logo
Курс лекций по мировой экономике

1. Услуги в мировой экономике. Классификация услуг

Услуги - это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе и предпринимательской, связанных с удовлетворением сово­купности потребностей людей. Поскольку это очень общее опреде­ление, различают понятие «услуги» в широком и узком смысле сло­ва. В широком смысле услуги - это комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих занятий человека, по­средством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, ко­торые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Услуги составляют так называемый третичный сектор эконо­мики, на который приходится 2/3 мирового ВВП. Их преоблада­ние в экономике США и других промышленно развитых госу­дарств, а также в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой абсолютно. В 2000 г. удельный вес услуг в ВВП Российской Федерации составлял 47,2 %.

Большинство услуг продается и покупается, следовательно, ус­луга это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде:

Роль услуг в мировой и национальной экономиках и торговле быстро растет.

Это объясняется следующими причинами:

Количество услуг очень велико. Например, в ходе международ­ных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО учитывается более 160 ви­дов услуг, разбитых на 12 секторов. В классификатор услуг ООН включено более 500 позиций и субпозиций, объединенных в 6 отраслевых групп.

Услуги можно классифицировать не только по отраслям, но и по способу предоставления, связи с движением факторов произ­водства и другим критериям.

Часть услуг производится и потребляется внутри той или иной страны. Это относится, в частности, к правительственным и обя­зательным социальным услугам, которые финансируются из на­циональных бюджетов.

Большинство видов услуг может быть объектами международ­ной торговли. Торговля услугами это нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт или импорт услуг не обязательно оз­начает перемещение через таможенную границу. Например, если иностранец снимает номер в гостинице или оплачивает проезд внутри другой страны, это считается международной нетоварной сделкой по покупке (продаже) услуги.

Преобладает трансграничная торговля услугами, когда произ­водитель и потребитель услуги разделены территориально. В то же время широко распространено присутствие иностранных фирм поставщиков услуг в стране, где эти услуги предоставляются. Для этого организуются филиалы банков и страховых компаний, пред­ставительства торговых, строительных, консультационных фирм.

Возможны варианты, когда потребитель услуги отправляется в страну ее производства (туризм, лечение) или, наоборот, лицо, которое оказывает услугу, приезжает в страну ее потребителя.

Почти все виды услуг можно разделить на две большие категории:

1) персональные услуги, удовлетворяющие потребности фи­зических лиц;

2) деловые услуги для обслуживания юридических лиц.

Международная финансовая статистика, публикуемая МВФ, группирует услуги по трем разделам:

- транспортные услуги;

- туризм;

- другие частные услуги.

В отраслевой структуре экспорта услуг до 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они усту­пили первенство другим частным услугам и туризму, которые раз­вивались гораздо быстрее. В 90-е гг. другие частные услуги заняли первое место в экспорте услуг (около 45%), поскольку именно в их состав входят деловые услуги, включающие финансовые услу­ги (банковские, страховые и т.д.), информационные (программ­ное обеспечение, базы данных и др.), консультационные, торгово-посреднические и ряд других.

Объем международного экспорта услуг растет быстрее между­народной торговли в целом. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд.долл., в 2003 г. уже превышал 1,5 трлн. долл., т.е. вырос более чем в 3,7 раза. Доля экспорта услуг в совокупной междуна­родной торговле товарами и услугами составляет около 20 %. Од­нако этот показатель растет и к 2015 г., по оценкам, может соста­вить 25-30%.

Все новые виды услуг включаются в международную торгов­лю. В ней увеличивается роль услуг, которые прежде ограничива­лись национальными рамками (образование, здравоохранение). Однако очень часто трудно разграничить экспорт товаров и экс­порт сопутствующих услуг в крупных и долгосрочных сделках.

Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы развитых (индустриальных) стран. Их удельный вес в международном экспорте услуг достигает 70 %. Однако он имеет тенденцию к сокращению, поскольку новые индустриаль­ные страны и другие развивающиеся государства проявляют боль­шую активность в этом секторе мировой экономики.

По объемам торговли услугами со значительным отрывом от других государств лидируют США (около 19 % мирового экспорта и около 14% мирового импорта услуг), на которые приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. В десят­ку ведущих экспортеров услуг в начале 2000-х гг. вошли (кроме США) Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Нидерланды, Бельгия-Люксембург и Гонконг, а в де­сятку импортеров США, Германия, Япония, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург. К ней примыкает Китай. При этом Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем вывозят, т. е. являются чистыми импортерами услуг.

Россия на международном рынке услуг в 2002 г. занимала 29-е место в мире по экспорту (0,8 %) и 20-е место по импорту (1,4 %). Россия - нетто-импортер коммерческих услуг. По данным Бан­ка России и расчетам независимого российского Центра разви­тия отрицательное сальдо страны по услугам составляло в 2000 г. 5,2 млрд. долл.

Можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. В раз­витых (индустриальных) странах такая специализация представле­на прежде всего деловыми услугами (финансовыми, телекоммуни­кационными, информационными) и экспортом передовых техно­логий, а также услугами по образованию, здравоохранению и ту­ризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве услуг. Так, Турция, Египет, Таиланд, Кипр спе­циализируются на туристских услугах; Панама, Либерия, Синга­пур, Гонконг - на услугах морского транспорта; оффшорные цен­тры Карибского моря и Тихого океана- на финансовых услугах.

Возрастает роль в международной торговле услугами новых ин­дустриальных государств, Китая и ряда других. Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь преимуще­ства в использовании своего евразийского положения для орга­низации международного транзита. Перспективно для России также развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. В структуре экспорта российских услуг 33 % приходится на транспорт, 42 % на туризм и 25 % на другие частные услуги.