовано 500 тыс. патентных заявок.

Характерно, что основная часть объектов промышленной соб­ственности защищается в двух странах - США и Японии. Однако между ними существуют весьма существенные разногласия в дан­ной области по целому ряду принципиальных вопросов. В частно­сти, Япония, разделяя мнение всех остальных стран мира, исхо­дит из принципа, что изобретателем является лицо, которое пер­вым подало заявку на патент. В США придерживаются иного прин­ципа: патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подало заявку на патент, а тому, кто сможет доказать, что данное изобретение сделано им. Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор, дополняющий подписанную еще в 1883 г. (свыше 100 лет назад) Парижскую конвенцию об охране промышленной собствен­ности. Главный смысл этой конвенции создание условий для обеспечения охраны прав, возникающих в одном государстве, на территории других государств, подписавших данную конвенцию, т. е. облегчение патентования изобретений иностранцами.

Значительную роль в данной области призвана сыграть создан­ная в 1974 г. в рамках ООН Всемирная организация интеллекту­альной собственности (ВОИС), которая опирается на многочис­ленные конвенции, договора и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в. Россия участвует в работе ВОИС.

Международная торговля технологиями входит также в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует Соглашение о тор­говых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

Российское законодательство в указанной сфере включает па­тентный закон от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Закон РФ «О товар­ных знаках, знаках соответствия и наименованиях мест происхож­дения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 и ряд других. В целом регулирование технологического обмена и других аспектов интел­лектуальной собственности в России находится на начальном эта­пе, что препятствует защите российских интересов и привлечению иностранных инвестиций. В то же время Россия является участни­цей Парижской конвенции по охране промышленной собственно­сти и Договора о патентной кооперации, которые регламентируют международное признание национальных патентов.

Основными понятиями в торговле технологиями, их разра­ботке, распространении и защите являются патент, лицензия и ноу-хау.

Патент (от лат. patens открытый, явный) - это документ, выдаваемый компетентным государственным органом, по которому то или иное техническое решение признается изобретени­ем, полезной моделью, промышленным образцом. Патент закреп­ляет за лицом (патентовладельцем), которому он выдан, моно­польное право на пользование этим изобретением.

Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые изобретения, позволяющие достигнуть качественно новых техни­ческих (и экономических) результатов.

Срок обладания патентом в зависимости от национального за­конодательства составляет 15-20 лет. Однако реальный срок его действия обычно в 2-3 раза меньше. Это объясняется ростом на­учно-технического прогресса. Поскольку ежегодная поддержка па­тента требует уплаты пошлин, патентовладелец не заинтересован в его сохранении, когда имеются более производительные и эко­номичные технологии.

Патент действует только в стране регистрации. Поэтому ши­роко распространена регистрация патентов в зарубежных стра­нах. В результате патентовладелец имеет преимущество в конку­ренции не только на национальном, но и на международных рынках.

Большинство патентовладельцев сами используют запатенто­ванные технологии в производстве и реализации товаров. Но очень часто патент или право на его использование (полное или частич­ное) становится самостоятельным объектом коммерческой сдел­ки посредством выдачи лицензии.

Лицензия (патентная) это разрешение, выдаваемое патенто­владельцем (он же лицензиар) другому лицу или фирме (ли­цензиату) на право промышленного или торгового использова­ния содержания патента. Лицензия выдается за определенное воз­награждение, на определенных условиях и на определенный до­говором срок. При этом право собственности на объект лицензии остается за патентовладельцем.

Если лицензии или патенты передаются или продаются за гра­ницу, это уже считается международной нетоварной коммерчес­кой сделкой. Предоставление за границу лицензий (патентных) и товарных знаков называется международным лицензированием, которое является основной формой международного обмена тех­нологиями.

Существуют три основные вида патентных лицензий: простая, исключительная и полная.

При продаже простой лицензии патентовладелец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект ли­цензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам.

Простая лицензия обычно выдается фирмам, действующим на рынке товаров массового спроса, где могут сосуществовать не­сколько лицензиатов, обладающих данной лицензией.

При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставля­ет покупателю исключительные права на объект лицензии. Он может сам использовать объект лицензии, но не имеет права пре­доставлять аналогичные лицензии третьим лицам, поскольку это противоречит заключенному соглашению. Исключительная лицен­зия наиболее часто используется в международной практике.

При продаже полной лицензии лицензиар не имеет права ис­пользовать объект лицензии на период действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.

За использование лицензии покупатель (лицензиат) платит про­давцу. Эта плата составляет часть дохода (примерно 1030 %), по­лученного в результате использования лицензии. Лицензионные платежи (плата за лицензии) подразделяются на периодические - роялти и единовременные - паушальные. Роялти - это рента за интеллектуальные ресурсы. Она выплачивается в виде отчислений от дохода покупателя лицензии в течении срока действия согла­шения.

Паушальные платежи твердо зафиксированная в лицензионном соглашении сумма, не зависящая от объема производства и сбыта продукции.

Продажа лицензий может производиться напрямую между па­тентовладельцем и покупателем лицензии. В этой сфере действует также большая группа посреднических (брокерских) фирм, кото­рые получают комиссионные в обусловленном размере (5 10% стоимости лицензии).

Термин «ноу-хау», возникший в США, происходит от англ. know how, т. е. «знать как (делать)». Под этим термином понима­ются научно-технические знания и опыт производственного, уп­равленческого, коммерческого, финансового и иного характе­ра, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и другой профессиональной деятельности, но не обеспечены патентной защитой и носят конфиденциальный (за­крытый) характер.

Ноу-хау предоставляются либо в форме документации (черте­жи, схемы, инструкции, компьютерные программы, рецептуры и т.д.), либо в форме передачи непосредственного опыта через командированных специалистов или обучение стажеров. Передача ноу-хау имеет форму беспатентной лицензии, которая тоже опла­чивается в соответствии с заключенным контрактом.

К международному обмену технологиями относится и между­народный инжиниринг предоставление иностранному контра­генту комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, разработкой новых технологических про­цессов на предприятии заказчика, а также управленческих, мар­кетинговых и подрядных услуг.

К инжинирингу относятся:

• подрядные, управленческие и маркетинговые услуги.

Развитие научно-технического прогресса зависит от расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо­ты (НИОКР), подготовки научных и инженерных кадров и поли­тики государства в инновационной сфере. Так, в 2000 г. доля рас­ходов на НИОКР составляла, % ВВП:

США, Япония, Германия 2,7-2,9%

Франция 2,3 - 2,4 %

Великобритания 2,3 - 2,4%

Новые индустриальные страны приближаются к показателям европейских государств, а Республика Корея - к показателям США. Главные расходы по финансированию НИОКР приходятся на пред­принимательские структуры (67 % по развитым странам в целом), но доля государственного бюджета в них также велика (в США - 33 %, в Германии и Франции - до 40 %).

В результате господствующее место в международном обмене технологиями занимают развитые (индустриальные) страны - США, Западная Европа, Япония, возрастает роль новых индуст­риальных стран, Китая и Индии.

В то же время в России имеется потенциал для создания кон­курентоспособной экспортной продукции, товаров и услуг (по­мимо названных выше) в следующих отраслях: оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуника­ционное оборудование, разработка новых материалов.

В 90-е гг. научно-технические исследования в России оказались в очень тяжелом положении. По официальным данным, персо­нал, занятый исследованиями и разработками, уменьшился вдвое. Бюджетные ассигнования по разделу «Фундаментальные иссле­дования и содействие научно-техническому прогрессу» (без учета НИОКР в области космической деятельности) сократились с 0,5 % ВВП в 1992 г. до 0,24 % в 2000 г. В целом внутренние затраты на исследования и разработки (в постоянных ценах 1989 г.) в 2000 г. остались практически на уровне 1992 г., а удельный вес этих расходов в ВВП составил всего 1,06%.

С 1999 г. положение в области НИОКР начинает меняться к лучшему, увеличиваются бюджетные ассигнования и, в большей степени, средства организаций предпринимательского сектора и других источников, составляющие уже до 50 % финансирования. В марте 2002 г. были приняты документы, пределяющие государ­ственную научно-техническую политику на ближайшие 10 лет:

«Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальней­шую перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники на период до 2010 года» и «Перечень кри­тических технологий на период до 2010 года». В них планируется довести финансирование научных исследований и технологичес­ких разработок до 4 % от общего объема расходов федерального бюджета, что в 5 раз выше объемов финансирования 2002 г.

На мировом рынке высоких технологий Россия сохраняет свою конкурентоспособность по целому ряду направлений. Прежде все­го это относится к производству и услугам в ракетно-космичес­кой промышленности и наукоемким отраслям оборонно-промыш­ленного комплекса, включая участие в международных космичес­ких программах и экспорте вооружений. В России имеется потен­циал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, кроме вышеназванных, в таких отраслях, как оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспече­ние, телекоммуникационное оборудование, разработка новых ма­териалов.

Российская торговля технологиями с зарубежными странами имеет тенденцию к некоторому росту, но в целом остается скром­ной. К концу 90-х гг. по стоимости импорт в этой сфере превышал экспорт в 7 раз. Если экспортные соглашения реализуются пре­имущественно в сфере науки и научного обслуживания, то в им­порте преобладают лицензии и инжиринговые услуги, применяе­мые в промышленности. Роялти и лицензионные платежи в экс­порте услуг не достигают 100 млн. долл. В этой диспропорции отра­жается низкий внутренний спрос на инновации и недостаток средств на доведение изобретений и открытий до производствен­ного применения.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение услуг и торговли услугами. Чем услуги отличаются от товаров в вещественной форме?

  2. Чем объясняется быстрый рост торговли услугами и увеличение их роли в международной торговле?

  3. Какие проблемы решаются Генеральным соглашением по тор­говле услугами?

  4. Что такое международный туризм? Почему возрастает спрос на туристские услуги?

  1. Для чего введено международное определение понятия «ту­рист (посетитель)»?

  2. Что такое туристский бизнес? Как он развивается в России?

7. Почему показатели экспорта и импорта услуг, в том числе туристских, сократились в России в 1998 - 1999 гг.?

  1. Что понимается под международными транспортными опе­рациями? Какие рыночные агенты задействованы в них?

  2. В каких направлениях развивается структура международных перевозок и международная транспортная система?

  1. Что такое страны открытого судового реестра, какова их роль в международных перевозках?

  2. С какими проблемами сталкивается транспортный комплекс России в системе международных перевозок?

  3. Дайте понятие международной торговли технологиями и по­кажите, почему она является одной из наиболее динамично рас­тущих сфер международного рынка услуг.

  4. Раскройте роль и значение интеллектуальной собственно­сти в современной мировой экономике.

  5. Какие виды патентных лицензий вам известны?

  6. Что понимается под ноу-хау и чем оно отличается от па­тента?

  7. Что такое международные инжиниринговые услуги?

  8. Что определяет лидерство развитых стран и ТНК на между­народном рынке технологий?

  9. По каким направлениям Россия сохраняет научно-техни­ческий потенциал и конкурентоспособность на международном рынке технологий?